Социально здоровая семья основа государства - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рефераты. Монголо-татары: организация армии и государства. Исторический... 1 28.94kb.
Социально-трудовые проблемы 2 685.9kb.
Диалог государства и гражданского общества как социально-политическая... 1 114.81kb.
Изложение аналитического доклада 3 630.58kb.
Кавелин вошел в историографию как основатель школы «родового быта»... 1 128.61kb.
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Психодиагностика» 1 34.82kb.
Арутюнян Армен 1 79.4kb.
Лекция: Финансы, финансовая политика и финансовая система Социально-экономическая... 1 338.39kb.
Сценарий классного часа «Семья в истории России» 1 34.64kb.
Проблемы нравственного воспитания в социально-правовой политике российского... 1 47.03kb.
Производство основа экономики 1 72kb.
Учебная программа дисциплины социальная политика 2 575.83kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Социально здоровая семья основа государства - страница №1/1

Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. № 4 (32), 2006. стр. 89-98

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

И. И. Осипова,

кандидат социологических наук

СОЦИАЛЬНО ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ОСНОВА ГОСУДАРСТВА

Социальная политика относится в настоящее время к числу основных нап­равлений деятельности органов государственной власти, местного самоуправ­ления и общественных организаций. Это вызвано обострением социально-эко­номической ситуации на территории Российской Федерации, требующим при­нятия ряда экстренных мер для предупреждения социальной напряженности, роста социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, ухудше­ния криминогенной обстановки в стране.

Социально-экономические показатели, свидетельствуют о снижении благо­состояния российской семьи, неспособности многих родителей в этих услови­ях поддерживать приемлемый уровень жизни и воспитания детей.

Существующая государственная система защиты семьи, материнства и детства не может обеспечить полноценное выполнение семьей своих основ­ных функций: воспроизводство населения и воспитание достойного молодого поколения. Сегодня многие семьи не в состоянии одеть, обуть, прокормить и дать образование ребенку, в несколько раз сократилось число многодетных семей, ибо сегодня отваживаются рожать более трех детей, в основном, асоциальные семьи.

Лишенные родительского попечения дети попадают в систему приютов, детских домов. Далеко не во всех государственных учреждениях подобного ти­па детей приучают к труду, это в послевоенные годы у каждого детского дома были свои теплицы, поля, подсобное хозяйство, дети были приспособлены к самостоятельной жизни, получали рабочие специальности, шли работать на заводы и фабрики, где к каждому из них был прикреплен наставник, опытный рабочий, который и выводил молодого человека в жизнь. Сегодня всё совсем наоборот, жизнь в детских домах оторвана от реальной жизни, дети-сироты хо­рошо одеты, накормлены, у них есть карманные деньги (нет, они их не зарабо­тали, они им положены по статусу). Велика пропасть между беззаботной жизнью сироты в государственном учреждении и ребенка в родной семье, у ко­торого нет столь защищенного и обеспеченного детства. Выгодно быть сиротой сегодня: только им гарантированы жильё, социальные гарантии, пособия и, как результат столь неумной политики, подобная система дает обществу выпускни­ков государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, социально дезадаптированных молодых людей, не прис­пособленных к самостоятельной жизни, не приученных к труду, не желающих ни работать, ни учиться, с моралью иждивенцев и комплексом «вечно обижен­ного сироты».

Следующая диаграмма показывает рост числа детей, устроенных в сиротс­кие учреждения на полное государственное обеспечение за год (человек).

Согласно официальным статистическим данным в настоящее время в Рос­сийской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей. Однако следует уточнить, что из указанного количества (по состоянию на 01.01.2005 г.) 545 тыс. детей (68 %) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. - под опекой (попечительством), 11 тыс. - в приемных семьях, 159 тыс. - усыновлены посторонними граждана­ми). Оставшиеся 32 % (более 260 тыс.) воспитываются в государственных уч­реждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных ведомств, а также в негосударственных учреждениях1.

Регионы-рекордсмены по количеству детей, оставшихся без попечения ро­дителей: Свердловская область, Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Челя­бинская, Московская области, Иркутская область, Приморский край (показа­тель - от 1000 до 1700 чел. в год). Регионы, в которых наблюдается рост сиротства по сравнению с прошлым годом: на 50 % -Еврейская автономная республика, на 105 %- республика Тыва, Ингушская республика-133 %, Чече­нская республика- 300 %.

