О научно-исследовательской работе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Структура и правила оформления промежуточного или заключительного... 1 350.25kb.
Отчет по научно-исследовательской работе студентов за 2012 Г 13 6462.23kb.
Отчет о научно-исследовательской работе в 2008г 1 384.37kb.
О научно-исследовательской работе института математики и механики им. 7 2072.09kb.
Научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс – 40»... 1 16.51kb.
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите для... 1 51.03kb.
О научно-исследовательской работе института математики и механики им. 6 2165.32kb.
Отчет о научно-исследовательской работе за 2010 г 8 3430.48kb.
Отчет о научно-исследовательской работе 2 445.82kb.
Программа научно-исследовательской практики магистра для направления... 1 58.18kb.
Учебно-методический комплекс по научно-исследовательской и квалификационной... 1 274.38kb.
Доклад об основных направлениях и результатах деятельности Российского... 8 1257.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

О научно-исследовательской работе - страница №1/10

Проект

ФОНД «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА»


УДК

№ госрегистрации

Инв. №

УТВЕРЖДАЮ



Президент Фонда «Институт

экономики города»

____________ Н.Б. Косарева

«___» ____________ ______ г.


ОТЧЕТ


О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


Этап III

Формирование Концепции социально-экономического развития города Нижний Новгород до 2030 года


Руководитель темы _______________ Г.Ю. Ветров

Подпись, дата

Москва 2013


Содержание


Содержание 2

Введение 3

1Краткая характеристика факторов развития города (SWOT-анализ) 5

2Сценарии развития города Нижнего Новгорода 7

Прогноз социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2013-2015 годы (одобрен постановлением администрации города от 09.11.2012 № 4663), с. 113 13

3Стратегическое видение города (на основе выбранного сценария развития) 28

4Миссия города 31

5Отраслевые приоритеты развития города 31

6Стратегический фокус (направления главного удара) 35

7Стратегическая цель 43

8Стратегические подцели и основные направления (политики) развития города 50

9Финансовое обеспечение Стратегии 215

Заключение 277

Приложение 278


Введение


«Концепция социально-экономического развития города Нижний Новгород до 2030 года» (далее – Концепция) представляет собой содержательное ядро «Стратегии социально-экономического развития города Нижний Новгород до 2030 года» (далее – Стратегия).

Стратегия социально-экономического развития Нижнего Новгорода разрабатывается для того, чтобы определить, каким город должен быть в долгосрочной перспективе и как это видение реализовать, на чем сконцентрировать усилия и ресурсы. Наличие Стратегии – одно из ключевых условий формирования благоприятного имиджа города, его «визитная карточка». В условиях растущей открытости окружающего мира, его глобализации и повышающейся роли крупных городов Стратегия призвана стать мощным инструментом повышения конкурентоспособности города.

В рамках работы над Стратегией решены следующие задачи:


  • оценка достигнутого уровня развития города;

  • формулирование стратегического видения, стратегических целей и задач социально-экономического развития города до 2030 года;

  • выявление приоритетных стратегических направлений социально-экономического развития;

  • определение основных политик и механизмов решения и достижения целей социально-экономического развития города, соответствующих приоритетным стратегическим направлениям.

При разработке Стратегии учтены положения долгосрочных плановых документов Российской Федерации, Приволжского федерального округа, Нижегородской области, прежде всего:

  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1;

  • Стратегии развития Приволжского федерального округа2;

  • Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года3;

  • Комплексного инвестиционного плана развития Нижегородской области на период до 2015 года4.

Также Стратегия учитывает положения Генерального плана Нижнего Новгорода, отраслевых стратегий развития предприятий, концептуальных документов, разработанных независимыми экспертами и организациями.

В Приложении к настоящему отчету представлено обоснование прогноза параметров бюджета города Нижнего Новгорода на период реализации Стратегии.



При подготовке Стратегии учитывались мнения жителей города Нижнего Новгорода о современном состоянии и перспективах развития города, высказанные в ходе проведения круглых столов, рабочих групп и встреч с представителями городского сообщества, органов местного самоуправления, бизнеса, научных, образовательных и общественных организаций.

  1. Краткая характеристика факторов развития города (SWOT-анализ)


Стратегия развития Нижнего Новгорода формируется с учетом совокупности экономических, социальных, культурных, природно-географических и других факторов, оказывающих в долгосрочной перспективе разнонаправленное влияние на город. Проведенный на предварительном этапе работы над Стратегией анализ социально-экономического положения Нижнего Новгорода позволяет выделить основные присущие городу сильные и слабые стороны, а также обозначить потенциальные возможности, угрозы и риски, которые могут повлиять на его развитие.


Сильные стороны города

Слабые стороны города

  • Выгодное экономико-географическое положение города.

