страница 1страница 2 ... страница 22страница 23
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по - страница №1/23
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТЕКСТЫ В ТРЕХ ТОМАХ Том 2 Субъект деятельности Книга 2 Издание второе, исправленное и дополненное Ответственный редактор В.В. Петухов Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология» УМК «Психология» Московский психолого-социальный институт Москва 2004 УДК 159.9(082.2) ББК 88.3 О 28 Рекомендовано отделением по психологии Учебно-методического объединения университетов РФ Рецензенты: В.А. Иванников, доктор психологических наук; А.Н. Гусев, доктор психологических наук Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. 0 28 Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. /Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. — 527 с. Собрание оригинальных психологических текстов в трех томах, дополняющее любой базовый учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения. Второй том, представляющий раздел «Субъект деятельности», состоит из трех книг. Вторая книга посвящена мотивации и строению личности. Тексты могут быть использованы в таких традиционных разделах курса общей психологии, как «Психология мотивации и эмоций» и «Психология личности», а также как базовые в соответствующих спецкурсах, имеющих прикладную направленность. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, преподавателей, а также для всех интересующихся научной психологией. ISBN 5-93692-054-2 В.В. Петухов, отв. ред., предисловие, 2004. Ю.Б. Дормашев, С.А.Капустин, ред.-сост., 2004 УМК «Психология*, оформление, 2004. ПЕТУХОВ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ (15.09. 1950 — 6.09. 2003) Эту книгу мы открываем с тяжелым чувством горечи и утраты. От нас ушел Валерий Викторович Петухов — наш друг и коллега, автор целостного курса общей психологии, ответственный редактор настоящего трехтомного издания текстов по общей психологии. Мы считаем своим долгом продолжить и завершить это издание, сохранив структуру авторского курса. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин 2. Проблема базовой мотивации. Различные стратегии ее выделения. Развитие мотивации Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов: Уильям Мак-Дауголл 26 Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 32 Олпорт Г. Трансформация мотивов 42 3. Примеры исследований базовой мотивации отдельных видов деятельности Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Мотивация 76 Нюттен Ж. [Познавательная и социальная мотивации] 112 Хекхаузен X. [Исследования мотивов аффиляции, власти, помощи и агрессии] 127 4. Ситуативная мотивация. Ее исследования в школе К. Левина Левин К. Намерение, воля и потребность 169 Зейгарник Б. Запоминание законченных и незаконченных действий 209 5. Уровень притязаний и мотивация достижения Левин К.,Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний 235 Нюттен Ж. Процесс формирования цели 239 Хекхаузен X. Измерение мотивации достижения 245 Содержание 5 6. Оптимум мотивации. Закон Иеркса—Додсона. Проблема внешней и внутренней мотивации Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения и определение оптимального уровня его стимуляции] 248 Фресс П. Оптимум мотивации 254 Хекхаузен X. [Внутренняя и внешняя мотивации] 260 Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности 264 7. Мотивация и личность. Защитные механизмы личности Хъелл Л., Зиглер Д. [Механизмы защиты] 279 Мамардашвили М.К. [Об искусстве осмысления апории] 286 Тема 13. Строение личности 1. Личность как совокупность психологических качеств. Черты личности Мейли Р. Структура личности 332 Олпорт Г. [Теория черт] 341 Хъелл Л., Зиглер Д. Подход к личности с позиции факторного анализа 384 2. Представление о личности в психоанализе Фрейд 3. Разделение психической личности 402 Саймон Б. Платон и Фрейд: психика в конфликте и психика в диалоге... 419 Юнг К. Определение терминов 445 Юнг К. [Структура души] 453 3. Личность и общение в транзактном анализе Берн Э. Анализ игр 476 4. Когнитивные теории личности Келли АДж. [Основные положения теории личностных конструктов] 492 Хъелл Л., Зиглер Д. Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории 522 ПРЕДИСЛОВИЕ «Субъект деятельности» — второй раздел целостного курса общей психологии. Второй том настоящего издания посвящен этому разделу и состоит из трех книг. В первой книге вы узнали об индивидуальных особенностях человека: о развитии его способностей и их измерении, соотношении темперамента и характера, формировании характера и становлении личности (тема 8), различных стратегиях построения типологии индивидуальности (тема 9). Далее вы познакомились с основными видами внутренней регуляции деятельности: разнообразием эмоциональной сферы и результатами ее исследования (тема 10), развитием произвольного управления поведением, психологией воли как осознанного принятия решений и преодоления конфликтных ситуаций (тема 11). Эти материалы составляли первые две части данного раздела из четырех. Напомним структуру раздела «Субъект деятельности», основания которой подробно изложены в предисловии к первой книге второго тома (рис. 1). Во второй и третьей книгах мы переходим от рассмотрения, главным образом, наличных, сложившихся психических свойств, качеств, способов поведения человека к изучению подлинных причин их происхождения — особенностей потребностно-мотивационной сферы, определяющей строение личности (вторая книга — третья часть раздела), создания личностью собственных свойств в процессе ее продуктивного развития, роста (третья книга — четвертая, заключительная часть раздела). Мы видим, что названия этих частей задают ключевые слова для входящих в них трех оставшихся тем: мотивация (тема 12) — строение (13) и развитие (14) личности. Тексты для семинарских занятий и самостоятельного чтения подкреплены в данном издании материалами соответствующего лекционного курса. Так, в первой книге второго тома эти материалы были поме- Предисловие 7 ФАКТЫ С; Ш Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер Внутренняя регуляция деятельности: эмоции, воля о. О ш о LU о. о Потребности и мотивы: строение личности Развитие личности: личностный рост АРТЕ-ФАКТЫ Рас. щены практически в каждую тему для разъяснения ее структуры и содержания. Структура второй и третьей книг в принципе ясна, и поэтому здесь мы поступим иначе: представим лекционный материал сразу — в предисловии. Прежде всего напомним о том, что мы уже знаем (или должны знать) о потребностях и мотивах, а также строении соответствующей сферы человека из лекций по разделу «Введение». Так, в теме 6 мы рассматривали понятия потребности и мотива в контексте общепсихологической теории деятельности, не ограничиваясь, впрочем, только трудами А.Н. Леонтьева. Понятие потребности вводилось нами1 с помощью выделения двух основных свойств, отражающих ее объективную и субъективную стороны. Во-первых, потребность есть объективная необходимость субъекта (организма, социального индивида, личности) в чем-то внешнем, содержащемся в мире, в котором он живет и действует. Это «что-то внешнее» может быть названо благом для удовлетворения потребности, или, по А.Н. Леонтьеву, ее предметом — материальным или идеальным. Впрочем, слово «предмет» (для введения которого у автора теории деятельности были свои основания) едва ли охватывает все разнообразие благ, каковыми для человека являются, не только, скажем, пищевые объекты, но и другие люди, состояния эмоционального контакта с ними (которые уже 1 Здесь привлекаются материалы учебника, написанного вместе с А.А. Бодалевым и В.В. Столиным для непсихологических факультетов университетов под условным названием «Психология для непсихологов», частично подготовленного к печати в середине 1980-х годов, но не опубликованного. 8 Предисловие не назовешь «внешними»), предметы материальной, духовной культуры и процессы ее присвоения. Уступая критикам Леонтьева, мы именовали благом предметное содержание потребности (и понимали «предмет» в широком его значении). Но тогда следует уточнить еще одну важную деталь: ведь Леонтьев, рассматривая потребность как «фундаментальное биологическое понятие», называет ее «объективной нуждой»1. Нет сомнений, что нужда есть потребностное состояние, но связано оно, пожалуй, с дефицитом благ: в аудитории душно, «нечем дышать», и это побуждает слушателей открыть окно для доступа свежего воздуха. Однако следует признать, что объективная необходимость, потребность в кислороде существует и тогда, когда аудитория оборудована кондиционерами и острой нужды в нем нет. Для снятия этой небольшой проблемы введем понятие объема потребности: это — количество благ, необходимых для ее удовлетворения. Различим постоянный и актуальный объем: первый суть количество благ, всегда необходимых субъекту для поддержания деятельности, а второй — потребных ему именно в данный момент (и, в частности, недостающих, что вызывает состояние нужды). Во-вторых, потребность представлена субъекту психически: этот собственно психологический аспект, связь потребностей с эмоциями подчеркивал С.