Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено н - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приказ № от 2012г. Рабочая программа педагога покатаева Оксана Викторовна... 1 258.94kb.
Рабочая программа педагога II категории Шаниязовой Юлии Ахметовны... 1 168.66kb.
Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная... 2 467.2kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 1 171.19kb.
Рабочая программа по изо для 5 класса учителя Гайнутдиновой Гульназ... 1 161.56kb.
Рабочая программа педагога II категории шаниязовой юлии ахметовны... 1 182.65kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,... 1 189.76kb.
Приказ № от 20 г. Рабочая программа педагога гончаровой Ольги Валентиновны... 1 148kb.
Программа для 9 класса общеобразовательных школ 1 178.21kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс Рассмотрено на заседании 2 400.99kb.
Педагогические работники 1 69.09kb.
Клуб 1171 Адрес: Саввинская наб., 21 1-я Библиотека 1 22.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии

города Аткарска Саратовской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ-СОШ №1

_________/Т.Ю.Агеева/ МОУ-СОШ №1 г. Аткарска __________/И.Ю.Тарасова/

Протокол № ______ _________/И.В.Салимзянова/ Приказ № _________

От _____________2011г. _____________________2011г. От _______________2011г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке


для учащихся 6 класса
педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
(высшая квалификационная категория)

Рассмотрено на заседании


педагогического совета
Протокол № _____от
«_____» ___________2011г.

2011-2012 учебный год



Пояснительная записка
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; тема второго полугодия - «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:


  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2005;;

  • утвержденный приказом от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 6 класса.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа, авторское поурочное планирование используется без изменений.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:


  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие состояние творческого поиска детей и учителя. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы»; «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»; «Музыка в храмовом синтезе искусств от прошлого к будущему»; «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения»; «Авторская песня: любимые барды».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.


Учебный план по музыке для 6 класса


п/п


Наименование разделов и тем

Всего

часов


Из них










Лабораторные

и практические



Контрольные и

диагностические материалы



Экскурсии

I.

Тема №1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

15 ч.




2 ч.

Обобщающие уроки. Музыкальная викторина.






II.

Тема №2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»



19 ч.




2 ч.

Защита исследовательских проектов









Итого

34 ч.




4 ч.





Календарно-тематическое планирование






урока

Название темы


Кол-во часов по программе

Дата проведения

Фактическое прохождение программы

ИКТ


Примечание





I четверть – 8 часов.

















11 1.

Что такое музыкальный образ. Удивительный мир музыкальных образов.

1

06.09










2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1


13.09










3.

Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки и стихотворение А.С.Пушкина. «Вальс-фантазия». Музыкальные портреты в этих произведениях.

1


20.09





презентация о композиторе и музыкальных посвящениях




4.

Образы покоя в произведениях С.В.Рахманинова. Романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок».

1


27.09










5.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф.И.Шаляпин.

1


04.10










6.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

1

11.10











7.

Образы песен зарубежных композиторов. Песни Ф.Шуберта. Баллада «Лесной царь». Повторение пройденного материала и исполнение песне по выбору учащихся.

1


18.10











8.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

25.10














II четверть – 8 часов.

















1

(9).

Русская духовная музыка. Духовный концерт.




08.11










2 (10).

Симфония «Фрески Софии Киевской». Сюжеты и образы фресок.

1

15.11










3 (11).

«Перезвоны» В.А.Гаврилина. Молитва.

1

22.11










4 (12).

Образы духовной музыки Западной Европы. Музыка И.С.Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

29.11











5 (13).

Образы скорби и печали. «Stabat mater», «Реквием». Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1


06.12













6 (14).

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

13.12




презентация о бардах




7 (15).

Джаз – искусство XX века. Спиричуэл и блюз. Импровизация, джазовая обработка.

1

20.12










8

(16).

Программная и не программная симфоническая музыка. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена.

1


27.12














III четверть – 10 часов.

















1 (17).

Ночной пейзаж. Ноктюрны, серенады.

1

17.01










2 (18).

Инструментальный концерт. А.Вивальди «Времена года». И.С.Бах «Итальянский концерт».

1


24.01










3 (19).

Космический пейзаж. Ч.Айвз «Космический пейзаж», Э. Артемьев «Мозаика».

1

31.01










4 (20).

Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель».

1


07.02










5-6 (21-22).

Симфоническое развитие музыкальных образов. В.А.Моцарт симфония №40.

2


14.02

21.02











7 (23).

Связь времен. В.А.Моцарт и П.И.Чайковс кий.

1

28.02




презентация о композиторах




8 (24).

