Разновидности йоги Что такое йога - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Йога-сутры патанджали 2 952.07kb.
Теория йоги. Введение в фундаментальную аксиоматику йоги. Введение... 1 317.44kb.
История и происхождение йоги 1 131.89kb.
Урок Социальная структура общества 1 226.29kb.
Алексей Лосев Сaмое самo Лосев Алексей 10 2869.56kb.
Что такое лечебная педагогика? 1 322.95kb.
Священник Александр Мень что такое иудеохристианство? 1 179.51kb.
«Что такое свет? Корпускулярно-волновой дуализм» 1 32.82kb.
Текст "Шиванандалахари" (Шри Шанкара). Джняна-йога и бхакти-йога... 1 100.92kb.
Текст «Йога Васиштха», гл. 6 «Методы поклонения Богу». От многообразия... 1 128.47kb.
Подсознание. Известно, что Сознание – это поле, в котором происходит... 1 243.22kb.
1. Организационно-методический раздел 1 71.4kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Разновидности йоги Что такое йога - страница №1/1

Разновидности йоги


Что такое йога

Веды предлагают множество путей развития человека. Эти пути, несмотря на многообразие, можно назвать одним словом - Йога. В переводе с древнеиндийского йога - значит «соединять». В данном контексте - соединять часть с целым, человека с божественным. Другое значение слова «йога» - «самоконтроль, обуздание чувств». Это указывает на необходимость работы над собой для достижения успеха в йоге.


Существуют разные направления йоги: йога самопознания, йога деятельности, мистическая йога. Цель каждой из них – освободить человека от страданий и привести к гармонии и счастью.
«Бхагавад-гита» - энциклопедия йоги

Все направления йоги описаны в «Бхагавад-Гите» - центральном произведении ведической литературы. В ней изложена суть философии Вед и она является основополагающим Писанием восточной духовности. Это беседа воплощения Всевышнего, Кришны, со своим другом Арджуной на поле битвы Курукшетра, около 5000 лет назад.


Бхагавад-Гита описывает все разновидности йоги:
-Карма-йогу – йогу деятельности, законы действий и их последствий,

-Дхьяна-йогу – йогу мистического самосовершенствования,

-Гьяна-йогу – йогу осознания себя вечной душой,

-Бхакти-йогу – йогу развития отношений со Всевышним и обретения божественной любви.


Также в «Бхагвад-гите» описаны:
-принципы существования духовного и материального миров,

-законы перевоплощения души,

-состояния материи и их влияние на сознание, и многие другие сокровенные темы.
Более поздние трактаты («Йога-сутра», «Веданта-сутра», «Гхеранда-самхита» и др.), написанные мастерами различных направлений йоги, развивают и конкретизируют учение «Бхагавад-гиты».

Три аспекта Абсолюта – три разновидности йоги
Веды описывают три аспекта Абсолюта: Брахман, Параматму и Бхагаван.
Брахман
Брахман – это всеохватывающий аспект Всевышнего. Когда говорят, что «Бог велик» – это принцип Брахмана. Веды описывают Брахман как безграничное море сознания. Мир материи плавает в нем, подобно айсбергу. Душа также является частицей вечного Брахмана, временное материальное тело – лишь одежды души. Один из афоризмов «Веданта-сутры» гласит «ахам брахмасми» – «я – бессмертная душа», «я не есть это тело».

Взору просветленных йогов Брахман предстает как ослепительное море духовного света. Он состоит не из фотонов, а из душ – духовных искр, пребывающих на границе духовного и материального миров. Однако Брахман скрывает собой мир Бога, где Всевышний предстает как Личность в своем всепривлекающем аспекте. Поэтому в «Иша-упанишаде» (15) святой молится: «О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему слуге».


