1. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к действительн - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гносеология раздел фил знания в котором изучаются 1 45.3kb.
И сельскохозяйственных наук предмет философии биологии и его эволюция 1 78.8kb.
Теория познания 1 163.85kb.
Введение в микроэкономику 2 922.67kb.
I. От австралопитека до буржуя 7 2811.29kb.
I. общее понятие и структура познания 2 667.93kb.
История человечества (глазами политэконома) Часть I. От австралопитека... 7 2797.69kb.
Идея феноменологии' 2 598.13kb.
Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" 1 79.62kb.
Билет 22 Френсис Бэкон. Теория Познания Френсис Бекон (1561-1626) 1 22.4kb.
Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся... 3 624.19kb.
15. Антропологический поворот в философии науки конца XX века. 1 57.62kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

1. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания - страница №1/1

1. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к действительности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Есть ещё одно понятие – эпистемология. Если гносеология это теория познания вообще, то эпистемология это теория научного познания.

2. Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Объект - это то, на что направлена конкретная предметно практическая деятельность субъекта (реальность, объективный мир).
3. В новое время существовало три точки зрения на источник познания.

Эмпиризм - В ее основе лежит тезис о том, что источником научного знания является чувственно воспроизводимые факты опыта, а не деятельность теоретического разума. Вопрос об объективной реальности: стоит ли за научными фактами какая-либо реальность.

Сенсуализм - основанное на чувствах. Суть сенсуализма: единственным источником знаний в мире о себе – это деятельность органов чувств. Представитель Локк.

Рационализм.Разум – это единственный источник наших знаний о бытие. Чувственные данные не отрицаются, но они классифицируется, как субъективные. Рационалистическая традиция не более популярна в мировой философии. Рационалистическая платоновская школа: Парменид, Анаксагор, Эмпидокл. В новое время это был Декарт с его теорией врожденных идей.
4. Локк понимал под опытом совокупность всего того, с чем человек имеет дело “непосредственно на протяжении всей своей жизни”. По Локку, знания и идеи получаются из опыта, который, в свою очередь, происходит из ощущений. В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории.
5. Первый стратегический этап применения данного метода к философии — всерьез отнестись к первому правилу метода и усомниться во всех своих верованиях. Если принять во внимание реальную практику Декарта, то окажется, что он, по всей видимости, стремится не к истине и, возможно, даже не к достоверности, но к несомненности. При изложении метода он говорит о принятии за истину лишь того, что явлено его уму столь ясным и очевидным образом, что «у него нет повода усомниться в этом», но, применяя его на практике, он слегка усиливает данное требование: он готов отвергнуть любое представление, «относительно которого может вообразить малейшее основание для сомнения». Декарта заботит нахождение представлений, в которых невозможно усомниться; то, что в действительности ищет Декарт, — это абсолютная несомненность.
6. Данные термины новое значение приобрели после трудов И. Канта. " Априорным " стали называть независимый от опыта и определяющий его элемент знания, а " апостериорным " - эмпирические познания, определяемые опытом.

Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний, точнее - конструирование нашей познавательной способностью условий опыта. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.

Кант утверждал, что есть области нашего присутствия в мире, где мы имеем право говорить о наличии предельного основания, на базе которого строим свою сознательную жизнь (феномены), а также есть непознаваемые пространства жизни (ноумен).

Кант различает три ступенчато поднимающихся "вида познавательных способностей: рассудок, способность суждения и разум".

7. Прагматический метод - это прежде всего метод улаживания философских споров, которые без него могли бы тянуться без конца. Представляет ли собой мир единое или многое? - царит ли в нем свобода или необходимость? - лежит ли в основе его материальный принцип или духовный? Все это одинаково правомерные точки зрения на мир, - и споры о них бесконечны. Прагматический метод в подобных случаях пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия. Какая получится для кого-нибудь практическая разница, если принять за истинное именно это мнение, а не другое? Если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположных мнения означают по существу одно и то же, и всякий дальнейший спор здесь бесполезен. Серьезный спор возникает только в том случае, когда мы можем указать на какую-нибудь практическую разницу, вытекающую из допущения, что права какая-нибудь одна из сторон.

Данные термины новое значение приобрели после трудов И. Канта. " Априорным " стали называть независимый от опыта и определяющий его элемент знания, а " апостериорным " - эмпирические познания, определяемые опытом.

Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний, точнее - конструирование нашей познавательной способностью условий опыта. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.

Кант различает феномены и ноумены . То, чем вещь является для нас ( феномен ), и то, что она представляет сама по себе ( ноумен ), имеет принципиальное различие.


8. К. Поппера исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К Поппера, нужен другой принцип не принцип верификации, а принцип фальсификации, т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности. Фальсификация по Попперу, это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого учреждения,

относящегося к науке. Принцип фальсификации используется Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Этот принцип в каком то смысле непосредственно направлен против принципа верификации. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные “атомарные высказывания” (теории, гипотезы) ложны, то данная теория, гипотеза опровержима. Когда же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной, или, по крайней мере, оправданной. Но истолкование принципа фальсификации как антиверификации является не точным. У Поппера этот принцип имеет гораздо более широкое и принципиально иное значение. С т.зр. Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое знание – это только один уровень научного знания. Наряду с ним, существует и другой –

теоретический. Эмпирический и теоретический уровни органически связаны м/у собой. Поэтому принцип фальсификации – это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Т.о., Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный

динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие то изменения.


9. Фейерабенд подвергает критике мнение, что теория – лишь удобная схема для упорядочивания фактов. Он подчеркивает, что каждая научная теория несет свой особый способ рассмотрения мира. Ее восприятие оказывает влияние на наши общие убеждения и ожидания, и посредством этого – на опыт и наше представление о реальном. Получается, что «факты» и «экспериментальные результаты», служившие мерилами достоверности теории в классической науке, не так уж непогрешимы, а, наоборот, обусловлены изначальной установкой исследователя. На основе этого утверждения Фейерабенд вводит «правило контриндукции», которое гласит, что необходимо вводить и разрабатывать гипотезы, несовместимые с хорошо обоснованными теориями, существовавшими ранее, с фактами и данными экспериментов. Ведь зачастую свидетельство, способное опровергнуть некоторую теорию, может быть получено только при помощи альтернативы, несовместимой с данной теорией.
10. Парадигма - основное понятие концепции исторической динамики научного знания Т.Куна, которое раскрывает основу формирования и функционирования научных сообществ, конкурентная борьба между которыми и составляет историю науки. Этой основой является принятие членами научного сообщества определенной модели научной деятельности - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок - которые и называются парадигмой.

Дисциплинарная матрица - понятие концепции Куна, в основном тождественное понятию парадигмы.
******

Кун рассматривал науку как социальный институт, в котором действуют определенные социальные группы и организации, главным объединяющим началом сообществ является не нормы профессиональной этики, а единый стиль мышления и признание данным сообществом каких-то фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, которые объединяют сообщество Кун называл парадигмой.

Парадигмы 1) имеют познавательное значение и нормативное; 2) они дают ученым оси принципов познавательной деятельности и формы реализации этих принципов. Парадигма – источник методов в проблемных ситуациях и каких-то стандартов, решение проблем принятых в том или ином сообществе.

Позднее Кун называет парадигмы дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, т.к. принуждают ученых к определенному поведению и стилю мышления, а матрицы, т.к. состоят из упорядоченных элементов различного рода, причем любая из них требует дальнейшей специфики.

Структура Дисциплинарной матрицы:

1. Символические обобщения – формализованные конструкции, эти конструкции используются членами научного сообщества без сомнений и разногласий.

2. «Метафизические» общеметодологические представления, концептуальные модели.

3. Ценности, являющиеся цементирующими любое сообщество.

4. Образцы, признанные примеры.
11. Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

К пониманию сущности познания многие философы подходят по-разному.



Основные концепции познания:

причинная – исходит из того, что познание представляет собой результат взаимодействия двух природных систем и знание возникает лишь в силу активного физического воздействия на органы чувств объекта. Яркие представители: Локк, Гоббс.

деятельностная. Субъект – активное начало, причем это начало принимается как некая способность человека, обусловленная социально-культурной средой.

генетическая эпистемология (рациональная концепция интеллекта). Жан Плаже выделил несколько стадий интеллекта:- сенсомоторная стадия;- дооперационная стадия;- конкретных операций;

- формальных операций. Под «операцией» он понимал внутреннее действие субъекта под воздействием внешней предметной деятельности.

