Теория познания - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы... 1 183.26kb.
Онтология и теория познания Формула специальности: Содержанием специальности 09. 1 83.97kb.
Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся... 3 624.19kb.
Идея феноменологии' 2 598.13kb.
Единство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты 09. 2 631.71kb.
Тематика курсовых работ Теория доказательств 1 15.08kb.
Наименование дисциплины 1 34.5kb.
«Социальная теория познания Д. Блура: истоки и философский смысл»... 1 15.05kb.
Вопросы к экзамену по «Общей психологии: овп» 1 17.35kb.
«Философия (онтология и теория познания)» по специальности 020600 1 164.88kb.
Понятийный материал Гносеология теория познания 1 180.93kb.
Рудольф Штайнер Очерк теории познания Гетевского мировоззрения, составленный... 4 1243.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Теория познания - страница №1/1


ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
Гносеология(теория познания) – раздел философии, в котором изучаются природа познания, возможности человеческого познания, проблема отношения знания к действительности(реальности). Выявляются условия достоверности и истинности знаний.
Есть ещё одно понятие – ЭПИСТЕМОЛОГИЯ. Если гносеология это теория познания вообще, то эпистемология это теория научного познания. теория познания – та область философии которая получила начало в античности. Античное наследие до сих пор продолжает оставаться актуальным. Сейчас эти исследования на более высоком уровне.
Теорией познаня занимались в античности начиная с Аристотеля, Платона. Хотя уже парменид противопоставлял БЫТИЕ самому себе. Гносеология, как часть философия включает в себя определённые категории (элементы), например субъект и объект, истина(пожалуй одна из самых важных проблем теории познания), практика, идеальное, рациональное, чувственное. Теория познания взаимодействует с философией этикой, антологией , эстетикой. Гносеологическая проблематика в западно-европейской философии всегда рассматривалась через призму субъект-объект. Субъект – это носитель некой предметно-практической деятельности. В роли субъекта может выступать человек(индивид), коллектив. Объект – это то , на что направлена предметно-практическая деятельность субъекта. Между субъектом и объектом всегда присутствует посредник(приборы, технические средства и т.д).

ПРИЧИННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

К пониманию сущности познания исследователи подходят с различных точек зрения. Одна из таких точек зрения(концепций)- причинной концепции имела место.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

Томас Гоббс и Джон Лопс.

СУТЬ: Причины и концепции познания исходят из того, что знания , которые мы получаем являются результатом взаимодействия двух природных систем(человек или субъект, и окружающий мир). Знание возникает в результате активного воздействия объекта на органы чувств субъекта.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЗНАНИЯ.

Находит своё выражение в так называемой социальной теории познания, как некое её отражение. Тут активность субъекта понимается как некая способность человека обусловленная социально-культурной средой. На способности человека и его активность огромное влияние оказывает социум(социальная среда). Без культурного компанента познавательный процесс не возможен.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Лекторский, Копнин, Вылотский.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ БЕЗТОВОЛОГИЯ (ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТА)
Автор этой концепции – французский психолог Жан Пиаже. Он обратился к проблеме интеллектуального развития ребёнка. Ему удалось открыть инвариантные стадии интеллектуального развития ребёнка. Существуют 4 стадии развития интеллекта.


  1. Сенсомоторная стадия

  2. Дооперациональная стадия

  3. Стадия конкретных операций

  4. Стадия формальных оперций

Под ОПРЕРАЦИЕЙ он понимает некоторое внутреннее действие субъекта под воздействием внешней предметной деятельности. Субъект, раскрывая и познавая объект, организует действия в некую стройную систему, составляющую операции его интеллекта и мышления.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.

Существуют различные точки зрения на природу мышления и на взаимоотношения мышления и языка. Существуют разные точки зрения:

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление психологии, в котором понятие ассоциации выступало главным принципом всей психической жизни. И соответственно поведению человека стремились применить строго причинный подход. И в основу Ассоциатизма легло представление о том, что последовательность идей, которые возникают в сознании, отражают некий порядок внешнего воздействия на организм. Соответственно В ассоциативной психологии мышление сводится к некоему простому сочетанию образов памяти т.е ассоциации (по их сходству, контрасту и т.д).