Высшим достижением гьяна-йоги (йоги знания) является постижение Брахмана (всеохватывающего аспекта Абсолюта) и души, как его частицы.
Параматма
Параматма – это всепроникающий аспект Всевышнего, Сверхдуша. Когда говорят: «Бог все знает, все контролирует, Бог в каждом сердце и в каждом атоме» – это принцип Параматмы. Слово "парама" означает "верховный". Существует два вида душ: индивидуальная душа (джива-атма) и Господь, или Сверхдуша (Парам-атма). «Катха Упанишада» (1.2.20) сравнивает атму и параматму с двумя птицами, сидящими на одном дереве: «Как Сверхдуша, так и индивидуальная душа располагаются на одном и том же древе тела, в одном и том же сердце живого существа».
Высшим достижением дхьяна-йоги (мистической йоги) является постижение Параматмы (всепроникающего аспекта Абсолюта).
Бхагаван
Бхагаван – это всепривлекающий аспект Всевышнего, Личность Бога. Мы знаем, что сотворены «по образу Божьему». Господь – Личность, которая обладает всеми совершенствами. Веды описывают, что только Господь в полной мере обладает такими качествами как красота, сила, слава, богатство, знание и отреченность. Красота Господа является его главным достоянием. Речь идет не только о внешней красоте, но и о красоте сердца Господа. Он наиболее любящая и сострадательная Личность во всем мироздании, поэтому все религии свидетельствуют «Бог есть любовь». Великий святой Джива Госвами объясняет слово «Бхагаван» так: «Бхагаван – это Личность, при встрече с которой душа естественным образом полностью посвящает себя Ему».
Высшим достижением бхакти-йоги (йоги посвящения себя Всевышнему) является познание Бхагавана (всепривлекающего аспекта Абсолюта).
Иерархия йоги
«Бхагавад-гита» говорит об иерархии йоги. Тот, кто достиг успеха в дхьяна-йоге (осознал присутвие Всевышнего повсюду) автоматически сознает себя душой (высшее достижение гьяна-йоги). А тот, кто постиг Личность Бога через бхакти-йогу, автоматически постигает Его менее сокровенные аспекты: всепроникающий и всеохватывающий.

Карма-йога
Карма-йога

"Карма" с санскрита переводится как: 1. Действие, деяние, поступок. 2. Причина и следствие. Карма-йога означает «йога деятельности». Каждый поступок человека обязательно приносит плоды в будущем. Цель карма-йоги – избавить душу от страданий, причиняемыми последствиями ее деятельности (кармы).

Карма-йога учит человека всегда сознавать основной принцип материального мира, закон кармы: "что посеешь, то и пожнешь". Она учит принципам правильного отношения к людям и правильного действия в различных жизненных обстоятельствах. Каждый карма-йог прекрасно знает одну из главных истин традиции йоги: хочешь изменить свою судьбу - измени прежде всего самого себя.

Основные постулаты карма-йоги направления говорят о бескорыстии и непривязанности к результатам своего труда. Она призывает совершать действия из любви к Богу и ко всем живым существам.



Избранные стихи о карма-йоге из «Бхагавад-гиты»
2.47

карманй евадхикарас те, ма пхалешу кадачана
ма карма-пхала-хетур бхур, ма те санго 'ств акармани

    Сейчас я опишу нишкама карма-йогу - путь бескорыстного действия. Тебе следует совершать свои предписанные обязанности, но ты не можешь претендовать на их плоды. Никогда не желай насладиться плодами своего труда, но то, что плоды не принадлежат тебе, не дает тебе право пренебречь своими обязанностями.
2.48

йога-стхах куру кармани, сангам тйактва дхананджайа
сиддхй-асиддхйох само бхутва, саматвам йога учйате

    О Дхананджайа, отбросив желание наслаждаться плодами деятельности, укрепись на пути преданности (бхакти-йоге). Выполняй обязанности, которые соответствуют твоей природе, равно воспринимая успех и неудачу. Ибо знай, что йогой именуют способность сохранять внутреннюю стабильность как при успешных, так и при неудачных последствиях деятельности.
2.49

дурена хй аварам карма, буддхи-йогад дхананджайа
буддхау шаранам анвиччха, крипанах пхала-хетавах

    О Дхананджайа, деятельность ради выгоды крайне отвратительна по сравнению с внутренней гармонией буддхи-йоги, бескорыстного действия. Жаждущие насладиться плодами своих поступков - малодушные скупцы. Разрываемые на части желаниями, они доводят себя до истощения. Поэтому с твердой решимостью прими этот путь бескорыстного действия.

