страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
О некоторых критериях профессиональной компетентности педагога-психолога - страница №1/1
О некоторых критериях профессиональной компетентности педагога-психолога Коновалова И.В. Руководитель центра Учебно-методического сопровождения молодых специалистов Аннотация. Авторами поставлена проблема выделения критериев компетентности психолога и сделан обзор европейских и американских документов, содержащих описание постдипломной подготовки психологов (интернатуры), супервизии деятельности психолога, критериев компетентности психолога. Статья может быть полезна в первую очередь методистам по психологии, руководителям образовательных учреждений, преподавателям ВУЗов, готовящих психологов, а также самим психологам, которые стремятся к профессиональному саморазвитию. Ключевые понятия: интернатура для психологов, супервизия, профессиональная компетентность, профессиональная аттестация, анализ деятельности, критерии компетентности. Профессия психолога, относясь к сфере «человек – человек», является одной из творческих профессий, поэтому с трудом поддается унификации и оценке эффективности деятельности. Отсутствие стандартных критериев оценки деятельности педагога-психолога обусловливает неадекватность ожиданий относительно его работы в образовательном учреждении и является проблемой, нередко приводящей к разочарованию в данной профессии. Как известно, деятельность педагога-психолога включает ряд профессиональных элементов: диагностический, развивающий, терапевтический, коррекционный, консультативный, а также аналитический контрольно-оценочный элемент собственной деятельности. Данные элементы представлены в работе психолога в различных сочетаниях и вариациях. Это зависит как от запроса конкретного образовательного учреждения с его специфическими задачами, так и от индивидуальных особенностей психолога, его личностных качеств. Результативность деятельности специалиста зависит от уровня его профессионализма. Понятие «профессионализм» используется в разных контекстах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», то имеют в виду нормативные требования профессии к личности человека. Профессионализм – это высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, дающая возможность достигать качественных результатов при меньших физических и умственных затратах на основе рационального использования умений и навыков. Понятие «компетентность» — степень соответствия требованиям профессии - определяется как сочетание психических качеств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Факторами компетентности и некомпетентности являются: уровень профессиональной подготовки, адаптация на рабочем месте, личностные состояния, в том числе эмоциональная устойчивость или неустойчивость, хорошее или плохое здоровье и др. [1,2,4] Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Оценка или измерение конечного результата — это единственный способ определения компетентности. Неправомерно судить о компетентности по тому, что вкладывается в достижение результата, например, по старанию человека. Ряд авторов, исследующих проблемы профессионализма, используют понятие «профессиограмма» - аналитическое описание человека в профессии, раскрывающее обобщенные нормативные и морфологические показатели профессиональной структуры. Построение профессиограммы легче осуществляется там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях творческих, «с плавающим результатом», к которым относится и психологическая, сопоставить критерии оценки и деятельности трудно [3, 4, 5]. В развитых странах Европы, стремящихся к формированию единого образовательного пространства, российскому термину «квалификационная характеристика» идентично понятие «Международные требования к компетентности (ICB - International Competence Baseline)». В них представлены требования к знаниям (Knowledge), опыту (Experience) и личным качествам (Personal Attitude), лежащие в основе сертификационных программ. Принята трехфазная система обучения и выдачи профессиональных дипломов и приложений к ним (бакалавриат, магистратура и постдипломная практическая подготовка). Третья фаза содействует повышению результативности профессиональной деятельности молодого специалиста и является, на наш взгляд, решающим критерием качества высшего образования. Каким же образом можно выяснить, насколько результативно работает педагог-психолог, какие критерии оценки применить? В зарубежных странах Европы и Америки принята трехфазная система обучения и выдачи профессиональных дипломов и приложений к ним (бакалавриат, магистратура и постдипломная практическая подготовка). Третья фаза содействует повышению результативности профессиональной деятельности молодого специалиста и является решающим критерием качества высшего образования. В европейских и американских программах подготовки психологов третья фаза называется ИНТЕРНАТУРА. В России интернатура является обязательной только для подготовки врачей. Выпускники медицинских ВУЗов не имеют право самостоятельной деятельности, даже после получения диплома об окончании института. Такое право они должны подтвердить экзаменом практической направленности по специализации после обучения в интернатуре под руководством опытных специалистов-практиков. Психология – отрасль, затрагивающая важнейшие процессы деятельности и развития человека, его взаимодействия с обществом, поэтому она не менее важна, чем медицина. Необходимо, чтобы психологом мог называться человек, официально сертифицированный на эту деятельность, доказавший, что его практические умения и навыки адекватны и результативны. В соответствии с вводимыми правилами Болонского договора по модернизации образования, значительная доля обучения в ВУЗе должна быть направлена на освоение будущим специалистом практических навыков, компетенций. Поэтому особо выделяется время для третьего уровня обучения, годичной супервизированной практики в определенной профессиональной области. По сути, она является профессиональной практикой в «полевых» условиях, нацеленной на:
