страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рекомендации. (Учителям начальных классов) - страница №1/1
Игровые методы развивающего и коррекционного характера в начальных классах. (внимание, память, самоконтроль, самодисциплина, страхи, коммуникация, речь) Рекомендации. (Учителям начальных классов) Практический психолог Володарской гимназии «София» с ООШ I ст. №2 Ушмодина В.Н. 2012 год ИГРЫ Игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в начальных классах. Это продиктовано необходимостью создания постоянного психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности. 1. Игры на развитие внимания Рекомендуется детям, характеризующимся повышенной активностью, испытывающим трудности в концентрации внимания и удержании его длительное время на одном предмете. Игра «Будь внимателен!» Игра «Буквы алфавита» Игра «Пишущая машинка» Упражнение "Что изменилось?" Веселая игра на внимание и знание птиц. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания. "Запомни порядок" Ладошки. Дни недели. Тик-так-тук Ухо-нос Игра «Повтори за мной» Игра «Запомни свое место» Игра «Замри!» Игра «Волшебное слово» Игра «Запрещенное движение» Игра «Игра в мяч» Игра «Лисонька, где ты?» Игра «Сова» Игра «Слушай команду» Игра «Кто за кем?» Игра «Я не знаю» Игра «Возьми и передай!» Игра «Командиры» Игра «Раздумье» Игра «Битва со змеем-Горынычем» Игра «Нарисуй свой страх» Игра «Темнота» 9. Игры на снятие боязни школы Игра «Школа» Игра «Кляксы» Игра «Картинки-загадки» Игра «Парные картинки» Игра «Определи игрушку» Игра «Угадай игрушку» Игра «Лишняя игрушка» ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Рекомендуются детям, характеризующимся повышенной активностью, испытывающим трудности в концентрации внимания и удержании его длительное время на одном предмете. Игра «Будь внимателен!» Цель игры. Стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. Ход игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка (рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе маршировки руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой. Игра «Буквы алфавита» (для детей, знающих буквы) Цель игры. Развитие внимания. Ход игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок. Игра «Пишущая машинка» (для детей, знающих буквы) Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания, закрепление навыков чтения. Ход игры. Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Не следует присваивать только буквы Й, Ь (мягкий знак), т. к. они редко встречаются в односложных словах. Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши. Слова для игры: еж, дом, ты, папа, мама, цирк, щека, чаша, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул. Примечание. Старайтесь подбирать слова, так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игре. Упражнение "Что изменилось?" (развитие наблюдательности). Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"
Голуби, синицы, Мухи и стрижи...
Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.,
Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи
Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи.
Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.
Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.
Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке! Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки: а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА г) ГРУММОПД д) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА з) ЛАЙОНОСАНДЕРА и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН о) ОСТИМАРЕ "Запомни порядок" Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. "Ладошки" Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры. Дни недели. Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными. Тик-так-тук. Дети идут колонной друг за другом. Преподаватель подает сигнал «Тик», тогда все делают наклон влево-вправо; по сигналу «так» - останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока. Ухо-нос Взрослый называет часть тела и дотрагивается до неё, повторяет вместе с ребенком 5-6 раз, потом умышленно допускает ошибки. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Игра «Повтори за мной» Цель игры. Развитие моторно-слуховой памяти. Процедура игры. Ход игры. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по желанию) повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильно ли Саша повторил?» Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм). Игра «Запомни свое место» Цель игры. Развитие моторно-слуховой и пространственной памяти. Ход игры. В зале каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это место — угол, у другого — стул, у третьего — около двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего «Место!» они разбегаются по своим местам. Примечание. Команду ведущего можно заменить включением какой-либо ритмичной муз ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ Игра «Замри!» Цель игры. Развитие произвольных движений. Ход игры. Играет веселая музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Через 1—1,5 минуты музыка вновь возникает, и дети продолжают движение Игра «Волшебное слово» Цель игры. Развитие произвольности, самоконтроля и внимания. Ход игры. Вариант I. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Примечание. «Волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1—5 движений. Вариант II. Процедура игры такая же, как в первом варианте, но тот, кто ошибся, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок, придумать новую игру и др.). Примечание. Если тот или иной ребенок отказывается от игровых заданий, не заставляйте, продолжайте игру дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе и будут отказываться все реже и реже. Игра «Запрещенное движение» Цель игры. Развитие произвольности. Ход игры. Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре — ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) — запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим. Игра «Игра в мяч» Цель игры. Развитие самоконтроля. Ход игры. Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Подумав, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Примечание: Тот, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры). Следите, чтобы дети не называли одни и те же имена. В игре должны участвовать все ребята. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Игра «Лисонька, где ты?» Цель игры. Развитие произвольности. Ход игры. Дети становятся полукругом, ведущий — центр. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы. По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса. Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?» Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев. Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой. Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети. Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперед, указательный палец движется по воображаемой карте. Игра «Раздумье» Цель игры. Укрепление способности к концентрации, успокоению. Ход игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями, он заблудился. Когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?» Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди, смотрит перед собой. (Роль грибника должен сыграть каждый ребенок.) ИГРЫ НА СНЯТИЕ СТРАХОВ Игра «Битва со змеем-горынычем» Цель игры. Снятие страха перед агрессией (нападением сказочного существа); реализация индивидуального подхода. Ход игры. Игра направлена на снятие страха у одного-двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции (групповая помощь). Например, кто-то из детей очень боится змея-горыныча. Страх перед сказочным персонажем снимается за 1—2 игровых занятий. Сначала детям предлагается самим нарисовать змея-горыныча. Затем сыграть битву со змеем-горынычем. Сказочный город (поставленные по кругу стулья), в нем живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр красит и др.). Стражники обходят город. Вдруг налетает змей-горыныч. Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей-горыныч встает перед пещерой и сторожит ее. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда змей-горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться со змеем-горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает змея-горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет ее в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши. Примечания: Все роли распределяются между детьми. Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребенку, у кого замечен ярко выраженный страх перед сказочными персонажами. После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей. Стимулировать импровизацию и фантазию детей в игре. После того как дети выполнят задание, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок. Игра «Темнота» Цель игры. Снятие страха перед темнотой. Ход игры. Игра «Темнота» состоит из пяти этюдов. 1-й этюд. Выбирается ребенок, боящийся темноты (по результатам анализа рисунков детей или после бесед с родителями). В присутствии других детей в ярко освещенной комнате его сажают посреди ее на 5—7 минут, и ребенок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую-либо спокойную игру. Можно также организовать с ними разговор: «Видите, Сережа сидит один и ничего не боится! А вы не боитесь?..» 2-й этюд. Ребенок, боящийся темноты, входит за руку с воспитателем в темную комнату на 3—5 минут. Он представляет себя «робким цыпленком», который вошел «в темную нору». 3-й этюд. Второй раз ребенок входит в темную комнату, представив себя «смелым утенком» (на 3—5 минут). 4-й этюд. Поговорим о ночных звуках, затем ребенок отводится в темную комнату на 2—3 минуты до того момента, пока не зазвучит музыка 5-й этюд. Поиграем 5—10 минут в веселый цирк. Каждый ребенок заранее приносит из дома какой-либо цирковой атрибут (клоунский колпак веер, нос клоуна, флажок, цветок и др.). Всё предметы они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили. Дети переходят в другую комнату, а в первой комнате выключается (как бы «по ошибке») свет. Ведущий сообщает, что со звуками музыки дети должны взять цирковые предметы и начнется игра «веселый цирк». Начинает звучать музыка, дети бегут в темную комнату, берут свои предметы и имитируют клоунов, акробатов, цирковых животных и т. д. Из общего числа детей отбираются те, которые боятся школы. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью. Если у детей есть страх не перед школой, а перед учителем, то один из детей играет учителя: «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание?» 2-й этюд. «Школа для людей» Если в первом этюде допускались различные «звериные» ситуации, то во втором этюде школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа». Один из детей выполняет роль учителя. Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат и пр.). Дети перерисовывают эту фигуру. «Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получился хороший рисунок. Игра «Кляксы» Цепь игры. Снятие агрессии и страхов, развитие воображения. Ход игры. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса». Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается. Примечания: Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к таким тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении). ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ Игра «Картинки-загадки» Цель игры. Развитие мышления и речи. Ход игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его название местоимением «он» или «она», История рассказывается в течение 3—5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющую главным персонажем рассказанной истории. Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку. Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать «загадку». Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ. Игра «Лишняя игрушка» Цель игры. Развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации. Ход игры. Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2—3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и, посовещавшись, берет «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет). Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4—5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться «Лишняя картинка»). «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов» Ушинский К.Д. С. Л. Рубинштейн «В игре детей есть часто смысл глубокий.» Иоганн Фридрих Шиллер «Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.» Януш Корчак |
|