2.50

буддхи-йукто джахатиха, убхе сукрита-душкрите
тасмад йогайа йуджйасва, йогах кармасу каушалам

    Тот, кто полностью свободен от желания насладиться плодами своей деятельности, уже не совершает хорошие или плохие поступки в своей жизни. Поэтому действуй бескорыстно, ибо та внутренняя стабильность, что приходит в практике этой буддхи-йоги, является совершенством деятельности.
9.27

йат кароши йад ашнаси, йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа, тат курушва мад арпанам

    О Каунтейа, любой свой поступок, как обычный, так и предписанный Писаниями, ешь ли ты, проводишь жертвоприношение, занимаешься благотворительностью или принимаешь какой-то обет, совершай лишь как подношение Мне.
9.28

шубхашубха-пхалаир евам, мокшйасе карма-бандханаих
саннйаса-йога-йуктатма, вимукто мам упаишйаси

    Так, хотя и занятый в обычных или предписанных обязанности, ты будешь свободен от оков благочестивых и неблагочестивых последствий деятельности. И, оставаясь внутренне беспристрастным к плодам в каждом своем поступке, ты станешь выделяться даже среди освобожденных душ, и продолжишь свой путь прямо ко Мне.


Гьяна-йога
Санскритский термин «гьяна» переводится на русский язык как «знание». Гьяна-йога – йога знания и отречения от мира ради самосознания. Она ведет человека к истине через изменения его представлений относительно самого себя и окружающего мира. Основа этого метода – философия санкхья мудреца Капилы.

Гьяна-йога описывает природу этого мира как совокупность 24 материальных элементов. Познавая комбинации и проявления этих элементов в мире материи, йог сознает свое принципиальное отличие от них. Изучая философские труды, гьяна-йог осознает себя душой, никак не связанной с телом, вечной частицей сознания. Гьяна йога изложена в таких философских трактатах как «Веданта-сутра» и третья песнь «Шримад-Бхагаватам».



Избранные стихи о гьяна-йоге из «Бхагавад-гиты»
18.54

брахма-бхутах прасаннатма, на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу, мад-бхактим лабхате парам

Кто осознал себя душой и благодаря этому обрел внутренний покой и удовлетворение, тот ничего не жаждет и ни о чем не сожалеет. Видя всех существ равными (одинаково способными постичь Мою природу), он со временем начинает с любовью посвящать себя Мне.


Дхьяна-йога (аштанга-йога)
Слово «дхьяна» означает «сосредоточение, концентрация, самосозерцание». Дхьяна-йога – йога познания истины посредством медитации и концентрации. Благодаря занятиями асанами (упражнениями), за счет контроля внутренней энергии, йог обуздывает чувства, и, как высшее достижение, может осознать присутствие во всем Господа как всепроникающей Сверхдуши.
8 ступеней дхьяна-йоги

Другим названием дхьяна-йоги является аштанга-йога - «восьмиступенчатая йога» (ашта –восемь, анга -часть). Имеются в виду следующие восемь ступеней:

1. Яма - общие нравственные требования.
2. Нияма - самоочищение посредством дисциплины.
3. Асана – поза, положение тела.
4. Пранаяма - контроль дыхания.
5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов.
6. Дхарана - концентрация.
7. Дхьяна – медитация, «непрерывная, совершенная дхарана называется дхьяной».
8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом медитации Сверхдушой (Параматмой) или Сверсознанием (Брахманом).

