страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок по математике 9 класс «Арифметическая и геометрическая прогрессии» - страница №1/1
Урок по математике 9 класс «Арифметическая и геометрическая прогрессии» Cиндяшкина Наталья Юрьевна МБОУ «СоболевскаяСОШ» Оренбургская область, Первомайский район, с. Соболево 2012 г Цель: обобщить и систематизировать материал по данной теме. Задачи: 1. Образовательные: научить применять теоретические знания и практические умения и навыки, полученные на уроках математики при решении задач, провести диагностику системы усвоения знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. 2. Развивающие: содействовать рациональной организации труда, развивать познавательные способности, память, воображение, мышление, повысить интерес к нестандартным задачам. 3. Воспитательные: воспитание активности, желания работать до конца, содействовать побуждению интереса к математике. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Организационные формы общения: групповая, индивидуальная. Структура урока. 1. Организационный момент. 2 мин. 2. Устный счет, опрос у доски. 12 мин. 3. Математический диктант. 8 мин. 4. Закрепление изученного. 18 мин. 5. Итог урока. Оценивание учащихся. 3 мин. 6. Творческое домашнее задание 2 мин. Ход урока. 1. Организационный момент. Сегодня заключительный урок по главе «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Перед нами стоит задача – показать, как вы знаете формулы прогрессии и умеете их применять при решении различных заданий. И в конце урока мы должны ответить на вопрос, какой – узнаем во время устного счета. 2. Устный счет. а) Два человека у доски готовят теоретический ответ по карточкам: 1 карточка.
2 карточка.
б) нескольким ученикам раздать карточки с заданиями (тест). 1. В арифметической прогрессии известно: , . Найдите . 1. 4,5 2. -1 3. 4 4. 3,5
2. Найдите разность арифметической прогрессии, если известно, что пятый ее член равен 29, а девятый член равен 45. 1. 3 2. 4 3. 5 4. 6
3. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них — геометрическая прогрессия. Найдите ее. 1) 1;;; … 2) 1; 2; 4; 8… 3) 1; 3; 5; 7… 4) 1; 2; 3; 5… (Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 2; 4 )4 в) А сейчас, пока ваши товарищи выполняют задание, мы узнаем, на какой вопрос нам надо ответить в конце урока. ( При правильном ответе на слайде появляются слова вопроса).
Проверка учеников у доски, сбор заданий на карточках. 3. Математический диктант. Запишите в тетрадях число, классная работа. Цель – отработка понимания математической речи на слух. На доске выписаны формулы, каждая со своим номером. Учитель называет любую из этих формул, а ученики записывают номер этой формулы. В конце задания получится число. Один ученик работает на переносной доске. 1. Свойство членов геометрической прогрессии. (6) 2. Сумма n первых членов арифметической прогрессии (3) 3. Свойство членов арифметической прогрессии (5) 4. n- ый член арифметической прогрессии (1) 5. Сумма n первых членов геометрической прогрессии (4) 6. n- ый член геометрической прогрессии (2) Число 635142 Проверка. 4. Закрепление изученного. Письмо из прошлого ( в виде свитка) . В нем записана задача, которую нам надо решить. Это письмо нам прислал древнегреческий ученый Пифагор. Рассказ о нем нам приготовил… (сообщение ученика) « Великий древнегреческий ученый Пифагор (570 – 496 г.г. до н.э.) появился на острове Самос. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. Пифагор создал школу, в которой учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Именно Пифагор и его ученики первыми стали изучать геометрию систематически - как теоретическое учение о свойствах абстрактных геометрических фигур, а не как сборник прикладных рецептов по землемерию. Пифагор ввел в математику доказательство, и это было его величайшим достижением.» ПифагорЗадача : найти сумму n первых нечетных натуральных чисел: 1 + 3 + 5 +… +(2n – 1). (Решение: это арифметическая прогрессия, = 1, d = 2. = = ) А сейчас небольшое путешествие в прошлое. С начала нашей эры известна следующая задача – легенда. Инсценировка. Ученик. Индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего преданного Сету. Царь. Позвать ко мне Сету. (Входит Сету) Я хочу наградить тебя за интересную игру. Проси чего хочешь! Сету. Ваше величество! За первую клетку шахматной доски дайте мне 1 пшеничное зерно, за вторую – 2 зерна, за третью – 4 зерна, за четвертую – 8 зерен, т.е. за каждую следующую клетку в 2 раза больше, чем за предыдущую. Ученик. Может ли царь выполнить желание Сету? (Ответы детей) Вот что ему ответил мудрец, которому царь приказал выдать награду. Мудрец. Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдешь такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду. С изумлением внимал царь словам старца. --Назови же мне это чудовищное число, -- сказал он в раздумье. --Восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель! (18 446 744 073 709 551 615). Решение задач. 1. В 2006 году население из угледобывающих поселков А и В составило около 15000 человек. В связи с истощением месторождений люди начали переезжать в другие места. В каждый год из следующих пяти лет численность населения поселка А можно определить по формуле = 15000 – 500n, а поселка В по формуле = 15000*0,8q, где n – число лет, прошедших с 2006 года. а) Какая из последовательностей является арифметической или геометрической, укажите d и q. б) Запишите численность населения для каждого поселка в 2006г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г. ( А – 15000, 14500, 14000, 13500, 13000 В – 15000, 12000, 9600, 7680, 6144) в) Построить диаграмму: 1 вариант – для города А, 2 вариант – для города В. (на доске по одному ученику с каждого варианта) 5. Подведение итогов. Давайте ответим на вопрос, который стоял перед нами в начале урока. 6. Домашнее задание. Задача из папируса Ахмеса. Разделите 10 мер хлеба на 10 человек, если разность между количеством хлеба у каждого человека и ему предшествующего составляет восьмую часть меры. (Задачи напечатать заранее на листках , раздать) Cписок литературы: 1. И. Азиев «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Издательский дом «Первое сентября», газета «Математика» № 23, 2004 год |
|