Рекомендации от психолога-педагога для педагогов, работающих в лагерях - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Занятие по использованию песочной терапии в работе педагога-психолога... 1 114.77kb.
Книга практического психолога пособие для специалистов, работающих... 26 13565.22kb.
«Обыкновенное чудо» /Н. А. Тюрина/ Циклограмма работы педагога –... 1 97.54kb.
О рекомендациях по организации деятельности психологической службы... 1 121.04kb.
Священник Анатолий Гармаев 8 2354.52kb.
О роли спецкурсов в математической подготовке инженера-педагога 1 96.63kb.
Краткая характеристика программы Основные изучаемые дисциплины 1 14.45kb.
Особенности взаимодействия психолога и педагогов, родителей в образовательной... 1 68.86kb.
Тема: Внедрение инновационных образовательных технологий для развития... 1 87.1kb.
Педагогов над темами самообразования 1 305.83kb.
Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов... 2 400.15kb.
Контрольная работа по дисциплине: Защита растений 1 201kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рекомендации от психолога-педагога для педагогов, работающих в лагерях - страница №1/1

Рекомендации от психолога-педагога для педагогов, работающих в лагерях.

Есть много простых и доступных игр для детей, которые имеют и психотерапевтический эффект.



Игровая коррекция страхов для младшей группы

К сожалению, в самой младшей группе попадаются дети, которые мочатся ночью в постель. И это действительно испытание для педагога. Что делать? Кричать, а уж тем более отчитывать при сверстниках – непозволительно. Следует понять, что проблема за один день и даже за сезон не решится. Сейчас, имеются памперсы. Пусть родители привозят памперсы, и не стоит «зацикливаться» на данной проблеме.

Известно, что в спонтанной игре дети сами изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, чердакам, изображают «казаков-разбойников». В большом городе они часто лишены этого. Следующий комплекс игр восполняет дефицит подвижных и эмоционально-насыщенных игр.


  1. Игры с мячом: футбол, регби; внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу; игра в кегли и т.д.

  2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

  3. Борьба-соревнование, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом).

  4. Прыгание в резиночку, через скакалку и т.д.

Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе:

«Пятнашки» - служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, табуреты. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья, они как бы цельные колонны – можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу.

Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре – «Жмурки». Обстановка на игровой площадке остается прежней: также в беспорядке расставлены стулья, табуреты. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого поочередно должны побывать все дети). Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он оказывается рядом. Ведущий в свою очередь всячески пытается напугать тех, кого он ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно еще и угадать, кто попался: ощупать его, назвать имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры.

Игра «РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ. СТУЧИ, ПОЕЗД, СТУЧИ» (Автор В.Леви)

Упражнение помогает застенчивым и замкнутым детям избавиться от скованности и пассивности.

«Все мы превращаемся в стадо львов, большую львиную семью. Эта семья живет в джунглях и охотится за мелкими животными. Звери боятся львов, которые громко рычат. Давайте порычим, как настоящие львы! Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!» - раздастся самое громкое рычание, такое, чтобы все окружающие испугались наших львов. А кто может рычать еще громче? Давайте еще раз попробуем изобразить самый громогласный рев. Итак: «Рычи, лев, рычи!».

А теперь мы превратились в поезд. Давайте построимся в шеренгу, в затылок друг к другу, и положим свои руки на плечи стоящего впереди. Поезд поехал. Пыхтим и свистим, как настоящий паровоз! Двигаемся по комнате! А теперь самый первый из вас пусть встанет в конец состава». У нас появился новый паровоз. Он стучит еще громче, чем раньше!»

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник группы не побывает в роли «паровоза».

Игра «ПРОДОЛЖИ СЛОВО» (Автор В.В.Петрушинский)

Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий произносит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен его закончить. Бросать мяч можно любому игроку, отвечать надо как можно быстрее.

Игра «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Участники игры по очереди заканчивают каждое из предложений.

Упражнение способствует повышению уверенности в себе и собственных силах.

Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…

Игра «ПОЙМАЙ МЯЧ»

Участники сидят в кругу и по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается. Важно, чтобы в процессе игры каждому участнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч. Игра способствует развитию уверенности в себе и формированию чувства доверия к другим людям.



Развитие коммуникативных навыков у детей 7 – 10 лет.

«УЛЫБНИСЬ ДРУГОМУ»

Дети стоят или сидят в кругу. Группа выбирает одного участника, который начнет упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот в свою очередь, «передает» улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернется к первому ребенку. После упражнения желательно провести обсуждение, в ходе которого дети сообщают о том, что они чувствовали, когда «получали» и «передавали» свои улыбки. Упражнение позволяет установить в группе теплый эмоциональный контакт, повышает доверие детей друг к другу.

РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА (Автор В.Леви)

Рассказать известное стихотворение


  • Шепотом,

  • С пулеметной скоростью,

  • Со скоростью улитки,

  • Как робот,

  • Как иностранец.

Походить, как

  • Младенец,

  • Глубокий старик,

  • Лев,

  • Трусливый заяц.

Улыбнуться, как

  • Кот на солнышке,

  • Само солнышко.

Попрыгать, как

  • Кузнечик,

  • Маленький зайчик,

  • Лягушка,

  • Кенгуру.

Нахмуриться, как

  • Осенняя туча,

  • Рассерженная мама,

  • Разъяренный лев.

Игровая коррекция агрессивности

«ВЫШИБАЛЫ»

Дети делятся на две команды. Участники одной становятся водящими, они встают по краям площадки. Участники другой команды становятся в ее центр. Цель водящих: с помощью мяча «выбить» своих противников. Тот, в кого попал мяч, выбывает из игры. После того как «выбиты» все участники, команды меняются местами.

«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК» (Авторы Н.В.Клюева, И.В. Устеленцева)

Дети встают друг за другом в шеренгу. Каждый участник держится за плечи впереди стоящего человека. В таком положении, «змейкой», они преодолевают различные препятствия, выполняют задания ведущего, например, такие:


  • Подняться и сойти со стула;

  • Проползти под столом;

  • Обогнуть «широкое озеро»;

  • Перепрыгнуть через лужу;

  • Пробраться сквозь «дремучий лес»;

  • Спрятаться от «диких животных».

При выполнении заданий участники игры не должны отцепляться от своего партнера.

Игра. Пчелиный рой.

Кто кого пережужжит, не переводя дыхания? Конкурсанты начинают подражать пчелам одновременно. Проигрывает тот, кто прекратил жужжать первым.

Игра. Жужжалка. В этой игре ее участники считают. По очереди они называют числа, начиная с числа 1. Но вместо числа 7, чисел включающих семерку и кратных ей (14, 21, 28, 35, 42 и т.д.), игроки говорят «ж-ж”. Игра должна проходить быстро.

Спортивные соревнования:

- перетягивание каната;

- командные игры: тараканьи бега (руки и ноги на земле, животом кверху, бег ногами вперед, перебирая руками по земле); бег со скакалкой, бег с отбиванием мяча по земле , обезьянки (руками берутся за лодыжки, не сгибая ноги в коленях, должны дойти до финиша), кенгуру (допрыгать до финиша и обратно на двух ногах);

- волейбол;

- турнир по настольному теннису;

- турнир по бадминтону.



Методы игровой телесно-ориентированной терапии

В современном мире дети испытывают большой дефицит прикосновений. Исследования психологов доказывают неоценимую роль прикосновений в развитии детей. Для физического развития детям в день необходимо 8 объятий, для развития интеллекта – 12. Следующие игры направлены на реализацию естественной потребности в прикосновениях.

РИСУНКИ НА СПИНЕ

Цель игры: снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения, обучение детей способам саморегуляции.

Правила игры: данная игра похожа на всеми любимый испорченный телефон, но только здесь загадываемое слово рисуется на спине. Дети сидят в кругу спиной друг к другу и рисуют то, что как они поняли, нарисовали им на спине. Когда круг замыкается, становится понятным, отгадали они или нет. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли начинающего. Эта игра вызывает у детей большой интерес и эмоциональный подъем.

ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА

Цель игры: снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения, обучение детей доверию к другим, формирование групповой сплоченности.

Возраст участников: 6-15 лет.

Правила игры: все участники группы становятся плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот, кто стоит в центре, - восковая палочка, - закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы. Желательно, чтобы на месте восковой палочки побывал каждый ребенок в группе.

Игры, развивающие вербальный интеллект

Это всем известные игры в города, животных и т.д. (на любую тему). Участники называют слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Можно играть в эту игру, используя мяч.

Игра № 2. Участники называют целое предложение, каждое слово из которого начинается на какую-нибудь одну букву алфавита. Например: Кролик Кушал Капусту.

Игра № 3. Участники придумывают на слово ведущего другие слова, подобранные в рифму. Например: Калина – малина, балерина, картина и т.д.



Игры, развивающие внимание

Вам барыня прислала кусочек одеяла,

Галик, да веник, да сто рублей денег.

Велела не смеяться, не улыбаться,

Черный с белым не носить,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «Нет» не говорить

«Р» не выговаривать.

«Вы поедете на бал?»

Игры для подростков

Фанты

Показать человека, сидящего на раскаленных углях.

Попытаться встать на голову.

Рассказать стихотворение, сделав «ласточку».

Ответить «да» на каждый вопрос, заданный игроками.

Спеть частушку, стоя на одной ноге.

Рассказать анекдот.

Рассмешить одного человека.