  • Устойчивая и диверсифицированная промышленная база, рост инновационно ориентированных производств.

  • Лидерство предприятий города в отраслевых сегментах регионального и национального рынков.

  • Наличие развитых устойчивых внутригородских технологических и кооперационных межотраслевых связей.

  • Благоприятный инвестиционный климат.

  • Высокий научно-образовательный и кадровый потенциал.

  • Богатое культурно-историческое наследие.

  • Развитая коммунальная инфраструктура.

  • Естественная убыль населения за счет превышения смертности над рождаемостью.

  • Высокий уровень заболеваемости социально значимыми заболеваниями и смертности от них.

  • Ограниченные финансовые ресурсы городского бюджета, как следствие – зависимость от бюджетов других уровней.

  • Низкий уровень сальдированного финансового результата предприятий и организаций.

  • Наличие микрогеографических факторов (разделенность территории города Окой, пересеченность территории), препятствующих коммуникациям и целостному развитию городской среды.

  • Недостаточно развитая транспортная инфраструктура.

  • Дефицит свободных земельных участков под строительство.

  • Проблемная экологическая обстановка.

  • Высокий износ сетей инженерной инфраструктуры.

  • Растущий дефицит кадров рабочих профессий.

  • Низкая обеспеченность территории города инфраструктурой для массового спорта и активного отдыха.




Потенциальные возможности развития города

Стратегические риски, угрозы развитию города

  • Развитие экономических кластеров, опирающихся на производственный и научно-образовательный потенциал города.

  • Расширение государственного (в том числе оборонного) заказа как фактор роста производства на предприятиях города.

  • Активизация функций узлового коммуникационного пункта на трассе транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Западную Европу с Западным Китаем.

  • Тенденция к децентрализации «столичных» функций и ресурсов, сосредоточенных в пределах московского региона.

  • Проведение Чемпионата мира по футболу 2018 г. и иных крупных международных мероприятий как фактор повышения качества инфраструктуры и городской среды.

  • Развитие въездного и внутреннего туризма и, как следствие, возрождение и развитие речного флота.

  • Рост зависимости городского бюджета от межбюджетных трансфертов.

  • Снижение качества жизни населения.

  • Рост дефицита квалифицированной рабочей силы за счет сокращения доли экономически активного населения.

  • Рост стоимости основных энергоносителей, усиление давления энергетического комплекса на обрабатывающие производства.

  • Подтопление территории города вследствие возможного повышения уровня Чебоксарского водохранилища.

  • Рост аварийности инженерных сетей и падение качества жилищно-коммунальных услуг.

  • Активная, агрессивная политика других городов по привлечению инвестиций, туристов и мигрантов, снижение общей конкурентоспособности Нижнего Новгорода.

  • Миграционный отток квалифицированных специалистов в Москву.
  1. Сценарии развития города Нижнего Новгорода


Стратегия социально-экономического развития города Нижний Новгород до 2030 года разрабатывается на основе оценки социально-экономического положения города и формируется с использованием сценарного подхода. При разработке сценариев развития города учтены положения следующих документов долгосрочного планирования Российской Федерации, Нижегородской области и Нижнего Новгорода:

  • Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года;

  • Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;

  • Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127);

  • Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2013 год и на период до 2015 года (утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2012 № 673);

  • Прогноз социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2013-2015 годы (одобрен постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 09.11.2012 № 4663).

При разработке сценариев использовано ключевое положение Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года, согласно которому Нижний Новгород относится к Промышленной и научно-образовательной зоне и является ядром Нижегородской агломерации, которая рассматривается как одна из 5 зон опережающего экономического развития Нижегородской области. В рамках данной зоны Нижний Новгород в основном сохранит специализацию центра автомобилестроения, информационных технологий и телекоммуникации, химической, прежде всего фармацевтической, промышленности, оборонно-промышленного комплекса, деловой и рекреационной сферы. Нижнему Новгороду отведена ключевая роль в реализации «направлений главного удара» Правительства Нижегородской области (обеспечение лидерства в области автомобилестроения, создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса, реализация потенциала научно-образовательного комплекса и инноваций), что определяет приоритеты в развитии отраслей городской экономики в долгосрочной перспективе.

В рамках Стратегии социально-экономического развития города Нижний Новгород до 2030 года рассматриваются следующие три возможных альтернативных сценария социально-экономического развития Нижнего Новгорода: сценарий форсированного роста, умеренно-оптимистический сценарий, консервативный сценарий.


