Методическое пособие. Тема Психология как наука. Отрасли психологии. Предмет психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по общенаучной дисциплине «Общая психология» 1 62.38kb.
Учебная программа тем по курсу «Юридическая психология» Содержание... 1 108.67kb.
Семинарское занятие №1 2 часа Тема: Психология как наука. Объект... 1 141.75kb.
Вопросы к зачету/экзамену по дисциплине «Основы общей психологии» 1 100.85kb.
01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая... 10 2938.77kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 116.21kb.
Личностная автономия как предмет психологического исследования 19. 1 277.45kb.
2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического... 1 363.78kb.
Семинарское занятие №1 Тема: Предмет и задачи, история, методы психологии... 1 174.11kb.
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» 2013г. 1 317.32kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «клиническая психология» 1 62.67kb.
Социология и психология труда 1 142.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методическое пособие. Тема Психология как наука. Отрасли психологии. Предмет психологии - страница №1/1

Психология человека.

Методическое пособие.
Тема 1.

Психология как наука.
1. Психология как наука.

2. Отрасли психологии.

3. Предмет психологии.

4. Основные категории психологии.

1. Психология как наука.

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Термин «психология» образован от греческих слов psyche — душа, психика и logos — смысл, разум, познание, изучение, исследование (по аналогии с традиционным наименованием наук, где одна часть обозначает объект науки, а другая — способ его постижения). Таким образом, в буквальном смысле психологияэто знание о психике, наука, изучающая ее.

А. Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, дает следующее определение этой науке: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в процессе жизни и деятельности человека»

Ядром современной психологии является общая психология.

Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией.

Общая психология включает в себя четыре основных раздела:



  1. общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического),

  2. психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти,

психология мышления и речи, психология воображения),

  1. психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли)

  2. психологию личности.

Психология, согласно классификации Б. М. Кедрова, находится на стыке трех дисциплин: естественных, социальных и философских. Поэтому, как любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии.

2. Отрасли психологии.

Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Отрасли психологии классифицируют и различают по нескольким критериям.

1. Конкретная деятельность: психология труда, педагогическая психология, психология спорта, психология искусства, медицинская психология и др. :

психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, исследует профессиональные особенности человека, закономерности развития трудовых навыков, влияние условий на деятельность. Психология труда имеет ряд разделов: инженерная, авиационная, космическая психология;

педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. Она занимается изучением проблем усвоения приемов и навыков учебной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, занимается проблемой взаимоотношений между педагогом и учеником. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя;

медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология (проблема нарушений психики с мозговыми поражениями), психофармакология, психотерапия;

юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную и исправительно-трудовую психологию.

2. Критерий развития: психология развития, возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология:

возрастная психология изучает различные психологические процессы и качества развивающегося человека, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и характерные особенности каждого возраста. Эта область психологии делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию;

психология аномального развития изучает различные отклонения в развитии психики человека. В ней существуют области патопсихологии, олигофренопсихологии, сурдопсихологии и др. ;

сравнительная психология изучает и сопоставляет психику животных и человека, причины существующих сходств и различий. В свою очередь, одним из разделов сравнительной психологии является зоопсихология.

3. Критерий отношений личности и общества: социальная психология.



Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Сюда входят:

— социально-психологические явления в больших группах. Проблемы массовой коммуникации, механизмы воздействия СМИ на различные общности людей, проблемы психологии классов, наций, общественных настроений. Сейчас это одна из самых популярных областей психологии;

— социально-психологические явления в малых группах. Проблемы психологической совместимости, межличностные отношения в группах, степень сплоченности группы, ценностные ориентации в группе, проблема лидерства;

— социальная психология личности. Направленность личности, самооценка, психологическая устойчивость личности и внушаемость, социальные установки личности.

Существуют и те области психологии, которые трудно классифицировать и определить в одну группу, например психология творчества, психология личности, генетическая психология и др.

В последние годы интенсивно развивается практическая психология. Увеличивается потребность общества в психотерапевтах и психологах-консультантах, способных помочь в разрешении различных межличностных и личностных проблем. Прослеживается тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки.



Таким образом, в настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология — наука молодая, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей.

3. Предмет психологии.