Яма и Нияма – нравственные основы йоги
Первая ступень Аштанга Йоги, называемая Ямой, по сути, великие заповеди, истинные для всех религий, стран и времен. Они таковы:

1. Ненасилие (ахимса) - не причинять страдание ни какому существу ни мыслью ни словом, ни делом.


2. Правдивость (сатья) - точно выражать испытанное, но, по-возможности, подбирая такие слова, которые приносят радость и пользу слушателю и, ни в коем случае не причиняют боль.
3. Неворовство (астея) - не присваивать того, что принадлежит другому ни обманом, ни силой, ни каким-либо иным способом.
4. Целомудрие (брахмачарья) – контроль над сексуальной энергией. Для домохозяина сознание семьи и продолжение рода не запрещается, но внебрачные половые связи считаются неприемлемыми.
5. Нестяжательство (апариграха) - не накоплять богатство и предметы наслаждения лично для себя, а так же по возможности не принимать даров.
Нияма – самоочищение – представляет собой свод правил индивидуального поведения. Этих правил также пять:

1. Чистота (шауча) - ежедневное (утреннее и вечернее) физиологическое, физическое и духовное очищение тела и среды обитания.


2. Удовлетворенность (сантоша) - терпеливое, без жалобы, выполнение своего долга и обязанностей - смирение перед судьбой.
3. Аскетизм (тапас) - сознательное ограничение своих желаний ради какой-либо цели. При этом допускается сознательно подвергать себя физическим неудобствам, терпеть природные условия, приучать себя к различным лишениям.

4. Самообразование (свадхья) - самостоятельное изучение духовной литературы, частое размышление над ней.


5. Преданность Богу (Ишвара пранидхана) - посвящение своих действий и воли Богу.
Хатха-йога и раджа-йога
Наиболее древними разновидностями дхьяна-йоги являются хатха-йога и раджа-йога. Иногда к хатха-йоге относят начальные ступени аштанга-йоги, а к раджа-йоге – три последние (дхарана, дхьяна и самадхи).
Термин "хатха" состоит из двух частей: "ха" (в переводе с санскрита означает "солнце") и "тха" ("луна"). Такое сочетание слов воплощает в себе два противоположных начала, которые, сливаясь, символизируют единство противоположностей в природе. В хатха-йоге основное внимание направлено на контроль жизненной силы (праны) в теле человека. Значительное внимание уделяется асанам (специальным позам) и пранаяме (дыхательным техникам).

Принципы и методы хатха-йоги изложены в таких писаниях как «Гхеранда-самхита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита», «Горакша-сатарка».


Термин "раджа-йога" на русский язык переводится как "царская йога". Это высшие ступени мистической йоги. Раджа-йога уделяет основное внимание концентрации ума и мистическому самосозерцанию. В процессе практики происходит постепенное очищение и перенаправление психической деятельности человека.

Основным текстом, описывающим процесс и философию раджа-йоги, является «Йога-сутра» Патанджали Муни.


Мистическая йога в наши дни
В наше время дхьяна-йогу свели к оздоровительным упражнениям или развитию мистических сил. Однако в ведические времена на высших ступенях дхьяна-йоги практикующие принимали обет безбрачия и уходили медитировать в пещеры для обретения просветления. «Бхагавад-гита» предписывает йогу жить в уединенном месте и постоянно быть погруженным в медитацию.

