Общая методология научного творчества Научное изучение как основная форма научной работы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Методология научного... 4 554.2kb.
Лекция 1 лекция 1 методология научного творчества 1 40.58kb.
Рабочей программы дисциплины од. А. 05 «Методология научного исследования... 1 23.42kb.
Программа курса «Методология и методика научного исследования» 1 44.3kb.
В м. Шукшин и его произведения. Изучение творчества В. Шукшина задача 1 49.25kb.
Шаг Подготовка научной работы Шаг Подача заявки на участие 1 37.18kb.
Программа «Риторика» Квалификация (степень) «магистр» I. Цели и задачи... 1 93.71kb.
Методическое пособие. Тема Психология как наука. Отрасли психологии. 1 111.3kb.
Рациональное в творчестве журналиста 1 69.5kb.
Физика, её методология и методы научного познания. Раздел 11. 1 20.48kb.
Курт Хюбнер критика научного разума 13 4409.37kb.
Название школы 1 56.78kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Общая методология научного творчества Научное изучение как основная форма научной - страница №4/4


Порядок защиты диссертации
После оформления уже написанной диссертации начинается процесс подготовки ее к защите, который включает: 1) предварительное рассмотрение диссертации по месту ее выполнения (так называемая ее предзащита); 2) составление автореферата диссертации; 3) представление диссертации в диссертационный совет, печатание и рассылка ее автореферата; 4) подготовку соискателя к защите своей диссертации; 5) процедуру публичной ее защиты.

Каждый этап этого процесса имеет свою специфику и определен соответствующими требованиями «Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 1185). Рассмотрим эти этапы процесса подготовки кандидатской диссертации в свете требований настоящего Положения более подробно.


Замечания разработчиков сайта:
В связи с тем, что «Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 1185, на основании которого была написана Часть 5, утратило юридическую силу, Часть 5 на сайте не приводится.

Вместо этого приводятся следующие действующие документы:
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 г. Москва

«Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о порядке присуждения ученых степеней»
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 194 г. Москва

«Положения о порядке присвоения ученых званий» (от 29.03.2002 № 194)
Основные понятия научно-исследовательской работы
Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект(предмет) исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-практический уровень исследования, представленного на соискание ученой степени.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация:

обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.



Исследовательская специальность(часто именуемая как направление исследования) – устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Научная дисциплина – раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное изображение действительности.

Научное исследование — целенаправленное познание, ре­зультаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание — исследование, которое характеризу­ется своими особыми целями, а главное — методами получе­ния и проверки новых знаний.

Научно-техническое направление научно-исследователь­ской работы — самостоятельная техническая задача, обеспечи­вающая в дальнейшем решение проблемы.

Научный доклад — научный документ, содержащий изло­жение результатов научно-исследовательской или опытно-кон­структорской работы, опубликованной в печати или прочитан­ной в аудитории.

Научный отчет — научный документ, содержащий по­дробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-иссле­довательской или опытно-конструкторской работы. Назначе­ние этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершению или за определенный промежуток времени.

Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является эле­ментом, составляющим основу научного знания.

Обзор — научный документ, содержащий систематизирован­ные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состояни­ем научной проблемы и перспективами ее развития.

Объект исследования — процесс или явление, порождаю­щее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип — основное, исходное положение какой-либо тео­рии, учения, науки.

Проблема — крупное обобщенное множество сформулиро­ванных научных вопросов, которые охватывают область буду­щих исследований. Различают следующие виды проблем:

- исследовательская - комплекс родственных тем иссле­дования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

- комплексная научная - взаимосвязь научно-исследова­тельских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

- научная - совокупность тем, охватывающих всю или часть научно-исследовательской работы; предполагает реше­ние конкретной теоретической или опытной задачи, на­правленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.



Теория учение, система идей или принципов. Совокуп­ность обобщенных положений, образующих науку или ее раз­дел. Она выступает как форма синтетического знания, в гра­ницах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение — мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выво­дится иное суждение, определенным образом связанное с ис­ходным.

