Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная категория п. Комсомольский 2009 г пояснительная записка. Данн - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. 1 125.65kb.
Урок русского языка с использованием компьютера 1 138.44kb.
Приказ № от 2012г. Рабочая программа педагога покатаева Оксана Викторовна... 1 258.94kb.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе Учитель Пицунова... 1 177.92kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой... 1 134.95kb.
Пояснительная записка. (Математика 6 класс) 4 774.93kb.
Педагогические работники 1 69.09kb.
Фогель Ольга Николаевна г. Новокузнецк 2011 пояснительная записка... 1 208.62kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка... 2 359.62kb.
Толерантность гармония в многообразии 1 135.26kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса 2 458.34kb.
Пункт повестки дня 1 142.55kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная категория - страница №1/2



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Комсомольский

Котельничского района Кировской области


Согласовано

Зав.РМО учителей географии:

___________ Г.А. Зубарева

«___»__________20__г.







Согласовано

Зам. директора по УВР:

____________ С.В. Плехов

«___»___________20__г.




Утверждаю

Директор школы:

___________ А.А. Поварова

приказ № _____ от ________20__г.



Рабочая программа

по географии для 7 класса

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК «СФЕРЫ»

на 2009 – 2010 учебный год

Автор-составитель:

Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная категория

п.Комсомольский

2009 г.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с положением о рабочей программе МОУ СОШ п.Комсомольский; с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004); с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004) и на основе авторской программы канд. геогр. наук А.П. Кузнецова, канд. геогр. наук Л.Е. Савельевой, доктора геогр. наук В.П. Дронова, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением раздела для 6 класса «География. Планета Земля» в рамках учебно-методического комплекта по географии «СФЕРЫ», разрабатываемого издательством «Просвещение» под научным руководством генерального директора издательства чл.-корр. РАО, доктора педагогических наук А.М. Кондакова и профессора чл.-корр. РАО, доктора географических наук В.П. Дронова.

Главная идея этого УМК - создание единой многокомпонентной информационно-образовательной среды при изучении географии на основе взаимодействия функционально различных составных частей комплекта.

УМК «Сферы» по каждому из школьных географических разделов включает в качестве обязательных компонентов: 1) программу, 2) учебник, 3) электронное приложение к учебнику (CD-ROM), 4) тетрадь-тренажер, 5) тетрадь-практикум, 6) тетрадь-экзаменатор, 7) иллюстрированный учебный атлас, 8) контурные карты с заданиями, 9) поурочное тематическое планирование, 10) методические рекомендации.

Учебник и программа по разделу «География. Земля и люди» для 7 класса общеобразовательных учреждений как составные части УМК разработаны в соответствии с его общими научно-методическими принципами и требованиями:



  • обеспечение комплексности и преемственности отдельных школьных географических курсов;

  • единые методологический, методический, информационный и дизайнерский подходы к отбору, структуризации и подаче учеб­ного материала;

  • наличие унифицированной «навигационной» системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и овладение учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации;

  • использование современных технологий обучения.

Главные психолого-педагогические принципы - актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала.

Главные методические принципы:



  • соответствие государственному образовательному стандарту по географии;

  • активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

  • усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Раздел «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством.

Этим и определяется главная цель раздела — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели раздела, изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:



  • продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;

  • создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением;

  • заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;

  • продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.

Усилена практическая значимость программы, большая часть уроков имеют комбинированный характер: полученные на уроке знания закрепляются и применяются в ходе проведения практических работ.


Основное содержание программы.

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.



Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 10ч

Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.

Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.



Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.

История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.

Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений.

Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.



Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.

Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой линии Мирового океана.

Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.



Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.

Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.



Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.

Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.



Практические работы. Определение сходства и различия материков по географическому положению. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с карами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 8ч

Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.

Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.

Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.

Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.

Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Историкокультурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.

Практические работы. Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 49 ч

ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ

Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.

Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.

Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

МАТЕРИКИ

Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.

Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно-Африканская Республика.

Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.

Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.

Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.

Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Казахстан.



ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ – 3ч

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.



Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тематическое планирование


№№

п\п

Наименование темы


Всего час.

Из них контрольные работы

Практические работы.

1

Введение

1

-

-

2

Природа Земли: главные закономерности

10

1

6

3

Человек на планете Земля

8

1

3

4

Многоликая планета

49

7

15

ИТОГО

68

9

18


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдель­ых регионов и стран;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;



  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализаций, центров производства важнейших видов продукции, внешних экономических связей крупнейших регионов и стран мира;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Тематическое планирование 7 класс «Земля и люди»

(2 ч. в неделю, 68 часов)

Срок по плану и фактич

Тема урока

Тип и форма урока

Практическая работа

Информационное сопровождение (ресурсы)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)




1. ВВЕДЕНИЕ

ИНМ, беседа




Учеб., с. 5-6, Атлас, Конт. карты, Тетрадь-тренажер, с. 3

Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (10 ч)




2. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

ИНМ. практикум

1. Сравнение географического положения материков

Учебник, с. 8-9

Атлас, с. 2-3

Контурные карты, с. 2-3 (№ 1)

Т/тренажер, с. 4 (№ 1, 2), с. 9 (№ 1)

Тетрадь-практикум





3. МАТЕРИКИ ЧАСТИ СВЕТА


Комбинированный




Учебник, с. 10-11

Атлас, с. 2-3, 18

Т/тренажер, с. 4 (№ 3), с. 6-7 (№ 1, 2)





4. РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Комбинированный




Учебник, с. 12-13

Атлас, с. 2-3

Контурные карты, с. 2-3 (№ 2) Тетрадь-тренажер, с. 4 (№ 4-6)





5. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА ЗЕМЛИ

ИНМ. практикум

2. Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом Земли. Определение направлений передвижения литосферных плит.

Учебник, с. 14-17

Атлас, с. 2-5

Конт. карты, с. 4-5 (№ 1-5)

Тетрадь-тренажер, с. 5 (№ 7-9), с. 7 (№ 3), с. 9-10 (№ 2-4),

с. 13 (№ 2, 3), с. 14 (№ 1)

Тетрадь-практикум,






6. КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Комбинированный




Учебник, с. 18-21

Атлас, с. 2-3, 6

Контурные карты, с. 6-7 (№ 5)

Тетрадь-тренажер, с. 5 (№ 11)






7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ ЗЕМЛИ

Комбинированный




Учебник, с. 22-25

Атлас, с. 6-7

Контур. карты, с. 6-7 (№ 1-4)

Тетрадь-тренажер, с. 5 (№ 10, 12), с. 6 (№ 17), с. 7-8 (№ 5),

с. 11 (№5, 7), с. 15 (№3)





8. МИРОВОЙ ОКЕАН РЕСУРСЫ

ИНМ, практикум

3. Составление обобщенной схемы морских течений

Учебник, с. 26-29

Атлас, с. 2-5, 62-63

Контурные карты, с. 2-3 (№ 5)

Т/тренажер, с. 5 (№ 13, 14), с. 7 (№ 4), с. 11 (№ 6), с. 14 (№ 2)

Тетрадь-практикум





9. ВОДЫ СУШИ


Комбинированный, практикум

4. Определение степени

современного оледенения материков



Учебник, с. 30-33

Атлас, с. 2-3, 6-7

Контурные карты, с. 2-3 (№ 4)

Тетрадь-тренажер, с. 6 (№ 15, 16, 18), с. 15 (№ 4)

Тетрадь-практикум





10. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ

Комбинированный, практикум

5. Анализ карт климатических поясов и природных зон мира, работа со статистическими материалами. Определение закономерностей их смены.

Учебник, с. 34-35 Атлас, с. 8-9

Т/тренажер, с. 6 (№ 19, 20), с. 8 (№ 6), с. 12 (№ 8), с. 13 (№ 4)

Тетрадь-практикум





11. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

Контрольная работа №1

6. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты.

