Программа дисциплины «История международных отношений» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тезисы лекций по теме: современные модели международных отношений 1 71.48kb.
История международных отношений (1919-1942 гг.) 1 89.55kb.
Использование аутсорсинга в международных экономических отношениях 1 278.17kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 505.66kb.
Экологический вектор развития мировой экономики 2 703.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» 1 87.5kb.
Программа «Теория международных отношений и внешнеполитический анализ» 1 13.72kb.
Рабочая программа дисциплины марксизм и теория международных отношений 1 116.4kb.
Основные направления стратегии внешнеполитической пропаганды кнр... 1 377.23kb.
П. А. Цыганков Современные теории международных отношений 1 228.13kb.
Программа дисциплины «История психологии» 1 398.37kb.
Курс «История советской дипломатии» 1 131.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «История международных отношений» - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет экономики

Программа дисциплины


«История международных отношений»



для направления 080100.62 «Экономика» специализация

«Мировая экономика» подготовки бакалавра

3 курс

Автор: доцент, к.и.н., Распопов Николай Петрович


Одобрена на заседании кафедры ГМУ «___»____________ 2012г.

Зав. кафедрой В.В.Иванов
Рекомендована секцией УМС «Менеджмент" «___»_____________ 2012 г.

Председатель Ю.В. Кузнецова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г.

Председатель Н.С. Петрухин



Нижний Новгород, 2012


Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся направления 080100.62 «Экономика» специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:




  • ОС НИУ ВШЭ по направлению 080100.62 «Экономика», специализация «Мировая экономика».

  • ООП по направлению «Экономика специализация «Мировая экономика».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению «Экономика, специализация «Мировая экономика», утвержденным в 2012г



1. Цели освоения дисциплины:
Сформировать у студентов целостное представление об истории международных отношений, дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений.
2. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире.

СЛК-3

Дает определение, распознает, демонстрирует, представляет связи, обосновывает.

Лекции-диалоги, перекрестные дискуссии, презентации по группам с последующим подведением итогов, контрольные работы с аннотацией членов группы, написание аналитических записок.

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.

СЛК-4

Дает определение, распознает, демонстрирует, представляет связи, обосновывает.

Лекции-диалоги, перекрестные дискуссии, презентации по группам с последующим подведением итогов, контрольные работы с аннотацией членов группы, написание аналитических записок.


3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, экономическому и социальному циклу дисциплин (базовая часть).

Программа предназначена для студентов дневного отделения, обучающихся по алгоритму модульного построения учебного процесса. Курс «История международных отношений» содержательно связан с учебными курсами по политологии, геополитике, философии, социологии и истории.


4. Тематический план учебной дисциплины


№ п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятель-ная работа

Лекции

Семина-ры

1

Становление общеевропейской системы международных отношений. Вестфальский мир. Ситуация второй половины XVII в.

6

2

2

2

2

Модификация международных отношений в XVIII в. Центральная и Южная Европа, Балтика. Османский фактор.

3

1




2

3

Эпоха Наполеоновских войн. Венский конгресс.

7

2

2

3

4

Венская система (1815 - 1870).

3







3

5

Международные отношения последней трети XIX в.

6

1

2

3

6

Подготовка Первой мировой войны. Переговоры и дипломатические маневры в ходе войны.

11

2

3

6

7

Версальско-Вашингтонская система.

5

1




4

8

Международные отношения в 20-е – первой половине 30-х годов.

5

1




4

9

Подготовка Второй мировой войны. Переговоры и дипломатические маневры в ходе войны.

11

2

3

6

10

Ялтинско-Потсдамская система. Сан-Францисский мирный договор.

5

1




4

11

Становление противостоящих военно-политических блоков. Обострение международной обстановки в «Третьем мире».

7

1

2

4

12

Международные кризисы второй половины 1950-х гг. Конфронтация в зоне развивающихся стран.

7

2




5

13

Возникновение стратегического паритета. Переход к разрядке. Договоренности в Хельсинки.

8

2

2

4

14

Кризис разрядки. Второе издание Холодной войны

8




2

6

15

Самоликвидация послевоенного устройства мира. 1985 - 1991 гг.

9

1

2

6

16

Попытка установления однополярного мира, 1991 – по н.в.

9

1

2

6




Итого

108

20

20

68


5. Формы контроля знаний студентов:


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры







3




Текущий контроль

(неделя)


Эссе







5




5 стр.

