Урок по теме: «Сказочный мир А. С. Пушкина» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по теме: «Сказочный мир А. С. Пушкина» - страница №1/1

"Сказочный мир А.С. Пушкина".

 

Литературное чтение. Обобщающий урок.4 класс (Слайд №1)

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

                                Приготовила:Козлова М.А.



                               учитель начальных классов

                                                 второй квалификационной категории

                           МОУ Новоярковской СОШ

                                                              Барабинского района Новосибирской области

 

 

 



 

 

Цели:

Обобщить знания учащихся об А.С.Пушкине, его творчестве и сказках.

Учить мыслить самостоятельно.

Развивать память, мышление, внимание.

Развивать творческие способности.

Прививать любовь к чтению, к книге.

Оборудование:

Портрет А.С. Пушкина, выставка книг, рисунки к произведениям.



Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок…»(Слайд №2)

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.



II. Домашнее задание:

Наизусть отрывок из любой сказки А.С.Пушкина

III. Сообщение темы:

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Сказочный мир А.С.Пушкина»

Мы подведем итог: Чему учат сказки А.С.Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта.

– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку. (Слайд № 3)

– Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

– В годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру. (Слайд № 4)

– В годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.

IV. Стихи о Пушкине читают дети: (Слайд № 5)

Вновь с трепетом я открываю любимую книгу мою


И вмиг обо всем забываю и слезы поэзии пью.

О, Пушкин!


Ты сердце тревожишь стихом неземной чистоты…
Как эти сюжеты похожи на чувства мои и мечты!

Века летят, года летят, но Пушкин тем же остается.


Его стихи, как трель звенят и в сердце наше тихо льются.

И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.


И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.

V. О Няне:

– Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева. (Слайд № 6, 7)

Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.

– Стихотворение «Няне»: (Слайд № 8)

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!


Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.

VI. Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.

 – Какие жанры использовал Пушкин в своем творчестве? (Стихи, басни, поэмы, романы, оды, комедии, сказки).

 – Какое время года было у Пушкина любимым? (Осень).

Какие сказки написал А.С.Пушкин?. (Слайд № 9)

Сказка о рыбаке и рыбке.

Сказка о попе и о работнике его Балде.

Сказка о мертвой царевне.

Сказка о золотом петушке.

Сказка о царе Салтане.

Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).

VII.А сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир А.С. Пушкина.

Итак, первое задание.

Разгадаем кроссворд и узнаем, хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина. (Слайд № 10, 11, 12- проверка)

1)     Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? (Простофиля)

2)     Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ? (Петушок)

3)     Лесной зверек, живший в хрустальном дворце? (Белка)

4)     Пристают к заставе гости,

Гвидон зовет их в гости. (Князь)



5)     Глядь: опять пред ними землянка,

А пред нею разбитое … (Корыто)

      6) И послушалась…

           Тут же на берег она

           Бочку вынесла легонько

           И отхлынула тихонько. (Волна)

- Какое слово объединяет все отгаданные слова? Молодцы, справились с заданием.

Литературная разминка. (Слайд № 14)

Из какой сказки эти строки:

1.     Три девицы под окном(Слайд № 15)
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

 

2.      Царь с царицею простился, (Слайд № 16)


В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

 

3.     Пошел, сел у берега моря; (Слайд № 17)


Там он стал веревку крутить,

    Да конец ее в море мочить.

 

4.     Глядь: опять перед ним землянка; (Слайд № 18)

   На пороге сидит старуха,


 А перед нею разбитое корыто.

 

5. Царь к востоку войско шлет, (Слайд № 19)

   Старший сын его ведет.
 Петушок угомонился,
 Шум утих, и он забылся.