Фиксируемый в течение ряда лет рост числа детей, лишенных права жить и воспитываться в семье, несомненно, является одним из показателей системного кризиса, затронувшего все сферы жизни России и интенсивно проявляюще­гося в воспроизводстве социальной напряженности.

На настоящий момент можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе. Суть ее в том, что за последние 15 лет система государственной работы с семьей в целом, и с детьми, в частности, направлена на коррекцию негативных явлений, а не на устранение их причин.

Число беспризорников достигло 1 млн. (по данным официальной статисти­ки). Это самая опасная часть социального дна: они криминализированы, име­ют холодное оружие. Таким образом, в стране возникает социализированная преступность, не случайная, ситуативная - а формируемая, воспитываемая:

Согласно статистическим данным, представленным регионами, на начало 2005 года в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоя­ло на учёте - 5873 беспризорных; 111,6тыс. безнадзорных детей; 81,1 тыс. употребляющих алкогольные напитки и наркотические вещества; 151,1 тыс. несовершеннолетних, совершивших правонарушения.

Причинами, не снижающегося числа правонарушений несовершеннолет­них, являются, помимо увеличившихся вследствие социально-экономических изменений, социально-психологических деформаций, ценностных ориентации в семье, незанятость детей бесплатным полезным досугом, снижение индиви­дуально-профилактической работы, формализм в проведении воспитательной работы с учащимися, недостатки в работе органов и учреждений, входящих в систему профилактики.

В настоящее время Россия стоит перед необходимостью серьезных социаль­ных преобразований, которые должны быть направлены на создание системы взаимодействия государства и институтов гражданского общества, действие ко­торых должно быть направлено на преодоление негативных социальных про­цессов и стабилизацию социально-экономической ситуации в России. Базовым институтом любого общества была и остается семья. Проблемы основной мас­сы современной российской семьи общеизвестны: низкий материальный доста­ток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, пьянство и др.

Семья, лишенная государственной поддержки и контроля, не смогла обрести институциональной устойчивости и способности к саморазвитию. В то время как государство, не способствуя своей политикой укреплению института семьи, про­должает рассматривать её как объект управления, принуждения, благодеяния и репрессий. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъек­том общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и воз­можности, реальные условия растить и воспитывать детей в атмосфере любви и достатка,- до тех пор семья не станет институтом, действительно ответственным перед её членами и обществом в целом за благополучие и воспитание детей.

В соответствии с последней (2002г.) переписью населения, численность на­селения России составила 145.2 млн. человек, что свидетельствуете неуклон­ном её снижении (на 1.8 млн. человек по сравнению с данными 1989 г.), чис­ленность женщин превысила на 10 млн. человек численность мужчин, что объ­ективно влечет рост неполных материнских семей. Число супружеских пар составило 34 миллиона, 8 млн. - неполные семьи, 3 млн. семьи, состоящие в гражданском браке. 31,6 млн. - дети в возрасте до 18 лет, что составило поч­ти пятую часть населения. Средний коэффициент рождаемости составил 1,28 %, в то время как для естественного воспроизводства населения необходим уровень 2,18 %, в 13 регионах России численность людей пенсионного возрас­та превышает численность детей. И в то же время только за 2004г. на террито­рии России зарегистрировано свыше 140 тыс. преступлений, совершенных на бытовой почве, более 8 тыс. фактов вовлечения в совершение преступлений несовершеннолетних. На учете в органах внутренних дел состоит3.7 млн. чело­век: из них 275 тыс. лиц, допустивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, свыше 333 тыс. - хронических алкоголиков, более 118 тыс. -наркоманов, свыше 354 тыс. - несовершеннолетних правонарушителей2.

Насилие или его угрозу, в качестве основной причины ухода из дома, наз­вали 71 % детей, оказавшихся в государственных учреждениях. Насилие в на­шем исследовании рассматривается как один из основных факторов, порожда­ющих социальное сиротство.