2.1 Характеристика сценариев

2.1.1 Сценарий 1 – Форсированного роста

Данный сценарий построен на основе одного из вариантов инновационного сценария (Inn) с форсированными темпами роста (сценарий форсированного роста) Минэкономразвития России, разработанного при подготовке Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Согласно сценарным условиям Минэкономразвития России, в рамках данного сценария укрепление экономики, повышение ее инвестиционной направленности опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Инновационные факторы должны превратиться в ведущий источник экономического роста и обеспечить прорыв в повышении эффективности человеческого капитала к 2022 г., что позволит улучшить социальные параметры развития. Сценарий инновационного развития опирается на использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных, но и в новых наукоемких секторах, что отвечает возможностям и стратегическим ориентирам Нижегородской области и города Нижнего Новгорода.

Вариант инновационного сценария с форсированными темпами роста характеризуется повышенной нормой накопления. Согласно прогнозу Минэкономразвития России, по данному варианту рост нормы накоплений достигнет максимальных значений в 2021-2024 гг. – более 35% (в умеренно инновационном варианте норма накопления возрастает к 2030 г. до 30%). Однако интенсивный приток инвестиций, который будет осуществляться за счет заемных средств, приведет к росту долгов частного сектора и макроэкономической несбалансированности.

Показатели данного варианта инновационного сценария в наибольшей степени соответствуют целевым значениям индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года по основным стратегическим целям и в разрезе подцелей и стратегических фокусов, утвержденных распоряжением Правительства Нижегородской области от 06.03.2008 № 298-р.

Основой роста экономики города в соответствии с данным сценарием должно стать устойчивое увеличение объемов промышленного производства на основе модернизации предприятий, внедрения перспективных инновационных разработок, диверсификации в направлении развития производств с высокой добавленной стоимостью.5 Переход к инновационной экономике, ее реструктуризация и диверсификация вызовут изменение сложившейся структуры занятости населения, расширение занятости в сфере услуг и возникновение новых направлений занятости. Будет происходить сокращение неэффективных рабочих мест и создание новых рабочих мест с высокой производительностью труда. Создание новых рабочих мест будет сопровождаться переоснащением существующих с заменой изношенных основных фондов. Инновационные продукты предприятий и организаций Нижнего Новгорода будут активно продвигаться на рынках внутри страны и за рубеж.

Ускоренный экономический рост станет основой опережающего роста доходов населения, расширит бюджетные возможности решения социальных проблем. Вложения в человеческий капитал, в экономику знаний станут важнейшим фактором экономического роста. Средний класс станет доминирующим в социальной структуре городского сообщества.

В рамках реализации данного сценария предполагается, что Нижний Новгород пойдет по пути максимальной интенсификации управленческой реформы, что позволит серьезно улучшить параметры делового климата и инвестиционный имидж и тем самым опередить города-конкуренты по показателям инвестиционного процесса, прежде всего, в наиболее перспективных для города отраслях.

Предполагается, что реализация задач, поставленных в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, включая создание условий для эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики и формирование качественного человеческого капитала, обеспечит в 2012-2030 гг. Нижнему Новгороду возможность форсированного роста со среднегодовым темпом прироста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями и организациями города на уровне около 14%.


2.1.2 Сценарий 2 – Умеренно-оптимистический

Умеренно-оптимистический сценарий также построен на основе одного из вариантов Инновационного сценария (вариант Inn) Минэкономразвития России, разработанного при подготовке Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., который, однако, ориентирован на более умеренный экономический рост страны по сравнению со сценарием форсированного роста. При разработке данного сценария делается предположение, что общая экономическая конъюнктура развития России будет достаточно сложной и позволит в ограниченной степени реализовать задачи по модернизации страны, переводу ее на инновационный путь развития. Основными ограничителями развития могут стать внешние условия, прежде всего новый виток мирового финансово-экономического кризиса и серьезная конкуренция других стран в рамках ВТО. Одним из главных последствий такого развития событий для России может стать замедление структурной перестройки экономики, ориентированной, согласно инновационному сценарию, на быстрый рост конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств. Его будут ограничивать, с одной стороны, конкуренция других стран, с другой – недостаточно активно развивающийся внутренний рынок. Не полностью удастся реализовать задачи кластерной политики, значение инновационных факторов в развитии страны повысится, но доминирующую роль по-прежнему будет играть энергосырьевой и ресурсный комплекс, хотя и претерпевший определенную модернизацию.

Для Нижнего Новгорода основные направления экономического развития останутся теми же, что и по сценарию форсированного роста – рост промышленного производства на основе модернизации предприятий, внедрения перспективных инновационных разработок, расширение производств с высокой добавленной стоимостью, диверсификация экономической базы с постепенным повышением доли сектора услуг. Сдерживающим фактором развития может выступить менее благоприятная, чем в первом сценарии, экономическая конъюнктура, связанная с ограничением внутреннего спроса на продукцию нижегородских предприятий и ее экспорта. Более активный характер будет носить конкуренция со стороны зарубежных производителей, выражающаяся в экспансии зарубежных брендов на территорию города, импорте готовых продуктов, производств и технологий. Более узкой окажется ресурсная база модернизации городской экономики, что будет вызвано как сокращением средств самих предприятий, так и возможным сокращением государственных программ.

