Спецификация демонстрационного варианта экзаменационной работы по дисциплине теория - страница №1/1
-
Спецификация демонстрационного варианта экзаменационной работы по дисциплине теория вероятности и математическая статистика для студентов заочной формы обучения
-
Назначение работы – установить уровень освоения дисциплины «Теория вероятности и математическая статистика» студентами. Тест может использоваться для итоговой проверки уровня знаний студентов после прослушивания курса лекций и проведения практических аудиторных занятий.
-
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих нормативных документов: обязательный минимум содержания высшего образования по предмету. Учитываются также требования к подготовке выпускников ВУЗов, представленные в ГОС ВПО.
-
Условия применения
Работа рассчитана на студентов заочной формы обучения, изучивших курс Теории вероятности и математической статистики, отвечающий обязательному минимуму содержания высшего образования по данному курсу.
-
Валидность и надежность работы
Содержательная валидность работы определяется соответствием содержания заданий обязательным минимумам содержания высшего образования по дисциплине «Теория вероятности и математическая статистика». Это соответствие обеспечивается опорой при определении содержания проверочных заданий на специально разработанный экспертами в области математического образования перечень (кодификатор) вопросов содержания. Валидность работы может быть также обеспечена использованием заданий из банков проверочных заданий, которые в течение многолетних исследований созданы рядом организаций.
Надежность работы обеспечивается стабильностью результатов выполнения включенных в нее заданий, которая должна быть установлена при их использовании в рамках соответствующих проверок подготовки учащихся.
-
Структура работы
В работе выделяются 3 части (1, 2, 3), различающиеся по назначению, а также по содержанию и сложности включаемых в них заданий.
Часть 1 содержит только задания базового уровня, соответствующие минимуму содержания курса "Теория вероятности и математическая статистика". К части 1 относятся ТЗ 1-ТЗ 13.
Часть 2 включает задания повышенного (по сравнению с базовым) уровня, к ним относятся ТЗ 14-ТЗ 24.
Часть 3 включает самые сложные задания. ТЗ 25- ТЗ 28.
Выполнение заданий Части 1 позволит зафиксировать достижение студентом уровня обязательной подготовки по курсу «Теория вероятности и математическая статистика», наличие которой принято оценивать положительной отметкой «3». Выполнение заданий Частей 2 и 3 позволит осуществить последующую более тонкую дифференциацию студентов по уровню подготовки и на этой основе выставить более высокие отметки ("4" и "5").
-
Число заданий в работе
Работа содержит всего 28 заданий.
-
Время выполнения работы
На проведение предлагается выделить 3 часа (180 минут).
-
Типы заданий
В работе предлагается использовать задания различного типа: с выбором ответа, с кратким свободным ответом (в виде числа, слова).
К каждому из заданий с выбором ответа достаточно предложить 4-5 вариантов ответов, из которых только один верный. Задание считается выполненным верно, если студент выбрал (отметил) этот верный ответ.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если записан верный ответ или одна из возможных форм верного ответа, которые должны быть указаны в инструкции по оценке выполнения задания. Задания с кратким ответом позволяют проверить овладение широким кругом понятий и умений, их целесообразно использовать и в тех случаях, когда ответы, предложенные к заданиям, могут служить либо подсказкой, либо вообще меняют характер задания.
-
Оценка выполнения заданий и всей работы
Проверка ответов студентов к заданиям Частей 1 и 2 выполняется с помощью компьютера. Ответы к заданиям Части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты и опытные преподаватели.
Предлагается верное выполнение каждого задания Частей 1 и 2 оценивать 1 баллом. Решение о присвоении того или иного числа баллов за выполнение заданий Части 3 определяется с учетом сложности заданий.
Аттестационная оценка студента за освоение курса теории вероятности и математической статистики определяется по 5-балльной шкале на основе выполнения 28 заданий, составленных на материале этого курса.
При разработке подходов к выставлению аттестационных отметок предлагается исходить из того, что для получения положительной отметки "3" достаточно выполнить верно более 50% заданий Части 1 (т.е. не менее 7 из 13 заданий этой части) или не менее 7 любых заданий из всех частей работы. Для получения отметки "4" необходимо выполнить верно некоторое число заданий не только из Части 1, но и из Части 2. Для получения отметки "5" среди заданий, верно выполненных учащимся, должно быть хотя бы одно задание из Части 3.
-
Кодификатор
Кодификатор - содержательная структура учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» (ГОС ВПО направления 050601 (050602) «Прикладная математика».
