страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Структура, содержание и методические подходы к преподаванию в области объектно-ориентированного - страница №1/1
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ОБЛАСТИ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯНефедова Виктория Юрьевна (victory2410@yandex.ru) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Аннотация В условиях модернизации российской системы образования считаем актуальным создание условий реализации преподавания объектно-ориентированного программирования с целью проведения профориентационной работы со школьниками. Учитывая, что объектно-ориентированные языки программирования опираются на традиции российского образования в использовании в обучении Pascal-ориентированных языков, логически обоснована остановка на языке программирования Delphi. Весомым значением на этапе выбора языка программирования Delphi является особенность среды объектно-ориентированного программирования, позволяющая с одной стороны, создавать достаточно сложные программные продукты средствами визуального программирования, а с другой – оперативно оценивать ситуацию, что активизирует школьников к пониманию и эффективному усваиванию принципов работы с объектно-ориентированным языком. Анализ научно-педагогической и учебно-методологической литературы показал, что преобладает обучение объектно-ориентированного языка с опорой на знание основных понятий структурного языка программирования. Например, после Turbo Pascal изучают Delphi; после Basic – Visual Basic. Как показывает опыт, в процессе обучения языкам программирования в данной идеологии возникают серьезные затруднения, начиная от значительных временных затрат на обучение и заканчивая возникающим барьером на этапе перехода от сравнительно простого интерфейса оболочки процедурного языка программирования к сложному виду среды объектно-ориентированного языка. Именно поэтому принципиальным отличием программы учебного курса, разработанного нами, в том, что выработаны методические подходы обучение детей, не имеющих догматических представлений о программировании. Опыт показывает, что парадигма объектно-ориентированного программирования для решения технических задач не вызывает особых трудностей у обучающихся, потому что алгоритм их действий приближен к социально-бытовым. Обучение данной парадигме проявляет эффект «ситуации успеха» у каждого из участников эксперимента. Исследование показало, что новички в информатике (начинающие в освоении принципов построения программ) способны воспринимать основные идеи объектно-ориентированного программирования более адекватно, по сравнению с теми, кто был знаком с основами и принципами построения алгоритмов решения задач в школьном курсе информатики. Предварительная осведомленность мешает их четкой ориентации на структурную парадигму программирования. Структура учебного курса должна быть основана на трех ключевых модулях: 1) лекционные материалы; 2) лабораторные практикумы; 3) методические рекомендации. Каждой теме теоретического раздела должна соответствовать лабораторная работа, предназначенная для закрепления полученных теоретических сведений на практике. Практические задания должны содержать базовые задания и предложение с методическими рекомендациями по разработке индивидуального мини-проекта на интересующую ученика тему с целью закрепления полученных знаний, являющихся обязательным минимумом для выполнения каждым учащимся. Кроме того, обязателен раздел с заданиями повышенной сложности. Анализ источников, посвященных объектно-ориентированному программированию ведущих ученых (А.Я. Архангельский, Г. Буч, С. Бобровский, В.В. Фаронов, Н.Д. Угринович и др.) позволяет взять за основу построения учебной программы направления, формирующие у школьников учебной группы:
Принципиальной необходимостью становится определение структуры и содержания учебной программы курса по обучению основам объектно-ориентированного программирования на языке Delphi. Определение структуры, содержания и методики преподавания объектно-ориентированного программирования базируется, прежде всего, на следующих аспектах:
Выход на ожидаемый уровень обучения, в результате чего ученик приобретает опыт активного взаимодействия с педагогом и одноклассниками для достижения поставленной цели в ходе учебной деятельности. Для достижения «ситуации успеха» каждым из учащихся, в процессе изучения объектно-ориентированного программирования, структура курса должна иметь два уровня: базовый (1-й год обучения), продвинутый (2-й год обучения). Содержательной компонентой учебного курса выступает определенная образовательная область (объектно-ориентированное программирование), предполагающая углубленное изучение дисциплины одной из образовательных областей базисного учебного плана общеобразовательной школы, что способствует раскрытию межпредметных связей. Поскольку объектно-ориентированное программирование является составной частью общеобразовательной школьной дисциплины информатика и ИКТ, обучение объектно-ориентированному программированию может помочь в профессиональной ориентации подростков, чьи планы связаны с продолжением обучения в высшем учебном заведении по специальностям, связанным с программированием. Принципиальной особенностью структуры и содержания разработанного учебного курса являются его методические подходы, направленные на преподавание объектно-ориентированного программирования без предварительного обучения структурной парадигме. Реализация учебного курса определенной структуры и содержательной его части может быть направлена:
|
|