Можно предположить, что в Нижнем Новгороде модернизация существующих производств затронет в основном те отрасли, которые приступили к техническому перевооружению до начала разработки Стратегии. Это машиностроение оборонного профиля, ориентированное на реализацию государственных программ, автомобилестроение и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, фармацевтика. Пищевая, химическая промышленность, судостроение, металлургия, стройиндустрия столкнутся с серьезной внешней конкуренцией как в части цен на продукцию, так и в отношении ее качества, что ограничит возможности предприятий этих отраслей по привлечению инвестиций и квалифицированной рабочей силы. Часть предприятий города утратят лидирующее положение на региональном и общероссийском рынках. Формирование инновационной инфраструктуры будет происходить более низкими по сравнению с первым сценарием темпами и может растянуться на 10-12 лет, а сама инновационная деятельность даст значимые результаты за пределами 2020 г. Функции транспортно-логистического комплекса ограничатся локальными задачами обслуживания внутригородских и региональных товарных потоков.

Эффективность мер муниципальной управленческой деятельности будет ниже по причине относительного сокращения ее доходной части бюджета, так как финансовая отдача в бюджет города и рост благосостояния граждан будут происходить в более длительный период. При реализации данного сценария потребуется более тщательная балансировка планируемых мероприятий и соответствующих расходов с бюджетными возможностями города и области.

Ежегодный темп прироста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями и организациями Нижнего Новгорода в 2012-2030 гг. будет достаточно высоким, на уровне около 11%.


2.1.3 Сценарий 3 – Консервативный

Консервативный сценарий основан на консервативном или энерго-сырьевом сценарии Минэкономразвития России, использованном при подготовке Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (вариант En). Данный сценарий предполагает, по большому счету, сохранение существующей структуры экономики России, основой которой являются топливно-энергетическая и сырьевые отрасли. Согласно консервативному сценарию, модернизация российской экономики будет сконцентрирована в топливно-энергетическом и сырьевом секторах при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Согласно этому сценарию, модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран. Темп роста экономики Российской Федерации по данному варианту прогноза Минэкономразвития России планируется на 0,7 процентных пункта ниже, чем по инновационному сценарию (в текущих ценах).

Для Нижнего Новгорода реализация данного сценария означает прежде всего достаточно резкое сужение рынка высокотехнологичной продукции российского производства, на которой специализируются основные городские предприятия. В целом темпы роста на обрабатывающих производствах Нижнего Новгорода сократятся по сравнению с другими сценариями главным образом за счет менее динамичного развития наиболее наукоемких отраслей, таких как производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, авиастроение, отрасли, связанные с обработкой информации, приборостроение, современное автомобилестроение и ряд других. Гораздо менее динамично будет развиваться научно-образовательный комплекс. Серьезное ограничение роста базовых отраслей экономики города ожидается в связи с ростом иностранной конкуренции на фоне вступления страны в ВТО. Однако даже по консервативному сценарию темпы роста промышленности Нижнего Новгорода ожидаются выше среднероссийских, так как промышленность города сможет занять свою нишу в сфере оборонного заказа, обслуживания потребностей топливно-сырьевых предприятий, развития транспортной и иной инфраструктуры, а также обеспечения личного потребления.

Умеренный рост заработной платы будет сдерживать развитие малого бизнеса, ориентация которого на непроизводственную (преимущественно торговую) сферу сохранится. Продукция малых инновационно активных предприятий не получит полноценного рыночного продвижения. Потенциал формирования кластеров в экономике ограничится автомобилестроительной отраслью, при этом преимущества совместной инновационной деятельности внутри кластера будут использованы в ограниченном масштабе. Формирование образовательных кластеров на базе научно-производственных центров окажется недостаточно востребованным в силу невысокого спроса на инновационные разработки на предприятиях города. Опережающий рост цен на энергоносители приведет к увеличению доли затрат предприятий энергетического комплекса в стоимостной структуре выпускаемой продукции, однако энерговооруженность отраслей городской экономики не увеличится. Предприятия легкой промышленности без специальных мер государственной поддержки будут испытывать сложности, а некоторые из них прекратят свое существование.

Занятость в экономике города при этом существенно не сократится за счет перераспределения рабочей силы в базовые отрасли и непроизводственный сектор, но производительность труда и уровень реальной заработной платы снизятся относительно возможностей развития по другим сценариям. Можно ожидать усиления дифференциации доходов населения, замедления развития социальной сферы. Доля среднего класса в структуре городского сообщества не будет превышать 25%.

По данному сценарию ожидается среднегодовой темп прироста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями и организациями Нижнего Новгорода на уровне 7,5%.