Следующая таблица наглядно иллюстрирует снижение воспитательных функций семьи, недостаток ухода, контроля за детьми со стороны родителей, которые влекут отравления, несчастные случаи, травмы и смерть несовершен­нолетних детей в 2004 г.



Смертность и инвалидизация детей вследствие отравлений, травм в 2004 году


0-3 лет

4-7 лет

8-14 лет

15 -18 лет

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

192

129

259

156

973

452

729

264

Согласно данным статисти­ки около 17 тыс. детей ежегод­но становятся жертвами прес­туплений, около 2000 тыс. из них - жертвы убийств, от 30 до 50 % убийцы - родители или близкие люди.

Данные цифры и тенденции ярко свидетельствуют о необходимости сроч­ных мер, направленных на повышение рождаемости, стабилизацию негативных факторов в процессе трансформации и деградации института семьи.

В социально благополучных странах значительную часть бремени по защи­те семьи, материнства, отцовства и детства берет на свои плечи гражданское общество, в лице неправительственных, благотворительных, коммерческих ор­ганизаций, работающих в данной сфере. В России же «третий сектор» не мо­жет встать на ноги и стать значимой силой в связи с отсутствием заинтересо­ванного содействия со стороны Государства.

Ныне действующие российские государственные институты, призванные за­ниматься решением социальных проблем, работают преимущественно в преде­лах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной системы продолжают оставаться главенствующими, поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие в реализации прав и защиты интересов граждан, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей дея­тельности суммой предпринимаемых усилий.

Почему низка эффективность многообразной деятельности различных ве­домств, структур, учреждений, работающих в сфере детства?

Основными причинами являются:



  • ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность;

  • объективная заинтересованность ведомств в губительной для дела моно­полизации, в недопущении к своей профессиональной деятельности, а тем са­мым, и к финансовым потокам, конкурентных гражданских инициатив в защи­ту семьи и детства.

Отсутствие организационно-методических системных подходов в реализа­ции межведомственного взаимодействия, как в деятельности учреждений, так и в подготовке кадров.

Постоянное запаздывание действий при работе с семьей, детьми; основные усилия брошены на те или иные формы коррекции: медицинской, педагогичес­кой, социальной и так далее, что малопродуктивно и затратно во всех отноше­ниях, но выгодно ведомствам, которые, опять же объективно, заинтересованы в пополнении контингента дезадаптированных семей и детей для оправдания все новых и новых вложений, развития коррекционной системы: интернатов, колоний, центров и так далее.

Направленность на реабилитацию детей без реабилитации кровной семьи. Многие реабилитационные учреждения декларируют свою реабилитационную направленность, в действительности же многие из них лишь концентрируют дезадаптированных детей, впоследствии возвращая их в деградировавшие кровные семьи.

Отсутствие единого информационного, методического и образовательного пространства специалистов различных ведомств, работающих в сфере семьи и детства.

Отсутствие программ профилактики семейного неблагополучия и социаль­ного сиротства.

Отсутствие действенной системы общественной экспертизы новых норма­тивно-правовых актов в отношении семьи, которые, по сути, оказываются впоследствии катализаторами негативных социальных процессов.

Отсутствие системно оформленной государственной поддержки общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций, а иногда и отк­рытое неприятие участия гражданского общества в сфере защиты семьи и детства (такой системой мог бы стать механизм социального заказа и муници­пального гранта для отработки инновационных форм, технологий).

Государственный монополизм в социальной сфере.

Необходим комплекс действий и мер, нацеленных на организацию усилий всего общества для защиты и оказанию помощи детству и семье, как базовому общественному институту. Такой комплекс должен ставить цели:


  1. профилактической направленности в деятельности;

  2. социальное партнерство государства и общества;

  3. адекватного нормативно-правового и финансового сопровождения дея­тельности в социальной сфере.

Для выработки указанного комплекса действий необходимо установить ба­зовые принципы, на основе которых такие действия будут реализовываться:

  • укрепление статуса социально- здоровой семьи, повышение качества жизни семьи, и, как следствие, повышение рождаемости и ответственности за воспитание детей;

  • приоритет возможно более ранних профилактических действий в отноше­нии негативных социальных тенденций и явлений в сфере семьи;

  • активное привлечение к решению социальных проблем ресурсов общества;

  • программно-целевой подход, осуществляемый на основе открытых кон­курсов на оказание востребованных социальных, инновационных услуг. Учас­тие в конкурсе представителей учреждений всех ведомств и общественных ор­ганизаций;

  • технологическое насыщение содержания деятельности государственных и муниципальных учреждений, работающих в сфере семьи и детства.

