страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины теория вероятностей и математическая статистика Направление - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное образовательное учреждение «Волжский институт экономики, педагогики и права» Факультет экономический УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ____________/О.И. Егоршева/ «____»_______________2011г. Рабочая программа дисциплины теория вероятностей и математическая статистика Направление подготовки 080100.62 Экономика Профиль подготовки бухгалтерский учёт, анализ и аудит Квалификация (степень) выпускника бакалавр очная, заочная 2011 Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины теория вероятностей и математическая статистика базовой части математического цикла по направлению подготовки 080100.62 Экономика студентам очной формы обучения в 4 семестре, студентам заочной формы обучения на 3 курсе, студентам заочной ускоренной формы обучения на 2 курсе. Составитель рабочей программы к.п.н. Кораблева Н.М. Программа одобрена на заседании кафедры математики и информатики от 09 сентября 2011 года, протокол №01-11. Рецензент: Подписи: Зав. кафедрой математики и информатики _______________/Меркулов В.А./ Декан экономического факультета _______________/Мильковская И.Ю./ СодержаниеРАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 1.1. Цели освоения дисциплины 4 1.2. Место дисциплины в структуре ООП 4 1.3. Уровень компетенций, которыми должен обладать студент по итогам изучения дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» 4 1.4. Задачи изучения дисциплины 4 РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 2.1. Структура дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» 5 2.2. Содержание учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» 6 2.3. Самостоятельная работа и контролируемая самостоятельная работа студентов 9 РАЗДЕЛ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 10 РАЗДЕЛ 4. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 10 РАЗДЕЛ 5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 10 5.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости 10 5.1.1. Примерные виды контрольных работ 10 5.2. Оценочные средства промежуточной аттестации 11 5.2.1. Примерный вид домашней контрольной работы 12 5.2.2. Вопросы к зачету по очной форме обучения 13 6.1. Основная литература: 13 6.2. Дополнительная литература: 14 6.3. Реестр электронных ресурсов: 14 РАЗДЕЛ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 14 РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1. Цели освоения дисциплиныНеопределенность экономических процессов обусловлена случайным разбросом и большим объемом получаемой информации, что приводит к необходимости привлечения к исследованию экономических задач теории вероятностей и математической статистики. Целями освоения дисциплины являются: приобретение и формирование у будущих бакалавров экономики базовых знаний, необходимых для освоения дисциплин профессионального цикла; развитие и формирование компонентов мышления – уровней, кругозора и культуры, которые понадобятся как для дальнейшей успешной работы, так и для совершенствования знаний. 1.2. Место дисциплины в структуре ООПУчебная дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика» является дисциплиной базовой части математического цикла по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) бакалавр). Преподавание дисциплины осуществляется в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, зачетных единиц - 4. Освоение дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» предполагает наличие у студентов знаний, умений и навыков математического анализа, линейной алгебры. «Теория вероятностей и математическая статистика» является базовым предметом для изучения таких математических и профессиональных дисциплин как: методы оптимальных решений, экономико-математические модели, эконометрика, статистика, финансы, комплексный анализ хозяйственной деятельности и др. 1.3. Уровень компетенций, которыми должен обладать студент по итогам изучения дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика»В результате изучения учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
1.4. Задачи изучения дисциплиныСтудент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
|
Виды учебной работы, форма промежуточной аттестации |
Всего часов |
Курс 2, семестр 4 |
Общая трудоёмкость дисциплины |
144 |
144 |
Аудиторные занятия |
72 |
72 |
Лекции |
36 |
36 |
Практические занятия |
36 |
36 |
Самостоятельная работа студентов |
72 |
72 |
Зачет |
|
Зачет |
Виды учебной работы, форма промежуточной аттестации |
Заочная форма обучения |
Заочная ускоренная форма обучение |
||
|
Курс 3, часы |
Курс 2, часы |
||
Общая трудоемкость дисциплины |
144 |
144 |
||
Аудиторные занятия |
14 |
12 |
||
Лекции |
8 |
8 |
||
Практические занятия |
6 |
4 |
||
Самостоятельная работа студентов |
130 |
132 |
||
Зачёт |
Зачёт |
Зачет |
№ п. п. |
Семестр |
Разделы дисциплины |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость ( в часах) |
Литература |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||||||
|
|
|
Лекции |
Практич. занятия |
С.р. |
Основная |
Допол. |
|
||||
|
|
|
Неделя семестра |
Часы |
Неделя семестра |
Часы |
|
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
1. |
4 |