Эта практика обычно проходится после второго уровня образования. Продолжительность ее составляет 12 месяцев. Практика этого типа представляет собой полунезависимую работу в качестве психолога, под наблюдением, в профессиональном коллективе и обстановке. Данная форма подготовки считается наиболее важной для получения профессиональной квалификации психолога, поскольку применение знаний и умений, полученных на первом и втором уровнях образования, в профессиональной обстановке является основой для формирования компетенции психолога. Выпускники, окончившие первый и второй уровни образования, но не прошедшие супервизированную практику, не могут считаться достаточно квалифицированными для независимой работы в качестве психолога. Местом прохождения супервизированной практики обычно является организация или "сертифицированная" частная фирма, которая:
может гарантировать, что большую часть наблюдения будут осуществлять профессиональные психологи; признана национальными органами, регулирующими профессиональную квалификацию. В качестве дополнительной возможности освоения практических компетенций в Европейском сообществе вводится Интернатура для психологов [6]. Цель интернатуры (в некоторых европейских странах называемой "стажировкой") - обеспечить студентам начальный профессиональный тренинг в реальных условиях, чтобы дать им возможность:
Во время интернатуры стажер может выполнять различные виды практической деятельности, включая:
Европейским дипломом по психологии (Предложения, подготовленные проектной Группой EuroPsy) [6], приведены нормативы стандартов, необходимых для специальности Психология. Стандарты основываются на перечне профилированных компетенций, которые делятся на две основные группы: а) компетенции, которые касаются собственно содержания профессиональной психологической деятельности (основные компетенции), б) компетенции, которые дают возможность психологу оказывать услуги эффективно (вспомогательные компетенции). Основные компетенции профессии психолога уникальны с точки зрения их содержания, а также знаний и умений, необходимых для их реализации. Вспомогательные компетенции могут быть общими с другими профессиями. Как основные, так и вспомогательные компетенции незаменимы для оказания услуг на приемлемом профессиональном уровне. В понятие компетенций заложены различные функции, которые выполняет психолог. Эти функции выполняются в рамках одной или более профессиональных областей, по отношению к различным типам клиентов. Компетенции основаны на знаниях, понимании и навыках, применяемых с соблюдением этических принципов. Компетентный специалист не только способен продемонстрировать все необходимые умения, но также должным образом, относится к правильному выполнению своих профессиональных обязанностей. Такое отношение считается особенно важным, поскольку оно составляет уникальную черту профессии психолога. Хотя часть знаний и умений являются универсальными с точки зрения их применения, большинство из них относятся к определенной профессиональной области. Так, психолог, продемонстрировавший профессиональную компетенцию в одной области с одной группой клиентов, не может автоматически считаться компетентным в других областях или в работе с другими группами клиентов. Европейским сообществом выделены следующие основные компетенции для психологов:
Университеты США, ведущие подготовку специалистов психологов, уже около 20 лет используют программу последипломного образования, включающую прикладные аспекты в области школьной консультативной психологии. Существует так называемая «Школа выпускников», являющаяся Интернатурой. Она включает вариативные учебные программы по освоению практических навыков школьного психолога, психолога консультанта на специально подготовленных клинических базах (базах стажировки). Интернатура является заключительным этапом обучения, который длится один год и во время которого, студент, сдавший экзамен на степень Магистра и выпускную работу, имеет полный рабочий день в учреждении, специализирующемся на оказании помощи детям. Его деятельность находится под наблюдением квалифицированных специалистов психологов. Под руководством специалистов в области школьной психологии или лицензированных психологов интерн выполняет все или большую часть обязанностей профессионального школьного психолога. На этом этапе обучения студент еще не является настоящим специалистом. Однако он обладает достаточным объемом теоретических знаний и практических навыков, которые позволяют ему вносить свой вклад в работу принимающего его учреждения с момента поступления в него. Интернатура рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество интерна и принимающего его учреждения, так как студент помогает учреждению оказывать профессиональную помощь детям, а учреждение осуществляет руководство и коррекцию его деятельности, способствуя его профессиональному росту. [7] Прием в Школу выпускников проводится на основе экзамена, разработанного Американской Психологической Ассоциацией. Экзамен охватывает знания по различным специализированным теоретическим курсам, которые являются базой для освоения практики. Интернатура по школьной психологии длится один год, при работе интерна на полную ставку в учреждении Интернатуры (это может быть школа или другое учреждение, оказывающее образовательные услуги детям и подросткам). Выпускники Интернатуры должны продемонстрировать высокий уровень знаний и умений в следующих восьми компетенциях [7] .