Среди первоочередных мер выступают следующие:

1. Организационно-институциональные;

Создание при президенте России Общественного Совета по проблемам семьи и детства с целью участия в экспертной деятельности готовящихся зако­нопроектов в отношении семьи и детства, разрабатываемых и реализуемых го­сударственных целевых социальных программ, общественных инициатив и программ, направленных на защиту прав и интересов семьи и детей.

Инициирование, выработка предложений по совершенствованию норма­тивно-правовой и законодательной базы в отношении семьи и детства для осу­ществления эффективной политики в данной сфере.

К перспективным действиям можно отнести создание региональных об­щественных или государственно-общественных советов по проблемам семьи и детства. Основные функции данных структур: содействие формированию ре­гиональной семейной политики, внесение предложений в региональное законодательство в области защиты прав, интересов семьи и детей; содействие в разработке целевых и комплексных региональных программ в области семьи и детства, осуществляемых на конкурсной основе, проведение мониторинга положения семьи и детства в регионе. В рамках деятельности указанных сове­тов необходима организация постоянно действующих интерактивных площа­док для взаимодействия государственных и общественных организаций по об­суждению ведомственных законодательных и нормативно-правовых инициа­тив, программ, проектов в области защиты прав и интересов семьи и детей.

Развитие сети региональных, муниципальных и негосударственных специа­лизированных центров для оказания экстренной помощи семьям и детям, ока­завшимся в кризисной ситуации, пережившим насилие и др.

Системное преобразование учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения для детей, нуждающихся в помощи госу­дарства. В учреждения, предоставляющие патронатное воспитание и уполно­моченные службы по предоставлению патроната с соответствующим измене­нием принципов, методов их организации, финансирования и критериев оцен­ки деятельности.

Создание региональных межведомственных научно-методических центров, осуществляющие научно-методическое и исследовательское сопровождение ра­боты органов опеки и попечительства, а также подготовка и переподготовка спе­циалистов социальных служб, медико-социальных отделений, инспекторов по охране прав детей, социальных педагогов и психологов общеобразовательных школ и др. специалистов, непосредственно работающих с семьями и детьми.

2. Нормативно-правовые;


  • Внесение предложений, участие в экспертизе законопроектов по ювенальной юстиции;

  • (ФКЗ «О внесении дополнений в судебную систему Российской Федера­ции», в части введения ювенальных судов; ФКЗ «О ювенальных судах в РФ»; ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции»);

  • Проект ФЗ «Об уполномоченном по правам ребенка в Российской федера­ции»;

  • Проект ФЗ «О предотвращении насилия в семье»;

  • Проект ФЗ «Об основах государственной политики в отношении семьи »;

- Проект ФЗ «О системе профилактики семейного неблагополучия и
социального сиротства»;

К первоочередным актам, разработка которых требуется в ближайшее вре­мя, относятся также принятие правовых норм, направленных на экономичес­кое стимулирование рождаемости в социально благополучных семьях (основ­ной критерий социального семейного благополучия - уровень детско-родительской привязанности, соответствие воспитания детей социальным нормам); адекватное государственное детское пособие, поддержка многодетных семей в качестве оплаты труда матери как воспитателю в размере от 3.5 до 5.5 МРОТ за воспитание 3 и более собственных детей, признать труд матери многодетной семьи социально значимым и требующим оплаты с начислением педагогичес­кого стажа. Комплекс государственных мер по поддержке молодой семьи мо­жет включать следующие параметры: выделение беспроцентного кредита на приобретение жилья с дифференцированным погашением в зависимости от числа родившихся детей; уменьшение подоходного налога в зависимости от количества детей; стимулирование семейных форм предпринимательства; рас­ширение сферы надомного труда с использованием современных технических средств, Интернет.