Избранные стихи о дхьяна-йоге из «Бхагавад-гиты»
6.11,12
шучау деше пратиштхапйа, стхирам асанам атманах
натй-уччхритам нати-ничам, челаджина-кушоттарам
татраикаграм манам критва, йата-читтендрийа-крийах
упавишйасане йунджйад, йогам атма-вишуддхайе

Для занятия йогой нужно найти чистое, уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыть ее оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким и слишком низким. Усевшись как следует, можно начать медитацию. Прежде всего необходимо обуздать деятельность ума и чувств и упорядочить деятельность тела. Затем, сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.
6.13,14
самам кайа-широ-гривам, дхарайанн ачалам стхирах
сампрекшйа насикаграм свам, дишаш чанавалокайан
прашантатма вигата-бхир, брахмачари-врате стхитах
манах самйамйа мач-читто, йукта асита мат-парах

Держа туловище, шею и голову на одной прямой, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Меня в образе четырехрукого Вишну. Истинный йог — тот, кто созерцает Меня с преданностью.
6.15
йунджанн евам садатманам, йоги нийата-манасах
шантим нирвана-парамам, мат-самстхам адхигаччхати

Погрузившись в мысли обо Мне, душа входит в состояние транса (самадхи), в котором деятельность чувств останавливается и можно непосредственно воспринимать вездесущий свет Высшего Духа. Этот свет исходит от Меня: войдя в него, йог освобождается из круговорота материальных явлений и событий.
6.16
натй ашнатас ту його 'сти, на чаикантам-анашнатах
на чати-свапна-шиласйа, джаграто наива чарджуна

О Арджуна, не может быть йогом тот, кто переедает, недоедает, спит слишком много или слишком мало.
6.17
йуктахара-вихарасйа, йукта-чештасйа кармасу
йукта-свапнавабодхасйа, його бхавати духкха-ха

Кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, кто упорядочил свою жизнь и делает все во время, тот с помощью йоги постепенно избавляется от страданий.


6.18
йада винийатам читтам, атманй еваватиштхате
нисприхах сарва-камебхйо, йукта итй учйате тада

Настоящий йог — тот, кто обуздал мысли, кто не имеет корыстных желаний и удерживает сознание не во внешнем мире, а во внутреннем — кто удерживает связь с безграничным Духом, пребывающим внутри каждого.
6.19
йатха дипо нивата-стхо, ненгате сопама смрита
йогино йата-читтасйа, йунджато йогам атманах

Как пламя свечи горит ровно в безветренном месте, так ум йога, отвернувшийся от внешнего мира к внутреннему, не рассредоточивается и всегда направлен на один предмет.
6.25
шанаих шанаир упарамед, буддхйа дхрити-грихитайа
атма-саммтхам манах критва, на кинчид апи чинтайет

Добившись состояния дхараны (один из этапов восьмиступенчатой йоги, в котором внимание полностью сосредоточивается на одном объекте), нужно с помощью разума подчинить ум своему "я" (сознанию). Затем оторвать ум от внешних объектов и направить внутрь себя. Если созерцать свое "я" долго и непрерывно, можно постепенно войти в состояние транса (самадхи).
6.28
йунджанн евам садатманам, йоги вигата-калмашах
сукхена брахма-самспаршам, атйантам сукхам ашнуте

Созерцая себя как душу (частицу Божественного) в зеркале чистого сознания, йог затем начинает видеть Сверхдушу, что приводит его в состояние еще большего восторга. (На этом этапе йога соединяется с бхакти, преданностью).
6.29
сарва-бхута-стхам атманам, сарва-бхутани чатмани
икшате йога-йуктатма, сарватра сама-даршанах

В этом состоянии он объединяет свое сознание с Бесконечным Сознанием и способен воспринимать сознание всех живых существ. Он видит Высшую Душу внутри каждого и каждого внутри Высшей Души.