Л. Рубинштейн2. Впрочем, эмоции — не единственная форма психического отражения потребностных состояний: таковы и желания, стремления, даже убеждения человека. Кроме того, отметим, что выражение потребностей в эмоциях, а также желаниях и стремлениях, бывает не только прямым, но и косвенным. Конечно, если, скажем, органическая или социальная потребность не может быть удовлетворена, то возникает непосредственный эмоциональный ответ — фрустрация. Обращаясь же к по-требностно-мотивационной сфере личности, мы встречаемся с тем, что ее основанием может быть неразрешенное, неосознанное (бессознательное) противоречие, порождающее амбивалентные эмоции и подчас сильные желания, страсти, далекие от подлинного своего содержания. Вспомним, например, как в фильме А. Тарковского «Сталкер» (поставленном по повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине») его герои, прошедшие трудный путь к Комнате, исполняющей любые, самые заветные, но подлинные желания (потребности) человека, сидят на ее пороге. На своих встречах со зрителями кинорежиссер спрашивал: «А вы бы вошли в эту Комнату?», молчал минуту в безответном зале и говорил: «И я бы не вошел». Так и его герои понимают, а Сталкер — знает: исполнение действительных собственных желаний может быть опасным. Учитель Сталкера когда-то вошел в Комнату, от всей души желая вернуть к жизни своего брата, и вернулся домой — разбогатевшим. Комната удовлетворила настоящую его потреб- 1 См.: Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. С. 410. 2 См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.2. С.141-143. Предисловие 9 ность, и он с горя — убил себя. Таков один из многих примеров косвенной представленности потребностей в психике и сознании. Итак, потребность есть объективная необходимость в благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически — в форме эмоций, желаний и т.п. Теперь обратимся к определению мотива, который возникает тогда, когда потребность обретает свое конкретное предметное содержание. Происходит это в акте (или процессе) ее «опредмечивания» (таков условный, почти «жаргонный» термин сторонников теории деятельности). Действительно, потребности субъекта существуют и до первого их удовлетворения — «встречи» со своим предметом. Так, новорожденный обладает, например, пищевой потребностью, но до поры неизвестно, что именно станет для него привлекательным благом — материнское молоко или, возможно, его заменители. Аналогично, подросток меняет различные компании сверстников в еще ненаправленных «поисках» друга, так нужного ему для интимно-личного общения. Тем самым развитие потребностей можно разделить на два качественно разных этапа — до и после их опредмечивания. Первый этап характеризуется, во-первых, общей, весьма интенсивной, но ненаправленной активностью, которую едва ли можно назвать деятельностью. Во-вторых, потребность как бы открыта для достаточно широкого спектра возможных благ при наличии ключевых раздражителей: вспомним, например, как в опытах К. Лоренца новорожденные гусята следовали за любым движущимся предметом, «заменяющим» им мать. И в-третьих, поскольку на данном этапе потребность еще не удовлетворена, субъект испытывает фрустрацию. Но вот, положим, акт опредмечивания потребности произошел: гусенок пошел за матерью, ребенок накормлен, подросток нашел друга, а, скажем, ученый — принцип решения до поры запутанной проблемы1. После этого наступает второй этап: психологическая картина поведения субъекта качественно меняется. Так, его активность становится направленной, и именно так можно теперь кратко определить деятельность — молярную, неаддитивную единицу жизни. Во-вторых, происходит резкое сужение («запечатление») возможных благ: иное предметное содержание потребности (скажем, сверстники для подростка) объективно остается благом, но субъективно таковым уже не является. И в-третьих, акт опредмечивания потребности сопровождается бурным всплеском положительных эмоций, и в результате найденное благо получает эмоциональное (аффективное) закрепление. Предисловие Объединив три указанные характеристики (перечисляя их от конца к началу), получим определение мотива. Это — эмоционально закрепленный предмет потребности (благо), который направляет деятельность. Отметим, что в концепции А.Н. Леонтьева эмоциональная (субъективная) «составляющая» была бы исключена: мотив определяется здесь только объективно — как предмет, причем одновременно — и потребности, и деятельности. Тем самым понятие мотива объединяет потребление благ с их производством, и именно в деятельности (на уровне ее действий) содержится резерв развития, в частности, возникновения новых мотивов (потребностей). Кроме того, связь мотива с потребностью и деятельностью позволяет выделить две соответствующие его функции — побуждающую и смыслообразующую. Впрочем, включение эмоций в само определение мотива восходит к психологической классике. Это закономерно, ведь, согласно В. Вундту, любое психическое явление или действие, например, волевое, содержит как объективную, так и субъективную стороны: «всякий мотив расчленяется, в свою очередь, на элемент представления и элемент чувств, из которых первый можно назвать основанием, а второй — побудительной причиной»1. В отечественной психологии данную теоретическую позицию, представленную уже у С.Л. Рубинштейна, активно развивает В.К. Вилюнас2. Тогда понятно, что если расширять объем понятия мотива в принципе, то в него надо включить наряду с объективными (так сказать, когнитивными) компонентами не только эмоциональные, но и волевые. Так и происходит: X. Хекхаузен, рассматривая это понятие как родовой «гипотетический конструкт», замечает, что оно «включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на "динамический" момент направленности действия на определенные целевые состояния [когнитивный компонент. — В.П.], которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент [эмоциональный. — В.П.] и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели [волевой. — В.П.]»3. Конечно, при выделении конкретных проблем изучения мотивации определение мотива (и потребности) будет уточняться по содержанию. При изучении потребностно-мотивационной сферы в теме 12 центральной является проблема ее строения, оснований, адекватных единиц анализа. Существуют по крайней мере три принципиальных решения этой проблемы: а) выделение базовой мотивации и механизмов ее преобразова- ния; б) исследование закономерностей функционирования и развития ситуативной мотивации, возникающей при выполнении действия, и в) разделение потребностей по способу удовлетворения, связанное с определением их собственно человеческой специфики. Теоретическим основанием выделения базовой мотивации является представление о том, что мотив (т.е. «приводящий в движение») изначально присущ самому субъекту, подобно тому, как в физике Аристотеля силы, приводящие в движение тела, находятся в них самих. Базовые потребности выступают как врожденные основания потребностно-мотивационной сферы, или, во всяком случае, изначальные для ее анализа, в результате преобразования которых возникают остальные, производные потребности. Принципиальным сторонником данной позиции был английский исследователь У. Мак-Дауголл, предлагавший понятие инстинкта (позже — склонности). Инстинкт представляет собой единство познавательного (избирательность восприятия), аффективного (эмоциональный импульс — ядро инстинкта) и моторного (наличие телесных механизмов для инстинктивного поведения) компонентов. Механизм преобразования, точнее, доопределения инстинкта раскрыл этолог К. Лоренц (считавший себя учеником Мак-Дауголла) при изучении его моторного, поведенческого компонента: это — уже известный нам механизм запечатления (импринтинга). Аналогична стратегия изучения мотивации в бихевиоризме: здесь выделяются первичные потребности — врожденные драйвы, на основе которых путем научения формируются вторичные потребности. Собственно, и в классическом психоанализе (если рассматривать его как теорию мотивации) изначальными побуждениями являются телесные (либидозные) инстинкты (влечения), а механизмами их преобразования — различные формы