К данному же перечню следует отнести и систему экономических, социаль­ных, педагогических мер поддержки беременных, направленных на повышение ответственности родителей за судьбу своих детей, их воспитание. Имеются в виду следующие шаги: введение «минимальной потребительской корзины для беременных», создание социально-психологических служб при женских консультациях и родильных домах, возрождение практики медицинского пат­ронажа новорожденных до 1 года; создание «реабилитационной среды» для социально-психологической, педагогической поддержки беременных и моло­дых матерей из семей «групп риска»;

Не менее важными являются правовые акты в поддержку ответственного отцовства, возрождения института отцовства, повышения ответственности от­цов за воспитание подрастающего поколения.

К насущным и безотлагательным следует отнести внесение изменений в ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей», Семейный кодекс (в час­ти расширения форм семейного жизнеустройства), Гражданского кодекса (в части повышения ответственности родителей за воспитание детей), Уголовно­го (в разделах насилия над детьми, вовлечение несовершеннолетних в проти­воправные действия, проституцию, наркоманию, использование детей и детс­кого труда в преступных целях, ответственность за пропаганду насилия, жесто­кости, экстремизма, любой формы дискриминации в средствах массовой ин­формации, печати, телевидении и др.).

К проблемам работы по профилактике семейного неблагополучия на ран­них стадиях следует отнести отсутствие законодательной базы для работы в семье социальных работников, для интервенции в интересах ребенка (при угрозе его жизни и здоровью) социальных служб в семьи, ведения социально­го патронажа семей для профилактики деградации семьи, возврата детей в ре­абилитированные кровные семьи.

Развитие общественного и парламентского контроля за соблюдением прав и интересов семьи и детей.

Формирование социальных заказов и системы муниципальных грантов для отработки инновационных услуг и технологий, востребованных населением в регионе. Исполнители заказа - муниципальные, государственные и некоммер­ческие организации, работающие в сфере детства и семьи.

Разработка механизмов институционализации отработанных эффективных социальных и других услуг, направленных на профилактику негативных социальных процессов в семье.

3. Программно-проектные:

Разработка федеральной программы профилактики семейного неблагопо­лучия и социального сиротства и присвоение ей статуса Президентской.

4. Кадрово-образовательные:

Подготовка кадров органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, комиссий, работающих в сфере семьи и детства по вопросам:


  • реабилитация семьи и детей;

  • профилактика семейного неблагополучия; - уличная социальная работа;

  • социальная работа в судах;

  • жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей. Экспертизы, аналитическая работа в регионах по вопросам профилактики

сиротства, качества реализации федеральных и региональных программ в сфе­ре семьи и детства. Формирование экспертного поля будет способствовать росту прозрачности системы государственного управления социальной сфе­рой, в том числе,- в части работы с семьей и детьми, а также будет способство­вать постепенному переходу от плановой социальной политики к гибкой прог­раммной, учитывающей особенности и востребованность услуг в регионах, что позволит предотвращать негативные социальные тенденции и оперативно ре­агировать на ситуативные изменения.

Сформировать систему кадровой подготовки и переподготовки специалис­тов различных ведомств и некоммерческих организаций, работающих с детьми и семьей.

Изучить мировой опыт и опыт российских организаций, регионов в области инновационных форм, методов, технологий в работе с неблагополучными семьями, дезадаптированными детьми, безнадзорными, беспризорными несо­вершеннолетними. Проанализировать эффективность, обобщить, разработать систему трансляции передового инновационного опыта в регионы России.

Разработать критерии экспертизы целевых программ негосударственных, неправительственных и зарубежных организаций, ведущих деятельность в сфере семьи и детства на территории России.

Беда сегодняшней России в том, что государство «защищает» права и инте­ресы ребенка в отрыве от интересов его семьи, проводится реабилитация ребенка без реабилитации кровной семьи, семья рассматривается в качестве объекта воздействия и репрессий, а не полноправного партнера и единствен­но естественной среды, необходимой для полноценного развития и воспита­ния ребенка Без возрождения национальных традиций, духовности, семейных и нравственных ценностей невозможно возрождение былой славы нашей страны.

1 Данные Госкомстата России форма 103-рик № 43



2 Статистические данные 88 субъектов РФ о деятельности комиссий по делам несо­вершеннолетних и защите их прав по состоянию на 2004 г.