Приложения к уроку проблемного изложения нового материала, 11-й класс Приложение 1 Итоговый тест «Электромагнитные волны» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Конспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца» 1 35.71kb.
Итоговый проверочный тест по проекту «Интернет-мемы» Данный тест... 1 28.29kb.
Тест «Электромагнитные волны» 1 8.89kb.
Тест Задание №1 1 30.44kb.
Итоговый тест по литературному чтению. 3 класс умк «Начальная школа... 1 29.79kb.
Электромагнитные волны 1 61.38kb.
Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового... 1 49.98kb.
В настоящее время в образовании существует противоречие между большим... 1 56.15kb.
Э электромагнитные волны и электронные системы 1 20.94kb.
Приложения (группа А) Приложение I. Магдалена–Лени–Винен – Приложение II. 1 359.58kb.
Ю. А. Жаринов Г. И. Евдакимов 1 147.51kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Приложения к уроку проблемного изложения нового материала, 11-й класс Приложение - страница №1/1

Е.С. Увицкая ,

МОУ СОШ.№ 16 с УИОП, г. Лысьва, Пермский кр.

Зарождение квантовой физики

Приложения к уроку проблемного изложения нового материала, 11-й класс
Приложение 1

Итоговый тест «Электромагнитные волны»

1) Для объяснения электрических и магнитных взаимодействий М. Фарадей ввёл представления о существовании силовых линий электрических и магнитных полей. Какой научный метод он использовал в этих случаях?

1. Метод наблюдений природных явлений;

2. метод моделей;

3. теоретический метод;

4. метод физического эксперимента.

(Ответ. 2)


2) Выберите правильные (-ое) утверждения (-ие):

I. Максвелл опираясь на эксперименты Фарадея по исследованию электромагнитной индукции, теоретически предсказал существование электромагнитных волн.

II. Герц, опираясь на теоретические предсказания Максвелла, обнаружил электромагнитные волны экспериментально.

III. Максвелл, опираясь на эксперименты Герца по исследованию электромагнитных волн, создал теорию их распространения в вакууме.

1. Только I;

2. только II;

3. только III;

4. I и II;

(Ответ. 4)
3) Какое из приведённых ниже утверждений противоречит современной электродинамике?

1. В электромагнитной волне электрическое и магнитное поля тесно связаны друг с другом;

2. электрическое поле существует везде, где меняется магнитное поле;

3. В электромагнитной волне можно ослабить электрическое поле, оставив магнитное прежним;

4. электромагнитные волны могут существовать в пространстве, где нет электрических зарядов.

(Ответ. 3)


4) Один из исследователей предсказал существование электромагнитных волн, второй – открыл их экспериментально, третий – применил их на практике. Какой порядок фамилий соответствует такому распределению вклада учёных в исследование электромагнитного поля?

1. Максвелл, Герц, Попов;

2. Герц, Максвелл, Попов;

3. Попов, Герц, Максвелл;

4. Максвелл, Попов, Герц.

(Ответ. 1)


5) Верно ли утверждение: излучение электромагнитных волн происходит при:

А. движении электронов в линейном ускорителе

Б. колебательном движении электронов в антенне

1. только А;

2. только Б;

3. и А, и Б;

4. ни А, ни Б.

(Ответ. 3)


6) Явление, доказывающее, что в электромагнитной волне вектор напряжённости электрического поля колеблется в направлении, перпендикулярном направлению распространения электромагнитной волны является:

1. интерференция;

2. отражение;

3. поляризация;

4. дифракция.

(Ответ. 3)


7) При прохождении электромагнитных волн в воздухе происходят колебания:

1. молекул воздуха;

2. плотности воздуха;

3. концентрации кислорода;

4. напряжённости электрического и индукции магнитного полей.

(Ответ. 4)


8) В бегущей гармонической электромагнитной волне напряжённость электрического и индукция магнитного полей колеблются:

1. в одинаковой фазе во взаимно перпендикулярных плоскостях;

2. в противофазе во взаимно перпендикулярных плоскостях;

3. в одинаковой фазе в одной плоскости;

4. в одной плоскости, но со сдвигом фаз, равным 90°.