сублимации. Впрочем, существуют и другие стратегии выделения базовой мотивации. Например, при проведении массовых опросов, когда мотивы (мотивировки) жителей города или района образуют в результате взаимосвязанную «сеть», основными становятся общие для многих узловые потребности, скажем, потребность в безопасности, достойном социальном статусе, которые являются условием удовлетворения ряда других. Отметим, что здесь первичные потребности рассматриваются уже не как присущие человеку изначально, но возникающие при его взаимодействии с окружающей средой: так в концепции Г. Мюррея, создателя Тематического Апперцепционного Теста (ТАТ), нужды пациента определяются как результат социального давления. Представление человека как действующего в предметном и социальном окружении является теоретической основой изучения ситуативной мотивации. Не отрицая наличия базовой мотивации, потребности субъекта рассматриваются здесь как возникающие здесь и сейчас, в процессе действия с объектом — так же, как в физике Галилея силы, приводящие тела в движение, суть результат их взаимодействия. Такова концепция К. Левина, уникального гештальт-исследователя мотивации, с центральным по- 12 Предисловие нятием мотивационного поля, в котором как раз и возникают субъект-объектные напряжения. Напомним, что со стороны субъекта их источником является квази-потребность, которую кратко можно определить как потребность завершить начатое действие, выраженную в намерении, а объекты имеют свой «требовательный характер» — определенные валентности, являясь потенциальными мотивами. Помимо уже известных результатов, полученных в школе Левина, особый интерес вызывают исследования уровня притязаний, положившие начало изучению мотивации достижения и избегания неудачи (Д. Мак-Клелланд), построения модели принятия риска (Дж. Аткинсон). Разделение потребностей по способу удовлетворения и определение их собственно человеческой специфики связано со становлением и развитием гуманистической психологии. Г. Олпорт выделил два таких способа: первый — это стремление к редукции напряжения, снятию моти-вационных противоречий (считавшийся ранее единственным), второй — стремление к поддержанию напряжения, к развитию, а значит — поиску противоречий. А. Маслоу предложил иерархию («пирамиду») фундаментальных потребностей, которая начинается с уровня физиологических нужд, удовлетворяемых первым способом, а заканчивается потребностью в самоактуализации — ярким примером второго. Всего же уровней в иерархии — семь, и каждый следующий становится актуальным тогда, когда освоен предыдущий. Тем самым «пирамида» сравнима с «лестницей», а ее уровни — со «ступенями», которые можно сгруппировать в природные, социальные, собственно личностные. Сначала следуют два природных уровня: при удовлетворении физиологических нужд (например, когда животное сыто) возникает, точнее, становится самостоятельной потребность в безопасности. Затем — два социальных уровня: потребность человека в принадлежности обществу, своей социальной группе (выражаемая в чувстве сопри-частия с ней) и необходимость в принятии, признании другими людьми, выступающая как потребность в самоуважении1. И наконец, три уровня собственно личностного развития (роста) — потребность в познании мира и себя в нем (здесь — ради самого познания), потребность в гармонии (эстетическая потребность), удовлетворение которой является ближайшим условием самоактуализации: действительно, когда человек понимает, что реальность в принципе гармонична (и фраза: «Истина — прекрасна» уже не является для него метафорой), он может решиться на поиск противоречий — источников дальнейшего самосовершенствования. При выделении же специфики человеческих потребностей возможны два пути. Один из них — поверхностный и, скажем сразу, неверный, спровоцированный, в частности, пониманием указанных уровней как низших и высших (хотя в действительности фундаментален каждый из них, и Предисловие 13 все они — равноправны). Отсюда следует попытка отличить потребности человека от потребностей животных по содержанию. Еще сравнительно недавно только человеческими назывались и потребность в общении, и собственно познавательная потребность, но результаты экспериментов с животными заставляли все выше поднимать искомую разделяющую грань. Сегодня пора признать, что филогенетические предпосылки имеют все перечисленные уровни, вплоть до потребности в самоактуализации: ведь этот термин заимствован Маслоу у швейцарского невролога К. Гольдштейна, изучавшего организм. Более того, поиск собственно человеческой природы за рамками биологического смысла приведет в тупик: «высшими» придется считать аномальные потребности, именуемые в быту излишними, вредными привычками1. Иной, адекватный путь определения специфики любых, в том числе — природных потребностей человека уже назван: это — указание на способ их удовлетворения. Согласно гуманистической психологии, таково стремление к развитию, но следует добавить, что развитие, да и становление человеческих потребностей осуществляется через освоение культурных предметов — средств преобразования природы. Возьмем одну из основных физиологических нужд — пищевую, и сразу вспомним известное замечание К. Маркса об отличии голода, утоляемого вареным мясом с помощью ножа и вилки, от того, когда глотают сырое мясо, разрывая его руками, ногтями, зубами (см. с. 467 первого тома настоящего издания). Сколько упреков (не всегда беспричинных) выслушал Маслоу в том, что поместил пищевое удовлетворение в начало своей иерархии! Но если это потребности человека, то освоение каждого, в том числе — данного, их уровня связано, прежде всего, с произвольной регуляцией, которая, согласно Л.С. Выготскому, носит как раз опосредствованный характер. В этом смысле гуманистическая психология родственна логотерапии, основатель которой В. Франкл выжил в фашистском концлагере, где непосредственное удовлетворение пищевой потребности было невозможным, а его произвольность (и создание соответствующих средств) — необходимой для того, чтобы и здесь остаться человеком. Собственно, любая потребность проходит испытание на человечность в ситуации дефицита благ. Когда-то опредмеченная, теперь она должна пройти процесс «распредмечивания», и человек возвращается (см. выше) к общей ненаправленной активности с широким спектром возможных благ при наличии фрустрации. Приведем пример из еще недавнего советского прошлого, когда в конце 1980-х годов рассерженные «покупатели» бродили по, скажем, продуктовым магазинам в поисках... конца длинной очереди и 14 Предисловие вставали в ее конец, не зная, что дают в начале. И если на прилавке, например, тогдашнего рыбного отдела гастронома «Новоарбатский» оказывалось ранее незнакомое им «что-то — внешнее», то на изумленных лицах было отражено состояние распредмеченной потребности («Это что — теперь тоже благо?»), однако первым вопросом хозяйки продавцу был не «Что это такое?», но — «Как это готовить?», т.е. вопрос о средствах, способах приготовления пищи: несмотря на острый дефицит благ, потребности людей остались человеческими. (Наблюдение автора: февраль 1990 г.). Впрочем, в современной психологии специфика собственно человеческих мотивов продолжает обсуждаться в связи с вопросами, завершающими тему 12: это — проблемы различения внешней и внутренней мотивации и соотношения мотивации с разрешением личностных проблем. Так, во-первых, наряду с классическими исследованиями оптимума мотива-ционной стимуляции, проводимыми в основном на животных, дается сравнительное описание мотивации внешней, неспецифической по отношению к содержанию деятельности, и внутренней, адекватной ему самому, когда деятельность переживается как «самоцельная», аутотелическая1. Во-вторых, особую роль при переходе от изучения мотивации к собственно личности играет рассмотрение защитных механизмов как препятствий для ее развития: в книге представлены не только психологическая эмпирия механизмов защиты, но и условия их снятия при осмыслении внешне неразрешимых ситуаций, требующем знания философских оснований современной общей психологии. Материалы тем 13 и 14 структурированы главным образом так, как они проходятся в семинарских занятиях. Лекционная же их основа состоит в следующем. Во-первых, при анализе строения личности в теме 13 мы рассматриваем как широкое ее понимание, т.