Существует расхождение между школами в мировой психологии. Однако оно имеет частный характер и свидетельствует о том, что предмет психологии следует понимать более широко.

Весь исторический путь научной психологии (Тема 2) представляет собой расширение предмета психологии и усложнение научных схем:

— сначала накапливалось житейское знание о человеке и его отношениях в окружающем мире;

— затем, во времена философской и религиозной мысли, предметом психологии считалась душа, ее свойства и сущность;

— после Декарта психология, в течение почти двух веков, была психологией сознания;

— исследование бессознательного привело к тому, что предметом психологии стала глубинная область психики и влечения;

— исследование поведения привело к пониманию совокупности реакций организма как предмета психологии.

Как же можно определить предмет психологии? Психология остается наукой о психике, которая включает в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

На схеме представлены основные типы явлений, которые изучает современная психология.



Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллекторах.

Какими бы сложными путями ни продвигалась психологическая мысль, осваивая свой предмет, какими бы терминами его ни означали (душа, сознание, психика, деятельность), можно выделить признаки, которые характеризуют предмет психологии, отличающий ее от других наук.

Таким образом, предметом психологии на разных этапах были Душа, явления сознания, опыт субъекта, происхождение психических деятельностей, поведение, бессознательное, процессы переработки информации, личный опыт. Все это - закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.




Психология это наука о психике

Общая психология- наука, изучающая наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.

См. Практическое задание, схема 1.



Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.,1998.



4. Основные категории психологии

Категория в психологии и философии отражает общее понятие, наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений, лиц. Это своеобразный центр комплекса психологических понятий. Категориальный анализ в психлогии был разработан М.Г. Ярошевским.

Основными категориями психологии человека являются: психика, сознание, индивид, индивидуальность, личность, общение, деятельность.

Психика –системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основесвоего поведения и деятельности.

Сознание- сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Человек- вид рода Люди.

Индивид- определенный представитель человеческой общности; социальное существо, овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Индивидуальность –совокупность характерных особенностей и свойств, своеобразие психики и личности индивида. Ее неповторимость и уникальность.

Личность – устойчивый социальный и психологический облик человека как субъекта отношений и сознательной деятельности. «Личностью не рождаются, а становятся» А.Н. Леонтьев. Индивид, сознающий свою индивидуальность.

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Деятельность- любая активность субъекта, через которую он удовлетворяет свои потребности; которая характеризует сознательную сторону личности человека.

В свете вышеизложенного психология предстает как наука о внутреннем мире человека, изучающая закономерности психической деятельности.




Психика

Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 1983.



Сознание

Щербатых Ю.В. Общая психология.- Спб.: Питер, 2008.
Человек

Индивид
Индивидуальность

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб.: Питер, 2001.

Личность

Общение


Деятельность

А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977, 304 с.



Вопросы для повторения:

  1. Понятия: «Психология», «Общая психология», их различие.

  2. Разделы общей психологии.

  3. Критерии и отрасли психологии.

  4. Явления, изучаемые современной психологией.

  5. Предмет психологии.

  6. Основные категории Психологии человека.


Практические задания:
Рассмотрите схему 1. Слева представлены объекты, справа — науки. К объектам относятся природа (неорганическая и органическая) и человек. В классификации объектов познания Б. М. Кедров выделяет человека как фундаментальный объект познания. Проблема человека исследуется в группе социальных, философских и гуманитарных наук.
Схема 1.

Классификация наук Б. М. Кедрова


  • Найдите связи первого порядка – обозначенные жирными линиями. Между какими тремя главными разделами науки они проходят?

  • Определите связи второго порядка, обозначенные пунктирными линиями — между какими науками, которые располагаются на стыке главных, но не входят целиком ни в одну из них (технические науки в широком понимании, включая сельское хозяйство и медицинские науки) они расположены?

  • Объясните высказывание Б. М. Кедрова: «Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самостоятельной науки, изучающей психическую деятельность человека с естественноисторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности, т. е. отраслью естествознания) и с социальной стороны (отсюда ее связь, в частности, с педагогикой как отраслью общественной науки). Но еще теснее ее связь с логикой (наукой о мышлении как частью философии)»

  • Таким образом, психология как наука о психической деятельности человека находится между тремя главными разделами. Какими?