Теория вероятностей. 1.1. Предмет теории вероятностей. Испытания и события. Алгебра событий. Полная группа событий. 1.2. Аксиомы теории вероятностей и их следствия. Классическое и статистическое определения вероятности. Формулы комбинаторики. 1.3. Совместимые и несовместимые события. Теорема сложения вероятностей. Условная вероятность. Зависимые и независимые события. Правила умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Формула Байеса. 1.4. Дискретные случайные величины. Биномиальное распределение и распределение Пуассона. 1.5. Числовые характеристики дискретных случайных величин: математическое ожидание и его свойства; дисперсия и её свойства, среднее квадратическое отклонение. 1.6. Непрерывные случайные величины. Интегральная и дифференциальная функции распределения и их свойства; числовые характеристики. 1.7. Показательное распределение. Нормальное распределение. «Правило трех сигм». 1.8. Понятие многомерной случайной величины и закон ее распределения. Функция распределения многомерной случайной величины и ее плотность вероятности. 1.9. Условные законы распределения. Числовые характеристики двумерной случайной величины. 1.10. Закон больших чисел и предельные теоремы. |
1-12 1 2 3-4 5 6 7 8-9 11 |
24 2 2 4 2 2 2 4 2 |
2 3-4 5 6-7 8-9 10 |
22 2 4 2 4 4 2 4 |
38 2 2 6 4 6 6 2 4 |
[1], гл.1-7. [2], гл.11. [3], гл.1,2, 4,6. |
[4], гл.1-7. [5], гл.9, 10. [6], с.4-92. [7], гл.1-6. |
ДЗ ДЗ; Тренинг ДЗ; Тренинг КР №1 ДЗ; Тренинг ДЗ; Тренинг ДЗ; Тренинг КР №2 ДЗ; Тренинг Кс ДЗ |
||
2. |
4 |
Элементы математической статистики. 2.1. Теоретико-вероятностные основания математической статистики. Общие сведения о выборочном методе. 2.2. Статистическое распределение выборки. Графическое изображение статистического распределения. Эмпирическая функция распределения. 2.3. Числовые характеристики генеральной и выборочной совокупностей. Статистические точечные и интервальные оценки параметров распределения. 2.4. Типы статистических гипотез. Проверка гипотез о виде и параметрах нормального распределения. 2.5. Условные распределения и регрессии. Ковариация и коэффициент корреляции. |
13-18 13 13 14-15 16 17-18 |
12 1 1 4 2 4 |
13 14-15 16 17-18 |
14 2 4 2 4 |
34 2 8 6 8 |
[2], гл.12. [3], гл.9, 10. |
[4], гл.8 - 13. [5], гл.11. [6], с.93 - 190. [7], гл.7 -11. |
ДЗ ДЗ ДКР; Тренинг; «мозговой штурм» ДКР; Тренинг ДКР; Тренинг |
||
|
|
Итого: |
|
36 |
|
36 |
72 |
|
|
|
||
|
|
Зачет |
|
|
|
|
|
|
|
Зачет |
На практических занятиях рассматриваются типовые задачи и примеры. Основным видом учебной работы является самостоятельная работа. Она складывается из чтения учебника, решения задач.
Структура дисциплины по видам учебной работы в часах и формы промежуточной аттестации по итогам дисциплины в соответствии с учебным планом представлены в таблице 2 заочной формы обучения.
Таблица 4
№ п/п |
Виды СРС и КСРС |
Трудоемкость в часах |
1 |
Проработка лекций по конспекту (СРС). |
14 |
2 |
Выполнение домашних практических заданий (КСРС). |
36 |
3 |
Подготовка к контрольным работам (СРС). |
22 |
|
Всего часов: |
72 |
Для достижения вышеперечисленных целей в процессе изучения дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» используются следующие образовательные технологии: модульная; коммуникативная; проблемная; проектной деятельности; кейс-технология; информационная; оценки качества результатов образовательной деятельности студентов.
2. Студент знает m из n вопросов программы. Зачет считается сданным, если студент ответит не менее чем на 3 из 4 поставленных в билете вопросов. Взглянув на билет, студент обнаружил, что он знает первый вопрос билета. Какова вероятность того, что студент не сдаст зачет?
3. В среднем по a% договоров страховая компания выплачивает страховую сумму. Найти вероятность того, что из n договоров с наступлением страхового случая будет связано с выплатой страховой суммы: а) три договора; б) менее двух договоров.
4. Аудиторную работу по теории вероятностей с первого раза успешно выполняют b% студентов. Найти вероятность того, что из n студентов работу успешно выполнят: а) 160 студентов, б) не менее 160 студентов.
5. При обследовании уставных фондов банков установлено, что пятая часть банков имеет уставный фонд свыше 100млн. руб. Найти вероятность того, что среди 1800 банков имеют уставный фонд свыше 100млн. руб. а) не менее a; б) от a до b.
Контрольная работа №2 по темам:
«Случайные величины. Основные законы распределения».
X |
1 |
2 |
5 |
8 |
9 |
11 |
13 |
15 |
17 |
n |
3,2 |
4,6 |
6,7 |
5,8 |
5,4 |
4,5 |
3,9 |
2,5 |
1,9 |
2. Распределение 100 заводов по производственным средствам в миллионах рублей (х) и по суточной выработке в тоннах (у) дается в следующей таблице:
|
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
Итого |
50 60 70 80 90 |
2 2 - - - |
2 4 2 - - |
- 5 7 - - |
- 6 12 10 8 |
- 4 10 10 - |
- - 4 6 6 |
4 21 35 26 14 |
Итого |
4 |
8 |
12 |
36 |
24 |
16 |
100 |
РАЗДЕЛ 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6. Гусева Е.Н. Теория вероятностей и математическая статистика: [Электронный ресурс] учеб. пособие /Е.Н. Гусева. -5-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2011. -210с. URL:http://www.biblioclub.ru
7. Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика. Компьюторно-ориентированный курс: [Электронный ресурс] учеб. пособие для вузов /В.Н. Калинина. – М.: Дрофа, 2008. -471с. URL:http://www.biblioclub.ru
9. www. litres.ru/
10. www. kniqka.info/
11. www.biblioclub.ru – электронная библиотека.
|