е. совокупность наличных качеств, черт, представленное факторными теориями, так и узкое, точное, задаваемое классическим фрейдовским психоанализом и аналитической психологией К. Юнга. Подчеркнем, что это вполне соответствует двум основным подходам к изучению индивидуальности (личности), предложенным и изложенным нами в первой книге данного тома (с. 24—31). Впрочем, пример когнитивных теорий личности показывает, что на практике эти подходы могут взаимодействовать: так, материал, полученный первоначально при диагностике познавательных личностных (персональных) конструктов по Д. Келли, становится затем особо ценным в психотерапевтической беседе, т.е. привлекается для психологической помощи и консультирования. Во-вторых, изложение материалов по развитию личности в теме 14 опирается на его основания, намеченные А.Н. Леонтьевым: богатство связей индивида с миром, степень иерархизации деятельности личности и ин- 1 Ср. «феномен врабатываемости в деятельность» в первом томе настоящего издания, с. 513—516. Предисловие 15 дивидуальный профиль («многовершинность») ее мотивационной сферы (см. с. 290—292 первого тома). Поэтому здесь сначала отражены различные периодизации психического и личностного развития, в том числе — охватывающие всю общественную жизнь человека, т.е. в аспекте его первого «рождения» как личности. Второе же «рождение» эмпирически раскрывается в становлении и развитии самосознания, в свою очередь излагаются его филогенетические предпосылки, социальные условия, основные составляющие и уровни развития «Я-концепции». Наконец, рядом с историей индивидуального, персонального развития «чувства Я» представлено философское понимание морального закона — того самого «категорического императива» по Канту, наличие которого не перестает удивлять личность во все времена. И в-третьих, мы, конечно, продолжаем привлекать разделение природного, социального и культурного субъектов: в этой книге — в силу специфики ее содержания — сравнивать социального индивида и собственно личность. Так, их строение в теме 13 сопоставляется на материале транзактного анализа Э. Берна и когнитивных теорий, а развитие в теме 14 рассматривается соответственно в концепциях бихевиорального (в том числе — социального) научения и гуманистической психологии. Особое значение имеет для нас связь теорий развития личности с основными направлениями ее воспитания, психологической практики, неврачебной психотерапии. Этой связи посвящен вопрос, завершающий тему 14 и второй том издания в целом. Последовательность данных основных направлений с их конкретными психотехниками, приемами психологической коррекции, помощи, консультирования здесь, разумеется, не случайна. В лекциях ■ >та последовательность сравнивается с закономерными «ступенями», графически представленными в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в форме известного «параллелограмма», отражающего развитие и формирование высших психических функций. Так, первой идет терапия поведения, основанная на приемах научения, разработанных в классическом и современном бихевиоризме, и едва ли затрагивающая личность в собственном смысле. Вторая «ступень» относится к «подростку» (не обязательно — по хронологическому возрасту) и фактически является терапией причин проблемного развития, чреватого невротическими расстройствами. Психологическую помощь в поиске их подлинных источников, а значит и решения собственно личностных проблем оказывают различные направления психоанализа — от 3. Фрейда до Э. Фромма. И третьей, обращенной уже к здоровой, взрослой личности и направленной поэтому на обнаружение дальнейших возможностей ее развития, связанных с пониманием собственно человеческого в человеке, является терапия процесса личностного роста. Оригинальной здесь следует считать гуманистическую психологию А. Маслоу и К. Роджерса, а ее (если угодно, европейскими) аналогами — гештальттерапию Ф. Перлза, экзистенциальную психологию Р. Мэя, логотерапию В. Франкла. Надеемся, что отраженные в книге со- 16 Предисловие временный научный взгляд на личностную зрелость, а также значимость оценки эффективности психотерапевтической работы позволят психологам-практикам правильно сориентироваться в разнородности бытующих сегодня (в частности — рекламируемых) методов и приемов, научиться отделять настоящее от мнимого. Завершение третьей книги (да и том в целом) содержит уникально подобранные материалы, в том числе — редкие, впервые публикуемые на русском языке. На разных этапах преподавания курса общей психологии в разработке программы раздела «Субъект деятельности» принимали участие проф. А.Н. Ждан, доц. Н.Б. Березанская, доц. О.Н. Арестова, доц. А.А. Пузырей. Составление текстов данной книги осуществлялось с учетом курсов, представленных кафедрой психологии личности (зав. кафедрой — проф. А.А. Асмолов), при непосредственном контакте с сотрудниками кафедры доц. Е.Е. Насиновской и проф. А.Н. Гусевым. Мы особенно благодарны за содержательную и техническую помощь при подготовке материалов А.Г. Макалатия, О.А. Захаровой, Р.С. Шилко. Изучение научной психологии личности — необходимый этап освоения общей психологии в целом, тесно связанный с личными интересами каждого. Иерархия мотивов составляет ядро строения личности, в продуктивном изменении которого — залог ее развития. Тому, кто изучает общую психологию мотивации и личности, реально дана возможность, осознавая свои частные мотивы и решая собственные (в том числе — учебные) проблемы, самостоятельно почувствовать конкретное содержание профессии психолога. Будущие практики или исследователи (а то и преподаватели психологии), после прохождения двух разделов курса мы уже готовы к культурному диалогу с повседневными психологическими представлениями о жизни, чтобы затем, встав в полный профессиональный личностный рост, отважно заглянуть в третий раздел (и том данного издания) — «Субъект познания». (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии) Тема 12 Психология мотивации Основные проблемы психологии мотивации. Потребности как основа мотивационных процессов. Виды потребностей и их эволюция. Физиология и психология потребностей. Виды мотивов и основные критерии их классификации. Строение потребностно-мотивационной сферы и проблема ее уровней. Общее представление о базовой мотивации и механизмах ее преобразования. Различие стратегий выделения первичных источников побуждения. Мотивация и деятельность. Постоянная и ситуативная мотивация. Факторы, определяющие актуализацию и побуждающую силу мотивов. Уровень притязаний и его исследование. Мотивация достижения и модель принятия риска. Оптимум мотивации и продуктивность деятельности. Проблема внешней и внутренней мотивации. Мотивация и личность. Соподчинение мотивов, его роль в становлении и развитии личности. Мотивационные конфликты, их исследование и возможные способы разрешения. Защитные механизмы личности в классическом психоанализе и гештальттерапии. О Общее представление о мотивации. Проблема базовой мотивации. Различные стратегии ее выделения. Развитие мотивации. Примеры исследований базовой мотивации отдельных видов деятельности. Ситуативная мотивация. Ее исследования в школе К. Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Оптимум мотивации. Закон Иеркса—Додсона. Проблема внешней и внутренней мотивации. Мотивация и личность. Защитные механизмы личности. 2 Зак. I662
Общее представление о мотивации Ж. Нюттен ЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ1 А) Очевидно, что в схеме «стимул — реакция», в соответствии с которой в экспериментальной психологии описывается поведение организма, проблеме мотивации отводится скромное место. Напротив, в обыденной жизни принято считать, что поведение человека направляется и определяется планом и стремлением реализовать этот план или достичь какого-нибудь объекта-цели. Эта вторая схема соответствует, вероятно, также и психической реальности и имеет поэтому научное значение. В то время, как первая схема берет в качестве модели элементарную рефлекторную реакцию, объектом второй является сложное человеческое поведение. Можно заметить, однако, что усилие или стремление достичь какой-то цели выражается во множестве действий, в той или иной степени подчиненных этой цели. Действительно, не следует забывать, что то, что в классических опытах по выработке условных реакций, как и в психологии поведения вообще, принято называть стимулом (безусловным), для животного в реальной жизни представляет собой конечную цель длительной поисковой активности. В лабораторных условиях экспериментатор рассматривает пищу как стимул, действующий на вкусовой орган животного, и изучает вызываемую им физиологическую секрецию, но для того, кто наблюдает поведение животного в естественных условиях, пища представляет собой объект-цель продолжительной мотивированной деятельности. Различные значения, которые можно, таким образом, придавать термину «стимул», делают проблему мотивации еще более сложной. Наша задача упростится, если помимо схемы образования условных связей и теории «стимул—реакция» читатель будет помнить о том, что поведение — это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций или предметов. На этом и основывается, по сути дела, точка зрения той группы психологов, для которых мотивация является ключом к объяснению и пониманию поведения человека. 