Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового материала - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок№1 «Что такое отношение?» Тип урока: урок изучения нового материала... 1 106.4kb.
Урок изучения нового материала Тема урока «Определение пола. 1 42.75kb.
Урок в 6 классе. Тема урока: Происхождение слова «алгоритм». 1 51.46kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе. 1 88.73kb.
8 класс Учебник «Алгебра» 8 класс под редакцией Теляковского С. 1 117.72kb.
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе М. М. Зощенко «Ёлка»... 1 72.83kb.
Учебник «Математика. 6 класс. Часть 2». В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон, М. 1 94.95kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Интегрированный урок (математика + основы потребительских знаний) 1 116.89kb.
Конспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца» 1 35.71kb.
Правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным... 3 777.57kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового материала - страница №1/1

УРОК 85/2 ФИЗИКА - 11
ТЕМА «ФОТОЭФФЕКТ.»
ТИП УРОКА – урок изучения нового материала.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – системного усвоения знаний по физике, ИКТ, проблемного обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, презентация «Фотоэффект»
Цели урока:

Образовательная – изучить явление фотоэлектрического эффекта, его закономерности, области применения;

Развивающая – подготовить обучающихся к пониманию процессов и явлений, происходящих по законам квантовой физики; учить систематизировать учебный материал, выделяя доминирующие элементы знания; развивать умение работать с формулами при решении задач;

Воспитательная – формирование научного мировоззрения; тренировка памяти, внимания, самостоятельности, ответственности за собственные знания и их применение; воспитание гордости за своих соотечественников.
Ход урока:

  1. Организационный момент

Мы знаем, что физика - наука о природе. Вспомним Ф.И.Тютчева:

"Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать". На каждом уроке физики, при изучении любого явления мы учимся этому языку, помня, что если первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, то последнее будет означать её конец…Путь познания природы таков: открытие – исследование - объяснение.

При изучении нашей темы этим этапам можно сопоставить три даты:1887 – 1890 – 1905.

О каком событии идет речь? С именами, каких учёных можно связать каждый этап? Какое значение имели их работы для квантовой физики?


Постановка целей урока учащимися


  1. Изучение нового материала.

До сегодняшнего дня мы с вами рассматривали и изучали явления, подтверждающие именно волновую теорию света, т.е. его волновые свойства. Но как уже не раз было сказано, существуют и явления, которые подтверждают и корпускулярную теорию света, т.е. поведение света, как потока частиц.

Одним из таких явлений является ФОТОЭФФЕКТ.

1887 год-Генрих Герц открыл явление фотоэффекта.



Для того, чтобы получить более полное представление о фотоэффекте, нужно выяснить, от чего зависит число вырванных светом с поверхности вещества электронов (фотоэлектронов) и чем определяется их скорость (кинетическая энергия).

Исследованием этих вопросов занимался русский физик Александр Григорьевич Столетов.



1890 год - А.Г. Столетов установил количественные закономерности фотоэффекта.

Сообщение учащегося о Столетове А.Г.


Первый закон. Фототок насыщения пропорционален световому потоку, падающему на металл. Iн ~ Ф
Число электронов, выбиваемых за 1с из вещества пропорционально интенсивности света, падающего на вещество. N ~ I



Второй закон. Кинетическая энергия фотоэлектронов не зависит от интенсивности падающего света, а зависит от его частоты. Если к освещенному электроду подключить положительный полюс батареи, то при некотором U фототок прекратится. Это явление не зависит от величины светового потока.

По закону сохранения энергии: mυ2/2 = Uзе.



Кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света.


Третий закон. Для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта.

νmin


То есть существует наименьшая частота, при которой еще возможен фотоэффект. При меньшей частоте ни при какой интенсивности волны падающего света на фотокатод фотоэффект не произойдет.


Теория фотоэффекта.

1905 год- Альберт Энштейн развив теорию Планка показал, что законы фотоэффекта могут быть объяснены при помощи квантовой теории.

Явление фотоэффекта экспериментально доказывает, что свет имеет прерывистую структуру.

Излученная порция Е = h ν сохраняет свою индивидуальность и поглощается веществом только целиком.

На основании закона сохранения энергии: hν = Авых + mυ2/2 – уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

- Выясним где фотоэффект нашел свое применение. Послушаем подготовленные ребятами сообщения: "Внешний фотоэффект"; "Альтернативный источник".


  1. Закрепление изученного материала

1. В стихотворении А.С. Пушкина читаем: «…гений, парадоксов друг». Знаете ли вы, что такое парадокс? Парадокс-это неожиданное явление, несоответствующее обычным представлениям. Сейчас просмотрите параграф 73 и найдете, в чем состоит парадокс фотоэффекта.

Парадокс состоит в том, что при увеличении потока падающего света заданной длины волны не происходит увеличения скорости фотоэффекта, а свет длиной волны меньше порогового значения вообще не может выбить из металла электроны независимого от мощности светового потока.


2. Вопросы для самоконтроля:
1.От чего зависит: а) число фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы фотоэффекта?
2.На разные металлы падают фотоны одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из металлов?

3.На рисунке приведены вольт – амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.


4.Какое предположение о взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения Эйнштейна?

5.Как объясняет фотоэффект квантовая модель света?


Итог урока. Рефлексия.

Так или иначе, но Эйнштейну удалось показать, что квантовая теория имеет право на существование. Применяя, ее для объяснения все новых явлений он непрерывно увеличивал число ее сторонников. Последние сомнения в существовании световых квантов отпали.




  1. Домашнее задание.

Учебник, параграф 73, задачи № 3, № 4.