страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины «История международных отношений» - страница №1/1
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет экономикиПрограмма дисциплины «История международных отношений»для направления 080100.62 «Экономика» специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавра 3 курс Автор: доцент, к.и.н., Распопов Николай Петрович Одобрена на заседании кафедры ГМУ «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой В.В.Иванов Председатель Ю.В. Кузнецова Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся направления 080100.62 «Экономика» специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с:
1. Цели освоения дисциплины: Сформировать у студентов целостное представление об истории международных отношений, дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений. 2. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, экономическому и социальному циклу дисциплин (базовая часть). Программа предназначена для студентов дневного отделения, обучающихся по алгоритму модульного построения учебного процесса. Курс «История международных отношений» содержательно связан с учебными курсами по политологии, геополитике, философии, социологии и истории. 4. Тематический план учебной дисциплины
5. Формы контроля знаний студентов:
5.1.Критерии оценки знаний и навыков: -текущий контроль обеспечивается - проверкой выполнения домашних заданий; - итоговый контроль обеспечивается проведением зачета по всему материалу курса “История международных отношений ”; - накопленная оценка складывается из суммы результатов оценок за работу на семинарских занятиях и эссе; -итоговая оценка по курсу формируется как среднее арифметическое двух оценок: первая оценка (максимум 10 баллов) – за работу на семинарских занятиях и вторая оценка (максимум 10 баллов) – за эссе. 1. Основные участники международных отношений, специфика их поведения. 2. Ослабление роли конфессионального фактора. 3. Борьба Англии за лидерство в морской торговле. Ослабление позиций Голландии. 4. Борьба за французскую гегемонию при Людовике XIV, формирование широкой антифранцузской коалиции. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1,3 Дополнительная литература: История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Европа Нового времени (XVII – XVIII века). М. 1994. Т.4. Ивонина Л.И. Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны: учебное пособие. Смоленск, 1996. Революция во Франции и реакция феодальной Европы.. Лозунг «естественных границ», шесть коалиций.. Изменение соотношения сил между пятью великими державами. Венский конгресс (октябрь 1814 – июнь 1815) и его итоги. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1,3 Дополнительная литература: История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Европа Нового времени (XVII – XVIII века). М. 1994. Т.4. Ивонина Л.И. Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны: учебное пособие. Смоленск, 1996. Расстановка сил в Европе. Развитие колониальной экспансии. Укрепление позиций России. Восточный кризис. Берлинский конгресс 1878 г. Образование военных блоков. «Союз трех императоров». Тройственный союз и франко-русский союз. Основная литература: Кортунов С.В. Крушение Вестфальской системы международных отношений и становление нового мирового порядка. / Мировая политика: учеб. пособие под ред. С.В. Кортунова. М., Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2007. Глава 3. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Европа Нового времени (XVII – XVIII века). М. 1994. Т.4. Ивонина Л.И. Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны: учебное пособие. Смоленск, 1996. Характер войн в новую эпоху. Борьба за передел мира. Русско-Японская война. Усиление США. Антанта. Балканский кризис. Характер, масштабы, периодизация первой мировой войны. Борьба за вовлечение нейтральных стран. Секретные переговоры. Брестский мир. Четырнадцать пунктов Вильсона. Основная литература: Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3. Дополнительная литература: Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. М., 1994. Емец В.А. Очерки внешней политики России в период Первой мировой войны. Взаимоотношения с союзниками по вопросам ведения войны. М., 1997. История дипломатии. М., 1963. Т. 2. Тема 5. «Подготовка Второй мировой войны. Переговоры и дипломатические маневры в ходе войны» Ситуация на Дальнем Востоке. Японская агрессия против Китая. Геополитическая программа Гитлера. Гражданская война в Испании. Агрессия Италии в Эфиопии. Агрессия Германии в Европе. «Умиротворение». Пакт о ненападении. Атлантическая хартия. Проблема второго фронта. Конференции союзников. Объединенные нации в 1944-1945 гг. Основная литература: Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3. Дополнительная литература: Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990. Лопухов Б.Р. Германский и итальянский фашизм на пути к войне. М.: Наука, 1992. Документы к материалам международных отношений и внешней политики СССР (1917-1945). М., 1996. Тема 6. «Становление противостоящих военно-политических блоков.» Обострение международной обстановки в «Третьем мире». Образование НАТО. Корейская война. Провозглашение ФРГ и ГДР. Ситуация в ЮВА. Палестинская проблема. Независимость Индии и Пакистана. Основная литература: Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3. Торкунов А.В. Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 годов. М., 2000. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны. 1945-1995. М.,1997. Гл. 3-4. Мартынов Б.Ф. Безопасность: латиноамериканские подходы. М., 2000. Ванденберг И. Историческое недоразумение. Холодная война 1917-1990. М., 1996. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. М., 2000. Т. 1. Филлитов А.М. Германский вопрос. От раскола к объединению. М.,1993. Тема 7. «Возникновение стратегического паритета. Переход к разрядке» Модернизация внешнеполитических концепций США и СССР. Начало войны во Вьетнаме. Карибский кризис. Ситуация на Ближнем Востоке.Новая восточная политика ФРГ. Политический кризис 1968 г. в Чехословакии. Совещание по безопасности и сотрудничеству. Договоренности в Хельсинки. Основная литература: Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник. М, 2007 / Глава 1, 3, 4Кортунов. С.В. Крушение Вестфальской системы международных отношений и становление нового мирового порядка. / Мировая политика: учеб. пособие под ред. С.