6.33
арджуна увача
йо 'йам йогас твайа проктах, самйена мадхусудана
етасйахам на пашйами, чанчалатват стхитим стхирам

Арджуна сказал: О Кришна, рассеивающий невежество, я не способен удерживать ум на одном предмете и вряд ли смогу достичь состояния равновесия, о котором Ты говоришь.
6.34
чанчалам хи манах кришна, праматхи балавад дридхам
тасйахам ниграхам манйе, вайор ива судушкарам

О Кришна, неуправляемый ум мешает здраво рассуждать, смущает чувства и тело. Мыслями невозможно управлять! Мне кажется, обуздать ум так же трудно, как остановить ветер дыханием.
6.35
шри бхагаван увача
асамшайам маха-бахо, мано дурниграхам чалам
абхйасена ту каунтейа, ваирагйена ча грихйате

Всевышний сказал: О доблестный воин, ты прав: ум почти не возможно обуздать. Это под силу лишь тому, кто сосредоточился на образе Сверхдуши под покровительством духовного учителя и полностью отказалься от чувственных удовольствий. \


Бхакти-йога
Бхакти-йога – йога любовного служения Господу. «Бхагавад-гита» назывет ее высшей разновидностью йоги. Почему?
Даже если мы ощутим себя душой, достигнув успеха в гьяна-йоге или ощутим присутствие Господа во всем сущем, достигнув успеха в дхьяна-йоге, мы не возвращаемся на родину, в духовный мир.
Мы получаем паспорт из материального мира, но не получаем визы в мир духовный. Однако благодаря бхакти-йоге, только благодаря ей, душа может войти в мир Господа, стать членом его семьи.
Цель йоги – обуздание чувств и освобождение души. Все йоги, кроме бхакти-йоги, наивысшим достижением имеют лишь освобождение из пут материи через освобождение от желаний.
Но бхакти-йога говорит о вечной динамичной жизни в вечной реальности, об установлении личных отношений с Источником всей любви и красоты. «Бхагавад-гита» - классический текст, который описывает разновидности йоги. И ее конечное заключение – высшей среди всех является бхакти-йога.

Бхагавад-гита о бхакти-йоге как высшей разновидности йоги
6.46
тапасвибхйо 'дхико йоги, джнанибхйо 'пи мато 'дхиках
кармибхйаш чадхико йоги, тасмад йоги бхаварджуна

Йог, созерцающий с благоговением Сверхдушу (Параматму), выше тех, кто совершает суровые аскезы; тех, кто сливается в упоении с бесконечным Духом (Брахманом); и тех, кто совершает праведные поступки ради достижения корыстных целей.
6.47
йогинам апи сарвешам, мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам, са ме йуктатамо матах

Высшее же положение среди йогов занимает тот, кто верит в писания Моих слуг и почитает Меня в сердце, слушает обо Мне, воспевает Мою славу и служит Мне. Таково Мое мнение.
18.65

ман-мана бхава мад-бхакто, мад-йаджи мам намаскуру
мам еваишйаси сатйам те, пратиджане прийо ’си ме

    Думай обо Мне, служи Мне, поклоняйся Мне, предлагай Мне всего себя, и ты, несомненно, достигнешь Меня. Таково Мое искреннее обещание тебе, ибо ты Мой дорогой друг.
Бхакти-йога особенно рекомендована Писаниями для нашей эпохи (Кали-юги) как самый доступный и эффективный способ самосовершенствования. Это йога обретения связи с Высшей Личностью, которая дарует према-бхакти – любовь к Богу.
Практикующий бхакти-йогу быстро достигает конечных целей всех прочих систем йоги. Более того, он получает возможность личного общения с Центром мироздания, Источником всей красоты, гармонии и любви.
Практика бхакти-йоги позволяет человеку осознать себя как обитателя мира бессмертия. Этот высший мир является нашим подлинным домом.
Учение и методы бхакти-йоги изложены в таких писаниях как Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-гита, Шри Чайтанья Чаритамрита.
9 методов бхакти-йоги
В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23) говорится о девяти видах деятельности, относящейся к преданному служению (нава-видха бхакти):
шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам

сакхйам атма-ниведанам


  1. Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге

  2. Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.

  3. Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.

  4. Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.

  5. Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение какой-либо из форм Бога

  6. Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.

  7. Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.

