Закон «Об образовании» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Закон «Об образовании» - страница №1/1

Преподавание изобразительного искусства в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Мишенькина Н.С., методист кафедры культурологии ОГБОУ ДПО УИПКПРО


Главная особенность современного этапа развития отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.

1 декабря 2007 года в Закон «Об образовании» была внесена поправка в статью 7 «О государственном стандарте». Если в образовательных стандартах 1998 года и 2004-го объектом стандартизации было минимальное содержание образования, и в основном весь стандарт складывался из трех частей (цели образования, содержание образования и образовательный результат), то с 2007 года Федеральный государственный стандарт стал определяться тремя ключевыми требованиями: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы каждой ступени и к условиям реализации основных образовательных программ каждой из трех ступеней. Изменения статьи 7 Закона «Об образовании» привели к тому, что Федеральный государственный образовательный стандарт приобрел рамочный характер.

Стандарт вводится не одномоментно, а постепенно. С 1 сентября 2011 года по новому стандарту стали учиться все первые классы нашей страны. С 2012 года в пилотном режиме вводится ФГОС основной школы для 5 классов. В нашем регионе в эксперименте участвуют 38 школ. Таким образом, в Ульяновской области в 2012-2013 учебном году все 1-2 классы, а также 3 и 5 классы пилотных школ будут учиться по стандартам второго поколения. Остальные же продолжат работать по стандартам 2004 года.

Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного российского психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и множество других наших известных ученых – в течение 50 лет смогли разработать основу, на которой может строиться современная российская школа. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Во-первых, на уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, которые называются моделями. Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание. Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде всего не на конечный результат, а на то, как ребенок сам каким-то способом достигает этого знания. Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано, и акцент делается не на большое количество учебных дисциплин, а на создание интегративных курсов и модулей, которые комплексно, системно дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний. В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности школьника. Если исходить из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то ведущей деятельностью в начальной школе является учебная деятельность, где дети решают систему учебных задач, которые ориентируют ребенка на конструирование общих способов, позволяющих решать большой круг частных задач. При переходе в подростковую школу ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность. Причем для разных подростков разная деятельность становится ведущей: для одних - проектная, для других - учебная, для третьих - спортивная, для четвертых - художественная. Такой подход в подростковой школе показывает, что на первое место в основной школе выходит не собственно урок, не учебная деятельность, а поcледеятельностное пространство, наличие разных видов деятельности, которые и делают шаг в развитии ребенка.

Деятельностный подход влияет и на структуру результатов обучения в школе, представленных в новом стандарте. Начиная со стандарта 2004 года перед педагогическим сообществом была поставлена задача не только формирования суммы знаний, умений, навыков, но и формирования так называемых общеучебных умений и навыков. В новых стандартах начальной и основной школы образовательные результаты носят комплексный характер, и имеют уже не две составляющие (ЗУН по предмету и общеучебные умения, навыки), а три (предметный, метапредметный результат (или универсальные учебные действия) и личностный результат). Описание самих образовательных результатов можно найти в примерных основных образовательных программах ступеней обучения.

Так, в ФГОС основной школы [2] определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

А в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения [3] идет расшифровка результатов:



Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.

Выпускник научится:  понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;  осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.



Выпускник получит возможность научиться: выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.

Выпускник научится: понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.



Выпускник получит возможность научиться: понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;  понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ.

Выпускник научится:  эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;  понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).



Выпускник получит возможность научиться: анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится: различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.



Выпускник получит возможность научиться: определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

Изобразительная природа фотографии, театра, кино

Выпускник научится: определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).