Учебник, с. 36

Тетрадь-тренажер, с. 12 (№ 1) Тетрадь-экзаменатор, с. 4-15



Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (8ч)




12. ЗАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЗЕМЛИ

ИНМ




Учебник, с. 38-39

Атлас, с. 10, 15

Т/тренажер, с. 16 (№ 1-3), с. 21 (№ 1), с. 25 (№ 2), с. 28 (№ 3)





13. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ. РАЗМЕЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Комбинированный




Учебник, с. 40-43

Атлас, с. 2-3, 6-12

Конт. карты, с. 10-11 (№ 2, 3)

Т/тренажер, с. 5 (№ 4-6), с. 16-17 (№7, 8), с. 21 (№ 2, 3), с. 28 (№ 2)






14. НАРОДЫ, ЯЗЫКИ, РЕЛИГИИ МИРА

Комбинированный, практикум

7. Составление

комплексной характеристики населения мира. Составление картосхемы «Расселение населения»



Учебник, с. 44-45

Атлас, с. 13, 14-15

Контур. карты, с. 10-11 (№ 4)

Т/тренажер, с. 17 (№ 9-12), с. 18 (№ 1), с. 22 (№ 4, 5), с. 26 (№ 3)

Тетрадь-практикум





15. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Комбинированный, практикум

8. Составление схемы

«Виды хозяйственной деятельности»




Учебник, с. 46-47

Атлас, с. 20-21

Конт. карты, с. 10-11 (№ 5)

Тетрадь-тренажер, с. 17 (№ 13, 14), с. 18 (№ 20), с. 19 (№ 2),

с. 24 (№ 10), с. 26 (№ 4)

Тетрадь-практикум






16. ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ

Комбинированный




Учебник, с. 48-49

Атлас, с. 11

Контур. карты, с. 10-11 (№ 1)

Тетрадь-тренажер, с. 18 (№ 16), с. 19 (№ 3), с. 23 (№ 7),

с. 26-27 (№ 1, 5, 6), с. 29 (№ 5)





17. СТРАНЫ МИРА

Комбинированный




Учебник, с. 50-51

Атлас, с. 16-17, 18

Контур. карты, с. 8-9 (№ 1—5)

Тетрадь-тренажер, с. 18 (№ 17-19), с. 20 (№ 4, 5), с. 22 (№ 6), с. 24 (№ 8, 9), с. 29 (№ 4)






18. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РАЙОНА МИРА

Комбинированный, практикум

9. Определение историко-культурного района мира. Нанесение номенклатуры на контурные карты.

Учебник, с. 52-55 Атлас, с. 64

Тетрадь-тренажер, с. 25 (№ 1)

Тетрадь-практикум





19. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

Контрольная работа №2




Учебник, с. 56

Атлас


Тетрадь-экзаменатор, с. 16-23

Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА ( ч)

ОКЕАНЫ (5ч)




20. АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН

ИНМ




Учебник, с. 58-59

Атлас, с. 2-5

Тетрадь-тренажер, с. 32 (№ 3), с. 33 (№ 2 част), с. 34 (№ 3 и 4 част), с. 35 (№ 6 част)





21. ТИХИЙ ОКЕАН

Комбинированный




Учебник, с. 60-61

Атлас, с. 2-5

Тетрадь-тренажер, с. 31 (№ 9, 12), с. 33 (№ 1), с. 33 (№ 2 част), с. 34 (№ 3 и 4 част), с. 35 (№ 6 част), с. 37 (№ 3)





22. ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН

Комбинированный, практикум

10. Составление комплексной характеристики океана. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты.