(Ответ. 1)


9) Расположите в порядке возрастания длины волны электромагнитные излучения:

I. инфракрасное излучение Солнца;

II. рентгеновское излучение;

III. излучение СВЧ-печей.

1. I, II, III;

2. II, I, III;

3. III, II, 1;

4. эти излучения не являются электромагнитными волнами.

(Ответ. 2)
10) Скорость распространения рентгеновского излучения в вакууме:

1. 3 · 108 м/с;

2. 3 · 102 м/с;

3. зависит от частоты;

4. зависит от энергии.

(Ответ. 1)


11) Инфракрасное излучение испускают:

1. электроны при их направленном движении в проводнике;

2. атомные ядра при их превращениях;

3. любые заряженные частицы;

4. любые нагретые тела.

(Ответ. 4)


12) Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено:

1. интерференцией света;

2. отражением света;

3. дисперсией света;

4. дифракцией света.

(Ответ. 3)


13) Разложение белого света в спектр при прохождении его через призму объясняется тем, что свет состоит из набора электромагнитных волн разной длины, которые, попадая в призму:

1. движутся с разной скоростью;

2. имеют одинаковую частоту;

3. поглощаются в разной степени;

4. имеют одинаковую длину волны.

(Ответ. 1)


14) Почему пучок белого света при прохождении через стеклянную призму разлагается в разноцветную полосу света?

1. белый свет состоит из световых волн различной длины, а показатель преломления зависит от длины волны;

2. в призме происходит интерференция света с различными длинами волн;

3. в призме происходит отклонение света от прямолинейного направления в результате дифракции, отклонившиеся лучи вне призмы интерферируют между собой и дают разноцветный спектр;

4. белый свет возбуждает атомы в стекле призмы, атомы излучают свет различных длин волн.

(Ответ. 1)


15) После прохождения белого света через красное стекло свет становится красным. Это происходит из-за того, что световые волны других цветов в основном:

1. отражаются;

2. рассеиваются;

3. преломляются;

4. поглощаются.

(Ответ. 4)


16) Какое явление называется дифракцией света?

1. явление разложения белого света в спектр;

2. явление усиления или ослабления света в местах встречи световых волн с различными фазами колебаний;

3. явление огибания световыми волнами краёв препятствий;

4. явление распространения света от точечного источника по всем направлениям.

(Ответ. 3)


17) При освещении непрозрачного диска в центре его тени появляется пятно. Этот факт можно объяснить с помощью законов...

А. геометрической оптики;

Б. волновой оптики.

1. Только А;

2. только Б;

3. А и Б;

4. ни А, ни Б.

(Ответ. 2)


18) Согласно законам геометрической оптики, система двух линз может дать сколь угодно большое увеличение. Почему частицы размером 3 · 10–8 м не различимы ни в один оптический микроскоп?

1. законы геометрической оптики нарушаются вследствие дифракции света;

2. невозможно технически изготовить линзы с нужным фокусным расстоянием;

3. такие частицы поглощают свет;

4. к частицам трудно приблизить объект.

(Ответ. 1)


19) Просветление оптических стёкол основано на явлении:

1. интерференции света;

2. дисперсии света;

3. преломлении света;

4. полного внутреннего отражения света.

(Ответ. 1)


20) При выдувании мыльного пузыря при некоторой толщине плёнки он приобретает радужную окраску. Какое физическое явление лежит в основе этого наблюдения?

1. дифракция;

2. интерференция;

3. поляризация;

4. дисперсия.

(Ответ. 2)



Приложение № 2
Закон единства и борьбы противоположностей

(«Философия», С.Ф. Солопов, стр. 159)


Всем вещам и явлениям свойственны противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в процессе взаимопроникновения и взаимоотрицания и обусловливающие бесконечность движения, изменения и развития.

К. Маркс писал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляет сущность диалектического движения.»