эволюционная (Фолмер). Основанием познания считается некий мир средних размеров – мезокосм. Из него человек черпает образы восприятия. Соотношение результатов познания к познаваемому миру объясняется способностью психики эволюционировать и приспосабливаться к изменению окружающей среды.



12. Знание – информация, которая отражает объективные свойства предмета, главным отличительным свойством является истинность. Знание формируется как результат познания и как предпосылка к его дальнейшего развития.

По характеру познавательских способностей у людей можно выделить следующие виды знаний:

1. Персептивное основано на контакте органов чувств и чувственно воспринимаемых объектов: объектов природы, знаковых систем разных языков (язык искусства, науки). На их основе возникает знание представление, которого может быть выражено в речи человека.

2. Рациональное знание – обобщенное, отвлеченное знание. Это наука.

3. Предметно – практическое знание связано с жизнеобеспечением человека.

4. Явное и неявное знание.

Явное знание выражается в языке с помощью понятий и суждений. Используется в теоретической и практической деятельности.

Неявное знание – личностное знание, не выражено в языке. Находит выражение в телесных навыках, в актах научного творчества, где человек совершает действия автоматически.

Неявное знание определяется как периферийное знание, на границе сознательного и бессознательного. Может выступать как личностное знание, содержанием которого являются усвоенные личностью модели поведения.



Виды знания.

-Дивиантное (отклоняющееся от знания) - знание отклоняется от норм, принятых в науке.

-Антинаука – аккультизм, использование мистического откровения.

-Псевдонаука имеет в своем содержании продукты интеллектуальной деятельности, которые существует на грани науки (астрология, уфология, теория космических катастроф).

-Дихотология.- знание и мнение. Получило начало в античности.Мнение присуще человеку, а знание доступно Богам.Мнение очень субъктивно.
13. Под наукой понимается как познавательная деятельность, так и выраженные в научных трудах результаты этой деятельности, в виде некоторой совокупности имеющихся на данный исторический момент знаний, образующих научную картину мира.

Элементы науки: факты, закономерности, которые обобщают факты, теории, научная картина мира.

Под фактом подразумевается какое-то событие или явление, какой-либо случай, это могут быть какие то факты жизни человека или группы людей, и многогранность познавательных возможностей человека проявляется в том, что один и тот же факт может быть осознан как на уровне обыденного сознания, так и на уровне научного познания мира. Научный факт опосредован теорией. Объяснить его можно с точки зрения различных мировоззренческих установок.

Научная проблема – задача, требующая разрешения, и возникающая в результате осознания противоречий между старой и новой теорией, и, соотв., новыми научными фактами, Которые объяснить с помощью старой теории невозможно. Соотв, появляется потребность эти факты объяснить. Важную роль в разрешении этой проблемы играет гипотеза.

Гипотеза – идея, содержащая предположение о существовании знания, кот объясняла бы существенность новых фактов. Черты гипотезы: 1)проверяемость 2) обобщенность 3) предсказательная возможность.

Теория – это логически обоснованная проверяемая на практике система знаний об определённом классе явлений.
14. Существует 2 уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень познания – совокупность научных фактов, которые образуют основу, каркас научного знания. К эмпирическому уровню познания относятся два метода – наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие объекта, посредством которого мы получаем какую-то первичную информацию о действительности в форме научных фактов.

Эксперимент – прием научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение объекта в специально созданных условиях.

Виды экспериментов:

● исследовательский – целью которого является открытие чего-либо нового в процессе познания;

● проверочный – проверка гипотезы на истинность.

Цель эксперимента – получение факта, в процессе эксперимента важную роль играет использование различных технических средств.
15. Группы методов для теоретического познания:

   исторический и логический. Любой изучаемый объект имеет свою историю и объективную логику, то есть некоторые закономерности своего развития. Исторический метод познания - представляет собой мысленное воспроизведение последовательности хода развития объекта во всём его многообразии. Логический метод заключается в мысленном воспроизведении тех моментов в развитии, которые закономерно обусловлены.

  Метод идеализации. Особенность состоит в том, что в теоретическое исследование вводится понятие идеального объекта, который в действительности может не существовать, но который является инструментом для построения теории.

  Аксиоматический метод представляет собой такую организацию теоретического знания, при которой формируется исходные суждения, принимаемые без доказательств.