Учебник, с. 62-63

Атлас, с. 2-3

Т/тренажер, с. 31 (№ 10, 13), с. 33 (№ 2 част),с. 34 (№ 3 и 4 част), с. 35 (№ 6 част), с. 36 (№ 2), с. 37 (№ 2)





23. СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН

Комбинированный




Учебник, с. 64-65

Атлас, с. 61

Тетрадь-тренажер, с. 30-31 (№ 1-8, 11, 14, 15), с. 32 (№ 1, 2),

с. 33 (№ 2 част), с. 34 (№ 3 и 4 час, 5), с. 35 (№ 1), с. 37 (№ 1)






24. океаны земли Обобщающий Урок

Контрольная работа №3




Тетрадь-экзаменатор, с. 24-29

АФРИКА (6ч)




25. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АФРИКИ

ИНМ




Учебник, с. 66-69

Атлас, с. 7, 48-51

К/к с. 25 (№ 1-5), с. 26 (№1-5)

Тетрадь-тренажер, с. 38 (№ 1-13), с. 42 (№ 1-3), с. 44-45 (№ 1-4), с. 47 (№1,2)

Тетрадь-практикум





26. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АФРИКИ

Комбинированный, практикум

11. Описание климатических условий территорий по климатограммам. Построение климатограмм




27. РАЙОНИРОВАНИЕ АФРИКИ

Комбинированный




Учебник, с. 70-73

Атлас, с. 48, 50-51, 53

Т/тренажер, с. 39 (№ 14-16), с. 40 (№ 1), с. 43-44 (№ 5-8)





28. НАСЕЛЕНИЕ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

Комбинированный




Учебник, с. 74-75

Атлас, с. 48-50, 52

Контур. карты, с. 27 (№ 1-5)

Тетрадь-тренажер, с. 39-40 (№ 17-19), с. 40 (№ 2), с. 42 (№ 4),

с. 44 (№ 9), с. 46 (№ 5-7)





29. СТРАНЫ АФРИКИ. ЮАР, ЕГИПЕТ И ДРК

Комбинированный, практикум

12. Составление

комплексной характеристики страны. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты.



Учебник, с. 76--81

Атлас, с. 15, 48-53

Тетрадь-тренажер, с. 40 (№ 20)с. 41 (№ 3)

Тетрадь-практикум






30. АфрикА. обобщающий УРОК

Контрольная работа №4




Тетрадь-экзаменатор

ЮЖНАЯ АМЕРИКА ()




31. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

ИНМ, лекция




Учебник, с. 82-85

Атлас, с. 42-45

К/к с. 22 (№ 1-5),23 (№ 1,2,4,5)

Тетрадь-тренажер, с. 48-49 (№ 1-13), с. 50 (№ 1)






32. ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ МАТЕРИКА: РАВНИННЫЙ ВОСТОК

Комбинированный




Учебник, с. 86-89

Атлас, с. 4-5, 42-45

Контурные карты, с. 23 (№ 3) Т/тренажер, с. 49 (№ 14), с. 50-51 (№ 2,3)





33. ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ МАТЕРИКА: АНДЫ

Комбинированный, практикум

13. Создание презентации по туристическим объектам природного района

Южной Америки»



Учебник, с. 90-91

Атлас, с. 4-5, 42-45

Контурные карты, с. 24 (№ 2)

Тетрадь-практикум






34. НАСЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Комбинированный, практикум

14. Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной Америки. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты.

Учебник, с. 92-93

Атлас, с. 10-13, 15, 46-47

Конт. карты, с. 24 (№ 1, 3, 4)

Т/тренажер, с. 49-50 (№ 15-18)

Тетрадь-практикум





35. СТРАНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ. БРАЗИЛИЯ ВЕНЕСУЭЛА И ПЕРУ

Комбинированный




Учебник, с. 94-99

Атлас, с. 42-47

Контурные карты, с. 24 (№ 5)

Т/тренажер, с. 50 (№ 19, 20)






36. ЮЖНАЯ АМЕРИКА обобщающий урок

Контрольная работа №5




Тетрадь-экзаменатор

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (5ч)




37. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АВСТРАЛИИ

ИНМ




Учебник, с. 100-103

Атлас, с. 54-57

Контур. карты, с. 28 (№ 1-4)

Тетрадь-тренажер, с. 60-61 (№ 1-8), с. 63 (№ 1), с. 64-65 (№ 1-5), с. 67 (№4, 5), с. 68 (№1,6)






38. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ОКЕАНИИ

Комбинированный, практикум

15. Разработка маршрута

путешествия по островам Океании. Нанесение номенклатуры на контурные карты.