В течение минуты рассказать о слонах.

Пройтись походкой балерины.

Пять раз повторить скороговорку «Карл у Клары украл кораллы».

Три раза повторить «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла».

Зевать, пока не зевнет кто-нибудь другой.

Проскакать, держа ступню рукой.

В последнее время я сталкиваюсь с удивительным фактом. Дети не знают игры в «ВЫЖИГАЛО», в «СОБАЧКУ». Тем не менее, познакомившись с ними и младшие, и старшие подростки играют в них с большим удовольствием.

Игры на развитие коммуникативной сферы подростков

Упражнение «Пум-пум-пум»

Цель: Предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Дополнительные цели: 1) предоставить подросткам возможность вступить в индивидуальный контакт с педагогом, взаимодействовать с ним в системе вопросов и ответов; 2) привлечь внимание участников друг к другу, заставить их взглянуть друг на друга и начать «всматриваться» друг в друга.

Инструкция: Сейчас мы сыграем в игру «Пум-пум-пум». Пум-пум-пум – это какая-нибудь характеристика, которая у некоторых участников присутствует, а у некоторых – нет. Для того чтобы подтвердить наличие или отсутствие этой характеристики, вовсе необязательно хорошо знать друг друга. Например, я могу загадать простой пум-пум-пум: шнурки на обуви. У Николая, Алексея, Ирины они есть, значит, у них есть пум-пум-пум. У Ивана, Валерия и Анны их нет, значит, у них нет пум-пум-пума.

Задавайте мне открытые вопросы. Я буду давать честные ответы. Ваши вопросы могут быть, например, такими: «Для чего он нужен? Каким образом он появляется у человека?»

Вначале загадывается «легкий» пум-пум-пум, некий внешний признак, который сразу бросается в глаза – например, пум-пум-пумом может быть пиджак или брюки. Каждому участнику можно сообщить, есть у него пум-пум-пум или нет. Такие «внешние» пум-пум-пумы, как правило, быстро отгадывают. Затем задается пум-пум-пум потруднее, например, улыбка. Если человек лишь слегка улыбается, можно сказать: «У тебя есть пум-пум-пум, но очень небольшой». Кроме того, этот пум-пум-пум очень изменчив». Если участники затрудняются, можно дать им подсказку: «А вот сейчас ситуация изменилась. Теперь пум-пум-пум есть у …» или «Сейчас пум-пум есть у всех» (если все одновременно улыбнулись чему-то).

Однако первые два пум-пум-пума – это всего лишь разминка. Для настоящей тренировки в постановке открытых вопросов нужно задать более трудные пум-пум-пумы, например, «светлые глаза». Здесь возможны градации. Те, у кого очень светлые глаза, становятся обладателями пум-пум-пума. Те, у кого глаза зеленые или серые, - обладателями «небольшого» или «маленького» пум-пум-пума. Те, у кого глаза темно-карие или черные, не имеют пум-пум-пума. Ведущий должен отклонять закрытые вопросы, предлагая переделать их в открытые.

Пример. Разгадывание пум-пум-пума «Светлые глаза».

А. Почему у меня нет пум-пум-пума?

Ведущий. Так распорядилась природа.

А. А можно исправить природу?

Ведущий. Это закрытый вопрос… Переделай его, пожалуйста, в открытый.

А затрудняется…

В. Чем мой пум-пум-пум отличается от пум-пум-пума Алены?

Ведущий. Твой пум-пум-пум напоминает скорее незабудку, а пум-пум-пум Алены – небо белых ночей.

Г. А можно сделать так, чтобы у меня появился пум-пум-пум?

Ведущий. Это закрытый вопрос. Переделай его, пожалуйста, в открытый.

Г. Что можно сделать, чтобы у меня появился пум-пум-пум?

Ведущий. Для этого есть специальные приспособления… Они называются цветными линзами…



В этот момент многие участники начинают понимать, что такое пум-пум-пум. Ведущий может предложить им записать свою догадку, но пока не сообщать о ней. Главное в этом упражнении – потренироваться в формулировании открытых вопросов, поэтому нужно предоставить возможность и другим участникам задать свои вопросы.

Д. А с какими личностными свойствами связан пум-пум-пум?

Ведущий. В старинных книгах о гипнозе можно найти упоминание о том, что те, у кого нет пум-пум-пума, обладают более высокой гипнотической способностью. А те, у кого есть пум-пум-пум, более внушаемы. Однако научные исследования доказывают, что наличие пум-пум-пума или его отсутствие не существенны для внушения. Гораздо важнее другие характеристики…

Е. Как ты относишься к тому, что у тебя самой маленький, незначительный пум-пум-пум? (общий смех).



Ведущий. Я стараюсь принимать его таким, каков он есть. Он мне никогда не мешал. В общем, он мне даже нравится.