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

06.03










9 (25).

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта».

1

13.03










10 (26).

Обобщающий урок. Работа с кроссвордами и исполнение песен по выбору учащихся.

1

20.03














IV четверть – 8 часов.

















1

(27).

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».

1

10.04










2 (28).

Мюзикл «Вестсайдская история».

1

17.04










3 (29).

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика».

1

24.04










4 (30).

Рок – опера А.Журбина «Орфей и Эвридика».

1

01.05







01.05

в/д


5 (31).

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века.

1

08.05










6 (32).

Музыка в отечественном кино. «Веселые ребята», «Волга-волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта».

1


15.05










7-8 (33-34).

Обобщающий урок. Исследовательский проект.

2


22.05

29.05





презентации для проектов






Содержание тем учебного курса
1 раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 15 часов.
Основы музыкальной культуры.
Художественный образ – это характерный для искусства способ и результат преобразования различных явлений, воплощенный в художественном произведении. Художественно-интонационные образы, т.е. образы, запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях), составляют содержание музыки и являются результатом преобразования и эстетической оценки реальности в сознании музыканта (композитора, исполнителя). Музыке подвластно раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, его характер. Чтобы учащиеся поняли музыкальный образ в целом, нужно помочь им выявить выразительно-смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, направить их внимание на сопоставление музыкальных образов, их столкновение и развитие. Этот раздел раскрывает одно из направлений введения учащихся в удивительный мир музыкальных образов, способствуя постижению произведений различных жанров музыкального искусства. В нем дети знакомятся с тем, что по способам и условиям исполнения и восприятия наиболее распространенным является деление музыки на вокальные и инструментальные жанры, а по исполнительским составам, для которых она написана, - на музыку хоровую, камерную и симфоническую. Вокальные жанры связаны с поэтическими текстами, в которых слово и музыка создавались одновременно. Инструментальная музыка, которая ведет свое происхождение от танца, и на развитие которой в то же время всегда влияло пение, появляется в сопоставлении с вокальной музыкой. Содержание раздела раскрывает понимание музыкального образа как живого обобщенного представления о действительности, выраженного в музыкальных интонациях, раскрывается по мере вхождения в вокальные жанры.
Опыт музыкально-творческой деятельности.
Исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов; пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших широкое мировое признание; прослеживания связей между «легкой» и «серьезной» музыкой; выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью; творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

2 раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки» 19 часов.
Основы музыкальной культуры.
Из этого раздела учащиеся узнают, что в вокальной музыке содержание и форма во многом определяются словом, а в инструментальной музыке – и камерной, и симфонической, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе законы, принципы, приемы развития и построения музыки. Учащиеся познакомятся с жанрами камерной и симфонической музыки. Такими, как баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра и т.п. Познакомятся с выдающимися произведениями, написанными в этих жанрах русскими и зарубежными композиторами. Это произведения Ф.Шопена, А.Бородина, П.Чайковского, А.Вивальди, И.Баха. Углубление в особенности становления и развития музыкальных образов в симфонической музыке происходит на основе знакомства с жанрами программной увертюры: «Эгмонт» Л.Бетховена, «Ромео и Джульетта» П.Чайковского.
Опыт музыкально-творческой деятельности.
Исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов; пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших широкое мировое признание; прослеживания связей между «легкой» и «серьезной» музыкой; выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью; творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:
Знать/понимать:

  • жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;

  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.

Уметь:

  • различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.



Список методической литературы





  1. Учебник «Музыка» - 6 кл. Е.Д. Критская - Москва, «Просвещение», 2008 г.




  1. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» - Москва, «Просвещение», 2005г.




  1. Авторская программа Е.Д.Критской «Музыка» 5-9 классы – Москва, «Просвещение», 2005г.




  1. Методическое пособие по музыке 5-6 классы. Е.Д.Критская – Москва, «Просвещение», 2005г.




  1. Электронный учебно-методический комплект по МХК. – ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ.



Список дополнительной литературы





  1. Сборники «Песни для детей» 1986 г. – 2007 г.




  1. «Я познаю мир» детская энциклопедия. Музыка. – Москва, «Аст», 2000 г.




  1. А.Кленов «Там, где музыка живет» - Москва, «Педагогика», 1996 г.




  1. Тетрадь-пособие Л.Назаровой «Волшебная сила искусства» - Саратов, «Добродея», 2002 г.



Приложение к программе

Примерные темы исследовательских проектов:




    1. Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве.

    2. Образы Защитников Отечества в музыке, ИЗО и литературе.

    3. Музыка народов мира.