  8. Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.

  9. Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.

Великие святые объясняют тонкости понимания этих девяти методов. Например, они указывают, что полное самопредание и дружба с Богом доступны лишь на высших ступенях духовной жизни.


Духовное общение – основной принцип бхакти-йоги
Не существует понятия «нейтральной среды». Реклама, родственники, телевидение всегда помещают нас в ту или иную систему ценностей. Поэтому главный принцип развития богоосознания – это общение, среда. В Новом Завете Иисус говорит: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). В Падма Пуране находим такие слова Господа: «Я не в сердцах йогов и даже не в духовном мире, но там, где говорят обо Мне, думают обо Мне, воспевают Мою славу». Основным принципом бхакти-йоги является общение с духовными людьми. В среде людей, сознающих Абсолют, мы также начинаем обретать это осознание.

Бхакти-йога – йога просветленного разума

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит «дадами буддхи-йогам там, йена мам упайанти те» () - «Тех, кто ищет Меня, я наделяю пониманием, позволяющим прийти ко мне». Поэтому иногда бхакти-йогу называют также «буддхи-йогой» - «йогой посветленного разума». Речь идет не о мирском интеллекте, эрудиции или образованности. Имеется в виду, что искреннему искателю Господь раскрывается в сердце и наделяет его «вйавасаятмика-буддхи» - богосознающим разумом


Йога нашего времени

Испокон веков путем бхакти следовали великие мудрецы, святые и цари. Выдающиеся поэты прошлого слагали во славу служения Богу чудесные стихи и песни. В них они превозносили беззаветную любовь к Господу. В наши дни бхакти-йога (связь с Богом через преданное служение Ему) становится даже более актуальной и ценной, чем тысячелетия назад. Ведь ныне у людей нет ни времени, ни возможности выполнять множество предписаний любой другой системы йоги. Но метод бхакти совсем несложен. Практиковать бхакти-йогу под силу каждому, кем бы он ни был. Для этого не нужно отрекаться от мира, оставлять дом, семью и работу или идти на большие расходы. Нужно только одно — отвести Господу главное место в нашей жизни. Бхакти-йога поможет нам развить в себе все истинно духовные качества и обрести то, к чему стремится каждый живущий в материальном мире — подлинное счастье и гармонию.


Заключение: восходящие и нисходящие практики йоги
Можно говорить о восходящих и нисходящих практиках йоги. Йога осознания себя душой (гьяна-йога), мистическая йога (дхьяна-йога) и йога деятельности (карма-йога), по большей части, являются «восходящими» практиками. Силой контроля чувств и грамотного выполнения медитаций йог постепенно освобождается от власти материи. Но, чтобы войти в высший мир, этого недостаточно.
Если мы говорим о плане бытия, который превосходит наш во всех отношениях, о Личности, которая является Источником всего мироздания, то какие силы могут заставить Его подчиниться нам? Нам нечего предложить Высшей реальности. Там каждый добрее нас, честнее нас, жертвеннее нас. Там нет недостатка в пище или рабочей силе. Нам нечего предложить им. По справедливости, у нас нет оснований претендовать на вхождение мир Бога. Однако сострадание, а не справедливость связывает высшую и низшую реальность.
В «Бхагавад-гите», описав восходящие направления йоги, Кришна говорит: «Но из всех йогов Мне наиболее дорог тот, кто служит мне с верой и преданностью». Поэтому основной принцип бхакти-йоги (от санскритского «бхадж» - служить, посвящать себя) - принцип снискания милости, благодати.
Безграничное нельзя покорить силой медитации или отречения. Господь пленяется лишь чистой и бескорыстной любовью. Только любовь может заключить Безграничное (Всевышнего) в объятия ограниченного (души).