1 Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. С. 18—20. НюттенЖ. Явление мотивации 19 Б) Какие же аспекты поведения связаны с мотивацией? Ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом. Организм или индивид характеризуют предпочтительные или избирательные отношения к окружающим объектам или ситуациям. При наличии определенного числа объектов некоторые из них оказываются желаемыми или предпочитаемыми, тогда как другие отвергаются; при отсутствии некоторых объектов или ситуаций ощущается потребность в них, их ищут и добиваются, другие же объекты и ситуации вызывают у индивида опасение. Такая ориентация выражается в том, что данное поведение будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут объект, относящийся к строго определенной категории; этот объект явится, таким образом, завершением — временным или окончательным — деятельности субъекта. Именно такая избирательная ориентация на предпочитаемый или искомый объект придает поведению характерную для него направленность и организацию. Иногда необходимый организму объект неизвестен самому индивиду, в других случаях врожденные или приобретенные поведенческие связи направляют его непосредственно к желаемому объекту. Следует добавить, что для человека более или менее продолжительный поиск отсутствующего или еще не существующего объекта-цели имеет важное значение. Его познавательные способности и воображение позволяют ему воссоздавать отсутствующие объекты посредством предвосхищения или компенсации. Поэтому в некоторых исследованиях мотивации человека большое значение придается изучению продуктов воображения. <...> Такая активная длительная и избирательная направленность поведения составляет сущность явления, определяемого как мотивация; конкретная форма этого явления зависит от типа поведения (например, врожденное или приобретенное) и уровня развития организма. Эта концепция предполагает, что мотивация является одновременно источником активности и направленности поведения; точнее, согласно этой концепции, поведение понимается как направленная активность. Эти два аспекта — динамический аспект и аспект направленности — часто отделяются друг от друга при изучении мотивации, в чем нам представится возможность убедиться при рассмотрении связи между общей активностью организма и процессом научения, с одной стороны, и мотивацией — с другой. В) Для того чтобы лучше очертить сферу мотивации, иногда вслед за Вудвортсом1 различают «механизмы» поведения и факторы, от которых зависит приведение их в действие. Первая проблема — это проблема как осуществляется поведение, вторая — почему человек или животное поступает или действует так или иначе. Изучение мотивации относится именно ко второй проблеме. В этой связи говорят о мотивах, побуждениях, импульсах, тенденциях и потребностях, а некоторые авторы прибегают к поня- 20 Тема 12. Психология мотивации тиям напряжения, силы и даже энергии. Конечно, неправильно было бы употреблять два последних термина в том смысле, какой они имеют в механике или физике. В психологии часто вообще не различают эти два понятия — сила и энергия. Старая физикалистская концепция, оправдывающая, по мнению некоторых психологов, употребление этих терминов при изучении поведения, утверждает, что психология, как и физика, ставит своей целью объяснить переход от стадии покоя к стадии действия или от одной формы «движения» к другой (сила); в результате часто говорят о некоей способности производить работу (энергия). Именно по этой причине возражения, иногда очень убедительные, против употребления в психологии этих терминов1 не достигнут свой цели, пока психологи будут убеждены в тождественности этих выражений. 1 См.: London I.D. Psychologists misuse of the auxilliary concepts of physics and mathematics // Psychol. Rev. 1944. 51. P. 266-291; Wiener N. Some maxims for biologists and psychologists // Dialectica. 1950. 4. P. 186-191. Р. Стагнер, Т. Карвозский МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ1 Поведение человека динамично. Мы действуем в результате давления потребностей и импульсов. Поиски пищи, безопасности, следование высоким идеалам служат примерами мотивационной природы любой значимой деятельности человека. Динамичен и его сознательный опыт. Мотивы влияют на то, что именно мы видим, и что при этом чувствуем, на развитие наших идей и на мнения, которых мы придерживаемся. Решение проблем, сновидения и творческое воображение также отвечают каким-то потребностям. Полное понимание мотивации человека необходимо для получения ясной картины психических процессов, как наших собственных, так и происходящих в других, окружающих нас людях. Мобилизация энергии является в своей основе процессом химическим, метаболическим или физиологическим. Его нельзя наблюдать непосредственно. Но в случаях, когда человек прилагает неимоверные усилия, чтобы выбраться из горящего здания или, несмотря на усталость, заставляет себя бороться с врагом, мобилизация энергии, необходимая для достижения цели, становится очевидной. То же явление, хотя и не в столь драматичной степени, мы обнаруживаем в попытках студента успешно учиться, и в честолюбивом движении бизнесмена к вершинам престижа, богатства и власти. Так как влечения не доступны прямому наблюдению, и потому их можно распознать только по своим эффектам, важно с самого начала ясно и точно определить критерии мотивированного поведения. Решая вопрос 1 Stagner i?., Karwoski T.F. Motivation of behavior // Readings in General Psychology / L.D. Crow, A. Crow (Eds.). N.Y.: Barnes and Noble, 1967. P. 287-290. (Перевод Ю.Б. Дор- машева.) 22 Тема 12. Психология мотивации о степени мотивации1, мы обращаем внимание на три особенности любой деятельности.
Характеристики мотивированного опыта Прямое наблюдение переживаний других людей невозможно. Однако другой человек может описать вам свой сознательный опыт. Или же вы сами можете наблюдать свои собственные психические процессы. В любом случае и тут, точно так же как и на уровне поведения, мы путем самонаблюдения можем распознать те же явления энергичности, настойчивости и изменчивости. Временами вы напряжены, насторожены и настроены на энергичный ответ, иногда же вы ленивы, расслаблены и заняты праздными мечтаниями. Когда действует сильный мотив, наши психические процессы отличаются интенсивностью или высоким уровнем энергии. Сознательный опыт влюбленного юноши состоит из непреодолимых господствующих образов, мыслей и чувств, связанных с возлюбленной. Игнорировать или отбросить их если и удается, то с большим трудом. Мысли о целевом объекте настойчиво возобновляются, их нелегко забыть, при малейшей Стагнер Р., Карвозский Т. Мотивация поведения 23 возможности они возвращаются в сознание. Вообще-то они изменчивы в том смысле, что принимают различные формы и могут адаптироваться к множеству различных контекстов. Так, очень голодный человек может думать о целом ряде продуктов питания, о различных способах приготовления пищи и так далее. В работах 3. Фрейда мы находим удивительные иллюстрации того, какими разнообразными способами один и тот же мотив, одна и та же желанная цель, могут маскироваться на протяжении ряда сновидений одного и того же индивида. Разнообразие мотивации Несмотря на то, что явление энергетической мобилизации объединяет все формы мотивации, полезно рассмотреть не сам процесс мобилизации, а мотивирующие его факторы. В конечном итоге, первичным и единственным источником энергии человека является пища. Физиология расхода энергии будет одна и та же при любой целевой тенденции, при поисках как пищи, так и брачного партнера, как в случае страха при встрече с голодным львом, так и в честолюбивых попытках стать президентом. Поэтому в анализе мотивации более существенным является изучение обширного множества условий и обстоятельств, вызывающих энергичный ответ индивида. Возможно, мы не ошибемся, если укажем на три важных класса мотивирующих факторов. (Точное их количество является предметом дискуссии; некоторые психологи говорят о двух и даже об одном таком классе, тогда как другие утверждают, что их гораздо больше.) Неважно, сколько их будет, — три или, например, шесть. В любом случае для студента будет полезно систематизировать эти мотивы, как это сделано ниже.
