Теория вероятностей и математическая статистика - страница №1/3
|
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тюменской области
«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
|
2.5. Реализация образовательных программ
|
СМК – РОП - РУП - 2.5.40 - 2011
|
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
|
СОГЛАСОВАНО
Проректор по учебной работе
_______________ Т.А. Кольцова
"____" _______________ 2011 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Решением Учёного совета
(протокол № 9 от 23.03.2011 г.)
|
О. В. Иванова
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
(Введение в теорию вероятностей
и математическую статистику)
Рабочая учебная программа
Направление 230700 «Прикладная Информатика»,
Профиль «Экономика»
Направление 080100 «Экономика»
Профиль «Мировая Экономика», «Налоги и налогообложение»,
«Экономика предприятий и организаций»
(Направление
032300 «Зарубежное регионоведение»
Профиль «Евразийские исследования: Россия и сопредельные государства»)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная и заочная
Тюмень
2011
ББК 22.1+22.172
Т33
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА (Введение в теорию вероятностей и математическую статистику) [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП». 2011. – 20 с.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» («Введение в теорию вероятностей и математическую статистику») разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и ПрООП ВПО по направлениям 230700 «Прикладная информатика», 032300 «Зарубежное регионоведение», 080100 «Экономика» профилям «Экономика», «Налоги и налогообложение», «Экономика предприятий и организаций».
Рабочая учебная программа включает цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.
Одобрено на заседании кафедры математики и информатики (протокол № 6 от 22.02.2011 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол заседания УМС № 7 от 16.03.2011 г.).
Рецензенты:
С. Д. Захаров, к.ф-м.н., доцент, зав. кафедрой математики и информатики «ТГАМЭУП»;
Д. И. Иванов, к.ф-м.н. доцент кафедры алгебры и математической логики ТюмГУ.
Автор-составитель ст. преподаватель О. В. Иванова
© «ТГАМЭУП», 2011
© Иванова О.В., 2011
1. Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Теория вероятности и математическая статистика» («Введение в теорию вероятностей и математическую статистику») является: обучение студентов построению математических моделей случайных явлений, изучаемых естественными науками, физико-техническими и инженерно-физическими дисциплинами, экологией и экономикой, анализу этих моделей, привитие студентам навыков интерпретации теоретико-вероятностных конструкций внутри математики и за ее пределами, заложить понимание формальных основ дисциплины и выработать у студентов достаточный уровень вероятностной интуиции, позволяющей им осознанно переводить неформальные стохастические задачи в формальные математические задачи теории вероятностей.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика» («Введение в теорию вероятностей и математическую статистику») является базовой дисциплиной математического и естественнонаучного цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям «Прикладная информатика», «Зарубежное регионоведение», «Экономика» (бакалавриат).
Изучение данной дисциплины базируется на вузовской подготовке студентов по математике: аналитической геометрии, математическому анализу (основам математического анализа).
Дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика» («Введение в теорию вероятностей и математическую статистику») является общим теоретическим и методологическим основанием для всех математических дисциплин и дисциплин информационного блока, входящих в ООП бакалавров вышеперечисленных направлений.
В ходе изучения дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» («Введение в теорию вероятностей и математическую статистику») студенты должны знать основные понятия и методы теории вероятностей, получить основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах.
Освоение дисциплины предусматривает приобретение навыков работы с учебниками, учебными пособиями, монографиями, научными статьями.
На основе приобретенных знаний формируются умения применять математические методы при решении профессиональных задач повышенной сложности, владеть методами построения математической модели профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
Дисциплина нацелена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
ОК-16 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельно-сти навыки работы с информацией из различных источников;
ПК-1 – способность использовать базовые теоретические знания для решения про-фессиональных задач;
ПК-2 – способность применять на практике базовые профессиональные навыки.
В ходе изучения дисциплины «Теория вероятности и математическая статистика» («Введение в теорию вероятностей и математическую статистику») студенты должны:
иметь представление об основных положениях и методах современной математической теории вероятностей, о приложениях теории в физике, экологии, экономике и статистике;
овладеть построением математических моделей случайных явлений, изучаемых естественными науками;
знать математический аппарат современной теории вероятностей;
уметь доказывать основные теоремы элементарной теории вероятностей, решать стандартные теоретико-вероятностные задачи;
иметь навыки интерпретации теоретико-вероятностных конструкций внутри математики и за ее пределами – в приложениях (в информатике, экономике), решения проблемных теоретико-вероятностных задач.
4. Структура и содержание дисциплины
«Теория вероятностей и математическая статистика»
Направление 080100 «Экономика»
Профиль «Экономика предприятий и организаций»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц или 180 часов, в т.ч.