Итоговый

Зачет







*




Устный


5.1.Критерии оценки знаний и навыков:

-текущий контроль обеспечивается - проверкой выполнения домашних заданий;



- итоговый контроль обеспечивается проведением зачета по всему материалу курса “История международных отношений ”;

- накопленная оценка складывается из суммы результатов оценок за работу на семинарских занятиях и эссе;

-итоговая оценка по курсу формируется как среднее арифметическое двух оценок: первая оценка (максимум 10 баллов) – за работу на семинарских занятиях и вторая оценка (максимум 10 баллов) – за эссе.


6. Тематический план учебной дисциплины

Тема 1. «Становление общеевропейской системы международных отношений. Вестфальский мир. Ситуация второй половины  XVII в.»

1. Основные участники международных отношений, специфика их поведения.

2. Ослабление роли конфессионального фактора.

3. Борьба Англии за лидерство в морской торговле. Ослабление позиций Голландии.

4. Борьба за французскую гегемонию при Людовике XIV, формирование широкой антифранцузской коалиции.
Основная литература:

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1,3



Дополнительная литература:

История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Европа Нового времени (XVII – XVIII века). М. 1994. Т.4.

Ивонина Л.И. Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны: учебное пособие. Смоленск, 1996.

Тема 2. «Эпоха Наполеоновских войн. Венский конгресс»

Революция во Франции и реакция феодальной Европы.. Лозунг «естественных границ», шесть коалиций.. Изменение соотношения сил между пятью великими державами.

Венский конгресс (октябрь 1814 – июнь 1815) и его итоги.
Основная литература:

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1,3



Дополнительная литература:

История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Европа Нового времени (XVII – XVIII века). М. 1994. Т.4.

Ивонина Л.И. Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны: учебное пособие. Смоленск, 1996.
Тема 3. Международные отношения последней трети XIX в.:

Расстановка сил в Европе. Развитие колониальной экспансии. Укрепление позиций России. Восточный кризис. Берлинский конгресс 1878 г. Образование военных блоков. «Союз трех императоров». Тройственный союз и франко-русский союз.


Основная литература:

Кортунов С.В. Крушение Вестфальской системы международных отношений и становление нового мирового порядка. / Мировая политика: учеб. пособие под ред. С.В. Кортунова. М., Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2007. Глава 3.

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3.
Дополнительная литература:

История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Европа Нового времени (XVII – XVIII века). М. 1994. Т.4.

Ивонина Л.И. Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны: учебное пособие. Смоленск, 1996.

Тема 4. «Подготовка Первой мировой войны. Переговоры и дипломатические маневры в ходе войны»

Характер войн в новую эпоху. Борьба за передел мира. Русско-Японская война. Усиление США. Антанта. Балканский кризис. Характер, масштабы, периодизация первой мировой войны. Борьба за вовлечение нейтральных стран. Секретные переговоры. Брестский мир. Четырнадцать пунктов Вильсона.


Основная литература:

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3.


Дополнительная литература:

Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. М., 1994.

Емец В.А. Очерки внешней политики России в период Первой мировой войны. Взаимоотношения с союзниками по вопросам ведения войны. М., 1997.

История дипломатии. М., 1963. Т. 2.



Тема 5. «Подготовка Второй мировой войны. Переговоры и дипломатические маневры в ходе войны»

Ситуация на Дальнем Востоке. Японская агрессия против Китая. Геополитическая программа Гитлера. Гражданская война в Испании. Агрессия Италии в Эфиопии. Агрессия Германии в Европе. «Умиротворение». Пакт о ненападении. Атлантическая хартия. Проблема второго фронта. Конференции союзников. Объединенные нации в 1944-1945 гг.



Основная литература:

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3.


Дополнительная литература:

Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.

Лопухов Б.Р. Германский и итальянский фашизм на пути к войне. М.: Наука, 1992.

Документы к материалам международных отношений и внешней политики СССР (1917-1945). М., 1996.


Тема 6. «Становление противостоящих военно-политических блоков.»

Обострение международной обстановки в «Третьем мире». Образование НАТО. Корейская война. Провозглашение ФРГ и ГДР. Ситуация в ЮВА. Палестинская проблема. Независимость Индии и Пакистана.


Основная литература:

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3.

Торкунов А.В. Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 годов. М., 2000.
Дополнительная литература:

Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны. 1945-1995. М.,1997. Гл. 3-4.

Мартынов Б.Ф. Безопасность: латиноамериканские подходы. М., 2000.

Ванденберг И. Историческое недоразумение. Холодная война 1917-1990. М., 1996.

Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. М., 2000. Т. 1.

Филлитов А.М. Германский вопрос. От раскола к объединению. М.,1993.