Учебник, с. 104-105

Тетрадь-тренажер, с. 61 (№ 9), с. 67 (№ 3)

Тетрадь-практикум





39. НАСЕЛЕНИЕ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ

Комбинированный




Учебник, с. 106-107

Атлас, с. 10-13, 15, 58-59

Т/тренажер, с. 62 (№ 10-13), с. 63 (№ 3), с. 64 (№ 4), с. 66 (№ 1, 6), с. 68 (№ 7), с. 69 (№ 2)





40. АВСТРАЛИЙСКИЙ СОЮЗ, САМОА

Комбинированный




Учебник, с. 108-111

Атлас, с. 54-59

Контурные карты, с. 28 (№ 5)

Тетрадь-тренажер, с. 62 (№ 14, 15), с. 63 (№ 2), с. 66 (№ 2)






41. австралия. обобщающий урок

Контрольная работа №6




Тетрадь-экзаменатор

АНТАРКТИДА (2ч)




42. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ АНТАРКТИДЫ

ИНМ, практикум

16. Составление описания географического положения и особенностей природы Антарктиды. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты.

Учебник, с. 112-113

Атлас, с. 60

Конт. карты, с. 30 (№ 1-3, 5)

Т/тренажер, с. 70-71 (№ 3-9), с. 71 (№ 1, 2), с. 73 (№ 3, 4), с. 74-76 (№ 1-5), с. 76-77 (№ 1, 2)

Тетрадь-практикум





43. ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ АНТАРКТИДЫ

Комбинированный




Учебник, с. 114-115

Атлас, с. 60

Контурные карты, с. 30 (№ 4)

Т/тренажер, с. 70 (№ 1, 2), с. 71 (№ 10), с. 72 (№ 3-5), с. 73 (№ 1,2), с. 74 (№ 5), с. 77 (№ 3)






44. ОБОБЩЕНИЕ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНЫХ МАТЕРИКОВ

Комбинированный, практикум

17. Составление картосхемы «Эндемики южных материков»

Тетрадь-практикум

Тетрадь-экзаменатор



СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7ч)




45. ЧЕРТЫ ПРИРОДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

ИНМ




Учебник, с. 116-119

Атлас, с. 36-39

Контур. карты, с. 19 (№ 1-5), 20 (№ 1—5)

Тетрадь-тренажер, с. 78-79 (№ 1-13), с. 82-84 ( № 1-6), с. 86 (№ 1-3), с. 88 (№ 1-3)






46. РАВНИННЫЕ РАЙОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Комбинированный




Учебник,с. 120-123

Атлас, с. 36-39

Тетрадь-тренажер, с. 79 (№ 14), с. 80-81 (№ 2, 3)





47. ГОРЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.

Комбинированный




Учебник, с. 124-125

Атлас, с. 36-39

Тетрадь-тренажер, с. 79 (№ 15), с. 80 (№ 1)





48. ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МАТЕРИКА

Комбинированный, практикум

18. Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности

Учебник, с. 126-127

Атлас, с. 10-13, 15, 40-41

Контур. карты, с. 21 (№ 2, 3)

Тетрадь-тренажер, с. 80 (№ 16-20), с. 84 (№ 7, 8), с. 87 (№ 4), с. 89 (№ 4)






49. СТРАНЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА. США

Комбинированный




Учебник, с. 128-129

Атлас, с. 36-41

Тетрадь-тренажер, с. 81 (№ 4),

с. 85 (№ 9 частично)






50. КАНАДА И МЕКСИКА

Комбинированный, практикум

19. Составление географического описания страны. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты.