очная форма обучения
Лекции – 36 час.
Семинарские (практические) занятия – 54 час.
Самостоятельная работа – 90 час., в т.ч. 45 час. – экзамен.
заочная форма обучения
Лекции – 8 час.
Семинарские (практические) занятия – 8 час.
Самостоятельная работа – 164 час., в т.ч. 45 час. – экзамен.
Структура дисциплины
очная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в час.)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. (практ.)
занятия
|
СРС
|
Раздел 1. Случайные события
|
3
|
1-4
|
30
|
8
|
12
|
10
|
Контрольная работа
|
Тема 1. Основные понятия теории вероятности.
|
3
|
1-2
|
15
|
4
|
6
|
5
|
Решение задач
|
Тема 2. Теоремы сложения умножения
|
3
|
3-4
|
15
|
4
|
6
|
5
|
Решение задач
|
Раздел 2. Случайные величины
|
3
|
5-8
|
30
|
8
|
12
|
10
|
Контрольная работа
|
Тема 3. Дискретная случайная величина
|
3
|
5-6
|
15
|
4
|
6
|
5
|
Решение задач
|
Тема 4. Непрерывная случайная величина
|
3
|
7-8
|
15
|
4
|
6
|
5
|
Решение задач
|
Раздел 3. Статистическое оценивание
|
3
|
9-10
|
17
|
4
|
8
|
5
|
Письменный коллоквиум
|
Раздел 4. Проверка статистических гипотез
|
3
|
11-12
|
13
|
4
|
4
|
5
|
Решение задач
Контрольная работа
|
Раздел 5. Дисперсионный анализ
|
3
|
13-14
|
17
|
4
|
8
|
5
|
практ. задания
|
Раздел 6. Корреляционный анализ
|
3
|
15-16
|
15
|
4
|
6
|
5
|
Решение задач
Контрольная работа
|
Раздел 7. Регрессионный анализ
|
3
|
17-18
|
13
|
4
|
4
|
5
|
Решение задач
|
ИТОГО
|
3
|
1-18
|
180
|
36
|
54
|
90
|
экзамен
|
заочная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной
аттестации (по
семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. (практ.)
занятия
|
СРС
|
Раздел 1. Случайные события.
|
3
|
30
|
2
|
2
|
26
|
|
Тема 1. Основные понятия теории вероятности.
|
3
|
15
|
1
|
1
|
13
|
|
Тема 2. Теоремы сложения умножения
|
3
|
15
|
1
|
1
|
13
|
|
Раздел 2. Случайные величины
|
3
|
30
|
2
|
2
|
26
|
|
Тема 3. Дискретная случайная величина
|
3
|
15
|
1
|
1
|
13
|
|
Тема 4. Непрерывная случайная величина
|
3
|
15
|
1
|
1
|
13
|
|
Раздел 3. Статистическое оценивание
|
3
|
17
|
1
|
1
|
15
|
|
Раздел 4. Проверка статистических гипотез
|
3
|
13
|
1
|
1
|
11
|
|
Раздел 5. Дисперсионный анализ
|
3
|
17
|
1
|
1
|
15
|
|
Раздел 6. Корреляционный анализ
|
3
|
15
|
1
|
1
|
13
|
|
Раздел 7. Регрессионный анализ
|
3
|
13
|
0
|
0
|
13
|
|
ИТОГО
|
3
|
180
|
8
|
8
|
164
|
Контрольная работа, экзамен
|
Направление 080100 «Экономика»
Профиль «Налоги и налогообложение»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц или 180 часов, в т.ч.
очная форма обучения
Лекции – 36 час.
Семинарские (практические) занятия – 54 час.
Самостоятельная работа – 90 час., в т.ч. 45 час. – экзамен.
заочная форма обучения
Лекции – 8 час.
Семинарские (практические) занятия – 8 час.
Самостоятельная работа – 164 час., в т.ч. 45 час. – экзамен.
Структура дисциплины
очная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в час.)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. (практ.)