У. Браун, X. Гилхаузен ЖЕЛАНИЕ И ПОТРЕБНОСТЬ Влечения (drives) проявляются в сознательном опыте человека как ряд субъективных состояний, называемых желаниями (desires). Это может быть желание пищи, сексуальной активности, отдыха или упражнения, опеки, выделения отходов жизнедеятельности. Желание выражает тот факт, что мы осознаем потребность; точнее, оно используется для выражения того, что мы осознаем цель и какое-то чувство или эмоцию, связанную с достижением этой цели. Проводят различение между стремлением (appetite), при котором желание является положительным или к чему-то направленным и отвращением (aversion) как желанием чего-то избежать или от чего-то освободиться. У человека как при стремлении, так и при отвращении участвует воображение. Мы представляем себе желаемый, целевой объект или предполагаемое страдание. Это представление обычно включает в себя более или менее определенные образы. <...> Необходимо подчеркнуть <...>, что представление целевых объектов является существенной особенностью желания. Как правило, чем больше мы думаем об этих объектах, тем сильнее стремление или отвращение к ним. Следовательно, желание не является полностью детерминированным объективной ценностью целевого объекта: оно отчасти определяется теми субъективными образами целевого объекта, которые мы формируем, когда представляем его себе. Желание и действительные потребности (needs) не обязательно соответствуют друг другу. Так, нередко возникает желание что-то съесть (например, конфету) несмотря на то, что потребность в пище невелика. И наоборот, человек, находящийся на последней стадии истощения, нуждается в пище, но несмотря на это, сознательного желания поесть у него зачастую может и не быть. (Во всяком случае существует множество сообщений об этом эффекте.) Кроме того, потребности организма в витаминах, солях и других минералах, как правило, не отражаются в каком-то специфическом осознании или желании таких веществ. Нередко, например, в случае алкоголя и табака, желания являются обусловленными и культурно детерминированными и не имеют очевидных со- Браун У., Гилхаузен X. Желание и потребность 25 ответствующих потребностей. В случае секса чувствуемые желания также могут иметь слабую корреляцию с действительным органическим влечением. Если удовлетворение основного влечения не встречает препятствий, наступает приятное, энергичное, жизнерадостное состояние, называемое эйфорией. Это состояние зачастую характерно для желания, целью которого является упражнение, игра или просто сохранение существующего положения. Это состояние обычно основано на органическом благополучии, но иногда его переживают даже индивиды, далекие от физического благополучия. Когда мы говорим, что желание не всегда соответствует потребности, мы неявно подразумеваем существование какой-то стоящей за ним подлинной потребности. Очевидно, что такие органические потребности, как, например, в пище, воде, кислороде, соли, выделении отходов из организма и, конечно, многие другие реально существуют. Но что можно сказать о вышеупомянутых алкоголе и табаке? Пока табак не обнаружили в Америке, все люди Старого Света обходились без него. И можно без труда вообразить, что люди, как и большинство животных, могли бы обойтись без алкогольных напитков. Тем не менее, огромное множество людей засвидетельствуют, что они испытывают потребность в табаке, виски или в том и другом. Такие «потребности» лучше назвать квазипотребностями (quasi-needs). Они не являются частью нашей первоначальной психологической природы. Любой индивид приобретает (т.е. научается) такие квазипотребности, хотя после того, как они приобретены, организм может стать зависимым от них точно так же, как если бы они были подлинными потребностями. <...> [Необходимо подчеркнуть, что] привычки, (прекрасным примером которых является курение) начинают выступать как мотивы (motives). Статус множества других так называемых подлинных «потребностей» еще более сомнителен. Некоторые психологи приводят целые списки таких потребностей, одним из которых является, например, нижеследующий1. Список «проявляющихся», в отличие от «латентных», потребностей, приведенный в алфавитном порядке:
1 Приведен список потребностей, предложенный американским психологом Генри Марри (Мюрреем) (Murray) в 1938 г. Подробное описание содержания этих потребностей представлено в данной книге в статье К. Холла и Г. Линдсея «Классификация потребностей Г. Меррея». (Примечание редакторов-составителей.) Проблема базовой мотивации. Различные страте гии ее выделения. Развитие мотивации Х.Хекхаузен КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ НА ОСНОВЕ ИНСТИНКТОВ: УИЛЬЯМ МАК-ДАУГОЛЛ1 Описательная система психологии мотивации Кеттелла в какой-то степени возрождает популярную в начале века объяснительную классификацию форм поведения, предложенную Мак-Дауголлом. Мак-Дауголлу2 принадлежит первая грандиозная попытка свести все поведение к мотива-ционным диспозициям. В то время общеупотребительным названием для мотивационных диспозиций было понятие не мотива, а инстинкта. Так, например, фрейдовское понятие влечения в первых изложениях его работ на английском языке переводилось как «инстинкт». В XIX столетии как нечто противоположное интеллекту инстинкт входил в систему понятий психологии способностей. По мере триумфального шествия эволюционных идей Дарвина инстинкты все больше привлекались и для объяснения человеческого поведения. Джеймс усматривал в инстинктах способность действовать таким образом, «чтобы производить некоторый результат, не предвосхищая его и без предварительного обучения выполнению действий»3. То, что у Джеймса было лишь одним из многих объяснительных принципов поведения, у Мак-Дауголла стало ключевым положением в любой «динамической», т.е. объясняющей поведение, психологии. Откровенно господствующая роль, которую Мак-Дауголл приписал инстинкту как объяснительному понятию, повлияла на дальнейшую историю проблемы, вызвав во втором десятилетии нашего века бурные разногласия по поводу понимания инстинктов. С одной стороны, ассоцианистское кредо главных критиков понятия инстинкта побуждало их к радикальной формулировке своих бихевиорист- Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов... 27 ских позиций, согласно которым любое поведение должно выводиться из простых рефлексов и научения1. С другой стороны, Вудвортс2, давно мечтавший о «мотивологии», окончательно заменил инстинкт понятием «drive» («влечение»), И наконец, Толмен сделал основные положения психологии мотивации Мак-Дауголла экспериментально проверяемыми, т.е. приемлемыми в теоретическом отношении и для бихевиористов. Дальнейшее уточнение понятия инстинкта и исследование инстинктивного поведения стали внутренним делом этологов, прежде всего таких выдающихся исследователей, как Лоренц и Тинберген. В чем состояла позиция Мак-Дауголла? Он выступал против как чисто описательной психологии сознания, так и «механистического» объяснения поведения теоретиками ассоцианизма и рефлексологии. Для него любое поведение телеологично, целенаправлено, ориентировано на достижение намеченного будущего целевого состояния. О направленности говорят семь признаков:
Эти признаки целенаправленности поведения Мак-Дауголл объясняет с помощью инстинктов. Исходное для него понятие инстинкта является довольно сложным и охватывает три следующих друг за другом процесса: 1) предрасположенность к селективному восприятию в зависимости от специфических состояний организма (например, более быстрое обнаружение съедобных объектов в состоянии голода); 2) соответствующий эмоциональный импульс (ядро инстинкта); 3) активность инструментального типа, направленная на достижение цели (например, бегство при страхе). Мак-Дауголл подытоживает: «... любой образец инстинктивного поведения включает знание о чем-либо (об объекте), отношение к нему и устремленность к объекту или от него»3. Очевидно, что здесь связываются воедино и обозначаются одним понятием совершенно разные вещи. Запутанность усугубляется тем, что Мак-Дауголл рассматривает как врожденный и меняющийся компонент ин- 1См.: Watson J. Psychology from the Standpoint of a Behaviorist. Philadelphia, 1919. a 3 McDougall W. An Introduction to Social Psychology. L., 1908. P. 26. 28 Тема 12. Психология мотивации стинкта лишь одну из трех его составляющих, а именно эмоцию (ядро инстинкта), в то время как когнитивный и моторный компоненты могут изменяться под влиянием жизненного опыта. «Эмоциональное возбуждение с сопровождающей его нервной активностью центральной части диспозиции есть единственная составляющая целостного инстинктивного процесса, которая сохраняет свою специфичность и остается одинаковой у всех индивидов во всех ситуациях, где пробуждается данный инстинкт»1. При столь сложном по содержанию понятии Мак-Дауголл составил первоначальный перечень следующих 12 инстинктов, хотя пяти последним он не смог поставить в соответствие какую-либо определенную эмоцию (приводятся в скобках): 1) бегство (страх); 2) неприятие (отвращение); 3) любознательность (удивление); 4) агрессивность (гнев); 5) самоуничижение' (смущение); 6) самоутверждение (воодушевление); 7) родительский инстинкт (нежность); 8) инстинкт продолжения рода ( — ); 9) пищевой инстинкт ( — ); 10) стадный инстинкт ( — ); 11) инстинкт приобретательства ( — ); 12) инстинкт созидания ( — ). Поскольку термин «инстинкт» подвергся ожесточенным нападкам и давал основания для ошибочного толкования поведения, как определяемого в основном врожденными мотивационными диспозициями, Мак-Дауголл позже стал употреблять термин «склонность» (propensity). Однако содержание его почти не изменилось, за исключением того, что было введено различение между диспозицией (propensity) и функцией (tendency), о чем свидетельствует следующая цитата из его последней работы: «Склонность представляет собой диспозицию, функциональную единицу общей психической организации, которая, будучи актуализованной, порождает активную тенденцию, стремление (striving), импульс или влечение (drive) к некоторой цели. Такая тенденция, сознательно направленная на предвосхищаемую цель, представляет собой желание (desire)»2. Несколько склонностей могут синтезироваться в так называемые чувства (sentiments) — обусловленные опытом и научением когнитивно-эмоциональные оценки, которые связаны с отношением к предметам и обстоятельствам (с ними мы уже сталкивались у Кеттелла). Например, в восприятии и оценке понятия «отечество» участвуют многие склонности. Такие когнитивные схемы, центральную и организующую роль среди которых играет связанное с отношением к образу своего Я чувство самооценки (self-sentiment), составляют «характер». Они тем самым в значительной степени обусловливают индивидуальные различия на фоне врожденного базового набора инстинктоподобных эмоциональных импульсов (склонностей). В табл. 1 представлен окончательный вариант постулированных Мак-Дауголлом склонностей. А Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов... 29 Таблица 1 Инстинктоподобные мотивационные диспозиции (propensity)1 1. Пищедобывание. Поиск (и, возможно, накопление) пищи