Приложения:
1. Употребление слова «йога» в различных контекстах
Слово «йога» может также употребляться в значении «духовная практика», «метод постижения истины о…». Например, каждая глава «Бхагавад-гиты» содержит слово «йога». Глава 16 («Даивасура-сампад-вибхага-йога») означает «йога различения божественных и демоничных натур». Глава 13 (Пракрити-пуруша-вивека-йога) означает «йога познания сознания и материи, как господствующего и подчиненного начал» - и т.п.

По этой модели образованы множество выражений: «мантра-йога» - «учение об использовании сакральных звуков», «джапа-йога» - «практика воспевания мантр на четках» и т.п.

Некоторые современные учения также используют термин «йога», но не опираются на ведическую традицию и не считаются авторитетными ведическими практиками. Такова, например «Агни-йога». Множество авторских направлений самосовершенствования, использующие методы традиционной йоги, также используют это слово в своем названии: «Йога Айенгара», «Гималайская йога», «Лайа-йога» - и т.п.

Можно видеть, что в современном мире словом «йога» может быть назван широчайший спектр явлений. Важным для каждого является способность определить уровень той или иной «йоги», авторитетность и квалификацию наставников, их связь с ведической традицией.


2. Иерархия йоги
Все разновидности йоги существуют для того, чтобы направить душу к Богу. Кришна описывает все виды йоги, в соответствующих главах. Но как высшую практику, Кришна рекомендует бхакти-йогу (Бхагавад-Гита 6.46 - 47):
тапасвибхйо дхико йоги, джнанибхйо пи мато дхиках

кармибхйаш чадхико йоги, тасмад йоги бхаварджуна
«Йог, поклоняющийся Сверхдуше, стоит выше совершающих суровые аскезы, выше поклоняющихся Брахману и выше работающих ради желанных результатов. Знай, что таково Мое мнение. Поэтому, о Арджуна, стань йогом!» Господь примет вас, когда вы станете йогом.
йогинам апи сарвешам, мад-гатенантаратмана

шраддхаван бхаджате йо мам, са ме йуктатамо матах
«Есть множество разных йогов, но самый возвышенный из них тот, кто обладает полной верой в авторитетные Священные Писания, писывающие самопредание Мне; кто поклоняется Мне всем сердцем, слушая и воспевая Мою божественную славу и всецело поглощен служением Мне. Таково Мое заключение».
Бхагавад-гита постепенно раскрывает все более глубокие концепции. Сокровенное (гухйам) наставление Господа Шри Кришны находится во второй и третьей главе Шри Гиты. Там говорится, что совершение бескорыстной деятельности постепенно приводит к путям знания и созерцания.
Еще более сокровенное (гухйатарам) наставление находится в седьмой и восьмой главах, где Господь раскрывает знание о Себе, которое приводит к рождению преданности Ему. В девятой главе начинается описание еще более сокровенного (гухйатамам). Господь раскрывает признаки исключительной преданности Всевышнему (кевала-бхакти).
Когда Кришна описывает Арджуне мистическую йогу как способ духовной практики, Арджуна говорит: "Это слишком сложно для меня" (6.33-34). С другой стороны, Кришна говорит в Гите: "Из всех йогов тот, кто служит Мне с любовью - наилучший" (6.47).
Нарада - учитель Вьясадевы, автора всех Вед, говорит в Шримад-Бхагаватам (1.6.35):"йамадибхир йога-патхаих...": вожделение возможно обуздать практикой восьмиступенчатой йоги, но лишь на какое-то время. В Писаниях говорится, что даже души, достигшие Брахмана, обуздавшие желания и отрекшиеся от материального мира, рано или поздно снова падают в материальный мир, т.к. не обрели доступа в мир Безграничный.
Обуздывая чувства (а именно в этом подлинный смысл мистической йоги), мы можем начать контролировать себя, но не Господа. Если мы равнодушны к Нему, максимальный уровень нашего "освобождения" - Брахман, позиция между духовным и материальным мирами. Подлинное счастье душе приносит только любовь к Богу, отношения с Источником.