занятия
|
СРС
|
Раздел 1. Случайные события
|
4
|
1-4
|
34
|
12
|
12
|
10
|
Контрольная работа
|
Тема 1. Основные понятия теории вероятности.
|
4
|
1-2
|
17
|
6
|
6
|
5
|
Решение задач
|
Тема 2. Теоремы сложения умножения
|
4
|
3-4
|
17
|
6
|
6
|
5
|
Решение задач
|
Раздел 2. Случайные величины
|
4
|
5-8
|
34
|
12
|
12
|
10
|
Контрольная работа
|
Тема 3. Дискретная случайная величина
|
4
|
5-6
|
17
|
6
|
6
|
5
|
Решение задач
|
Тема 4. Непрерывная случайная величина
|
4
|
7-8
|
17
|
6
|
6
|
5
|
Решение задач
|
Раздел 3. Статистическое оценивание
|
4
|
9-10
|
19
|
6
|
8
|
5
|
Письменный коллоквиум
|
Раздел 4. Проверка статистических гипотез
|
4
|
11-12
|
15
|
6
|
4
|
5
|
Решение задач
Контрольная работа
|
Раздел 5. Дисперсионный анализ
|
4
|
13-14
|
19
|
6
|
8
|
5
|
практ. задания
|
Раздел 6. Корреляционный анализ
|
4
|
15-16
|
17
|
6
|
6
|
5
|
Решение задач
Контрольная работа
|
Раздел 7. Регрессионный анализ
|
4
|
17-18
|
15
|
6
|
4
|
5
|
Решение задач
|
ИТОГО
|
4
|
1-18
|
180
|
54
|
54
|
72
|
экзамен
|
заочная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной
аттестации (по
семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. (практ.)
занятия
|
СРС
|
Раздел 1. Случайные события.
|
4
|
34
|
3
|
3
|
28
|
|
Тема 1. Основные понятия теории вероятности.
|
4
|
17
|
1
|
1
|
15
|
|
Тема 2. Теоремы сложения умножения
|
4
|
17
|
2
|
2
|
13
|
|
Раздел 2. Случайные величины
|
4
|
34
|
2
|
2
|
30
|
|
Тема 3. Дискретная случайная величина
|
4
|
17
|
1
|
1
|
15
|
|
Тема 4. Непрерывная случайная величина
|
4
|
17
|
1
|
1
|
15
|
|
Раздел 3. Статистическое оценивание
|
4
|
19
|
1
|
1
|
17
|
|
Раздел 4. Проверка статистических гипотез
|
4
|
15
|
1
|
1
|
13
|
|
Раздел 5. Дисперсионный анализ
|
4
|
19
|
1
|
1
|
17
|
|
Раздел 6. Корреляционный анализ
|
4
|
17
|
1
|
1
|
15
|
|
Раздел 7. Регрессионный анализ
|
4
|
15
|
1
|
1
|
13
|
|
ИТОГО
|
4
|
180
|
10
|
10
|
160
|
Контрольная работа, экзамен
|
Направление 080100 «Экономика»
Профиль «Мировая экономика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц или 144 часов, в т.ч.
очная форма обучения
Лекции – 36 час.
Семинарские (практические) занятия – 36 час.
Самостоятельная работа – 72 час., в т.ч. 36 час. – экзамен.
заочная форма обучения
Лекции – 8 час.
Семинарские (практические) занятия – 8 час.
Самостоятельная работа – 128 час., в т.ч. 36 час. – экзамен.
Структура дисциплины
очная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в час.)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. (практ.)
занятия
|
СРС
|
Раздел 1. Случайные события
|
3
|
1-4
|
24
|
8
|
8
|
8
|
Контрольная работа
|
Тема 1. Основные понятия теории вероятности.
|
3
|
1-2
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Решение задач
|
Тема 2. Теоремы сложения умножения
|
3
|
3-4
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Решение задач
|
Раздел 2. Случайные величины
|
3
|
5-8
|
24
|
8
|
8
|
8
|
Контрольная работа
|
Тема 3. Дискретная случайная величина
|
3
|
5-6
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Решение задач
|
Тема 4. Непрерывная случайная величина
|
3
|
7-8
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Решение задач
|
Раздел 3. Статистическое оценивание
|
3
|
9-10
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Письменный коллоквиум
|
Раздел 4. Проверка статистических гипотез
|
3
|
11-12
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Решение задач
Контрольная работа
|
Раздел 5. Дисперсионный анализ
|
3
|
13-14
|
12
|
4
|
4
|
4
|
практ. задания
|
Раздел 6. Корреляционный анализ
|
3
|
15-16
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Решение задач
Контрольная работа
|
Раздел 7. Регрессионный анализ
|
3
|
17-18
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Решение задач
|
ИТОГО
|
3
|
1-18
|
144
|
36
|
36
|
72
|
экзамен
|
заочная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной
аттестации (по
семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. (практ.)