 

- Ребята, а сейчас вы должны выбрать любую номинацию. Это сказки Пушкина. (Слайд № 20)



1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слайд № 21)

   А)Назовите жилище старика со старухой.(Землянка) (Слайд № 22)

   Б)  Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? (Слайд № 23)

        В) Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (Слайд № 24)

      -   3 раза

           -   5 раз

           -   7 раз

        Г) Сколько раз закидывал старик в море невод? (Слайд №25)

            - 3 раза

            - 5 раз

            - 7 раз

       Д)Назовите все желания старухи по порядку. (Слайд № 26)

             -  Царица

             - Корыто

             - Столбовая дворянка

             - Дом

             - Владычица морская

Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «Раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

 2. «Сказка о царе Салтане» (Слайд № 27)

      А) Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона(Слайд № 28)

              Комар

           - Муха

           - Шмель

      Б)Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану. (Слайд № 29)

                Про Царевну-лебедь         Повариха

          Про белку                           Ткачиха

         Про 33 богатыря               Бабариха

      В)Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Слайд № 30)

                - Ежемесячно

               - Еженедельно

         - Ежедневно

     Г) Перечислите по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (Слайд № 31)

         - Белка

        - 33 богатыря

        - Царевна-лебедь

     Д) Какими родственными узами связаны герои сказки с князем Гвидоном? (Слайд № 32)

             - Бабариха                 Мать

             - ткачиха                 Бабушка

        - повариха                 Тетя

        - царь Салтан          Жена

             - Царевна-Лебедь    Тетя

       - Царица                   Отец

     Е) Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Слайд № 33)

        - Баян

            - Буян

           - Боян

       3. «Сказка о попе и о работнике его Балде». (Слайд № 34)

            А)Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? (Слайд № 35)

                 «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь.


                 А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».

           Б)Что поп велел собрать с чертей? (Слайд № 36)

            Дань

                Налог

               Оброк

               Пошлину

           В) В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием. (Слайд № 37)

               вышибло ум

              прыгнул до потолка

              лишился языка

          Г) За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (Слайд № 38)

         За 2 года

         За 3 года

         За 4 года

          Д) В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком? (Слайд № 39)

          1 – помогли зайцы,

          2 – закинул за тучу,

         3 проскакал на коне.

       4. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей» (Слайд № 40)

            А)Молодая царевна была отравлена яблоком? (Слайд № 41)

              - Да

                   - Нет

            Б) К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? (Слайд № 42)

            - Солнце

            - Ветер

            - Месяц

           В) Назовите кличку собаки(Слайд № 43)

          - Тарзан

          - Соколко

          - Белка

          - Стрелка

          - Жулик

     Г) Определите занятие семи богатырей. (Слайд № 44)

              - отлов браконьеров

        - охота

        - охрана границ

             - расчистка леса

         Д) Сколько городов и теремов приготовил царь в приданое дочери? (Слайд № 45)

            7 городов

            и 140 теремов

   5. «Сказка о золотом петушке» (Слайд № 46)

        А) Что входит в обязанности золотого петушка? (Слайд № 47)

        - будить царя

       - воевать за царство

       - охранять царство

        Б) Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Слайд № 48)

        - Черномор

             - Звездочет

             - Колдун

             - Чародей

        В)Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка? (Слайд № 49)

         - Волю первую твою

              Я исполню, как свою.

        Г) Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (Слайд № 50)

              Подари ты мне девицу, 

             Шамаханскую царицу .

        Д)Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Слайд № 51)

               Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку

       6. «Все сказки» (Слайд № 52)

         А)Найди лишнего героя(Слайд № 53)

       Б) Сопоставь литературного героя со сказкой. (Слайд № 54)

       Гвидон   Чертенок   Елисей   Звездочет Дворянка   Кот ученый

        

           «Сказка о рыбаке и рыбке»

           «Сказка о царе Салтане»

           «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

           «Сказка о попе и работнике его Балде»

           «Сказка о золотом петушке»

           «У Лукоморья»

       В) Что или кто здесь лишний? (Слайд № 55)

       Волшебное зеркальце

       Волшебная палочка

       Золотая рыбка

       Золотой петушок

       Г) Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил»? (Слайд № 56)

      «Сказка о царе Салтане»

      «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

      «Сказка о попе и работнике его Балде»

      «Сказка о золотом петушке»

      «Сказка о рыбаке и рыбке»).

       Д) Сопоставь слово с его толкованием. (Слайд № 57)

            Лукоморье                  особый вид пшеницы

      Полба                           самка павлина

           Пава                            морской залив, берег

       

VIII. Ребята, скажите еще раз, какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).

Вывод: Что и послужило эпиграфом к нашему уроку.

IX. Обобщение: (Слайд № 58)

Почему сказка ложь? (вымысел).

Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).

Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).

Докажите.

Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).



В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло). Молодцы! (Слайд № 59)

XI. Заключительное слово учителя:

– Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.