2.2 Сравнительная характеристика сценариев

Сценарии развития Нижнего Новгорода сравниваются по основным экономическим параметрам. Рассмотрены следующие параметры: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами; занятость в экономике города; заработная плата и фонд оплаты труда. Значения параметров проанализированы по основным видам экономической деятельности и производствам, а также в разрезе крупных и средних предприятий и малого бизнеса.

Базовым для разработки сценариев принят 2011 год, по которому имеются фактические статистические данные. При расчете данных на краткосрочную перспективу использованы данные прогнозов по Российской Федерации, Нижегородской области и города Нижнего Новгорода на 2013-2015 гг.

Долгосрочные прогнозы до 2030 г. построены с учетом Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года и Программы развития производительных сил городского округа Нижний Новгород на 2013-2020 годы.


2.2.1 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

Основной исходной информацией для прогнозирования объемов отгрузок в экономике Нижнего Новгорода стали заложенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года данные по прогнозу ВРП Нижегородской области и соответствующему объему отгрузок товаров, выполнения работ и услуг. Данные были скорректированы с учетом имеющейся актуальной информации за последние годы и данных прогнозов, подготовленных в Правительстве Нижегородской области и в Администрации города Нижнего Новгорода на 2013-2015 гг.

Объем отгрузок по полному кругу предприятий города, который в 2011 г. составил 580,3 млрд. руб.6, должен по трем рассматриваемым сценариям возрасти, соответственно, до 7 000,0 млрд., 4 406,2 млрд. и 2 280 млрд. руб. в текущих ценах (рис.1).

По трем сценариям среднегодовые темпы роста за 2012-2030 гг. составляют, соответственно, 114,0%, 111,3% и 107,5%. На рисунке 2 представлены индексы-дефляторы, позволяющие представить объем отгрузок в постоянных ценах. Дефляторы рассчитаны на основе прогноза индекса потребительских цен до 2020 г., содержащегося в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года, скорректированного и пролонгированного с учетом прогноза инфляции в Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Среднегодовые темпы роста за 2012-2030 гг., рассчитанные в постоянных ценах 2011 года, составляют по рассматриваемым сценариям, соответственно, 108,3%, 106,9% и 103,0%.
Рисунок – Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, по полному кругу предприятий по основным видам экономической деятельности, в ценах соответствующих лет, млрд. руб.



Рисунок – Индексы-дефляторы по отгрузкам товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, по полному кругу предприятий до 2030 г., %

На рисунках 3 и 4 представлены прогнозы по отгрузкам товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в малом бизнесе. Сценарий форсированного роста предполагает максимальный рост доли малого бизнеса в отгрузках с 20,3% в 2011 г.7 до 34% в 2030 г., что соответствует уровню развития данного сектора в развитых странах. По умеренно-оптимистическому сценарию данный показатель составит в 2030 г. 29%, по консервативному сценарию – 25%.





Рисунок – Доля организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, в отгрузках товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в экономике Нижнего Новгорода в целом, %


Рисунок – Объем отгрузок товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, по организациям, относящимся к субъектам малого предпринимательства, в текущих ценах, млрд. руб.
2.2.3 Занятость в экономике города, заработная плата и фонд оплаты труда

По предварительным итогам всероссийской переписи населения по состоянию на начало 2012 г. численность жителей Нижнего Новгорода составила 1 263,6 тыс. человек.8 Впервые за 20 последних лет зафиксирован абсолютный прирост населения, который составил 2 тыс. человек по сравнению с прошлым годом.

В период с 2013 по 2015 гг., согласно прогнозу администрации города Нижнего Новгорода, ожидается постепенное сокращение естественной убыли населения и сохранение положительного сальдо миграционного потока, в результате чего к 2015 г. численность населения города сможет составить 1 271-1 274,5 тыс. человек.

Численность населения города Нижнего Новгорода в долгосрочной перспективе прогнозируется в трех вариантах. При прогнозировании до 2030 г. учитываются положения принятого в 2010 г. Генерального плана развития города Нижнего Новгорода до 2030 г., скорректированные с учетом других плановых документов и тенденций, заложенных в прогнозных материалах Российской Федерации, Нижегородской области и города Нижнего Новгорода. За основу берется «высокий» прогноз, согласно которому численность населения города увеличится к 2030 г. до 1 322,5 тыс. чел. (рис. 5).




Рисунок – Численность населения города Нижнего Новгорода до 2030 г., тыс. чел.
Численность занятых в экономике города в целом в базовом для расчетов 2011 г. оценивается на уровне 585 тыс. человек.9 Прогноз численности занятых в экономике города составлен с учетом тенденций сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, сдерживаемого за счет продолжающих трудовую деятельность лиц старших возрастов, вовлечения в экономику кадров, высвобожденных из нее в период кризиса, а также миграционного прироста. Также принимаются во внимание прогнозы, приведенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года, с учетом того, что доля численности занятых в Нижнем Новгороде от численности занятых в экономике Нижегородской области будет постепенно снижаться с нынешних 34% до 32-33%.