занятия
|
СРС
|
Раздел 1. Случайные события.
|
3
|
24
|
2
|
2
|
20
|
|
Тема 1. Основные понятия теории вероятности.
|
3
|
12
|
1
|
1
|
10
|
|
Тема 2. Теоремы сложения умножения
|
3
|
12
|
1
|
1
|
10
|
|
Раздел 2. Случайные величины
|
3
|
24
|
2
|
2
|
20
|
|
Тема 3. Дискретная случайная величина
|
3
|
12
|
1
|
1
|
10
|
|
Тема 4. Непрерывная случайная величина
|
3
|
12
|
1
|
1
|
10
|
|
Раздел 3. Статистическое оценивание
|
3
|
12
|
1
|
1
|
10
|
|
Раздел 4. Проверка статистических гипотез
|
3
|
12
|
1
|
1
|
10
|
|
Раздел 5. Дисперсионный анализ
|
3
|
12
|
1
|
1
|
10
|
|
Раздел 6. Корреляционный анализ
|
3
|
12
|
1
|
1
|
10
|
|
Раздел 7. Регрессионный анализ
|
3
|
12
|
0
|
0
|
12
|
|
ИТОГО
|
3
|
144
|
8
|
8
|
128
|
Контрольная работа, экзамен
|
Направление 230700 «Прикладная информатика»
Профиль «Экономика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц или 180 часов, в т.ч.
очная форма обучения
Лекции – 36 час.
Семинарские (практические) занятия – 36 час.
Самостоятельная работа – 108 час., в т.ч. 36 час. – экзамен.
заочная форма обучения
Лекции – 8 час.
Семинарские (практические) занятия – 8 час.
Самостоятельная работа – 164 час., в т.ч. 36 час. – экзамен.
Структура дисциплины
очная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в час.)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. (практ.)
занятия
|
СРС
|
Раздел 1. Случайные события
|
3
|
1-4
|
32
|
8
|
8
|
16
|
Контрольная работа
|
Тема 1. Основные понятия теории вероятности.
|
3
|
1-2
|
16
|
4
|
4
|
8
|
Решение задач
|
Тема 2. Теоремы сложения умножения
|
3
|
3-4
|
16
|
4
|
4
|
8
|
Решение задач
|
Раздел 2. Случайные величины
|
3
|
5-8
|
32
|
8
|
8
|
16
|
Контрольная работа
|
Тема 3. Дискретная случайная величина
|
3
|
5-6
|
16
|
4
|
4
|
8
|
Решение задач
|
Тема 4. Непрерывная случайная величина
|
3
|
7-8
|
16
|
4
|
4
|
8
|
Решение задач
|
Раздел 3. Статистическое оценивание
|
3
|
9-10
|
16
|
4
|
4
|
8
|
Письменный коллоквиум
|
Раздел 4. Проверка статистических гипотез
|
3
|
11-12
|
16
|
4
|
4
|
8
|
Решение задач
Контрольная работа
|
Раздел 5. Дисперсионный анализ
|
3
|
13-14
|
16
|
4
|
4
|
8
|
практ. задания
|
Раздел 6. Корреляционный анализ
|
3
|
15-16
|
16
|
4
|
4
|
8
|
Решение задач
Контрольная работа
|
Раздел 7. Регрессионный анализ
|
3
|
17-18
|
16
|
4
|
4
|
8
|
Решение задач
|
ИТОГО
|
3
|
1-18
|
180
|
36
|
36
|
108
|
экзамен
|
заочная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной
аттестации (по
семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. (практ.)
занятия
|
СРС
|
Раздел 1. Случайные события.
|
3
|
32
|
2
|
2
|
28
|
|
Тема 1. Основные понятия теории вероятности.
|
3
|
16
|
1
|
1
|
14
|
|
Тема 2. Теоремы сложения умножения
|
3
|
16
|
1
|
1
|
14
|
|
Раздел 2. Случайные величины
|
3
|
32
|
2
|
2
|
28
|
|
Тема 3. Дискретная случайная величина
|
3
|
16
|
1
|
1
|
14
|
|
Тема 4. Непрерывная случайная величина
|
3
|
16
|
1
|
1
|
14
|
|
Раздел 3. Статистическое оценивание
|
3
|
16
|
1
|
1
|
14
|
|
Раздел 4. Проверка статистических гипотез
|
3
|
16
|
1
|
1
|
14
|
|
Раздел 5. Дисперсионный анализ
|
3
|
16
|
1
|
1
|
14
|
|
Раздел 6. Корреляционный анализ
|
3
|
16
|
1
|
1
|
14
|
|
Раздел 7. Регрессионный анализ
|
3
|
16
|
0
|
0
|
16
|
|
ИТОГО
|
3
|
180
|
8
|
8
|
164
|
Контрольная работа, экзамен
|
следующая страница >>