Фактографический документ — научный документ, со­держащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Формула изобретения — описание изобретения, состав­ленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложе­ние его сущности.

Формула открытия — описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изло­жение сущности открытия.

Библиографический список


Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.1-84. — Введ. 01.01.86. — М., 1984

Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу. — М.; Высшая школа, 1973.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: Международные отношения, 1993.

Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул Д.Д. Категории современной науки (становление и развитие). — М.: Мысль, 1984.

Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки. — М.: Книга, 1988.

Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. — М.: Русский язык, 1991.

Доклад о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях в области науки, техники и производства. Общие требования. ГОСТ 7.38-82. - М., 1982.

Кириллов В.И., Старченко АА. Логика. — М.: Юристъ, 1995.

Логика научного исследования. — М.: Наука, 1965.

Методологические проблемы современной науки. — М.: 1олитиздат, 1979.

Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81. — Введ. 01.01.82. — М., Политиздат, 1979.

Памятная книжка редактора. — М.: Книга, 1980.

Положение о порядке присуждения научным и научно-пе­дагогическим работникам ученых степеней и присвоения науч­ным работникам ученых званий. Утверждено Постановлением (Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. №1185.

Положение о предварительной экспертизе диссертаций. — М.: Моск. полиграф, ин-т, 1986.

Приходько П.И. Пути в науку. — М.: Знание, 1973.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных

документов. – 3-е изд., испр. — М.: Высш. школа, 1984.

Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методол. анализ. — М.: Мысль, 1978.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. — М.: Мысль, 1974.

Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. — М.: Книга, 1972.

Свинцов В.И. Логика. — М.: Высш. школа, 1987.

Северцев ВЛ., Чашихин Б.Д. Аккредитация учебных заве­дений: Опыт США. — М.: Мир книги, 1993.

Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1984.

Сичивица О.М. Методы научного познания. — М.: Высш. школа, 1972.

Словарь-справочник. — М.: Книга, 1979.

Сокращение русских слов и словосочетаний в библиогра­фическом описании. ГОСТ 7.12-77. — Введ. 01.01.78. — М., 1981.

Сокращение слов и словосочетаний на иностранных евро­пейских языках в библиографическом описании произведений печати: ГОСТ 7.11-78. — Введ. 01.07.79. — М., 1978.

Соловьев В.И. О функциональных свойствах автореферата диссертации и особенности его составления//Научно-техническая информация. — 1981. — Сер. 1, 1981, № 6.

Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992.

Составление библиографического описания: Краткие правила//Междувед. каталогизац. комис. при Гос. б-ке СССР им.В.И.Ленина. — 2-е изд., доп. — М.: Кн. палата, 1981.

Справочная книга редактора и корректора: Ред. техн. оформл. изд. — 2-е изд., перераб. — М.: Книга, 1985.


Заключение
Подготовка диссертации — сложный творческий процесс. Понятно, что в одной книге невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все его стороны, чему-то неизбежно приходится отдать предпочтение. В соответствии с этим в данной книге основным объектом рассмотрения стали преимущественно во­просы, связанные с методологией научного творчества и рабо­той над рукописью диссертации. Именно им было уделено наи­большее внимание.

В этой связи уместно задать себе вопрос: есть ли смысл за­трачивать столько усилий для овладения тонкостями научной работы? Ответ может быть только утвердительный, ибо прак­тика высшей школы подтверждает тот факт, что если соиска­тель не разобрался в основах научного творчества, то ему при­ходится постоянно "спотыкаться" не только в процессе подго­товки диссертации, но и во время ее публичной защиты.

Читая книгу, следует помнить, что она не содержит гото­вых рецептов на все случаи научного творчества. Все дающиеся в ней советы и рекомендации являются наиболее общими, тре­бующими индивидуальной корректировки в соответствии с ха­рактером и тематической направленностью выполняемой дис­сертации.

