Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Ра - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 47.36kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 2 класса. 1 84kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
Методическая разработка контрольного урока по предмету «Слушание... 1 86.19kb.
Конспект урока №46 (2) по волейболу для учащихся 7 класса Тема урока... 1 18.21kb.
План-конспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма. 1 89.76kb.
Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени... 1 70.41kb.
План-конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе мбоу... 1 105.59kb.
Открытый урок литературы и музыки в 6 классе по сказке Э. Т. 1 96.11kb.
Пасха. Конспект урока в 4 классе. Губанёнкова Лариса Алексеевна,... 1 53.03kb.
С. Воложин. Ну согласитесь же все, что секрет художественности открыт 1 51.78kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока - страница №1/1



КОНСПЕКТ УРОКА музыки в 3 классе.

Учитель музыки МОУ СОШ №12 Анохина Е.А.

Тема урока: Древнейшая песнь материнства.

Цель урока: Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • дать навыки гибкости, беглости, оригинальности творческого мышления и воображения и фантазии при помощи творческих заданий.

  • развивать умения: целостного восприятия музыкального произведения, активизации звукового внимания, пластично двигаться, импровизировать, сочинять, приёмы игры на детских музыкальных инструментах, выражать образы музыкальных произведений в другом виде искусства (живописи, танце, пантомиме).

  • прививать любовь к матери, Родине.


Используемые методы:

Музицирование, ролевая игра, соучастие, учебная дискуссия, импровизации, моделирование художественно- творческого процесса, музыкальный театр, визуальности, имитационное моделирование, фонопедический, пластическое интонирование, погружение, «Синквейн», самостоятельная работа по перфокартам (сочинение ).


Оборудование:

Выставка творческих работ детей.

Компьютерные слайды с картинами и иконами великих художников.

Дидактический материал:

Партии песни «Музыканты»;

Перфокарты для сочинения;

Альбомные листы, кисти, краски, трафареты с цветами.

Детские музыкальные инструменты.

Компьютер

Компьютерная презентация.

Фортепиано.

Магнитофон.

Диски, кассеты.

Учебники.

Тетради.

Ход урока:

1 этап. Оргмомент.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».


  • Здрав - ствуй - те!

  • Здравствуйте, ручки!

  • Здравствуй - те! (хлоп-хлоп-хлоп).

  • Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ).

  • Здравствуйте, глазки! (морг-морг-морг).

  • Здравствуйте, носики! (пальцами касаются 3 раза).

  • Здравствуйте, головки! (качают 3 раза).

  • Здравствуйте, щечки! (щелкают 3 раза).


2 этап. Сообщение темы и цели урока. (1.5мин)

(Слайд № 1)

Эпиграфом урока являются слова Л.Рогожникова:

Я верю, что женщина – чудо такое,


Какого на Млечном пути не сыскать.
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”

Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь на уроке?

Дети: О маме.

Учитель: Правильно. Тема урока: Древнейшая песнь материнства.

Тема материнства от века к веку волновала художников, поэтов, музыкантов. Почему эта тема близка нам?



Дети: Мама - самое первое и самое прекрасное слово на Земле.

Учитель: Мама, мамочка! Образ матери является символом всего дорогого, родного, кровного, святого. Мать – кормилица, мать – земля, Родина – мать… Сегодня весь урок будет связан со словом и образом матери, мы будем петь добрые нежные песни, слушать музыку, рассматривать картины, играть на музыкальных инструментах, сочинять, играть, импровизировать и создавать подарок для мамы. Начнём урок с повторения.

3 этап. Повторение. Фронтальная беседа. (1мин)

1) (Слайд №2а) (Звучит “Аве Мария”( фрагмент) австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти на фоне слайда “Сикстинская мадонна» Рафаэля); 2 ученика читают стихотворение А.Фета:

Аве, Мария – лампада тиха,


В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.

2) Вопросы (Слайд №2б) (2мин)

  • Какое произведение прозвучало? Кто автор?

  • Стихотворение, какого поэта вы услышали?

  • Для какой картины написано это стихотворение?

  • Что изображено на этой картине?

  • Где происходит действие?

  • Перед кем стоит Дева Мария?

  • Как музыка передаёт красоту этой картины?

Дети: Мы услышали «Аве Марию» Шуберта. Музыка нежная, ласковая, добрая как бы выражает чувства гордости, любви, красоты матери, которая изображена на картине Рафаэля «Сикстинская мадонна». В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Имя младенца - Христос, имя его матери- Мария. Действие происходит на небе. Мария стоит перед Святой Варварой и Святым Сиктом. «Аве Мария» - «Славься, Мария».

(Выставление оценок) (Слайд № 3) Учитель: Мы послушали великолепную «Аве Марию» Франца Шуберта , полюбовались одной из самых прекрасных картин на земле «Сикстинской мадонной», созданной великим итальянским художником Рафаэлем и услышали стихотворение Афанасия Фета.

4 этап. Изучение нового материала. ( 3.5мин)

1) Слово учителя:

И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери.

Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

(Слайд №4)

Откройте тетради и на последней странице и напишите что мы будем слушать: С. Рахманинов “Богородице Дево, радуйся” из всенощного бдения.