В. Кортунова. М., Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2007. Глава 3. Стр. 75-117. Лебедева М.М. Политическая система мира и новые участники международных отношений / Современные международные отношения и мировая политика: учебник. / Под ред. Торкунова А.В. – М.: 2008. Арбатов А. Военно-стратегический паритет и политика США. М., 1984. Арон Р. Мир и война между народами. М., 2000. Брандт В. Воспоминания. 1991. Границы Китая: история формирования / под ред. В.С. Мясникова, Е.Д.Степанова. М.:2001. Нарастание противоречий в «Третьем мире». «Права человека». Доктрина «Неоглобализма». Ввод войск в Афганистан. Ракетный кризис. Кризис в Польше. Возобновление диалога СССР-Запад. Основная литература: Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник. М., 2007. – С. 27-43. Лебедева М.М. Политическая система мира и новые участники международных отношений / Современные международные отношения и мировая политика: учебник. / Под ред. Торкунова А.В. – М.: 2008. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3. Горбачев М.С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998. Громыко А.А. Памятное. 2-е издание. М., 1990. Кн.1-2. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. Кокошин А.А. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль. М., 1995. Рогов С.М. Советский Союз и США: поиски баланса интересов. М., 1989. Тема 9. « Самоликвидация послевоенного устройства мира. 1985 - 1991 г.» «Новое мышление». Договоренности между СССР и США. Кризис в СССР. Прекращение военных конфликтов на периферии.Объединение Германии. Распад ОВД. Образование СНГ. Прекращение биполярного мироустройства. Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник. М., 2007. – С. 27-43. Лебедева М.М. Политическая система мира и новые участники международных отношений / Современные международные отношения и мировая политика: учебник. / Под ред. Торкунова А.В. – М.: 2008. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3. Дополнительная литература: Горбачев М.С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998. Громыко А.А. Памятное. 2-е издание. М., 1990. Кн.1-2. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. Кокошин А.А. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль. М., 1995. Рогов С.М. Советский Союз и США: поиски баланса интересов. М., 1989. Тема 10. «Попытка установления однополярного мира, 1991-2008» Глобальные проблемы мирового сообщества.Новая расстановка сил. Балканский кризис. Концепция внешней политики России 2000 г. Курс США на борьбу с международным терроризмом. Провал попыток госстроительства в Ираке и Афганистане. Мировой экономический кризис и его последствия. Базовый учебник: Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005): Учебник для студентов вузов - М.: 2010. Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2. Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3 Дубинин Ю. А., Мартынов Б. Ф., Юрьева Т. В. История международных отношений (1975—1991 гг.): МГИМО(У). — М.: РОССПЭН, 2006. Наринский М. М. История международных отношений. 1945—1975: Учебное пособие. — М.:РОССПЭН, 2004. Куинси Райт — Некоторые размышления о войне и мире // Теория Международных отношений: Хрестоматия / Сост. П. А. Цыганков. — М.: Гардарики, 2003. Дополнительная литература: Европейский союз на пороге ХХI века / под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М., 2001. Содружество Независимых Государств»: уроки и вызовы современности / Отв. ред. Ф.А.Казин. СПб., 2002. Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ в.: в 3-х т. М., 2000-2002. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). М., 2002. Китай в мировой политике / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М., 2001. Ссылки
7. Образовательные технологии: При подготовке к любой форме семинара необходимо следовать определенной методике, которая заключается в следующем:
Презентация Эта форма проведения семинарского занятия требует предварительной работы с группой (консультаций) и должна проводиться несколько раз для закрепления навыков работы в группах, как при подготовке вне аудитории, так и во время семинара. Учебная группа делится на несколько творческих коллективов (желательна психологическая рабочая совместимость в коллективе, достигающаяся экспериментально). Перед каждой группой ставится учебная цель и конкретные задачи, определенные вопросами к семинару. Поскольку в группе могут быть до 5-6 выступающих, то необходимым элементом является объяснение последовательности изложения материала. Хотя при реализации задания творческая группа студентов может избирать как форму так и последовательность изложения материала самостоятельно (слайды, аудио-записи, плакаты, политическая символика и другие формы подачи материала). Необходимым элементом презентации являются вопросы презентующей учебный материал группе коллегами из других творческих групп. Сложным является не только достижение качества по содержанию поставленных задач, но и жесткий хронометраж, поскольку сама форма презентации требует лаконичных формулировок и логической связи с демонстрацией слайдов. Важным моментом является техническое оснащение презентации. Студенты в творческих коллективах подготавливают необходимую для демонстрации технику и контролируют ее во время всей презентации. Оценка проделанной на презентации работы выставляется после подведения итогов как творческой группе, так и отдельным студентам. Необходимым разделом курса «История международных отношений» является самостоятельная работа с политическими текстами. Список таких произведений (в том числе художественных), а также форма и сроки отчета по ним предоставляются в начале курса. Возможные формы письменных заданий (оговаривается преподавателем): Эссе Прозаическое сочинение небольшого размера и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета. 8. Методические указания студентам Необходимым разделом курса «История международных отношений» является самостоятельная работа с политическими текстами. Список таких произведений (в том числе художественных), а также форма и сроки отчета по ним предоставляются в начале курса. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1.Тематика заданий текущего контроляТематика эссе
9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:Примерный перечень вопросов к зачету
Ссылки
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения лекционных и семинарских занятий потребуются: ноутбук, LCD- проектор, экран. Автор программы ______________ к.и.н., доцент Распопов Н.П. |
|