БИХЕВИОРИЗМ (Поведение) - это направление , которое сложилось в Американской Психологии, Стало складываться в конце IX – XX м веке. Основой Бихевиоризма являлась Философия Позитивизма. С точки зрения Философского ПОЗИТИВИЗМА – наука должна описывать только то, что она наблюдает, следовательно психология должна изучать только лишь поведение, но не сознание, т.к сознание наблюдать не возможно. Можно наблюдать Поведение , соответственно его можно проанализировать. Такой подход приводил, что из Психологи исчезли такие Базовые понятия, как Сознание, Мышление, Воля и соответственно перечёркивалась социальная природа психики. Это направление получило своё распространение не только в Америке, стало распространяться так же в других направлениях науки.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (в переводе Гештальт – форма, образ , облик)- 20-е 30-е годы прошлого века. С точки зрение данной психологии мышление – движение в неких замкнутых структурах сознания. Т.е сознание – замкнутая система. Это даёт основание для того, чтобы отождествить мысли и образ.

ВЮРЦБУРСКАЯ ШКОЛА – 1-ое десятилетие XX го века. Основная мысль в том, что мышление не сводимо в комбинации с чувственным представлением. Мышление в общем виде – можно представить, как некую способность производить интеллектуальные операции с чувственными и понятивными образами. По отношению к мышлению язык – выполняет определённые функции:

- язык служит формой выражения наших мыслей, т.е идеальное содержание мышления материализуется в языке и одновременно служит основой его Объективации. Эту функцию можно назвать беспреобразующей.

- другим важным свойством языка является то, что с его помощью можно общаться с другими людьми и можно запоминать или передавать какую – либо информацию. Эта функция языка носит название – коммуникативная функция.

- язык, как средство мышления служит одновременно и средством получения нового знания. и эта функция носит название Гносеологической функции.

- с помощью языка сохраняется и передаётся так же и культурно исторический опыт всех предшествующих поколений (Обычаи, традиции, нормы, идеалы.). Эта функция языка называется Социокультурной (язык формирует мир в котором живёт человек.).

ЯЗЫК – это социокультурная детерминированная система знаков, служащая средством мышления , познания , хранения и передачи информации, а так же управления человеком. Любой знак – некий материальный объект, который в общении и мышлении представляет (Замещает) какой-либо другой объект, И соответственно благодаря своей способности замещать некоторые реальные объекты, языковые знаки позволяют нам оперировать не самими предметами, а их образами. Мысль человека может быть выражена не только посредством языкового знака, но и многими другими способами, которые играют огромную роль в сознании. Всё многообразие знаков делят на три группы: 1) знаки – индексы.

2) знаки – образы

3) знаки - символы

Знаки – Индексы и те предметы, которые они представляют, как правило имеют между собой некую причинную связь (детерминацию) Например- положение стрелок на часах, как знак определённого времени, дым, как знак огня.

Знаки-Образы – это изображения, заменяемых ими предметов. Например: Фотографии, Иконы, картины, рисунки ит.д

ЗНАКИ-СИМВОЛЫ уже не имеют физической связи с обозначаемыми предметами. К ним относятся слова языков обыденного общения, или изображения, которые выражают какую то идею , или понятие Это изображение маски, как символ театра.


Языки Бывают естественные , искусственные(языки, которые. Созданы человеком)

Сущность языка и взаимоотношение его с мышлением во многом зависит от трактовки его происхождения. Первые попытки объяснить Язык и его феномен были связанны с уверенностью людей в том, что язык им был дан богом. С этим связанна божественная теория происхождения языка, которая на сегодняшний день имеет достаточное количество сторон, в частности эта точка зрения находит своё выражение в библии. Идея божественного происхождения языка может быть прослежена в Мифологии, в частности там говориться о том, что у богов был разный язык и для того, чтобы люди могли понимать богов ГЕРМЕС стал переводчиком. ГЕРМЕНЕВТКА- искусство толкования тестов.




СЕМИНАР 2

Реалистические Доктрины, Реалистические концепции познания выводят знания из реального, т.е существующего независимо от нас и активно воздействующего на нас внешнего мира. Исторически первой разновидностью такого подхода является позиция наивного реализма. Такая позиция была распространена среди учёных в период господства Классической и европейской науки. Характерные черты этой позиции заключаются в следующем:



  1. знания – продукт отражения внешнего мира, подобно тому,как предметы отр в зеркале

  2. Познавательный образ в голове человека является более или менее точной копией оригинала

  3. Источником знания – чувственные данные, которые впоследствии обобщаются и систематизируются интеллектом.

  4. Человек познаёт мир Один на Один. Без последующего влияния социума, его культуры, практики и языка.