1 См. там же. Р. 97—98. 30 Тема 12. Психология мотивации При изучении этого перечня сразу становится ясным, что вряд ли возможно его убедительное обоснование. Почему столько, а не меньше и не больше мотивационных диспозиций? Не слишком ли много общего между «поиском помощи» (11) и «покорностью» (9)? Не является ли «страсть к бродяжничеству» (17) лишь одним из проявлений «любопытства» (5)? Можно задать эти и многие другие вопросы, поднимающие проблему эмпирических критериев классификации мотивов, отличающихся от представлений обычного здравого смысла. Насущность этой проблемы, которая и по сегодняшний день не решена, ощущалась все больше по мере того, как под влиянием перечня инстинктов Мак-Дауголла прежде всего в смежных дисциплинах, таких, как социология и политология, стало привычным каждый поведенческий феномен объяснять через особый инстинкт примерно по такому образцу: войны возникают из-за инстинкта агрессивности. Но почему собственно известно, что существует инстинкт агрессивности? Да потому, что люди часто воюют. Подобная тавтологичность мышления никогда не была свойственна Мак-Дауголлу, но стала первопричиной разразившихся вскоре бурных дебатов вокруг инстинктов. С возражениями можно было бы справиться при помощи более четких критериев инстинктивно обусловленного поведения и систематических исследований. Однако в пылу споров до этого не дошло. Вторая, в чем-то схожая с первой, причина была связана с подозрением, что под вывеской инстинктов возрождается старая психология способностей, что, по сути, описывается и классифицируется само поведение. Третьей причиной была проблема подразделения поведения на инстинктивно обусловленное и основанное на приобретенных навыках. Для этого необходимо уметь различать взаимозаменяемые инструментальные активности и целевые состояния, к которым в конечном счете конвергируют эти формы поведения. Наконец, четвертой причиной были существенные метатеоретические противоречия, которые подспудно питали споры, одновременно препятствуя их конкретно-эмпирическому прояснению. Для противников Мак-Дауголла понятие инстинкта отождествлялось с его убеждением, что поведение це-ленаправлено, т.е. организуется, исходя из цели. С ассоцианистскои точки зрения это убеждение, однако, представлялось ненаучным, так как считалось, что Мак-Дауголл, как ранее виталисты, вводит под названием инстинктов некие мистические силы. Мак-Дауголл, конечно, был далек от этого. Однако такие метатеоретические подмены подогревали дискуссии и мешали выявлению фактических критериев для разрешения разногласий. Поскольку критики понятия инстинкта лучшей теории предложить не могли, противоречие по сути осталось неразрешенным. Вызванные спорами утомление и пресыщение привели к тому, что с умозрительными рассуждениями было покончено. Результатом, воспринятым повсюду с одобрением, было мнение, что следует больше экспериментировать, конкретизиро- Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов... 31 вать и детализировать. Этот резкий сдвиг в умонастроениях исследователей произошел в начале 30-х гг.1. Мак-Дауголл, как и Фрейд, привнес в объяснение поведения типичный для психологии мотивации стиль мышления. Задавшись вопросом, что такое мотив и как его классифицировать, он выявил центральные проблемы, которые при попытке их объяснения по большей части путем описаний и дефиниций вызвали разногласия и в значительной мере определили эмпирический характер исследований мотивации последующего десятилетия. Является ли поведение преимущественно результатом предшествовавшего научения или врожденных импульсов? Мотивация поведения — это вопрос его энергетики или его направленности и избирательности? И главное: объясняется ли поведение механистически, исходя из связей «стимул — реакция», или телеологически, исходя из предвосхищающих будущее когнитивных процессов? Слово «инстинкт» было отныне запрещено для обозначения моти-вационных диспозиций. Его место заняли понятия влечения и потребности. Встали игнорировавшиеся ранее проблемы актуализации мотива и действенности мотивации. Однако между перечнем инстинктов Мак-Дау-голла и полученным с помощью факторного анализа каталогом Кеттел-ла была еще одна серьезная и тесно связанная с измерением мотивов попытка их классификации: перечень потребностей (needs) Мюррея 1938 г. 1 См.: Krantz D., Allen D. The rise and fall of McDougall's instinct doctrine // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1967. № 3. К. Холл, Г. Линдсей [КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ Г МЕРРЕЯ]1 Потребность Хотя понятие «потребность» в психологии использовалось и используется очень широко, ни один теоретик не подверг его столь тщательному анализу и не дал столь полной классификации потребностей, как Меррей. Особенности проведенного Мерреем анализа отражены в определении: «Потребность — это конструкт (конвенциональная фикция или гипотетическое представление), который обозначает силу, действующую в мозге, силу, которая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуальную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворительная ситуация трансформировалась в определенном направлении. Иногда потребность побуждается напрямую определенными внутренними процессами <...>, но чаще (в состоянии готовности) — появлением одного или нескольких обычно эффективных давлений (сил среды) <...>. Таким образом, она проявляется в том, что направляет организм в плане поиска или избегания встречи или, в случае встречи, в плане обращения внимания и реагирования на определенное давление <...>. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направление внешнему поведению (или фантазиям), что изменяет исходные обстоятельства так, чтобы приблизить конечную ситуацию, которая должна успокоить (умиротворить или удовлетворить) организм»2. Из этого определения видно, что понятию «потребность», как и понятию «личность», придается гипотетический статус, но тем не менее оно связывается с основополагающими физиологическими процессами мозга. По- 1 Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. С. 202—213. (Здесь и далее заголовки в квадратных скобках даны редакторами-составителями.) 2 Murray НЛ. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P. 123—124. Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 33 нятно и то, что потребности могут побуждаться «изнутри» или актуализироваться под влиянием внешней стимуляции. В любом случае потребность вызывает активность организма и поддерживает ее до тех пор, пока ситуация взаимодействия «организм—среда» не изменяется так, что потребность редуцируется. Некоторые потребности сопровождаются эмоциями и чувствами и часто ассоциируются с конкретными инструментальными актами, эффективными в плане создания желательного конечного состояния. Меррей утверждает, что о существовании потребности можно заключить на основе: 1) эффекта или результата поведения; 2) конкретного паттерна или способа осуществления поведения; 3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов; 4) выражения конкретной эмоции или аффекта; 5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут1. Дополнительные показатели представляют субъективные отчеты о переживаниях, целях, намерениях. Дав общее определение, выявив перечисленные показатели, Меррей на основе интенсивного изучения небольшого числа субъектов составил ориентировочный список из двадцати потребностей. Хотя этот перечень подвергался в дальнейшей работе серьезной модификации, изначальные двадцать потребностей остаются высоко репрезентативными. Эти переменные были представлены в [цитировавшейся выше] работе (1938) с обозначением фактов, связанных с каждой из потребностей, и вопросов, с помощью которых можно осуществить оценку потребности; были указаны сопутствующие потребности эмоции и даны иллюстративные примеры. Двадцать потребностей приведены в таблице 1. Таблица 1 Иллюстративный перечень потребностей по Меррею2
1 См. там же. Р. 124. 2 См. там же. Р. 152-226 3 Зак. 1662 34 Тема 12. Психология мотивации
Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 35 Типы потребностей Таким образом, мы видели, как Меррей определяет потребность, рассмотрели предложенные им показатели или критерии для идентификации потребности и типичный перечень потребностей. Помимо этого, важно рассмотреть основания для различения типов потребностей. Прежде всего, различаются первичные и вторичные потребности. Первичные, или висцерогенные, потребности связаны с характерными органическими явлениями и физическим удовлетворением. Примеры — потребность в воздухе, воде, пище, сексе, лактации, урини-ровании и дефекации. Вторичные, или психогенные, потребности предположительно выводятся из первичных и характеризуются отсутствием очевидной связи с каким бы то ни было специфическим органическим процессом или физическим удовлетворением. Примерами служат потребность в приобретении, конструировании, достижении, признании, экс-гибиции, доминировании, автономии, уважении. Во-вторых, различаются открытые и скрытые потребности, т.е. проявляющиеся и латентные. Речь здесь идет о тех потребностях, которым позволительно проявляться более или менее непосредственно, и о тех, что в общем случае сдерживаются или вытесняются. Можно сказать, что открытые потребности обычно проявляются в моторном поведении, тогда как скрытые — в мире фантазий и сновидений. Существование скрытых потребностей — в значительной мере следствие образования ин-тернализованных структур (Суперэго), определяющих правильное или приемлемое поведение. Некоторые потребности не могут быть непосредственно выражены без нарушения условностей и стандартов, привнесенных обществом через родителей, и эти потребности часто действуют на скрытом уровне. В-третьих, существуют фокальные потребности и диффузные потребности. Некоторые потребности тесно связаны с определенными объектами среды, тогда как другие являются настолько общими, что подходят почти к любой ситуации. Меррей отмечает, что, за исключением некоторых особых случаев фиксации, объект потребности может изменяться, как и способ удовлетворения. Т.е. сфера, с которой связана потребность, может расширяться или сужаться, а количество инструментальных актов, связанных с удовлетворением потребности, может увеличиваться или уменьшаться. Если потребность прочно связана с неадекватным объектом, это называется фиксацией и обычно расценивается как патология. В то же время Меррей отмечает, что неспособность потребности к относительно стабильному «предпочтению» объекта и «перескакивание» с объекта на объект может быть столь же патологичным, как и фиксация. В-четвертых, существуют потребности проактивные и реактивные. Проактивные потребности преимущественно детерминированы изнутри, когда человек становится «спонтанно действующим» в результате чего-то, 36 Тема 12. Психология мотивации происходящего в личности, а не в среде. Реактивные же потребности активируются вследствие некоторых событий в среде, как реакция на них. Различие здесь во многом то же, что между реакцией, вызванной соответствующим стимулом, и реакцией, вызванной отсутствием важной стимульной переменной. Эти понятия Меррей использует также для описания взаимодействия между двумя или более людьми, когда один индивид выступает как проактор (инициирует взаимодействие, задает вопросы, вообще продуцирует стимулы, требующие чужой реакции), а другой — как реактор (реагирует на стимулы, продуцируемые проактором). В-пятых, различаются процессуальная активность, модальные потребности и эффектные потребности. Американские психологи, традиционно обращающие внимание на то, что функционально и полезно, постоянно выделяли эффектные потребности — потребности, направленные на определенное желательное состояние или результат. Меррей же настаивал на равной значимости процессуальной активности и модальных потребностей — тенденций к осуществлению определенных актов ради самого осуществления. Беспорядочное, некоординированное, нефункциональное действие различных процессов (зрение, слух, мышление, речь и т.д.), возникающее с рождения, называется процессуальной активностью. Это — «чистое функциональное удовольствие», делание ради делания. Модальные же потребности предполагают, что нечто осуществляется на определенном уровне качества и совершенства. Это все еще активность, к которой стремятся и которая приносит радость, но доставляет истинное удовлетворение лишь тогда, когда выполняется на определенном — высоком — уровне. Взаимоотношение потребностей Очевидно, что потребности не полностью изолированы друг от друга, и природа их взаимодействий или взаимовлияний имеет огромное теоретическое значение. Меррей принимает положение о том, что существует иерархия потребностей, при которой определенные тенденции занимают более высокое положение, чем другие. По отношению к потребностям, которые, «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой»1, используется понятие доминирования. Так, в ситуации, когда две или более потребностей требуют несовместимых реакций, именно доминирующая потребность (связанная с болью, голодом, жаждой, например) станет действующей, так как ее удовлетворение не может быть отсрочено. Минимальное удовлетворение таких потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. При исследовании личности Меррей обычно рассматривал конфликт, в который включены по- 1 Murray НА. Toward a classification of interaction // Т. Parsons, E.A. Shils (Eds.). Toward a general theory of action. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1951. P. 452. Холл К., Линдсей Г, [Классификация потребностей Г. Меррея] 37 требности. В его работах каждый субъект обычно оценивается в плане интенсивности конфликта в определенных ключевых сферах, например — автономия против уступчивости, достижение против удовольствия. В определенных обстоятельствах посредством единой линии пове- - дения может быть удовлетворено множество потребностей. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном и том же поведении, Меррей говорит о смешении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации. Субсидирующая потребность — та, что служит удовлетворению другой: например, индивид может проявлять потребность в агрессии, но это служит лишь удовлетворению потребности в приобретении. Во всех случаях, когда действие одной потребности служит лишь инструментом удовлетворения другой, мы называем ее субсидирующей другую. Отслеживание звеньев субсидиации может иметь большую ценность для выявления доминирующих основных мотивов индивида. Мы исследовали то, как Меррей представляет мотивацию индивида. Однако эти личные мотивы тесно связаны с событиями, происходящими вне индивида, и нам предстоит рассмотреть то, как эти важнейшие события среды представляет Меррей. Прессы Так же, как понятие «потребность» отражает важные внутренние детерминанты человеческого поведения, понятие «пресс» отражает важные детерминанты поведения, исходящие из среды. Проще говоря, пресс — это характеристика или свойство объекта среды или человека, которое облегчает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпринимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. «Пресс объекта — это то, что он может сделать с субъектом или для субъекта,— сила, которая так или иначе влияет на благосостояние субъекта»1. Представляя среду в терминах прессов, исследователь надеется выделить и классифицировать важные части того мира, в котором живут индивиды. Разумеется, мы лучше представляем, что — скорее всего — сделает индивид, если располагаем картиной не только его мотивов или направляющих тенденций, но и картиной его интерпретации среды. Понятие пресса предназначено именно для этого. Для различных целей Меррей разработал различные перечни прессов. Это отражено в классификации, представленной в таблице 2, отражающей важные события или воздействия, имеющие место в детстве. На 1 Murray НЛ. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P.121. 38 Тема 12. Психология мотивации Таблица 2 Сокращенный перечень прессов1 1. Отсутствие семейной поддержки Бытовая неустроенность 2. Опасность беды Отсутствие физической поддержки, высота Вода Одиночество, темнота Бурная погода, молния Огонь
Дурное обращение старшего мужского пола женского пола Дурное обращение со стороны сверстников Заносчивые сверстники 9. Доминирование, принуждение, препятствование Дисциплина Религиозное воспитание
Обольщение: гомосексуальное, гетеросексуальное Родительская половая связь 1 Murray НА. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P.291-292. Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 39
практике эти прессы не только определяются как действующие в данном индивидуальном опыте, но им приписывается и количественный рейтинг для обозначения силы или значимости в жизни индивида. Важно различать значимость объектов среды в восприятии или интерпретации индивида (бета-прессы) и свойства этих объектов в реальности или в том, как они открываются в объективном исследовании (альфа-прессы). Поведение индивида теснее связано с бета-прессами, однако важно выявить ситуации значительных расхождений между бета-прессом, на который реагирует индивид, и альфа-прессом, действующим в реальности. Редукция напряжения Как мы уже видели, с точки зрения Меррея индивид действует на основе сложной системы мотивов. Далее, он признает, что при актуализации потребности индивид оказывается в состоянии напряжения, а удовлетворение потребности ведет к его редукции. Наконец, организм научится обращаться к тем объектам и осуществлять те акты, которые в прошлом ассоциировались со снижением напряжения. Хотя Меррей одобряет такую формулировку, он утверждает, что она не полностью соответствует положению вещей. Индивид не только научается действовать так, чтобы редуцировалось напряжение и он таким образом был бы удовлетворен; помимо этого, он научается действовать так, чтобы увеличить напряжение, которое будет редуцировано в будущем — в связи с чем и удовольствие будет сильнее. Пример повышения напряжения с целью получения удовлетворения — игра, предваряющая завершение Следует заметить, что это положение применимо только к эффектным потребностям. Когда речь идет о процессуальной активности и модальных потребностях, удовлетворение приносит сам процесс активности, и интенсивность удовлетворенности в начале и в середине может быть той же, что в конце. Меррей принимает положение, согласно которому человек действует как бы имея в виду возрастание удовлетворения и снижение напряжения. Однако это лишь намерение или вера со стороны действующего, и не всегда оказывается так, что действие, которое, как он полагает, при- 40 Тема 12. Психология мотивации ведет к снижению напряжения и удовлетворению, действительно к этому приведет. Более того, люди не мотивированы на удовлетворение вообще; в каждом случае речь идет о специфическом напряжении, релевантном конкретной потребности: именно это напряжение человек старается редуцировать. Таким образом, удовлетворение — во многом следствие по-требностных состояний и их поведенческих следствий. |
|