2) Просмотр презентации с иконами Богоматери. (Звучит «Богородице Дево, радуйся»)

Слайд № 5 В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”

Слайд № 6 Богоматерь Казанская и Тихвинская

Слайд № 7- 12 Богоматерь Владимирская

Слайд № 13 Икона Богоматери Владимирской, 12век


3) Рассказ об иконе Богоматери Владимирской. (3 мин.)

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта величайшая святыня Руси была создана в 12 веке и в течение нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Путь иконы с Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву – путь многовековой, а образ остаётся неизменным.

Нет в мирах слепительнее чуда,

Откровенья вечной красоты!



4) Работа с учебником. Рассмотрите икону Богоматери Владимирской в учебниках на странице 44;

По выражению художника И. Грабаря, эта икона - «древнейшая песнь материнства». Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности

Давайте ответим на вопрос из учебника:

Найди слова, которые соответствуют твоим чувствам, когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые Богоматери.



ДОСТОИНСТВО

МИР

РАДОСТЬ

ВЕЛИЧИЕ

ПРОСТОТА

КРАСОТА

БЛАГОРОДСТВО

ТИШИНА

СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

 

 

Домашнее задание: Стр. 44-45 вопрос №1. /11мин./

Учитель: А сейчас давайте немного отдохнём и настроимся на пение.

5 этап. Закрепление знаний и способов действия. (Слайд № 14)
1) Разогрев. Работа над языком. (2мин )
а)Физкультминутка «Что работает на уроке музыки?»

  • Поморгаем глазками, чтоб лучше видели.

  • Потрем ушки, чтоб лучше слышали.

  • Погладим себя по головке, чтоб лучше думала.

  • Поработаем язычком, чтоб не ленился:

  • Побелили потолок (по небу),

  • Почистили зубки (по зубам),

  • Проткнули щечки (острым языком),

  • Порубили язычок (зубами).

Обрадовался язычок - «цок»

Мы прижмём язык зубами: та – та - та.

А теперь прижмём губами: па – па - па.

Де- де- де (медленно, затем ускоряя).


б) Пальчиковые игры. Логопедия.

1) Нюхают цветочек «Ах»!

2) Шмыгают носиком «Собачке жарко»

3) Пыхтит ёжик ( рука на животе).

4) «Дуем на свечку».

5) «Муха о стекло» (близко к губам пальчик).

Упражнения :

«Высоко- низко, далеко- близко», «Я пою».


в) Скороговорка. Фонопедия. ( Слайд № 15)

Крепко рученьки горят у здоровеньких ребят (2,5 мин)

Им ноябрьский мороз разукрасил руки, нос!

2) Групповая работа.

а) Распевание.

Работа по партиям над немецкой песенкой «Музыканты»

1) пение сольфеджио с показом;

2) пение по тактам влух и про себя

3) пение по группам .


б) Закрепление песни. Беседа. (2мин)

Учитель: Ребята, скажите, что это за инструмент. (Слайд № 16)

Дети: Это старинный инструмент- клавесин, предок рояля.

Учитель: Как называется песня, которую мы начали разучивать на том уроке?

Дети: «Старый добрый клавесин» муз. И. Гайдна.

Учитель: Ребята, как надо исполнять эту песню?

Дети: Нежно, плавно, потому, что эта песня несёт добро и теплоту как мама.

Учитель: Давайте споём эту песню так, чтобы она была созвучна с темой нашего урока?

(Слайды № 17,18)
Учитель: Вы так замечательно пели, что мне показалось, будто играю на клавесине.
г) Пение. (4мин)

Угадывание по отрывку мелодии из проигрыша песни «Частушки».

1) исполнение 1 куплета мальчиками.

2) исполнение 2 куплета девочками.

Работа над чистотой интонирования. Дикцией.
д) Игра на музыкальных инструментах.

Учитель: Ребята, сейчас самое интересное, вы очень любите играть на детских музыкальных инструментах, играть мы будем ни по партитурам, а так как вы чувствуете эту музыку. Выберите себе по желанию музыкальный инструмент. Поём «Частушки» и подыгрываем каждый на своём инструменте.

Какой замечательный у нас получился ансамбль.


6 этап. Музыкальная грамота. (1.5мин)

1) Угадать песенки- загадки.

Учитель: Ребята, а вы сможете угадать мои песенки- загадки? И не просто угадать, а спеть ответ на устойчивых звуках.
Вот на блюдечке картошка,

Уж, подлив слизала кошка,

А картошку съел Барбос-

Наш домашний рыжий …ПЁС. (Слайд №19)


Кошка - в крапинку пушок

И рычащий голосок.

Так хотелось крикнуть: «Брысь!»

Оказалось это… РЫСЬ. (Слайд №20)

Кто меняет шубку дважды?

Перекрасит вдруг однажды,

С шубки белой «Неваляйка»

В серый цвет. Конечно…ЗАЙКА. (Слайд №21)


Неваляйка, неваляйка;

В белой шубке скачет зайка.

Им гордится лес дремучий:

-Ах, какой же, ты, везучий! /12мин/



2) Самостоятельная работа с перфокартами.