Учебник, с. 130-133

Атлас, с. 36-41

Контур. карты, с. 21 (№ 1, 4, 5)

Т/тренажер, с. 82 (№ 5), с. 85 (№ 9 частично), с. 87 (№ 5)

Тетрадь-практикум





51. Северная Америка. Обобщающий урок

Контрольная работа №7




Тетрадь-экзаменатор

ЕВРАЗИЯ (13ч)




52. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ МАТЕРИКА

ИНМ




Учебник, с. 134-135

Атлас, с. 22-25

Конт. карты, с. 12-13 (№ 1, 2, 4, 5), 14-15 (№ 4, 5)

Т/тренажер, с. 90-91 (№ 1-9), с. 93 (№ 2), с. 95-97 (№ 1-7), с. 100 (№ 1), с. 102-103 (№ 1-4)






53. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ МАТЕРИКА

Комбинированный

20. Составление описания внутренних вод Евразии

Учебник, с. 136-137

Атлас, с. 8-9, 22-23, 26, 30

К/к,с.12-13(№ 3), 14-15(№ 1-3)

Т/тренажер, с. 91 (№ 10-14), с. 94 (№ 4), с. 97 (№ 8), с. 101 (№ 3), с. 103 (№ 5), с. 105 (№ 7)

Тетрадь-практикум





54. РЕГИОНЫ ЕВРАЗИИ. ПРИРОДА ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ЕВРОПЫ

Комбинированный




Учебник, с. 138-139

Атлас, с. 22-27

Тетрадь-тренажер, с. 98 (№ 9), с. 104 (№ 6 частично)





55. СЕВЕРНАЯ ЕВРАЗИЯ, СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ.

Комбинированный




Учебник, с. 140-141

Атлас, с. 22-27, 30







56. ЮЖНАЯ, ЮГО-ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Комбинированный




Учебник, с. 142-143

Атлас, с. 22-25, 30

Тетрадь-тренажер, с. 93 (№ 1, 3), с. 94 (№ 5), с. 101 (№ 4), с. 104 (№ 6 част)





57. ЧЕЛОВЕК НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Комбинированный




Учебник, с. 144-145

Атлас, с. 10-13, 15, 28-29, 31, 34-35

Контурные карты, с. 16-17 (№ 1-3), с. 18 (№ 1, 2, 5)

Тетрадь-тренажер, с. 92 (№ 15-18), с. 98-99 (№ 10-13)






58. СТРАНЫ ЕВРОПЫ. НОРВЕГИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Комбинированный




Учебник, с. 146-149

Атлас, с. 22-29






59. ГЕРМАНИЯ И ФРАНЦИЯ

ИНМ. практикум




Учебник, с. 150-153

Атлас, с. 22-29






60. ИТАЛИЯ И ЧЕХИЯ

ИНМ. практикум




Учебник, с. 154-157

Атлас, с. 22-29

Контур. карты, с. 18 (№ 3, 4)





61. СТРАНЫ АЗИИ. ИНДИЯ КИТАЙ

ИНМ. практикум




Учебник, с. 158--161

Атлас, с. 22-25, 30-35






62. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

ИНМ. практикум

21. Комплексное описание страны. Нанесение географической номенклатуры на контурные карты.

Учебник, с. 162-165

Атлас, с. 22-25, 30-35

Тетрадь-тренажер, с. 94 (№ 6)





63. ТУРЦИЯ И КАЗАХСТАН

ИНМ. практикум




Учебник, с. 166-169

Атлас, с. 22-25, 30-35

Конт. карты, с. 16-17 (№ 4, 5)

Тетрадь-тренажер, с. 92 (№ 19, 20), с. 100 (№ 2), с. 101 (№ 5)






64. Евразия. Обобщающий урок

Контрольная работа №8




Тетрадь-экзаменатор




65. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНЫХ МАТЕРИКОВ

Комбинированный, практикум

22. Составление сравнительной характеристики климата Северной Америки и Евразии

Учебник

Атлас


Тетрадь-практикум

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1 ч)




66. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Комбинированный, практикум

23. Составление обобщенной

схемы глобальных и региональных проблем человечества



Учебник,с. 170-173

Тетрадь-тренажер, с. 106-111

Тетрадь-практикум

Тетрадь-экзаменатор, с. 68-71






67. ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Контрольная работа №9




Учебник

Атлас


Контурные карты, с. 2-3 (№ 3)

Тетрадь-экзаменатор, с. 72-89






68. ИТОГОВЫЙ УРОК

Практикум

24. Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки

Тетрадь-практикум


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

I. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

  1. Палеонтология — изучение каменной летописи истории Земли.