?????Метод абстрагирования - абстрагирование заключается в том, что наше мышление идёт по пути мысленного отвлечения от случайных свойств, связей познаваемого объекта и фиксируется на тех сторонах, которые важны для нас в данный момент.

Обобщение предполагает нахождение общих свойств, связей, отношений в исследуемых объектах. В результате мы получаем научные понятия.

Анализ – метод познания, состоящий в мысленном разложении предмета на отдельные составляющие части, с целью познания этого предмета

Индукция – метод, который основан на познании от частного к общему

Дедукция – метод, который основан на познании от общего к частному.

16. Понятие истины является центральным в философии познания, потому что так или иначе в философском познании все проблемы касаются или путей достижения истины, или форм существования истины. Формы существования истины – понятие, теория, факты, гипотезы…

Определение 1: Истина есть соотношения наших знаний и действительности.

Определение 2: Истина – это опытная подтверждаемость.

Определение 3: Истина – это эффективность и полезность знания.

Определение 4: Истина – это соглашение (конвенционализм).

Первое определение наиболее точно отражает сущность истины, им пользовались ещё античные авторы, потом Гегель, Маркс, Фома Аквинский, Фейербах и пользуется большинство современных философов.



Аспекты истины:

1. Онтологический аспект. Истина – это сущее или подлинно существующее. Истина не может быть сведена ни к акту нашего мышления, ни к факту нашего ощущения. Истина есть независимо от того, ощущаем мы её или нет.

2. Аксиологический аспект заключается в связи истины со смыслом жизни. Истина является ценностью для человека.

3. Существуют различные формы истины: абсолютная и относительная.

абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания. Например, в 1688 году были открыты эритроциты.

Относительная истина – неполное знание о том же предмете.



Ложь - Намеренное искажение истины, неправда, обман.

Заблуждение - ложное мнение, непреднамеренное искажение истины.

Дезинформация – ложная информация,

17. Практика – есть специфически человеческий способ превращения некоторого предмета из возможности в действительность. Практика – целенаправленные перестройки элементов системы, которые изменяют качество системы, или ликвидируют её, или развивают.

Формы практики:

1) общественно-производственная – изготовление продуктов потребления

2) соц.-политическая – создание государств, формирование полит. Партий, (Партия!)

3) Научно-экспериментаторская (изменения объекта)

4) социальный эксперимент

В процессе практики процессы 1) распредмечиваются (освоение, изучение предмета, опыт)

2) опредмечивание (процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему этот предмет становится социально удобным. (создание)).

Элементы практики: субъект, объект, цель (идеальная модель), средства, предметная деятельность субъекта, результат. Все элементы взаимосвязаны, тяжело их представить раздельно.


Функции практики:

1) базисная – практика дает исходную информацию, которой обобщается мышление. В простом созерцании явлений субъект получает определенное количество чувственных образов. Когда субъект воздействует, изменяет, классифицирует, субъектом воспроизводится несравненно больше. Посредством практического взаимодействия субъект формирует понятие, которое дает знание об общих существенных объектах.

2) Детерминирующая – обуславливает переход от чувственного освоения объекта к рациональному

3) критериальная – практика – всегда критерий истины.



18. Чувственное познание - первая ступень в познании. В рамках чувственного познания получаем первичные сведения о мире в виде ощущений, восприятия и представления. 3 формы:

Ощущение является простейшим элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. Ощущения – недифференцированное впечатление об окружающей среде. Функции: ориентационная, сигнальная (знаковая).

Восприятие – форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств субъекта, отображается в сознании во всей своей целостности. Восприятие возникает на основе ощущений при непосредственно взаимодействии субъекта с самим объектом познания.

Сознание, как правило, адекватно отображает предмет. «Адекватность отображения познания – константность познания» (Литовский).



Представление – опосредственно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия. Представление есть промежуточное звено между чувственным познанием и абстрактным мышлением. Особенности:

а) чувственный образ воспроизводится в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим объектом;

б) чувственной образ отличается определенной обобщенностью и абстрактностью, он теряет отдельные детали и отдельные специфические черты самого предмета.

в) у этого образа может и не быть прообраза в реальной действительности, тогда представление называют воображением, без которого невозможна творческая деятельность вообще.