а) Сочинение. (5мин) Учитель: А теперь давайте прочитаем на карточке стихотворение, которое сочинила:

Попугай умней мартышки,

Достаёт он с полки книжку

И читает по слогам:

«Скоро будет праздник мам»!
Помогите мне сочинить к этому стиху музыку. Сегодня вы сочините ритмический рисунок, а на следующем уроке сочиним мелодию. Итак, приступаем к работе. Напишите сначала размер. Какой?

Дети: Две четверти. (Работа с перфокартами).

Учитель: Кто хочет выставить длительности звуков своего сочинения?

б)Групповая работа. Проигрывание ритмического рисунка на фортепиано, металлофоне, прохлопывание, пропевание со словами и на одном- двух звуках.

Молодцы! Вы настоящие музыканты.


7 этап. Исполнение песни вокальной группой. ( 3мин)

(Слайд №22)

Учитель: А сейчас вокальная группа девочек исполнит песню Г. Струве

«Моя Россия», а вы внимательно послушайте, с кем автор песни сравнивает Россию - Родину?

(Исполнение песни)

Дети: С мамой. «До чего ж на маму, ты мою похожа».

Учитель: Как спели дети эту песню?

Дети: Задушевно, протяжно, спокойно, нежно. Все слушали музыку и старались петь слажено.

8 этап. Ритмопластика. Драматизация. (2мин)

Звучит «Утро в лесу» (2мин.) (Слайд №23)

Учитель: Так хочется быть чаще рядом с мамой, особенно летом на отдыхе.

Давайте закроем глазки и представим, что наступило лето. Вы стоите на красивой, украшенной цветами, поляне. Где-то рядом журчит ручеёк. Небо

Голубое - голубое с пушистыми белыми облаками, светит доброе, ласковое солнце, как наша мама. Представили? Откройте глаза и встаньте.

А теперь показывайте, каждый по- своему, как вам подсказывает музыка вашего сердца всё, о чём или о ком я буду говорить:


Как красиво! Солнце встало и озарило своим теплом землю.

На поляне пробуждаются травинки. Их приветствуют голубые колокольчики и красные тюльпаны. Деревья шевелят своими тонкими ветками. Мы спешим к любимому озеру, моем ножки, слушаем, как приходит и уходит волна, смотрим, как поднимается туман к солнцу, летают бабочки, на небе собираются тучки, из которых пойдёт дождик. Капли дождя падают на землю. Потом тучки рассеиваются и превращаются в маленькие облака. Птички летают высоко и звонко щебечут. Всё вокруг несёт нам тепло и радость. Как прекрасен мир!

Как вы чувствуете музыку своей души как настоящие артисты!

9 этап. Проверка домашнего задания. (1мин)

Учитель: Вам было дано домашнее задание разукрасить и нарисовать картинки и ответить на вопросы. Из лучших творческих работ была сделана выставка.

Ваши желания были настолько разнообразны. Очень обрадовало, что многие девочки желают заниматься чаще в музыкальном кружке, потому, что хотят стать певицами.

Интересные ответы были на вопрос: «Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до счастья?»

« Ощущение счастья во мне вызывают приподнятое настроение, а именно: восторг, доброжелательность, лёгкость, бодрость, искренняя

взволнованность».

«Мамочка! Сколько добрых слов хочется сказать тебе моя любимая, нежная, самая дорогая».

«Какая ты, мама, красивая, хорошая и добрая. Мама, когда я тебя обнимаю, я чувствую тепло и любовь!»
10 этап. Рефлексия. (1мин)

Что интересного вы узнали на уроке?

Какими словами вы можете охарактеризовать наш урок?

11 этап. Заключение.

(Слайд №24)

(5 мин)

Учитель: Давайте, свои чувства выразим в рисунках, которые станут подарками для ваших мам. Эта неделя в нашей школе – неделя матери, а 27 ноября - международный день МАТЕРИ.

Сейчас будет звучать прекрасная музыка И.С. Баха «Прелюдия №1», а вы, должны взглянуть внутрь себя, будто открывая одну за другой двери в самые сокровенные области сердца, и в глубине увидеть чудесный цветок.

( Дети рисуют техникой «по - сырому», затем накладывают на свои рисунки трафареты цветов, в результате получаются работы все красочные и разнообразные).

И в конце урока послушайте моё творение – стихотворение «Боровички».



(Слайд № 25)

Боровички.


В саду распустились тюльпаны

На счастье и радость детей,

Целуют детишек все мамы

От пяток до самых бровей.


Растут как грибы у поляны,

Характер у каждого свой,

Но каждый ребёнок желанный-

И мамы довольны собой.


Ласкают детишек, лелеют

И любят всем сердцем, душой

Ни время, ни сил не жалеют,

Каприз, выполняя любой!


Вот воздух ядрёный приятный.

Ложится малыш на бочок

И спит, да такой ненаглядный,

Как крепенький боровичок!



(Слайд №26)

Наш урок закончен. Дарите подарки, улыбки, радуйте своих мам ежедневно! Всем спасибо. До свидания!



Дети, со своими работами, под музыку выходят из класса.