Выпускник получит возможность научиться: использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

Так реализуется дидактический принцип минимакса, который заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Ключевым моментом образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (метапредметных результатов): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Характеристика деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства [4]




Характеристика деятельности обучающихся


Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)



воспринимать произведения искусства;

анализ, синтез, сравнение (П),

личностное переживание (Л)





выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);

выражение своих мыслей (К),

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)





участвовать в обсуждении;

планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)



понимать условность художественного образа;

анализ, синтез, сравнение (П)



понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикланого искусства, художественного конструирования;

моделирование и преобразование объекта (П)



создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;

поиск и выделение необходимой информации (П)



использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;

выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)



использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

использование знаково-символических средств (П)



изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;

использование знаково-символических средств (П)



овладеть на практике основами цветоведения;

выполнение действий по алгоритму (П)



передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



овладеть приемами работы различными графическими материалами;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;

использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)



создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);

использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)



наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

извлечение необходимой информации (П)



моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;

моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



изображать в объеме выразительные образы человека;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать роль изобразительных искусств в жизни человека,

роль художника в театре;



нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;

выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



моделировать маску, костюм, макеты;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)



различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



создавать эскизы и модели игрушек;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



называть ведущие художественные музеи России и региона

выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)

Кроме того, учебный предмет «Изобразительное искусство» дает богатые возможности для интеграции с другими школьными предметами, и не только в качестве иллюстративного метода на уроке литературы или музыки. Можно использовать межпредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), с математикой (геометрия, пропорции), с физикой (механика, оптика), с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды), с информатикой (компьютерная графика).

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Этому же способствуют исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности.

Кроме того, постижение школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных и зрелищных искусств и самих произведений искусства, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.

А темы, соответствующие современным требованиям жизни (книжный и промышленный дизайн, дизайн костюма и среды, зрелищные и экранные искусства, мультипликация, компьютерная графика), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.

Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового списка учебников, разработанных в соответствии с новыми стандартами и прошедших экспертизу. В Федеральном перечне учебников рекомендованных на 2012/2013 учебный год [5] 44 учебника по изобразительному искусству для начальной школы и 24 учебника для основной школы. Образовательное учреждение вправе воспользоваться любыми учебно-методическими комплектами из этого списка. Но целесообразнее выбирать те из них, которые позволяют сохранять авторскую линию на протяжении всего периода обучения изобразительному искусству (с 1 по 8 класс). Таких линий в Федеральном перечне пять.

Два комплекта учебников выпускаются издательством «Просвещение». Это хорошо известные учителям УМК под редакцией Б.М. Неменского и УМК Т.Я. Шпикаловой. Издательству «Дрофа» принадлежит комплекс учебников для 1–9 классов разработанный в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина (начальная школа представлена линией учебников «Изобразительное искусство» В. В. Кузина, Э. И. Кубышкиной для 1–4 классов, а основная школа линией учебников «Изобразительное искусство» С.П. Ломова и С.Е. Игнатьева для 5-9 классов). Издательство «Баласс» выпускает учебники образовательной системы «Школа 2100», в ее состав входят учебники по изобразительному искусству О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской для 1-4 класса и И.Э Кашековой, А.Л. Кашекова для 5-8 класса, являющиеся продолжением линии учебников для начальной школы. У издательства «Вентана Граф» также появилась линия учебников с 1 по 8 класс. Это учебники для начальной школы Л.Г. Савенковой и Е.И. Ермолинской и для основной школы Е.И. Ермолинской, Е.С Медковой, Л.Г. Савенковой.

Все вышеперечисленные учебно-методические комплекты включают: рабочие программы, созданные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта,  учебники, рабочие тетради (для 1-5 классов), методические пособия. Кроме того, на сайтах издательств можно найти и методическую поддержку учебников (например, варианты календарно-тематического планирования, разработки уроков сделанные самими авторами учебников). Все учебники в соответствии с ФГОС содержат задания, предполагающие работу с компьютером, исследовательскую и проектную деятельность, работу в группах.

Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.

Литература


1. Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7 http://eurekanext.livejournal.com/53083.html

2. Федеральный государственный огбразовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.савинов]. - М.: Просвещение, 2011.

4. http://old.iro.yar.ru/dist_p/iso/index.htm



5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/13 учебный год» // Вестник образования. - 2012. - № 5-6.