страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Социально здоровая семья основа государства - страница №1/1
Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. № 4 (32), 2006. стр. 89-98 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И. И. Осипова, кандидат социологических наук СОЦИАЛЬНО ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ОСНОВА ГОСУДАРСТВА Социальная политика относится в настоящее время к числу основных направлений деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. Это вызвано обострением социально-экономической ситуации на территории Российской Федерации, требующим принятия ряда экстренных мер для предупреждения социальной напряженности, роста социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, ухудшения криминогенной обстановки в стране. Социально-экономические показатели, свидетельствуют о снижении благосостояния российской семьи, неспособности многих родителей в этих условиях поддерживать приемлемый уровень жизни и воспитания детей. Существующая государственная система защиты семьи, материнства и детства не может обеспечить полноценное выполнение семьей своих основных функций: воспроизводство населения и воспитание достойного молодого поколения. Сегодня многие семьи не в состоянии одеть, обуть, прокормить и дать образование ребенку, в несколько раз сократилось число многодетных семей, ибо сегодня отваживаются рожать более трех детей, в основном, асоциальные семьи. Лишенные родительского попечения дети попадают в систему приютов, детских домов. Далеко не во всех государственных учреждениях подобного типа детей приучают к труду, это в послевоенные годы у каждого детского дома были свои теплицы, поля, подсобное хозяйство, дети были приспособлены к самостоятельной жизни, получали рабочие специальности, шли работать на заводы и фабрики, где к каждому из них был прикреплен наставник, опытный рабочий, который и выводил молодого человека в жизнь. Сегодня всё совсем наоборот, жизнь в детских домах оторвана от реальной жизни, дети-сироты хорошо одеты, накормлены, у них есть карманные деньги (нет, они их не заработали, они им положены по статусу). Велика пропасть между беззаботной жизнью сироты в государственном учреждении и ребенка в родной семье, у которого нет столь защищенного и обеспеченного детства. Выгодно быть сиротой сегодня: только им гарантированы жильё, социальные гарантии, пособия и, как результат столь неумной политики, подобная система дает обществу выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально дезадаптированных молодых людей, не приспособленных к самостоятельной жизни, не приученных к труду, не желающих ни работать, ни учиться, с моралью иждивенцев и комплексом «вечно обиженного сироты». Следующая диаграмма показывает рост числа детей, устроенных в сиротские учреждения на полное государственное обеспечение за год (человек). Согласно официальным статистическим данным в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако следует уточнить, что из указанного количества (по состоянию на 01.01.2005 г.) 545 тыс. детей (68 %) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. - под опекой (попечительством), 11 тыс. - в приемных семьях, 159 тыс. - усыновлены посторонними гражданами). Оставшиеся 32 % (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных ведомств, а также в негосударственных учреждениях1. Регионы-рекордсмены по количеству детей, оставшихся без попечения родителей: Свердловская область, Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Челябинская, Московская области, Иркутская область, Приморский край (показатель - от 1000 до 1700 чел. в год). Регионы, в которых наблюдается рост сиротства по сравнению с прошлым годом: на 50 % -Еврейская автономная республика, на 105 %- республика Тыва, Ингушская республика-133 %, Чеченская республика- 300 %. Фиксируемый в течение ряда лет рост числа детей, лишенных права жить и воспитываться в семье, несомненно, является одним из показателей системного кризиса, затронувшего все сферы жизни России и интенсивно проявляющегося в воспроизводстве социальной напряженности. На настоящий момент можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе. Суть ее в том, что за последние 15 лет система государственной работы с семьей в целом, и с детьми, в частности, направлена на коррекцию негативных явлений, а не на устранение их причин. Число беспризорников достигло 1 млн. (по данным официальной статистики). Это самая опасная часть социального дна: они криминализированы, имеют холодное оружие. Таким образом, в стране возникает социализированная преступность, не случайная, ситуативная - а формируемая, воспитываемая: Согласно статистическим данным, представленным регионами, на начало 2005 года в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состояло на учёте - 5873 беспризорных; 111,6тыс. безнадзорных детей; 81,1 тыс. употребляющих алкогольные напитки и наркотические вещества; 151,1 тыс. несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Причинами, не снижающегося числа правонарушений несовершеннолетних, являются, помимо увеличившихся вследствие социально-экономических изменений, социально-психологических деформаций, ценностных ориентации в семье, незанятость детей бесплатным полезным досугом, снижение индивидуально-профилактической работы, формализм в проведении воспитательной работы с учащимися, недостатки в работе органов и учреждений, входящих в систему профилактики. В настоящее время Россия стоит перед необходимостью серьезных социальных преобразований, которые должны быть направлены на создание системы взаимодействия государства и институтов гражданского общества, действие которых должно быть направлено на преодоление негативных социальных процессов и стабилизацию социально-экономической ситуации в России. Базовым институтом любого общества была и остается семья. Проблемы основной массы современной российской семьи общеизвестны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, пьянство и др. Семья, лишенная государственной поддержки и контроля, не смогла обрести институциональной устойчивости и способности к саморазвитию. В то время как государство, не способствуя своей политикой укреплению института семьи, продолжает рассматривать её как объект управления, принуждения, благодеяния и репрессий. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и возможности, реальные условия растить и воспитывать детей в атмосфере любви и достатка,- до тех пор семья не станет институтом, действительно ответственным перед её членами и обществом в целом за благополучие и воспитание детей. В соответствии с последней (2002г.) переписью населения, численность населения России составила 145.2 млн. человек, что свидетельствуете неуклонном её снижении (на 1.8 млн. человек по сравнению с данными 1989 г.), численность женщин превысила на 10 млн. человек численность мужчин, что объективно влечет рост неполных материнских семей. Число супружеских пар составило 34 миллиона, 8 млн. - неполные семьи, 3 млн. семьи, состоящие в гражданском браке. 31,6 млн. - дети в возрасте до 18 лет, что составило почти пятую часть населения. Средний коэффициент рождаемости составил 1,28 %, в то время как для естественного воспроизводства населения необходим уровень 2,18 %, в 13 регионах России численность людей пенсионного возраста превышает численность детей. И в то же время только за 2004г. на территории России зарегистрировано свыше 140 тыс. преступлений, совершенных на бытовой почве, более 8 тыс. фактов вовлечения в совершение преступлений несовершеннолетних. На учете в органах внутренних дел состоит3.7 млн. человек: из них 275 тыс. лиц, допустивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, свыше 333 тыс. - хронических алкоголиков, более 118 тыс. -наркоманов, свыше 354 тыс. - несовершеннолетних правонарушителей2. Насилие или его угрозу, в качестве основной причины ухода из дома, назвали 71 % детей, оказавшихся в государственных учреждениях. Насилие в нашем исследовании рассматривается как один из основных факторов, порождающих социальное сиротство. Следующая таблица наглядно иллюстрирует снижение воспитательных функций семьи, недостаток ухода, контроля за детьми со стороны родителей, которые влекут отравления, несчастные случаи, травмы и смерть несовершеннолетних детей в 2004 г.