В соответствии с принятым за основу расчетов «высоким» прогнозом численности населения города Нижнего Новгорода прогнозируется общий рост численности занятых в экономике в 2012-2030 гг. с 585 тыс. человек до 633-635 тыс. человек. Этот прогноз далее используется для расчетов по трем рассматриваемым сценариям социально-экономического развития города Нижнего Новгорода.

Предполагается, что в структуре занятости более 70% будет приходиться на крупные и средние предприятия, при этом доля занятых в малом бизнесе по сценарию форсированного роста будет расти несколько быстрее, чем по другим сценариям – с 26,6% в 2011 г. до 29,0% в 2030 г., в то время как по умеренно-оптимистическому сценарию – до 28,3%, по консервативному – до 27,5%.

Производительность труда в экономике по трем сценариям условно рассчитывается как отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг к численности занятых в экономике за соответствующие годы. В настоящее время производительность труда, рассчитанная в среднем по всей экономике города, составляет 992 тыс. руб. По сценарию форсированного роста она в 2030 г. составит (в текущих ценах) более 11 000 тыс. руб., по умеренно-оптимистическому сценарию – более 5 520 тыс. руб., по консервативному – около 3 790 тыс. руб. на 1 занятого (рис. 6). Среднегодовые темпы роста производительности труда в сопоставимых ценах в 2011-2030 гг. составят по трем сценариям, соответственно, 107,9%, 105,1% и 102,8%.




Рисунок – Производительность труда в экономике города Нижнего Новгорода до 2030 г. по полному кругу предприятий, в текущих ценах, тыс. руб. на 1 занятого
Средняя месячная заработная плата по экономике города Нижнего Новгорода в базовом 2011 г. составляет по полному кругу предприятий 21,5 тыс. руб.10 Согласно вариантному прогнозу, в 2030 г. по сценарию форсированного роста она составит (в текущих ценах) около 300 тыс. руб., по умеренно-оптимистическому сценарию – около 135 тыс. руб., по консервативному – около 85 тыс. руб. на 1 занятого (рис. 7).


Рисунок – Заработная плата в экономике города Нижнего Новгорода до 2030 г., по крупным и средним организациям, в текущих ценах, тыс. руб.
В сопоставимых ценах средняя заработная плата составит по трем сценариям около 115 тыс. руб., 65 тыс. руб. и 40 тыс. руб. соответственно, увеличившись по сравнению с уровнем 2011 г., в 5,3, 3,0 и 1,9 раза соответственно.

Фонд оплаты труда (ФОТ) в базовом 2011 г. составил 150,9 млрд. руб. Прогноз объема ФОТ строился с учетом динамики заработной платы и численности занятых, а также с учетом того, что соотношение оплаты труда и стоимости произведенной продукции будет постепенно увеличиваться. Эта тенденция заложена, прежде всего в сценарии форсированного роста, который предполагает повышение качества и, соответственно, стоимости трудовых ресурсов, занятых в наиболее динамично развивающихся инновационных секторах (с 0,26 в настоящее время до 0,31 в 2030 г.). При консервативном сценарии это соотношение не меняется по сравнению с текущим значением. Соответственно, объем ФОТ в 2030 г. прогнозируется на уровне около 2170 млрд. руб. по сценарию форсированного роста, 980 млрд. руб. по умеренно-оптимистическому сценарию, 624 млрд. руб. – по консервативному сценарию (рис. 8).




Рисунок – Фонд оплаты труда в экономике города Нижнего Новгорода до 2030 г. по полному кругу предприятий в текущих ценах, млрд. руб.

Сценарий форсированного роста в текущих ценах обеспечивает рост доходов местного бюджета до уровня 50 397,1 млн. руб. в 2020 г. и до уровня 98 071,6 млн. руб. в 2030 г. Умеренно-оптимистический сценарий предполагает, что доходная часть бюджета составит в 2020 г. 30 874,7 млн. руб., в 2030 г. – 62 624,6 млн. руб. В соответствии с консервативным сценарием доходы бюджета составят 25 263,2 млн. руб. в 2020 г. и 42 282,1 млн. руб. – в 2030 г. (рис. 9).




Рисунок – Сценарный прогноз доходов бюджета города Нижнего Новгорода на период реализации Стратегии в ценах соответствующих лет, млрд. руб.
2.3 Выбор базового сценария

Выбор базового сценария, на основе которого формируется Стратегия социально-экономического развития города Нижнего Новгорода до 2030 года, определяется совокупностью условий, которые сложились в городе в настоящее время и прогнозируются на перспективу.