В работе над книгой нужно также учитывать, что многое из того, что в ней написано, относится к диссертациям вообще, независимо от того, на какую ученую степень претендуют их авторы. Поэтому читателям слепо следовать даваемым указа­ниям и приводимым правилам, видимо, не стоит. Но если ус­воены не детали, а принципиальные положения, то можно на­деяться, что книга принесет пользу.

Диссертации, как известно, пишутся по-разному. Одни их авторы исходят из чисто практических соображений, потому что надо получить ученую степень, и работают над диссертацией только для этого. Они берут тему какую попало, лишь бы "защититься". Другие рассматривают диссертацию как возмож­ность реализовать задуманную идею, которую они долго вына­шивали, пока она не "созрела". Такие люди обычно начинают с небольшой скромной работы, которая постепенно развивает­ся и в конце концов оформляется в виде диссертации. Именно для таких людей и предназначена данная книга. Именно для них автор стремился обобщить накопленный опыт научной ра­боты в области подготовки диссертационных работ и постарал­ся передать его, основываясь на давно закрепленных традици­ях отечественной высшей школы.

Если научные успехи читателей возрастут хотя бы на не­сколько процентов с помощью этой книги, то тогда можно счи­тать, что она полностью выполнила свою задачу, а труд ее ав­тора не пропал даром.




* Подготовка диссертации в виде научного доклада, опубликованной моно­графии или выпущенного учебника в настоящем пособии не рассматрива­ется.


* В дальнейшем под словом "соискатель" понимается как аспирант очной или заочной формы обучения, так и соискатель ученой степени, работа­ющий над диссертацией вне аспирантуры.

** Подробнее о методах научного исследования см. главу 1.3 "Использование методов научного познания" настоящего пособия.


* Подробнее об использовании логических законов и правил см. главу 1.4 "Применение логических законов и правил" настоящего пособия.


* Подробнее об умозаключениях но аналогии см. главу 1.4 "Применение ло­гических законов и правил" настоящего пособия.


* Согласно традиции, закон противоречия часто называют законом непротиворечия. И это последнее название выражает его действительное содер­жание.


* Участники дискуссии имеют свои названия: тот, кто выдвинул и отстаи­вает тезис, называется пропонентом, а тот, кто выступает с возражени­ем — оппонентом.


* Подробнее об оценке научной новизны, актуальности и практической значимости диссертации см.: Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура под­готовки и защиты диссертаций. — АОЗТ "ИКАР" — 1995.


* Оформление цитат см. главу 4.1 "Представление отдельных видов тексто­вого материала" настоящего пособия.

* Подробнее о библиографическом аппарате диссертации см. специальную главу 4.5 "Оформление библиографического аппарата" настоящего пособия.

* См. также А.К.Демидова. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Офор­мление научной работы. — М.: Русский язык, 1991; Н.С.Бурдин, П.В.Веселов. Как оформить научную работу. — М.: Высшая школа, 1973.


* О сокращении текста см. также главу 5.2 "Составление автореферата дис­сертации" настоящего пособия.

* См. п.14 указанного Положения.

* Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986.

* Бюллетень Высшего аттестационного комитета Российской Федерации. — 1995. — № 1 (январь). — С. 5—6.

* Имеются ввиду только математические формулы как наиболее распрост­раненные в научных работах.

* См. также Словарь-справочник автора. — М.: Книга, 1979. — С. 16, 86, 91—92, 179—188, 259—261; Н.С.Бурдип, П.В.Веселов. Как оформить научную рабо­ту. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 81—91.


* В тех случаях, когда авторы диссертационных работ занимаются разработ­кой конкретных механизмов или приборов, они помещают в такие работы и рабочие чертежи.

* Составление библиографического описания: Краткие правила. — 2-е изд., доп. — М.: Кн. палата, 1991. — С.116.
<< предыдущая страница