В настоящее время позиции Наивного реализма явл. Достоянием истории Гносеологии. Почти все решения – ошибочны, это было связанно с развитием в ХХ веке социокультурных методов исследования познавательного процесса. Эту позицию Критиковали Беркли, Кант и Юнг, а в античности – Элиаты и Платон. Осталось от этой позиции общая реалистическая установка, которая говорит о том, что источник нашего познания – Весь объективный мир.
НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Они не сомневаются в существовании объективного мира. НО считают, что знание, познание является чем то производным от природных процессов. И соответственно считают, что понять сущность знания можно только на основе природных законов. У этой концепции есть определённые черты и признаки.

- Редукционизм – попытка свести сложные закономерности к более простым.

- Опиляция прежде всего естественных наук, как надёжная база наших понятий , суждений. Это могла привести к попытки решить проблему сознания путём философии

- Физикализм – попытка решить сложные теоретико – познавательные проблемы. Опираясь на фундаментальные физические теории. Проблему знания и сознания можно чётко констатировать ,что проблему знания и сознания не возможно решить на основании естественных научных законов. Бытие знания и сознания имеет сверхфизическое (идеальное) измерение, которое подчиняется своим собственным законам. Более того существование сознания уже есть необходимое условие формулировки любых законов физики, но и вообще признания того, что физическое бытие существует.
НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ(Физиологический редукционизм).

Это тоже Гносеологическая программа, которая концентрируется на вопросах соотношения тела и психики и проблеме мозга и сознания. Представители этого направления считают что явление психо-физической жизни человека и многие её идеально смысловые продукты (Образы , понятия, структуры языка) вполне успешно можно объяснить на основе физиологических процессов и тех состояний, которые происходят в человеческом организме. Это направление тесно связанно с успехами в направлении изучения мозга человека. Представители: Армстронг и Фейгль. В настоящее время распространена более мягкие варианты и их называют Эвержентным материализмом. Последствие более мягкой формы принимают тезис об относительной зависимости психических процессов от мозговых. И от функциональной связи между ними.


НАТИВИЗМ: (от слова Nativus – врождённый ) – попытка решить проблемы происхождения сознания и языка, опираясь на законы генетической наследственности человека. Тут утверждается врождённый характер важнейших элементов чувственного восприятия, врождённый характер категориальных структур мышления и грамматики языка. Идея врождённых идей в рамках Европейской традиции восходит ещё Декартом, хотя у него врождённость носит духовно – божественную природу. Идея о врождённом характере основных когнитивных структур психики. Можем найти у Фрейда и у Мюнга.

Из современных представителей – Хомский. Уилсон – лауреат нобелевской премии.


ПРАГМАТИЗМ. Восходит из Американской школы, которая была заложена Чарльзом Пирсом. Отдалённым представителем можно считать Протогора с его тезисом о человеке, как мире всех вещей и сугубой относительности всех знаний. В духе Протагора – классический прагматизм трактует знания с точки зрения его практической полезности и эффективной помощи при осуществлении тех, или иных человеческих действий. В сущности всё знание сводится к преодолению проблемных ситуаций, где истинна отождествляется с успехом, а заблуждение с неуспехом в их преодолении Прагматизм Внёс вклад в развитие Семиотики – науке о знаках. Сам Термин принадлежит Пирсу.




КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (Конвенцио – соглашение) она связывает происхождение слова с определённой договорённостью между людьми, которые в процессе своего общения договорились как именовать те или иные вещи.
Многие придерживаются трудовой теории, в основе которой лежит естественное и спонтанное в теории возникновении языка, как какого то сложного социального явления, которое связанно с мышлением и коллективным трудом людей. В Современной философии проблема происхождения языка и его взаимоотношений с мышлением и познанием рассматривался в следующих аспектах:

  1. в рамках СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА, где одним из важнейших признаков культуры считается язык, как определённая сфера бытия, которая наделена определёнными свойствами. И эти свойства делают наш язык вполне осмысленным. Язык понимается, как возможность веси диалог, и как возможность выразить себя и познать другого человека.

  2. В рамках ФИОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, при котором на основе исследований взаимоотношений базовых типов языка: Предметного, образного, знакового, символического и , соответственно различных типов мышления человека (практическое, гуманитарное, художественное, техническое, теоретическое) выделить некую специфику и установить то общее, что объединяет эти структуры.

  3. ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ подход, где язык предстаёт, как один из миров, которому соответствует определённая логика и мышление со своими законами и понятиями. Наиболее важными являются вопросы об универсальности логических законов и взаимосвязи языка с предметной областью.

ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ ЕГО СТРУКТУРЫ И СУЩНОСТЬ.
Сознание – феномен, сложный, многоаспектный , многогранный. Эта многогранность сознания делает сознание объектом изучения многих наук. Среди этих наук – психология, философия, психиатрия, биофизика, юридическая наука. Сложно дать понятие сознанию.
Точка зрения ИВАНОВА и СПИРКИНГА. Рисуют круг , делят его на 4 части и в этот круг вписывают сектора сознания (I,II,III,IV).