В 2010-2012 гг. в экономике Нижнего Новгорода продолжался значительный посткризисный рост, в результате которого экономика города в целом и ее промышленный сектор в частности достигли докризисных показателей. Объем отгруженной продукции всей экономики города (по крупным, средним и малым предприятиям) увеличился по итогам 2011 г. на 6,5% в сопоставимых ценах. Этот рост был связан, прежде всего, со значительным ростом промышленного производства, с высокой динамикой розничной и оптовой торговли.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Нижнего Новгорода на 2013-2015 гг., подготовленному администрацией города, в первые годы реализации Стратегии рост показателей городской экономики будет достаточно умеренным. Фактор компенсаторного посткризисного роста предыдущих двух-трех лет будет в основном исчерпан. Сдерживающими факторами развития нижегородской экономики выступят ожидаемые на фоне продолжающегося мирового кризиса ограниченные возможности экспорта, а также недостаточная конкурентоспособность предприятий отдельных отраслей, вызванная незавершенным технологическим обновлением производств, высокой материало- и энергоемкостью производства, низкой производительностью труда, недостаточным финансированием НИОКР, зависимостью от поставок импортных комплектующих.

С другой стороны, ожидается, что первые годы реализации Стратегии будет активно происходить трансформация нижегородской экономики в русле реализации государственной экономической политики, нацеленной на модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и инвестиционной активности, увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП, увеличение производительности труда.11

Развитию в 2013-2015 гг. нижегородских обрабатывающих производств, в том числе, машиностроительного комплекса, предприятий оборонного комплекса, фармацевтической, медицинской и пищевой промышленности, будут способствовать:



  • реализация с 2013 г. приоритетных государственных программ Российской Федерации, в том числе государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также ряда программ развития высокотехнологичных секторов экономики (авиастроения, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, космического комплекса, медицинской и фармацевтической промышленности);

  • осуществление таможенного и тарифного регулирования в интересах российских производителей, субсидирования технологического перевооружения предприятий и стимулирования спроса (госзаказ, поддержка спроса на автомобили и сельхозтехнику и др.) в рамках обязательств и требований правил ВТО;

  • реализация технологических платформ, а также программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий;

  • увеличение финансирования государственного оборонного заказа и расширение военно-технического сотрудничества;

  • оказание мер государственной региональной поддержки предприятиям Нижегородской области, реализующим приоритетные инвестиционные и инновационные проекты.

В случае усиления процессов диверсификации в экономике при достаточном уровне государственного стимулирования данных процессов в среднесрочной перспективе может быть обеспечен дополнительный прирост производства в отраслях не только конечного, но и промежуточного спроса (металлургический комплекс, химический комплекс, деревообрабатывающая промышленность), а также в сфере малого и среднего предпринимательства. Существенным фактором, который будет определять развитие обрабатывающих производств города в среднесрочной перспективе, станет необходимость адаптации предприятий к нормам и правилам ВТО.

Решение в среднесрочной перспективе задачи по модернизации экономической базы города позволит в дальнейшем мобилизовать ресурсы и увеличить вложения в высокотехнологичные проекты, существенно расширить возможности реализации социальных программ, нацеленных на всестороннее развитие человека.

Таким образом, формирование Стратегии социально-экономического развития Нижнего Новгорода до 2030 г. предполагается в общей логике движения от периода посткризисной стабилизации (в основном завершившегося в 2010-2012 гг.) к периоду модернизации экономики и социальной сферы города (2013-2015 гг.), которому соответствует умеренно-оптимистический сценарий, и постепенному переходу к периоду ускоренного развития (начиная с 2016 г.), которому соответствует сценарий «форсированного роста». Целевые показатели данного сценария форсированного роста в наибольшей степени соответствуют целевым значениям индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года по основным стратегическим целям и в разрезе подцелей и стратегических фокусов, утвержденных распоряжением Правительства Нижегородской области от 06.03.2008 № 298-р. Эффективное использование возможностей и ресурсов города на основе реализации приоритетных направлений, задач и механизмов, заложенных в Стратегию, может в долгосрочной перспективе обеспечить реализацию самого динамичного из трех рассмотренных сценариев.

Если в силу недостатка ресурсов или иных причин сценарий форсированного роста в ходе мониторинга и оценки реализации Стратегии будет признан невыполнимым, может быть произведена корректировка Стратегии посредством перехода к умеренно-оптимистическому сценарию.

Значения показателей социально-экономического развития по сценариям развития Нижнего Новгорода и основные сравнительные характеристики сценариев приведены в таблицах 1-2.