19. Рациональное познание – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мысли, в которой отдельные предметы или группы этих предметов обобществляются и выделяются в некоторые классы на основе совокупности общих существенных признаков, причем иногда относится к каким-то ирреальным и несуществующим в действительности предметам. Пример: апейрон. Понятия могут относиться к каким-то областям познания: частично научные, общенаучные, всеобщие (философские).

Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности; суждения содержатся в предложениях, любое суждение претендует на истину, но не факт, что оно истинно.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают какое-то новое суждение и результат – умозаключение – это некое новое знание. Главной особенностью умозаключения является то, что с помощью них человек может получать знания о предметах действительности, без непосредственного взаимодействия с ними, благодаря своей способности к мышлению.
20. Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отображении действительности в конструктивно творческом преобразовании этой деятельности в предварительно мысленном построении действий, предположении результатов действий и разумном регулировании поведения.

Понятие «сознание» употребляется в широком и в узком смысле.

В широком смысле сознание – психическое отражение действительности не зависимо от уровня, на котором оно осуществляется. В узком смысле сознание – высшая форма психического отражения, свойственного только человеку; в этом смысле сознание, как нечто целостное (оно состоит из элементов), структурно организованное. Эти элементы находятся в определенном закономерном отношении.

Элементы: - ядро сознания: > ощущение; > восприятие;> представление;> понятие;> мышление.

- акт внимания.

Неотъемлемая часть сознания – самосознание. Объектом самосознания является сам человек, его мысли, интересы, воля. Самосознание это не только познание себя, но и отношение к себе, к своим качествам, состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. То, что включаем в себя как самооценку. Самооценка предполагает критическое отношение к самому себе, критическая оценка своих возможностей, оценка результата своей деятельности, ответственность.
Точка зрения Иванова на проблему сознания.

I сектор – сфера телесно-перцептивных способностей и получаемые на их основе знания. К ним относятся: ощущение, восприятие, конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о свойствах собственного тела и т.п.

II сектор – логико-понятийная компонента. Сфера общих понятий и каких-то аналитико-синтетических мыслительных операций, сфера жестких логических операций. Главная цель и ее регулятор – истина.

III сектор можно назвать эмоциональной компонентой сознания – это сфера личностных субъективно психологических воспоминаний по поводу ситуаций, с которыми сталкивается любой человек: стрессы, аффекты, галлюцинации – некоторые переживания, гнев, восторг, страх, ненависть симпатия. Главный регулятор и цель – «принцип удовольствия» (по Фрейду).

IV сектор – целостно мотивационная (целостно смысловая) компонента. Высшие мотивы деятельности субъекта, духовные идеалы личности, способность к творческому пониманию в виде продуктивного воображения, интуиции, индуктивного воображения. Регулятор – правда и справедливость.

Фрейд стоял у истоков психоанализа, а, следовательно, и проблем бессознательного.



Бессознательное играет важную роль. Модель личности состоит из трех основных элементов:> «оно»

глубинный слой, бессознательные влечения (прим: агрессия)> «я»

сверхсознательное – «эго» – некий посредник между «оно» и внешним миром. Руководствуется только требованиями реальности, его основная функция – эмоциональные импульсы «оно».> «сверх-я» суперэго – внутриличностная совесть, которая является посредником между «оно» и «я». «Сверх-я» – высшее существо в человеке, отражение заповедей, социальных запретов, власти родителей, власти авторитетов.
21. Язык – это социокультурно - детерминированная система знаков, служащая средством мышления, познания, хранения и передачи информации, а также управление человеком. Языки: естественные и искусственные.

Естественный язык – возникает спонтанно в процессе развития общества.

Искусственные языки создаются человеком для каких-либо определенных целей (логика, языки программирования, азбука Морзе).

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.



22. Знак – материальный объект, который в общении, мышлении представляет или замещает какой-либо другой объект. Благодаря своей способности замешать языковые знаки позволяют нам оперировать не самими предметами, а идеальными образами. Группы знаков: знаки-индексы; знаки-образы; знаки-символы;

Знаки-индексы и те предметы, которые они представляют между собой, имеют некоторую причинную связь. Дым, как знак огня, положение стрелок на часах, как знак определения времени.

Знаки-образы – изображения, заменяющие предмет. Фото, икона, схема, чертеж, картина.

Знаки-символы не имеют физической связи с предметами, которые они изображают – те или иные изображения, которые отображают идею или понятие. Маска, как символ театра, лев, как символ силы.