I сектор сознания – сектор так называемых Телесно- ПЕЦЕПТИВНЫХ способностей человека и получаемых на их основе знаний. Это ощущения, восприятие, а так же конкретные представления, с помощью которых человек получает самую первичную информацию о внешнем мире, в котором он прибывает.

II сектор – ЛОГИКО-ПРИМИТИВНЫЕ способности человека – с помощью мышления человек обращается к чувтсвенным данным – это сфера общих понятий, сфера каких-то аналитико–синтетических мыслительных операций. Это сфера жёстких логических доказательств. Главная цель этого сектора – получение истинны.

III сектор – это ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ компонента сознания. Это сфера личностных субъективно – психологических переживаний человека. Это различные воспоминания, мечты, страх, стрессы, галлюцинации, симпатия, отвращение, любовь.

IV сектор – ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СЕКТОР в этом сектора находится ИНТУИЦИЯ, продуктивное воображении. В этом секторе – высшие мотивы деятельности, идеалы личности , определённые способности к творческому осмыслению чего то, творческому пониманию. Этой компонентой сознания является справедливость, правда, красота.



ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Г. Фоллнер. Основой познания считал не весь мир он считал некий мир, средних размеров. Он говорит что этот мир называется “Мезокосм”. Он является объектом познания. (тот мир, который человек способен познать и из этого пира получает человек образы восприятия). ОН говорил о том ,что психика человека в состоянии эволюционировать, приспосабливаться.



ИММАНЕНТИЗМ.

Имманентный (с латинского)- свойственный. Иманентистские доктрины утверждают, что знание является внутренним (имманентно), присуще сознанию человека .Во всей его полноте, или же во всей своей субъективной ненадёжности, или в некоторой иллюзорности.

Любые опыты, с которыми мы сталкиваемся проходят через призму нашего сознания.

Существуют 2 разновидности:

ИММАНЕНТНЫЙ субъективизм – по сути дела тоже самое, что субъективный идеализм. Представителем этого течения является Джон Беркли(1685 – 1753гг) по его мнению всё, что мы воспринимаем во внешнем опыте – это содержание нашего сознания. И у нас никакого доступа к вещам помимо наших собственных идей, а стало быть к какой –либо действительности, независимой от нашего сознания нет. ОН всё-таки божественное бытие признаёт. Такая позиция приводит к так называемому

КРАЙНЕМУ СОЛИПСИЗМУ

Солипсизм (один единственный крайний) – форма субъективного идиализма, в которой реальностью признаётся только один мыслящий субъект, а остальное просто существует в сознании индивида (Субъекта).

ИММАНЕНТЫЙ СУБЪЕКТИВИЗМ

Ещё одно направление. В противовес солипсизму он направлен на то, чтобы не познаваемое бытие сузить… до размеров индивидуального сознания, а сознание расширить до размеров познаваемого бытия..

Представители- Джон Стьюарт Милль.

Что касается философских концепций познания, то тут существуют определённые разновидности. это ЧУВСТВЕННОЕ и РАЦИОНАЛЬНОЕ познание. И там и там тоже были свои разновидности.

ЧУВТСВЕННОЕ познание имеет определённые формы.



  1. Ощущение – является простейшим элементарным отражением отдельного свойства материального предмета. Непосредственно взаимодействующая с органами чувств человека.

  2. Восприятие – представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект воздействуя на органы чувств человека отображается в сознании уже в целостности.

  3. Представление – уже опоследованно чувственный образ предмета, который создан на основе восприятия. Промежуточное звено между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением. Это чувственный образ воспроизводится в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим объектом познания. Он отличается определённой абстрактностью, обобщённостью, он теряет отдельные детали(отдельные специфические черты предмета.) у этого образа может не быть прообраза в реальной действительности. В этом случае представление можно назвать воображением. Причём без воображения в принципе ни один вид творческой деятельности не возможен.

Для более глубокого и разностороннего познания действительности одного чувственного познания маловато. Связанно со способностями человека анализировать, обобщать, со способностью к идеализации, умозаключениям и соответственно к другим видам логических операций.

1) Понятие – форма мысли в которой отдельные предметы, или группы этих предметов обобщаются и выделяются в некоторые классы…на основе каких то существенных признаков. Понятия отличаются друг от друга различным уровнем обобщения. Одни понятия могут использоваться в частных науках(частные). А другие понятия могут использоваться в общих науках(общенаучные). Понятия которые носят всеобщий характер – философские.