  2. Мозаика земной коры. Почему раскалываются континенты?

  3. Водовороты воздушного океана. Где и почему образуются смертельно опасные атмосферные вихри?

  4. Этот изменчивый климат. Ледниковые эпохи прошлого.

  5. Подземные моря — кладовые пресной воды.

  6. Высотная поясность: встреча зимы и лета.

II. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

  1. Древние цивилизации (по выбору).

  2. Как изучают численность населения Земли?

  3. Религия — важнейший элемент культуры народов.

  4. Роль городов в истории народов.

  5. Историко-культурный регион мира (по выбору).

III. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА

Океаны Земли

  1. Феномен течения Эль-Ниньо.

  2. Коралловые жемчужины Индийского океана.

  3. Подводная кладовая — богатства шельфа океана (на примере любого океана по выбору).

  4. Исследования рельефа дна Северного Ледовитого океана.

Африка

  1. Объекты культурного наследия в Африке.

  2. Сахара: вчера, сегодня, завтра.

  3. Суэцкий канал: история строительства и современное значение.

  4. Исследования русских в Африке.

  5. Заповедники Кении.

  6. Этот загадочный Нил.

Южная Америка

  1. Отражение особенностей природы материка в обычаях народов.

  2. Древняя империя инков: тайны и загадки.

  3. Амазонка — крупнейшая река мира.

  4. Огнедышащие вершины Анд.

  5. Леса Амазонии: богатство и разнообразие видов.

Австралия и Океания

  1. Почему Австралию называют страной «наоборот»?

  2. Отражение особенностей природы материка в обычаях аборигенов.

  3. Австралия — «материк-зоопарк».

  4. Подводный мир Большого Барьерного рифа.

  5. На островах Океании.

Антарктида

  1. Герои открытия и освоения Антарктиды.

  2. Российские антарктические станции.

  3. Что прячет под собой главный ледник планеты?

  4. Пингвины — символ Антарктиды.

Северная Америка

  1. Нью-Йорк — вторая столица США.

  2. Национальный парк Долина Смерти.

  3. Отражение природы Канады в обычаях индейцев и эскимосов.

  4. Панамский канал: история строительства и современное значение.

  5. Эндемики флоры и фауны Северной Америки.

Евразия

  1. Исследования Н.М. Пржевальского в Азии.

  2. Китай — природные условия и ресурсы.

  3. Сравнительная характеристика населения двух стран Европы.

  4. Индия — самая многонациональная страна мира.

  5. Сейсмически опасные районы Евразии.

  6. Территории Евразии с экстремальными климатическими условиями.

Общечеловеческие проблемы

  1. Загрязнение атмосферы — это загрязнение всей природы.

  2. Солнечные электростанции — будущий источник энергоснабжения Земли.

  3. Глобальное потепление — виноват ли человек?


ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

  1. Национальные парки Африки (создание фотоальбома или презентации).

  2. Путешествие по стране (страна по выбору) — подготовка буклета для туристической фирмы.

  3. Путешествие по Южному тропику — географическое описание Австралии.

  4. Памятники Всемирного природного наследия Северной Америки (создание фотоальбома или презентации).

  5. Памятники Всемирного культурного наследия европейской страны (страна по выбору, создание фотоальбома или презентации).

  6. Национальные костюмы стран Азии (создание презентации или демонстрация).

  7. Окружающая среда: человек и его здоровье (на примере своей местности).



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

следующая страница >>