Код, наименование дисциплины
и ее основных дидактических единиц
(разделов, тем) по ГОС ВПО
|
Наименование дисциплины
и ее разделов, тем и подтем по рабочей программе
|
Классификационный уровень знаний
|
Цель (требуемый результат) изучения раздела (темы)
|
Вид практических действий (умений)1
|
Проектируемый уровень трудности тестовых заданий
|
1. Основные понятия теории вероятностей
|
1. Основные понятия теории вероятностей
|
|
|
|
|
1.1. Понятие события, виды события. Определение вероятности события.
|
-
Понятие случайного эксперимента
-
Случайные события, классификация событий
-
Классическое, статистическое и геометрическое определение вероятности события
|
Базовый уровень
|
Знать определения понятий и понимать их смысл.
|
1
|
КТ-1
(ТЗ легкие)
|
1.2. Пространство элементарных событий. Аксиомы теории вероятности.
|
-
Пространство элементарных событий. Случайное событие как множество элементарных событий
-
Операции над событиями
-
Аксиоматическое определение вероятности события, основные свойства вероятностей
-
Примеры вероятностных пространств
|
Базовый уровень
|
Знать определения понятий и понимать их смысл.
Знать и понимать математические способы описания и выражения.
Уметь применять понятия и способы описания при решении стандартных учебных задач
|
1
|
КТ-1
(ТЗ легкие)
|
2. Простейшие теоремы теории вероятностей
|
2. Простейшие теоремы теории вероятностей
|
|
|
|
|
2.1. Простейшие теоремы теории вероятностей
|
-
Теорема сложения. Условная вероятность. Теорема умножения вероятностей. Независимость событий.
-
Формула полной вероятности. Формула Байеса.
|
Базовый уровень
|
Знать определения понятий и понимать их смысл.
Уметь решать задачи на непосредственное вычисление вероятностей
|
1
|
КТ-1
(ТЗ легкие)
|
3. Повторные независимые испытания
|
3. Повторные независимые испытания
|
|
|
|
|
3.1. Повторные независимые испытания
|
-
Последовательность независимых испытаний
-
Полиномиальная схема
-
Схема Бернулли. Формула Бернулли.
|
Часть 1:
Базовый уровень.
|
Знать определения понятий и понимать их смысл.
Знать и понимать математические способы описания и выражения.
Уметь применять понятия, правила, уравнения для решения задач
|
1
|
КТ.1 (ТЗ легкие)
|
...
|
…
|
Часть 2:
Средний уровень
|
Уметь применять понятия и теоремы при решении задач
|
2
|
КТ.2. (ТЗ средн. трудности)
|
3.2. Предельные теоремы в схеме Бернулли
|
-
Теорема Пуассона
-
Локальная теорема Муавра-Лапласса.
-
Интегральная теорема Муавра-Лапласса.
|
Часть 3:
Системный уровень
|
Уметь применять знания при решении нестандартных учебных задач.
|
3
|
КТ.3. (ТЗ трудные)
|
-
Демонстрационный вариант экзаменационной работы по дисциплине теория вероятности и математическая статистика для студентов заочной формы обучения
-
Игральная кость бросается 1 раз. Какова вероятность того, что появится не менее 5 очков?
а); б) ; в) ; г) ; д) .
-
Монету подбрасывают три раза. Наблюдаемый результат – появление герба или цифры на верхней стороне монеты. Пространство элементарных событий состоит из восьми элементарных исходов. Сколько элементарных исходов будут благоприятствовать событию B={ни разу не выпала цифра}?
а) 3; б) 1; в) 2;
г) 8; д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
Брошены три монеты. Какова вероятность того, что выпадут два или три герба?
а) ½; б) 3/8; в) 2/3;
г) 1/6; д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
Завод в среднем даёт 29% продукции высшего сорта и 63% – первого сорта. Вероятность того, что наудачу взятое изделие не будет высшего или первого сорта равна
а) 0.08; б) 0.29; в) 0.63;
г) 0.92; д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
В группе 6 юношей и 18 девушек. По жребию разыгрывается один билет в театр. Вероятность того, что билет получит девушка
а) 1/6; б) 1/18; в) 1/3; г) 1/4; д) 3/4.
-
Наудачу выбрано двузначное число. Какова вероятность того, что это число окажется составным?
а); б) ; в) ; г) ; д) .
-
На одинаковых карточках написаны в троичной системе счисления все целые числа от 1 до 15. Наудачу извлекается одна карточка. Какова вероятность того, что выбранное число в своей записи содержит не менее 2 единиц?
а); б) ; в) ; г) ; д) .
-
Автобус ездит с интервалом в 10 минут. Какова вероятность уехать в течение 3 минут?
а) 0.1; б) 0.9; в) 0.3; г) 0.7; д) 1/3.