Тема 7. «Возникновение стратегического паритета. Переход к разрядке»

Модернизация внешнеполитических концепций США и СССР. Начало войны во Вьетнаме. Карибский кризис. Ситуация на Ближнем Востоке.Новая восточная политика ФРГ. Политический кризис 1968 г. в Чехословакии. Совещание по безопасности и сотрудничеству. Договоренности в Хельсинки.


Основная литература:

Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник. М, 2007 / Глава 1, 3, 4Кортунов. С.В. Крушение Вестфальской системы международных отношений и становление нового мирового порядка. / Мировая политика: учеб. пособие под ред. С.В. Кортунова. М., Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2007. Глава 3. Стр. 75-117.

Лебедева М.М. Политическая система мира и новые участники международных отношений / Современные международные отношения и мировая политика: учебник. / Под ред. Торкунова А.В. – М.: 2008.
Дополнительная литература:

Арбатов А. Военно-стратегический паритет и политика США. М., 1984.

Арон Р. Мир и война между народами. М., 2000.

Брандт В. Воспоминания. 1991.

Границы Китая: история формирования / под ред. В.С. Мясникова, Е.Д.Степанова. М.:2001.
Тема 8. Кризис разрядки. Второе издание Холодной войны:

Нарастание противоречий в «Третьем мире». «Права человека». Доктрина «Неоглобализма». Ввод войск в Афганистан. Ракетный кризис. Кризис в Польше. Возобновление диалога СССР-Запад.



Основная литература:
Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник. М., 2007. – С. 27-43.

Лебедева М.М. Политическая система мира и новые участники международных отношений / Современные международные отношения и мировая политика: учебник. / Под ред. Торкунова А.В. – М.: 2008.

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3.
Дополнительная литература:

Горбачев М.С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998.

Громыко А.А. Памятное. 2-е издание. М., 1990. Кн.1-2.

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Кокошин А.А. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль. М., 1995.

Рогов С.М. Советский Союз и США: поиски баланса интересов. М., 1989.



Тема 9. « Самоликвидация послевоенного устройства мира. 1985 - 1991 г.»

«Новое мышление». Договоренности между СССР и США. Кризис в СССР.

Прекращение военных конфликтов на периферии.Объединение Германии. Распад ОВД. Образование СНГ. Прекращение биполярного мироустройства.
Основная литература:

Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник. М., 2007. – С. 27-43.

Лебедева М.М. Политическая система мира и новые участники международных отношений / Современные международные отношения и мировая политика: учебник. / Под ред. Торкунова А.В. – М.: 2008.

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). : Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3.


Дополнительная литература:

Горбачев М.С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998.

Громыко А.А. Памятное. 2-е издание. М., 1990. Кн.1-2.

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Кокошин А.А. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль. М., 1995.

Рогов С.М. Советский Союз и США: поиски баланса интересов. М., 1989.


Тема 10. «Попытка установления однополярного мира, 1991-2008»

Глобальные проблемы мирового сообщества.Новая расстановка сил. Балканский кризис. Концепция внешней политики России 2000 г. Курс США на борьбу с международным терроризмом. Провал попыток госстроительства в Ираке и Афганистане. Мировой экономический кризис и его последствия.



Базовый учебник:

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманов Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005): Учебник для студентов вузов - М.: 2010.

Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века: в 3-х ч.: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Родригес. Москва, 2006. 621 стр. Ч.2.

Основная литература:

Системная история международных отношений: в 4-х томах. События 1918-2003 гг. / под редакцией А.Г. Богатурова. М., 2003. 720 с. Т.1.,3

Дубинин Ю. А., Мартынов Б. Ф., Юрьева Т. В. История международных отношений (1975—1991 гг.): МГИМО(У). — М.: РОССПЭН, 2006.

Наринский М. М. История международных отношений. 1945—1975: Учебное пособие. — М.:РОССПЭН, 2004.



Куинси Райт — Некоторые размышления о войне и мире // Теория Международных отношений: Хрестоматия / Сост. П. А. Цыганков. — М.: Гардарики, 2003.
Дополнительная литература:

Европейский союз на пороге ХХI века / под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М., 2001.

Содружество Независимых Государств»: уроки и вызовы современности / Отв. ред. Ф.А.Казин. СПб., 2002.

Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ в.: в 3-х т. М., 2000-2002.

Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). М., 2002.

Китай в мировой политике / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М., 2001.



Ссылки


  • Сайт ИМЭМО РАН

  • Сайт издательства "Международные отношения"

  • Сайт МГИМО МИД РФ

  • Официальный сайт МИД России

  • Cайт Российского совета по международным делам

  • L’Institut français des relations internationales est en France le principal centre de recherche et de débat indépendant consacré à l’analyse des questions internationales.