Эти компетенции представляют собой конгломерат из стандартов, требований к уровню подготовки школьных психологов и осуществляемой ими практической деятельности, разработанных Американской Ассоциацией Психологов и Национальной Ассоциацией Школьных психологов. Задачи перечислены для каждой компетенции с указанием изучаемых дисциплин по той или иной специальности. Требования к прохождению практики и интернатуры сформулированы для того, чтобы обеспечить возможность получения всестороннего опыта в процессе обучения. Эти области знаний и умений представляют собой тесно связанные между собой комплексы компетенций, которые рассматриваются как крайне важные для эффективной и всеобъемлющей деятельности школьного психолога в любом учебном заведении. Хотя они и перечислены по отдельности, они тесно переплетаются в ходе профессиональной подготовки психолога и в его практической деятельности, а также служат для выполнения разнообразных функций в рамках его профессиональной деятельности (например, оценка, профилактика/коррекция, консультирование, научная работа/оценка научного исследования) и выполнения их на разных уровнях сложности (индивидуальная работа с ребенком, с семьей, с организацией, с общественностью). Предполагается, что интерны уже имеют необходимый объем знаний в области современных психологических технологий, нужных для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и способны использовать современные технологии для обеспечения своей деятельности и осуществления ее на должном уровне. При составлении плана обучения в интернатуре учитывается список практических навыков, которые обязательно должны быть получены интерном. Данный список должен принимать в расчет основные цели и задачи учреждения, в котором обучается интерн, а также его собственные интересы и уровень компетенции. Основной акцент Программы по Школьной Психологии, подготовленной Американской психологической ассоциацией, сделан на профилактическую и коррекционную помощь, опирающуюся на строго выверенные научные данные, которые психолог обязан учитывать, принимая решение о способах профессионального воздействия. Готовя интернов к эффективной работе с патологиями и сложностями, с которыми они неизбежно столкнутся в своей работе с клиентами или системами, программа учит распознавать и использовать собственные силы и ресурсы отдельных индивидов и систем в соответствии с моделью позитивной психологии, ориентированной на благополучие людей. Молодые психологи работают под общим руководством супервизора - специалиста в области школьной психологии или лицензированного психолога в учреждении, принимающем интерна. Супервизор и интерн встречаются не менее двух часов в неделю для непосредственного общения, а также по мере возникновения необходимости. Интерн может отказаться работать с руководителем уже имеющим более двух интернов. Работа супервизора отражена в специальной форме, разработанной в рамках программы обучения выпускников по специальности школьная психология. На протяжении всего года обучения в интернатуре работу студента контролирует координатор по интернатуре от АПС (американского психологического сообщества). Он помогает студенту определиться с местом работы, определяет необходимые формы деятельности в интернатуре, устраняет возникающие проблемы и оценивает работу интерна. Такая форма контроля может осуществляться в форме переписки, телефонных звонков и посещения места работы интерна. Координатор не может одновременно осуществлять супервизию более чем 12 интернов. После 60 часов занятий по программе подготовки на уровне специалиста (интерна), студенты могут обращаться за: (1) лицензией специалиста в области школьной психологии в Совет по образованию штата, (2) за сертификатом на работу в качестве школьного психолога в Национальный совет по сертификации школьных психологов (NSCSP) и (3) в совет по психологии за лицензией для работы в качестве психолога-эксперта. Получение любого из упомянутых выше сертификатов подразумевает успешную сдачу экзамена по специальности «школьная психология» в рамках прохождения Национального экзамена для учителей или экзамена по практической психологии. Литература:
6. EuroPSY Европейский диплом по психологии 7. Справочник выпускника факультета психологии и консультирования Университета Центрального Арканзаса (США) |
|