-
Внутрь квадрата со стороной 2 наудачу выбрана точка. Найти вероятность того, что точка окажется внутри вписанной в этот квадрат окружности.
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
-
При транспортировке из 1000 арбузов испортилось 26. Какова частость появления испорченных арбузов?
а) 0.26; б) 0.001 ; в) 1000/26;
г) 0.026; д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
В группе 12 студентов, среди которых 8 отличников. По списку наудачу отобраны 9 студентов. Какова вероятность того, что среди отобранных студентов 5 отличников?
а) ; б) ; в) ; г) ;
д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
В партии из 10 деталей имеется 7 стандартных. Какова вероятность того, что четыре взятые наудачу детали нестандартны?
а) ; б) ; в) ;
г) ; д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
Из урны содержащей шары белого, чёрного и синего цвета, наудачу извлекается один шар. События A и B соответственно означают появление белого и черного шаров. Событию равносильно событие
а) извлечён белый шар; б) извлечён синий или чёрный шар;
в) извлечён чёрный шар; г) извлечён синий или белый шар;
д) извлечён белый или чёрный шар.
-
Три стрелка сделали по одному выстрелу в мишень. События А1, А2, А3 означают соответственно попадания в мишень первым, вторым и третьим стрелками. Событию, состоящему в том, что все стрелки попали в мишень равносильно событие
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
-
А и В – некоторые события. Событию равносильно событие
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
-
Если события A и B совместны и независимы, то
а) P(АВ)=1; б) P(АВ)=P(А)P(В); в) P(А+В)=P(А)+P(В) ;
г) P(АВ)=0; д) P(АВ)=P(А)+P(В).
-
Прибор состоит из двух элементов, работающих независимо. Вероятность выхода из строя первого элемента при включении прибора – 0.03, второго – 0.06. Какова вероятность того, что при включении прибора не откажет ни один элемент?
а) 0.06; б) 0.0671; в) 0.0938 ;
г) 0.0582; д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
Пусть P(A)=, P(B)=. Тогда события A и B:
а) совместны; б) несовместны; в) зависимы ;
г) независимы; д) образуют полную группу несовместных событий.
-
В магазин вошли три покупателя, каждый из которых может совершить покупку с вероятностью 0,3.Какова вероятность того, что по крайней мере два совершат покупки?
а) 0,189; б) 0,027; в) 0,343; г) 0,216; д) 0,657.
-
Имеются два одинаковых ящика с шарами. В первом ящике 2 белых и 1 чёрный шар, во втором – 1 белый и 4 чёрных шара. Наудачу выбирают один ящик и вынимают из него шар. Какова вероятность того, что вынутый шар окажется белым?
а) 3/10 ; б) 13/15 ; в) 2/3; г) 13/30; д) 3/20.
-
На фабрике, изготовляющей болты, первая машина производит 25%, вторая – 35%, третья – 40% всех изделий. В их продукции брак составляет соответственно 5, 4 и 2%. Случайно выбранный из продукции болт дефектный. Какова вероятность того, что он изготовлен первой машиной?
а) 0.0345; б) 125/345; в) 140/345;
г) 80/345; д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
Монету подбрасывают 5 раз. Вероятность Р(4) того, что событие А={выпал герб} наступит ровно 4 раза, равна
а) 1/2; б) 1/16; в) 5/32; г) 1/32 ; д) 1/8.
-
На самолёте имеются четыре одинаковых двигателя. Вероятность нормальной работы каждого двигателя в полёте равна 0.9. Какова вероятность того, что в полёте могут возникнуть неполадки в одном двигателе?
а) 1/4 ; б) 0.1; в) 0.1·0.9;
г) 4·0.1·0.9; д) среди указанных вариантов ответов нет правильного.
-
Пусть – локальная функция Лапласа. Укажите неверное
а) φ(0.12)>φ(2.12); б) φ(0.12)≈φ(-0.12); в) φ(0.12)>φ(-2.12);
г) φ(0.12)
-
Пусть – интегральная функция Лапласа. Ф(0.9)0.3159, тогда Ф(-0.9) приближённо равно:
а) 0; б) 1; в) -0.5; г) 0.5; д) 0.3159;
е) 0.5159; ж) –0.3159; з) 0.585.
-
Случайные величины X и Y независимы, известны их дисперсии D(X)=5, D(Y)=9, тогда дисперсия случайной величины Z=2X-Y+5 равна
а) 16; б) 34; в) 24; г) 11; д) 29.
-
Вероятность того, что величина X с плотностью вероятности примет значения из интервала , равна …
-
Дисперсия случайной величины Х, равномерно распределенной на отрезке равна…