Таблица – Показатели социально-экономического развития по сценариям развития Нижнего Новгорода

Показатель

Сценарий форсированного роста

Умеренно-оптимистический сценарий

Консервативный сценарий

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий к 2030 г. в текущих ценах, млрд руб.

7 000,0

4 406,2

2 280,0

Среднегодовые темпы роста экономики в текущих ценах в 2011-2030 гг., %

114,0

111,3

107,5

Среднегодовые темпы роста экономики в сопоставимых ценах в 2011-2030 гг., %

108,3

106,9

103,0

Средняя номинальная заработная плата по полному кругу предприятий в 2030 г., тыс. руб.

300,0

140,0

90,0

Среднегодовой темп прироста средней номинальной заработной платы по полному кругу предприятий в текущих ценах в 2011-2030 гг., %

14,9

10,1

7,5

Среднегодовой темп прироста средней номинальной заработной платы по полному кругу предприятий в сопоставимых ценах в 2011-2030 гг., %

9,2

6,0

3,3

Объем фонда оплаты труда в экономике Нижнего Новгорода в целом в 2030 г., млрд. руб.

2 170,0

980,0

624,0

Среднегодовой темп прироста фонда оплаты труда в сопоставимых ценах в 2011-2030 гг., %

15,1

10,4

7,8

Среднегодовые темпы роста производительности труда в сопоставимых ценах в 2011-2030 гг., %

107,9

105,1

102,8

Среднегодовой темп прироста производительности труда в сопоставимых ценах в 2011-2030 гг., %

7,9

5,1

2,8

Доля организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, в отгрузках товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в экономике Нижнего Новгорода в целом в 2030 г., %

34,0

29,0

25,0

Таблица – Основные характеристики сценариев развития Нижнего Новгорода



Факторы

Сценарии




Консервативный

Умеренно-оптимистический

Форсированного роста

Экономический рост

Темпы роста городской экономики ниже показателей консервативного сценария Минэкономразвития России.

Темпы роста городской экономики превосходят значения инновационного сценария Минэкономразвития России.

Темпы роста городской экономики соответствуют целевым ориентирам, заложенным в Стратегию развития Нижегородской области до 2020 года.

Модернизация и инновационное развитие

Концентрация инновационной активности преимущественно в отраслях, сопряженных с энергетикой, топливными и сырьевыми отраслями (металлургия, основная химия, машиностроение).

Относительно низкий уровень инновационной активности высокотехнологичных секторов.

Снижение доли инновационно активных предприятий в общей численности предприятий города.


Модернизация в рамках ограниченного перечня предприятий высокотехнологичных отраслей.

Ориентация инновационной сферы на удовлетворение спроса предприятий и организаций города.

Использование готовых технологий, расширение применения режима «промышленной сборки» в автомобилестроении и других секторах городской экономики.


Ускоренный рост технологической конкурентоспособности во всех базовых отраслях и предприятиях города.

Ускоренное завершение формирования инновационной инфраструктуры и создание новых центров инновационного развития.

Усиление позиций города на международном и внутрироссийском рынках инновационных технологий и продуктов.


Источники экономического роста

Ориентация на экстенсивные факторы роста.

Собственные средства предприятий и бюджетные ресурсы в рамках государственных программ.

Инвестиции в проекты со среднесрочным периодом окупаемости.



Повышенные нормы накоплений на предприятиях города.

Реализация потенциала многосторонней интеграции и кооперации в рамках Нижегородской агломерации, в том числе, с использованием кластерного потенциала.

Активное привлечение заемных средств для модернизации производства.

Инвестиции в высокотехнологичные проекты, выходящие за среднесрочные пределы окупаемости.



Структурные изменения в экономике

Повышение доли продукции предприятий энергетического комплекса в стоимостной структуре выпускаемой продукции.

Развитие энергоемких производств.

Повышение доли импортных товаров и технологий.


Опережающий рост объемов производства на предприятиях, связанных с государственным заказом.

Опережающий рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний.

Изменение структуры малого и среднего предпринимательства за счет опережающего развития инновационного сектора, в первую очередь, в обрабатывающих отраслях и научно-техническом комплексе.



Социальное развитие

Усиление дифференциации населения по доходам.

Доля среднего класса – 20-25% населения.



Частичная модернизация социальной сферы.

Доля среднего класса – около 35% населения.



Опережающий рост инвестиций в человека и НИОКР.

Снижение дифференциации по доходам населения.

Доля среднего класса приближается к 50% населения.


Позиции города в российской экономике

Усиление зависимости от конъюнктуры внешних рынков.

Сохранение стабильной структуры поставок продукции на внешний рынок.

Завоевание лидирующих позиций в приоритетных сферах производства за счет реализации инновационного потенциала научно-производственного комплекса города.

Усиление позиции города на рынке информационных технологий, в туристическом и логистическом секторах.





  1. следующая страница >>