  • Le CERI est le principal centre universitaire français d’études internationales et d’analyse des sociétés politiques étrangères.

  • www.mir-politiki.ru/ Новостной сайт о международных отношениях


7. Образовательные технологии:

При подготовке к любой форме семинара необходимо следовать определенной методике, которая заключается в следующем:



  • при подготовке к семинару прочитать текст, предшествующей лекции по теме семинара;

  • прочитать главы из учебника по курсу «История международных отношений» (из списка основной литературы) по теме семинара;

  • найти по указанию преподавателя дополнительные материалы и использовать их при подготовке к семинарскому занятию. Условия выполнения последнего пункта варьируются в зависимости от формы семинара.

Презентация

Эта форма проведения семинарского занятия требует предварительной работы с группой (консультаций) и должна проводиться несколько раз для закрепления навыков работы в группах, как при подготовке вне аудитории, так и во время семинара.

Учебная группа делится на несколько творческих коллективов (желательна психологическая рабочая совместимость в коллективе, достигающаяся экспериментально).

Перед каждой группой ставится учебная цель и конкретные задачи, определенные вопросами к семинару. Поскольку в группе могут быть до 5-6 выступающих, то необходимым элементом является объяснение последовательности изложения материала. Хотя при реализации задания творческая группа студентов может избирать как форму так и последовательность изложения материала самостоятельно (слайды, аудио-записи, плакаты, политическая символика и другие формы подачи материала). Необходимым элементом презентации являются вопросы презентующей учебный материал группе коллегами из других творческих групп. Сложным является не только достижение качества по содержанию поставленных задач, но и жесткий хронометраж, поскольку сама форма презентации требует лаконичных формулировок и логической связи с демонстрацией слайдов. Важным моментом является техническое оснащение презентации. Студенты в творческих коллективах подготавливают необходимую для демонстрации технику и контролируют ее во время всей презентации. Оценка проделанной на презентации работы выставляется после подведения итогов как творческой группе, так и отдельным студентам.

Необходимым разделом курса «История международных отношений» является самостоятельная работа с политическими текстами. Список таких произведений (в том числе художественных), а также форма и сроки отчета по ним предоставляются в начале курса.

Возможные формы письменных заданий (оговаривается преподавателем):



Эссе

Прозаическое сочинение небольшого размера и свободной компози­ции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по кон­кретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета.


8. Методические указания студентам

Необходимым разделом курса «История международных отношений» является самостоятельная работа с политическими текстами. Список таких произведений (в том числе художественных), а также форма и сроки отчета по ним предоставляются в начале курса.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1.Тематика заданий текущего контроля



Тематика эссе


  1. Англо-французское противостояние в XVII - XVIII вв.

  2. Борьба за гегемонию на Балтике в XVII - XVIII вв.

  3. Польский вопрос в XVIII в.

  4. Польский вопрос в XIX в.

  5. Пруссия в XVIII - XIX вв. Внешнеполитические аспекты.

  6. Создание германской империи. Внешнеполитические аспекты.

  7. Внешняя политика Франции эпохи Революции и Империи.

  8. Европейская политика Англии в XIX в.

  9. Восточный вопрос.

  10. Колониальная экспансия европейских держав.

  11. Балканские кризисы XIX - начала XX вв.

  12. Версальско-Вашингтонская система.

  13. Лига Наций.

  14. Проблемы второго фронта. Конференции союзников.

  15. Внешнеполитические доктрины СССР (середина 40-х - середина 60-х гг.)

  16. Внешнеполитические доктрины США (середина 40-х - середина 60-х гг.).

  17. Движение неприсоединения.

  18. Деколонизация.

  19. Индо-пакистанский конфликт (по настоящее время).

  20. Проблемы суверенитета и право на самоопределение.

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:


Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Итоги 30-летней войны. Вестфальский мир.

  2. Международные отношения в Европе во 2-ой половине XVII в.

  3. Войны за «наследство» в 1-ой половине XVIII в.

  4. Северная война и ее международные последствия.

  5. Семилетняя война и ее последствия.

  6. Ослабление Османской империи.

  7. Разделы Польши.

  8. Война за независимость в Северной Америке и ее последствия.

  9. Международные отношения в начале XIX в.

  10. Венский Конгресс и созданная на нем система.

  11. Священный союз и его деятельность.

  12. Подготовка и результаты Крымской войны.

  13. Проблемы проливов.

  14. Образование Германской империи.

  15. Образование Итальянского королевства.

  16. Расстановка сил в Европе в последней трети XIX в.

  17. Развитие колониальной экспансии.

  18. Балканский кризис.

  19. Берлинский конгресс.