История познания, обобщение практики, привели к философско-теоретическому выводу: материя одновременно прерывна и непрерывна – это одна мысль, одно суждение.

Ф. Энгельс писал: «Взаимодействие исключает всякое абсолютно первичное и абсолютно вторичное; но вместе с тем оно есть такой двусторонний процесс, который по своей природе может рассматриваться с двух различных точек зрения; чтобы его понять как целое, его даже необходимо исследовать в отдельности сперва с одной, затем с другой точки зрения; прежде чем можно будет подытожить совокупный результат. Если же мы односторонне придерживаемся одной точки зрения как абсолютной в противоположность к другой или если мы произвольно перескакиваем с одной точки зрения на другую в зависимости от того, чего в данный момент требуют наши рассуждения, то мы останемся в плену односторонности метафизического мышления, от нас ускользает связь целого, и мы запутываемся в одном противоречии за другим.»

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии самодвижении, науки о наиболее общих законах развития природы.

Метафизика – противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.


Закон взаимного перехода количества в качество (стр. 184)

Постепенные, количественные изменения предметов и явлений, их свойств и состояний неизбежно приводят со временем к коренным, качественным изменениям, причём вновь возникшее качество (новая система) подчиняется новому закону (мере) и темпу количественных изменений.

Закон перехода количественных изменений в качественные предполагает не только качественные скачки, но и количественную обусловленность их; не связывает признание скачков от одних явлений к другим с непознаваемостью этих скачков, а прямо нацеливает на раскрытие конкретного «механизма» вполне естественного процесса их осуществления, на точное отражение в научных теориях количественного содержания качественных скачков.
Закон отрицания отрицания (стр. 205)

Закон отрицания отрицания характеризует процессы в аспекте их направленности от старого к новому, раскрывает механизм изменения объектов, подчёркивая, что всякое развитие осуществляется путём отрицания старого новым: отрицание одной противоположность другой; путём смены одной формы взаимосвязи противоположностей другой формой; путём отрицания одних противоречий другими.


Ф. Энгельс писал, что отрицание как раз и есть движущее начало всякого развития; разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причём на основе приобретённого опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени.

Графическим образом процесса развития, движения может служить не прямая линия и не круг, а особая кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой «фрагмент» такой спирали обладает одновременно всеми свойствами самой спирали.



Приложение 3
Квантовая физика и проблемы биологии
Механизм зрения

1) Почему глаз человека и большинства обитателей Земли воспринимает только небольшой диапазон волн по сравнению с существующим в природе спектром электромагнитных излучений?

2) Что произошло, если бы глаз человека воспринимал, например, инфракрасный свет?

3) Почему наши глаза не реагируют на инфракрасный свет?

4) Почему глаз не воспринимает ультрафиолетовый свет?
Процесс фотосинтеза

1) Почему листья растений зелёные?

2) Что такое фотосинтез?

3) Почему ночью фотосинтез не происходит?


Наследственность

1) Что такое наследственность?

2) Что такое ген?

3) Что такое мутации?

4) Как вызвать мутацию?

5) Под воздействием каких излучений происходит процесс мутации? Почему?




Цвет световой волны


Длина волны, нм


Инфракрасный


900


Красный


760


Зелёный


500


Фиолетовый


380


Ультрафиолетовый


200



Приложение 4
1) Найти длину волны для пули, движущейся со скоростью 500 м/с и имеющей массу 10 г.

(Ответ. 1,3 · 10–34 м/с)


2) Найти длину волны электрона, движущегося в атоме со скоростью 2 · 106 м/с.

(Ответ. 0,36 нм)


3) Определить длину волны де Бройля для нейтрона, движущегося со средней скоростью при температуре 17 °С.

(Ответ. 0,148 нм)


4) Протон движется в однородном магнитном поле с индукцией 15 мТл по окружности радиусом 1,4 м. Определить длину волны де Бройля.

(Ответ. 0,197 нм)


5) Определите, какую ускоряющую разность потенциалов должен пройти электрон, чтобы волна де Бройля для него была равна 1 нм.

(Ответ. 1,5 В)