Согласно данным статистики около 17 тыс. детей ежегодно становятся жертвами преступлений, около 2000 тыс. из них - жертвы убийств, от 30 до 50 % убийцы - родители или близкие люди. Данные цифры и тенденции ярко свидетельствуют о необходимости срочных мер, направленных на повышение рождаемости, стабилизацию негативных факторов в процессе трансформации и деградации института семьи. В социально благополучных странах значительную часть бремени по защите семьи, материнства, отцовства и детства берет на свои плечи гражданское общество, в лице неправительственных, благотворительных, коммерческих организаций, работающих в данной сфере. В России же «третий сектор» не может встать на ноги и стать значимой силой в связи с отсутствием заинтересованного содействия со стороны Государства. Ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной системы продолжают оставаться главенствующими, поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие в реализации прав и защиты интересов граждан, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий. Почему низка эффективность многообразной деятельности различных ведомств, структур, учреждений, работающих в сфере детства? Основными причинами являются:
Отсутствие организационно-методических системных подходов в реализации межведомственного взаимодействия, как в деятельности учреждений, так и в подготовке кадров. Постоянное запаздывание действий при работе с семьей, детьми; основные усилия брошены на те или иные формы коррекции: медицинской, педагогической, социальной и так далее, что малопродуктивно и затратно во всех отношениях, но выгодно ведомствам, которые, опять же объективно, заинтересованы в пополнении контингента дезадаптированных семей и детей для оправдания все новых и новых вложений, развития коррекционной системы: интернатов, колоний, центров и так далее. Направленность на реабилитацию детей без реабилитации кровной семьи. Многие реабилитационные учреждения декларируют свою реабилитационную направленность, в действительности же многие из них лишь концентрируют дезадаптированных детей, впоследствии возвращая их в деградировавшие кровные семьи. Отсутствие единого информационного, методического и образовательного пространства специалистов различных ведомств, работающих в сфере семьи и детства. Отсутствие программ профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства. Отсутствие действенной системы общественной экспертизы новых нормативно-правовых актов в отношении семьи, которые, по сути, оказываются впоследствии катализаторами негативных социальных процессов. Отсутствие системно оформленной государственной поддержки общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций, а иногда и открытое неприятие участия гражданского общества в сфере защиты семьи и детства (такой системой мог бы стать механизм социального заказа и муниципального гранта для отработки инновационных форм, технологий). Государственный монополизм в социальной сфере. Необходим комплекс действий и мер, нацеленных на организацию усилий всего общества для защиты и оказанию помощи детству и семье, как базовому общественному институту. Такой комплекс должен ставить цели:
Для выработки указанного комплекса действий необходимо установить базовые принципы, на основе которых такие действия будут реализовываться:
Среди первоочередных мер выступают следующие: 1. Организационно-институциональные; Создание при президенте России Общественного Совета по проблемам семьи и детства с целью участия в экспертной деятельности готовящихся законопроектов в отношении семьи и детства, разрабатываемых и реализуемых государственных целевых социальных программ, общественных инициатив и программ, направленных на защиту прав и интересов семьи и детей. Инициирование, выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой и законодательной базы в отношении семьи и детства для осуществления эффективной политики в данной сфере. К перспективным действиям можно отнести создание региональных общественных или государственно-общественных советов по проблемам семьи и детства. Основные функции данных структур: содействие формированию региональной семейной политики, внесение предложений в региональное законодательство в области защиты прав, интересов семьи и детей; содействие в разработке целевых и комплексных региональных программ в области семьи и детства, осуществляемых на конкурсной основе, проведение мониторинга положения семьи и детства в регионе. В рамках деятельности указанных советов необходима организация постоянно действующих интерактивных площадок для взаимодействия государственных и общественных организаций по обсуждению ведомственных законодательных и нормативно-правовых инициатив, программ, проектов в области защиты прав и интересов семьи и детей. Развитие сети региональных, муниципальных и негосударственных специализированных центров для оказания экстренной помощи семьям и детям, оказавшимся в кризисной ситуации, пережившим насилие и др. Системное преобразование учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения для детей, нуждающихся в помощи государства. В учреждения, предоставляющие патронатное воспитание и уполномоченные службы по предоставлению патроната с соответствующим изменением принципов, методов их организации, финансирования и критериев оценки деятельности. Создание региональных межведомственных научно-методических центров, осуществляющие научно-методическое и исследовательское сопровождение работы органов опеки и попечительства, а также подготовка и переподготовка специалистов социальных служб, медико-социальных отделений, инспекторов по охране прав детей, социальных педагогов и психологов общеобразовательных школ и др. специалистов, непосредственно работающих с семьями и детьми. 2. Нормативно-правовые;