  20. «Союз трех императоров».

  21. Тройственный союз.

  22. Франко-русский союз.

  23. Борьба за передел мира.

  24. Антанта.

  25. Балканский кризис.

  26. Характер, масштабы и периодизация Первой мировой.

  27. Дипломатия во время Первой мировой войны.

  28. Брестский мир.

  29. Четырнадцать пунктов Вильсона.

  30. Итоги Первой мировой войны. Версальская конференция.

  31. Образование Лиги Наций.

  32. Советская Россия в новой системе международных отношений.

  33. Вашингтонская конференция.

  34. Германская проблема.

  35. Малая Антанта.

  36. Идея коллективной безопасности. Переговоры.

  37. Ситуация на Дальнем Востоке. Японская агрессия.

  38. Геополитическая программа Гитлера.

  39. Агрессия Италии.

  40. Агрессия Германии.

  41. Ситуация вокруг войны в Испании.

  42. Переговоры накануне Второй мировой войны.

  43. Причины, характер и периодизация Второй мировой войны.

  44. Проблема второго фронта. Конференции союзников.

  45. Объединенные нации.

  46. Послевоенное урегулирование в Европе.

  47. Послевоенное урегулирование в Азии.

  48. Становление биполярного мира (экономика, политика, идеология).

  49. Послевоенная ситуация на Балканах (включая Грецию и Турцию).

  50. Создание НАТО.

  51. Международные последствия раскола Германии.

  52. Создание Варшавского договора.

  53. Обострение противостояния в Азии. Корейская война. Международные аспекты.

  54. Эволюция внешнеполитической доктрины СССР (конец 40-х – начало 60-х гг.)

  55. Эволюция внешнеполитической доктрины США (конец 40-х – начало 60-х гг.)

  56. Деколонизация Азии и Африки.

  57. Движение неприсоединения.

  58. Мировая дипломатия и возникновение ближневосточной проблемы.

  59. Внешнеполитические и военные аспекты европейской интеграции.

  60. Международная ситуация на Ближнем Востоке в 50-70 гг.

  61. Арабо-израильский диалог 80-90 гг.

  62. Современная ситуация на Ближнем Востоке.

  63. Эволюция отношений США – Латинская Америка.

  64. Международные аспекты войны в Юго-Восточной Азии.

  65. Стабилизиция международной системы 1969-1973 гг.

  66. Эволюция конфликта в Южной Азии.

  67. Политика разрядки. Хельсинкский акт.

  68. Обострение идеологических противоречий. Права человека во внешней политике 70-80х гг.

  69. Афганский вопрос в международных отношениях в 80-е годы.

  70. Обострение обстановки на Среднем Востоке. Нефтяная проблема (70-80-е гг).

  71. Развитие европейской интеграции. Внешнеполитический и военный аспекты. Единый европейский акт.

  72. Распад ОВД и СЭВ.

  73. НАТО в современных условиях.

  74. Россия и СНГ.

  75. Интеграция в Латинской Америке.

  76. Международный терроризм.

  77. Международная интервенция в Афганистан.

  78. Международная интервенция в Ирак.

  79. Региональное сотрудничество в Европе.

  80. Глобализация и международные отношения.

  81. Внешнеполитический курс администрации Клинтона.

  82. Внешнеполитический курс администрации Буша-мл.

  83. Внешнеполитическая доктрина РФ после 2000 г.

  84. Международные гуманитарные интервенции.

  85. Внешнеполитический курс Горбачева – Шеварднадзе.

  86. Современный этап европейской интеграции.

  87. Международные аспекты кризиса на Балканах в 90-х – 2000-х гг.

  88. Кризис ООН и пути его решения.

  89. Проблема суверенитета в современных международных отношениях.

  90. Африка в современных международных отношениях.

  91. Внешнеполитическая доктрина ЕС.

  92. Оборонная доктрина ЕС.

  93. Кризис политики нераспространения ядерного оружия.



Ссылки


  • Сайт ИМЭМО РАН

  • Сайт издательства "Международные отношения"

  • Сайт МГИМО МИД РФ

  • Официальный сайт МИД России

  • Cайт Российского совета по международным делам

  • L’Institut français des relations internationales est en France le principal centre de recherche et de débat indépendant consacré à l’analyse des questions internationales.

  • Le CERI est le principal centre universitaire français d’études internationales et d’analyse des sociétés politiques étrangères.

  • www.mir-politiki.ru/ Новостной сайт о международных отношениях

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных и семинарских занятий потребуются: ноутбук, LCD-

проектор, экран.



Автор программы ______________ к.и.н., доцент Распопов Н.П.