Урок по литературному чтению по теме «Люби живое» Урок-конференция «Земля наш дом родной» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по литературному чтению по теме «Люби живое» Урок-конференция «Земля наш дом - страница №1/1

Обобщающий урок

по литературному чтению

по теме «Люби живое»

Урок-конференция

«Земля - наш дом родной»


3 класс

Учитель: Крылова Е.В.



Цель:

  • Обобщить знания по теме «Люби живое»

  • Прививать любовь и бережное отношение к природе.

  • Развивать умение выступать перед аудиторией

  • Воспитывать умение слушать выступающего, и делать выводы.

Оборудование:

  • Название отделов (карточки)

  • Бейджики для корреспондентов.

  • Карточки с характеристикой зайца.

  • Карточки с текстом

  • Книги: В.Бианки «Лесная газета», В.Л.Дуров «Мои звери»

  • Презентация «Земля – наш дом родной»



1. Орг. момент.

2. Открытие конференции.



    • Здравствуйте, ребята! Сейчас урок чтения. Но как видите, этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.

    • Что такое конференция?

    • Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.

Тема нашей конференции «Земля наш дом родной»


(Слайд1)

    • Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?

    • Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»

    • А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.

    • Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел газеты «Лесная газета». В каждом отделе работают корреспонденты.

    • А кто такие корреспонденты?

    • Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.

3.Отдел «Вести из леса»

(слайд2)



    • Слово предоставляется ….. корреспонденту отдела «Вести из леса»

Я – корреспондент отдела «Вести из леса»


«Стая птиц на снегу»

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, да – бух! – сорвался и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – опять в снег.

Там тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

(слайд3)



    • Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?

    • Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.

    • А каким увидел зайца корреспондент?

    • Кто хочет дополнить о зайце?

(Слайд4)

Дополнение.


Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.

    • Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?

    • Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

    • Почему автор так назвал своё произведение?

    • Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.

    • Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.

Работа в группах.

Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.



      • Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.

      • Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.

      • Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.

      • Решительный – решился научится плавать

      • Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.

Группа отвечает:

Мы считаем….



4. Отдел «Рыбацкий узел»

-Слово предоставляется ….. корреспонденту отдела «Рыбацкий узел»

(слайд5)

А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни.

(слайд6)

Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связано с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.

- Что ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?


  • У бобров хатка в 2 этажа

  • Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду

  • Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.

  • Едят мягкие ивовые прутья

  • Любят чистоту и порядок.

Дополнение

(слайд7)


    • У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.



Работа в группах.

Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям

« Первыми заметили пика большие……………………. …………….

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.

(Ответ: белые чайки, щука, чайки)


    • Проверка: зачитывает один из группы.

    • 0ткуда этот отрывок?

    • «Мышонок Пик» В.Бианки.

    • (слайд8)

    • Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки» в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

(показать книгу «Лесная газета»)

    • Но вернёмся к главному герою мышонку Пику.

(слайд9)

    • Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:

    • Чуть не убил мальчик

    • Чуть не склевали чайки

    • Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.

    • Чему научился мышонок во время своего путешествия?

    • Научился находить себе пищу, лазить отлично.

    • (слайд10)

    • А ещё в природе полевая мышь является основным кормом для хищного животного – лисицы.

5. Отдел «Почта»

    • Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами.

Жалоба 1


Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.

(слайд11)

-1 жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород
Жалоба 2

На земном шаре, нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, какао нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас не заслуженно.

(слайд 12)

- Охотиться только ночью, но польза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых.



    • Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?

    • В. Астафьева «Капалуха», глухарка.

(слайд13)

    • Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.

    • Как она проявляла свой материнский инстинкт?

    • Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом


6. Отдел «Городские новости»

(слайд14)

Слово предоставляется ……………..корреспонденту отдела «Городские новости»

Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?


    • В.Л. Дуров «Наша Жучка». Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.

    • Это был Владимир Леонидович Дуров.

(слайд15)

    • Он обходился со своими животными ласково, терпеливо, приучая к себе, за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством. Он много лет мечтал о своём собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. Он приобрёл в Москве дом, поселил в нём своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой. Назвал всё это «Уголок Дурова». Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их повадки. И для ребят создал книгу «Мои звери»

(показать книгу)

Отрывок из книги:

Вороны-артистки.

(слайд16)

К верхней перекладине каждых ворот Дуров привесил по колокольчику, а в ушко колокольчика была продета верёвочка с узелком. Сначала ворона дёргала верёвочку за мясо, привязанное к узелку. Раздавался звон. Дергая верёвочки, она звонила «во все колокола». А потом уже и без мяса звонила. Колокольчики были подобраны так, что получалось «Чижик-пыжик, где ты был?»



7. Отдел «Сельские новости»

Слово предоставляется………..корреспонденту отдела «Сельские новости»

(слайд 17)
Мальчик:

Мотылёк, как же так?


Целый день ты летал


И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов. Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!




    • Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?

    • Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».


8. Подведение итогов конференции.

    • Наша конференция подходит к концу.

    • Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?

    • Они на учили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!

    • Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

(слова Пришвина прочитать по группам)


    • Итог: создание по материалам конференции газеты «Лесная газета»

9. Рефлексия.

Своё отношение к конференции

(под музыку)

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.



Берегите землю! Берегите!