2)Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается , или отрицается о предметах действительности. Они выражаются в предложении и всегда претендуют на истину, однако не всегда ею являются.

3)Умозаключение – некая совокупность суждений, которые связанны между собой определённым образом. Результатом является новое знание Главной особенностью является то, что с их помощью человек может получать новое знание о предметах действительности без непосредственного взаимодействия с этой действительностью, а как бы опоследованно. Благодаря способности рассуждения.







СУБЪЕКТ отождествляется с индивидом. В основном мы трактуем субъект в качестве психологического субъекта познания. Такая позиция близка к нашему опыту. Познающий чаще всего рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий. С той, или иной степенью адекватности отражающий объект. В этом подходе есть существенный недостаток он не учитывает в Субъекте его активный конструктивный характер поведения. То, что субъект способен не только отражать действительность но и формировать объект познания. Иными словами существует некоторое инвариантное и устойчивое ядро в каждом субъекте, которое соответственно обеспечивает единство познания в контексте различных эпох и культур, и выявление которого составляет цель познавательной деятельности. Такая трактовка субъекта восходит к Канту и она получила своё название ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНЫЙ субъект познания. Развитие опытных наук и особенно психологии подтвердило правоту многих Кантовских философских идей. Действительно у индивида существует целый комплекс первичных до опытных идей, или установок, которые формируют его картину мира более ли менее одинаковой с картинами мира у других Людей. У нас одинаковы Эталоны восприятия цвета, Звука, Структура Мышления, языковая компетенция. Кант уклонялся от вопроса – каково происхождение этого до опытного ядра. Он говорил, что этот вопрос лишён смысла, т.е структуры оприорны и говорить об это не нужно.

ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ.

Имеют отношение как к философии, так и к естественным наукам. Тут складывались различные направления:

ИВАНОВ:

- Феноменологическое

- Вульгарно – материалистическое направление

- Объективно – реалистическое направление (Сознание рассматривалось, как некая духовная компонента, независимая от мозга, само сознание связывалось с влиянием на него социо – культурного фактора)

- Философско – реалистическое направление, ставило вопросы об источнике сознания:


  1. Весь внешний предметный мир – включал в себя различные природные, социальные, духовные явления, которые отражаются в сознании человека в виде конкретно чувственных и понятийных образов.

  2. Является Социокультурная среда – это общее понятие, этические и эстетически установки, это правовые нормы, накопленные обществом знания, средства ,формы, способы образовательной деятельности человека. Часть норм и запретов социокультурного характера может быть транслировано в индивидуальное сознание, становясь в качестве Сверх Я частью содержания этого сознания.

  3. Весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт, опыт жизни, переживаний, эмоций, чувств и т.д.

  4. Мозг человека, как некая макро – структурная природная система, состоящая из множества нейронов, клеток.

  5. Вероятно Источником сознания так же является Космическое Информационно – смысловое поле, или сознание является частью этого поля.

А.Г. СПИРКИН

1)Сознание – это связанная с речью функция мозга, которая свойственна только человеку

2) С помощью сознания человек может конструировать и преобразовывать действительность, может предвидеть результаты этой действительности. Индивид может осуществлять функцию самоконтроля.

Сознание представляет некий целостный комплекс Он включает туда

- ОЩУЩЕНИЯ

- ВОСПРИЯТИЕ

- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

- ПОНЯТИЕ

- МЫШЛЕНИЕ

- ВНИМАНИЕ

- ЭМОЦИИ (Ничего в нашем сознании не получается без эмоциональной окрашенности)

- ЧУВСТВА

- ВОЛЯ– некое практическое обнаружение сознания.

- ЦЕЛЬ – субъективный образ предмета деятельности, который в идеальной форме содержит результат деятельности. (человек – существо, которое ставит перед собой некоторые цели и деятельность направлена на осуществление цели) Формирование цели происходит на уровне индивидуального и совокупного опыта человека, соответственно способность к целепологанию представляет собой центральную характеристику сознания человека и является одной и является. Одной из сущностных характеристик человека

Сущностью сознание является его прогнозтическая природа, способность что то предвидеть (Эту функцию относят к творчеству )

Проблема сознания связанна с другой проблемой САМОСОЗНАНИЯ.

Если объектом сознания является предметный мир, то объектом самосознания - сам человек, его воля, его статус.

Сознательность – психологическая характеристика действий человека.

Спиркин так же занимался проблемами социальной сферы, проблемами практической деятельности человека.