страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок по русскому языку в 4-ом классе. Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное - страница №1/1
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ. Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании». Учитель: Володина Т.В. Цели урока: - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав- ном и зависимом слове в словосочетании ; - формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях; - развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи; - формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения; - воспитание интереса к предмету. Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса (авт. Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, О.В. Пронина), «Дидактический материал по русскому языку» (авт. Л.Комиссарова), таблички для составления алгоритмов о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами, карточки для составления схемы словосочетания. Ход урока.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
1.) - Отгадайте анаграммы. О С В Л О П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е действия, но более конкретно Словосочетание выражает законченную мысль Предложение называет предмет, признак. грамматическая действие и т.д. основа
На доске запись: К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_. - Что записано на доске? (Предложение) - Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились ) - Из чего состоит предложение? (Из слов) - Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы. - Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму. Самостоятельная работа. - Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи, а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи. - Как вы думаете, почему? - Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да) - Почему? - Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.) - Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения. Проверка. - На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок? какие? Х Снежинки колючие х в каком? Закружились в морозном х в чём? В морозном воздухе х что? Закружились снежинки Х где? Закружились в воздухе ( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.) - Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию) - Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались. - Прочитайте правило. - Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.) - Составьте на доске схему из опорных слов. Вопрос главное слово зависимое слово - Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит) Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано? Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название? - А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания. - Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.) - Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово. 5. Физкультминутка. Игра в мяч. - Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил. Цветок из стекла (стеклянный цветок) Сок из малины (малиновый сок) Окунь из моря (морской окунь) Дождь летом (летний дождь, дождливое лето) Дорога у деревни (деревенская дорога) Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз) Рано утром (раннее утро)
Кому непонятно задание? Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради. Запись: Р.п. родного края (ед.ч.) Т.п. родным краем (ед.ч.) В.п. родные края (мн.ч.) Второе словосочетание записываем с комментированием на месте. Запись: В.п. прекрасную погоду Т.п. прекрасной погодой Т.п. мн.ч. ------------------ Третье словосочетание запишите самостоятельно. Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж) Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.
- Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух) - О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда? - Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил. - Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова. ( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)
- Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова. Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нём ходят парою слова, Но неравны у них права. В нём слово главное всегда С зависимым шагает. А кто тут главный – без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идёт К зависимому слову. И никогда - наоборот. Запомни как основу. - Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)
Стр.114 (пр.) Стр.70 упр. 5 (Дид.материал) |
|