- Проект ФЗ «О системе профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства»; К первоочередным актам, разработка которых требуется в ближайшее время, относятся также принятие правовых норм, направленных на экономическое стимулирование рождаемости в социально благополучных семьях (основной критерий социального семейного благополучия - уровень детско-родительской привязанности, соответствие воспитания детей социальным нормам); адекватное государственное детское пособие, поддержка многодетных семей в качестве оплаты труда матери как воспитателю в размере от 3.5 до 5.5 МРОТ за воспитание 3 и более собственных детей, признать труд матери многодетной семьи социально значимым и требующим оплаты с начислением педагогического стажа. Комплекс государственных мер по поддержке молодой семьи может включать следующие параметры: выделение беспроцентного кредита на приобретение жилья с дифференцированным погашением в зависимости от числа родившихся детей; уменьшение подоходного налога в зависимости от количества детей; стимулирование семейных форм предпринимательства; расширение сферы надомного труда с использованием современных технических средств, Интернет. К данному же перечню следует отнести и систему экономических, социальных, педагогических мер поддержки беременных, направленных на повышение ответственности родителей за судьбу своих детей, их воспитание. Имеются в виду следующие шаги: введение «минимальной потребительской корзины для беременных», создание социально-психологических служб при женских консультациях и родильных домах, возрождение практики медицинского патронажа новорожденных до 1 года; создание «реабилитационной среды» для социально-психологической, педагогической поддержки беременных и молодых матерей из семей «групп риска»; Не менее важными являются правовые акты в поддержку ответственного отцовства, возрождения института отцовства, повышения ответственности отцов за воспитание подрастающего поколения. К насущным и безотлагательным следует отнести внесение изменений в ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей», Семейный кодекс (в части расширения форм семейного жизнеустройства), Гражданского кодекса (в части повышения ответственности родителей за воспитание детей), Уголовного (в разделах насилия над детьми, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, проституцию, наркоманию, использование детей и детского труда в преступных целях, ответственность за пропаганду насилия, жестокости, экстремизма, любой формы дискриминации в средствах массовой информации, печати, телевидении и др.). К проблемам работы по профилактике семейного неблагополучия на ранних стадиях следует отнести отсутствие законодательной базы для работы в семье социальных работников, для интервенции в интересах ребенка (при угрозе его жизни и здоровью) социальных служб в семьи, ведения социального патронажа семей для профилактики деградации семьи, возврата детей в реабилитированные кровные семьи. Развитие общественного и парламентского контроля за соблюдением прав и интересов семьи и детей. Формирование социальных заказов и системы муниципальных грантов для отработки инновационных услуг и технологий, востребованных населением в регионе. Исполнители заказа - муниципальные, государственные и некоммерческие организации, работающие в сфере детства и семьи. Разработка механизмов институционализации отработанных эффективных социальных и других услуг, направленных на профилактику негативных социальных процессов в семье. 3. Программно-проектные: Разработка федеральной программы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства и присвоение ей статуса Президентской. 4. Кадрово-образовательные: Подготовка кадров органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, комиссий, работающих в сфере семьи и детства по вопросам:
сиротства, качества реализации федеральных и региональных программ в сфере семьи и детства. Формирование экспертного поля будет способствовать росту прозрачности системы государственного управления социальной сферой, в том числе,- в части работы с семьей и детьми, а также будет способствовать постепенному переходу от плановой социальной политики к гибкой программной, учитывающей особенности и востребованность услуг в регионах, что позволит предотвращать негативные социальные тенденции и оперативно реагировать на ситуативные изменения. Сформировать систему кадровой подготовки и переподготовки специалистов различных ведомств и некоммерческих организаций, работающих с детьми и семьей. Изучить мировой опыт и опыт российских организаций, регионов в области инновационных форм, методов, технологий в работе с неблагополучными семьями, дезадаптированными детьми, безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними. Проанализировать эффективность, обобщить, разработать систему трансляции передового инновационного опыта в регионы России. Разработать критерии экспертизы целевых программ негосударственных, неправительственных и зарубежных организаций, ведущих деятельность в сфере семьи и детства на территории России. Беда сегодняшней России в том, что государство «защищает» права и интересы ребенка в отрыве от интересов его семьи, проводится реабилитация ребенка без реабилитации кровной семьи, семья рассматривается в качестве объекта воздействия и репрессий, а не полноправного партнера и единственно естественной среды, необходимой для полноценного развития и воспитания ребенка Без возрождения национальных традиций, духовности, семейных и нравственных ценностей невозможно возрождение былой славы нашей страны. 1 Данные Госкомстата России форма 103-рик № 43 2 Статистические данные 88 субъектов РФ о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по состоянию на 2004 г. |
|