страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методика обучения темам курса информатики, связанным с информационными процессами - страница №1/1
Самостоятельная работа № 4 Модуль 2. Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 2.5 Тема: Методика обучения темам курса информатики, связанным с информационными процессами поиска, передачи и хранения информации Выполнила: Маркина Светлана Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 14», Киселёвск, Кемеровская область ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В 3 КЛАССЕТип урока: ОНЗ. Тема: «Множество». Автор: Шадрина О.А. (МОУ СОШ г. Среднеколымска). Основные цели: 1) сформировать представление о множестве, элементов множества, тренировать способность к заданию множеств перечислением и общим свойством множеств; 2) повторение решения текстовых задач. Оборудование, демонстрационный материал: 1) учебник «Математика, 3 класс» (автор Л.Г.Петерсон), учебник «Информатика в играх и задачах 3 класс, часть 2» (авторы А.В.Горячев и др.) 2) таблица с четверостишием: Интересна и важна Математика-страна, Потому что всем кто хочет, Дарит знания она. 3) букет цветов в вазе, набор карандашей, игрушки; 4)картинки, где изображены различные группы предметов и животных. 5) карточки со словами: хор класс оркестр осуохай материки времена года столица Якутии город на Луне МНОЖЕСТВО элемент множества; 6) таблицы эталоны решений к заданиям «Пирамида множеств», «Остров для множеств», «Впиши в таблицу названия множеств» Раздаточный материал: карточки к заданию «Пирамида множеств», кар-тинка с изображением групп предметов (музыкальные инструменты, спор-тивный инвентарь, инструменты). Ход урока 1. Самоопределение к учебной деятельности: Цель этапа: 1) мотивация к учебной деятельности посредством анализа четверостишия; 2) определить содержательные рамки урока: группа предметов, собранных вместе. Организация учебного процесса на этапе 1: - Здравствуйте, ребята! Вот и начался новый учебный год. В этом году мы продолжим путешествие по удивительной стране «Математика» и узнаем много нового и интересного. - Прочитайте записанное на доске четверостишие: Интересна и важна Математика-страна, Потому что всем кто хочет, Дарит знания она. - Скажите, а математика просто дарит свои знания? (Нет! Мы сами открываем их.) - Сегодня мы продолжим открывать новые знания, и я надеюсь, что эта работа будет такой же увлекательной и успешной, как и прежде. На сегодняшнем уроке мы продолжим работу с группами предметов, собранных вместе. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности: Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: понятие совокупности предметов как единое целое: коллекция, стая, сервиз, стадо, набор, класс и т.д; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, сравнение, обобщение, классификация; 3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстри-рующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний. Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Актуализация понятия совокупности предметов как единое целое. У учителя на столе предметы, собранные вместе: игрушки, в коробке карандаши, в вазе цветы. - Дайте название каждой группе предметов, собранных вместе. (Игрушки, набор карандашей, букет цветов.) Учитель показывает картинки: - Придумайте названия для этих предметов и животных, собранных вместе. (Дети записывают под картинками: стадо оленей, табун лошадей, отара овец, набор чоронов, стая уток, чайный сервиз.) 2) Актуализация мыслительных операций. -Обоснуйте свои ответы. (Так принято называть, именно: стадо оленей, та-бун лошадей, отара овец и т.д.)
- Что можете сказать по этой картинке? (Есть 3 группы: музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, инструменты) - Обведите каждую группу разными цветами. - Можно ли эти названия использовать для других объединений предметов, т.е. сказать, например: букет карандашей, сервиз оленей, стадо уток,и т.д.? (Нет.) 3) Индивидуальное задание: - Подберите слово, которым можно обозначить объединение любых предметов. (Дети предлагают свои варианты, некоторые дети не выполняют задание вообще, поскольку они не знают термин «множество».)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности Цель этапа: 1) выявить и зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2) согласовать цель и тему урока. Организация учебного процесса на этапе 3: - Почему же вы не смогли найти слово, которым можно назвать объединение любых предметов? (Мы не знаем, какое это слово.) - Чтобы выполнить задание правильно, что необходимо знать? (Как называется слово, которым можно обозначить объединение любых групп предметов.) - Сформулируйте цель и тему урока. (Найти слово, которым можно назвать любое объединение групп предметов, запомнить это слово и использовать его в своей речи.) 4. Построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для нахождения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме эталона. Организация учебного процесса на этапе 4: - Придумайте слово, которое бы подошло для названия любой из групп предметов и животных. (Возвращаемся к предыдущим картинкам.) (Дети предлагают свои варианты названий. Кто-то из детей может назвать правильное слово «множество».) - Вы предложили много вариантов, как назвать одним словом любые группы предметов или животных. Но поймут ли нас другие люди? (Могут не понять.) - Где можно узнать, как принято называть в математике это слово? (В учебнике.) - Откройте страницу 1 учебника и найдите это слово. Определите теперь, кто прав, а кто – нет. Учитель помещает на доску карточку, где написано слово «МНОЖЕСТВО». - Можете ли вы теперь назвать с помощью этого слова все группы предметов и животных по этим картинкам? (Да. множество карандашей, множество цветов, множество оленей, множество лошадей, множество овец, множество птиц, множество чоронов и т.д.) - Значит, что такое множество? (Кто-то говорит , что множество это «мно-го», а кто-то – «вместе».) - Давайте подумаем, все-таки множество это «вместе» или много»? Учитель выставляет на доске карточки слов: ХОР КЛАСС ОРКЕСТР ОСУОХАЙ -Дайте определение этим словам, используя слово «множество». ( ХОР – множество людей, поющих вместе. КЛАСС- множество детей, которые вместе учатся. ОРКЕСТР – множество людей, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. ОСУОХАЙ – множество людей, поющих и танцующих вместе.) - Подведем некоторый итог. Что такое множество? (Дети высказываются.) Вывод: Множество – это когда какие-нибудь объекты собираются вместе. - Прочитайте в учебнике на странице 2 правило в рамке. Предметы или живые существа, входящие в множество, называют элемен-тами этого множества. 5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель этапа: 1) зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 5: - Назовите множества, которые есть сейчас в нашем классе. (Множество девочек класса, множество мальчиков нашего класса, множество детей с фамилией Слепцовы, множество людей в очках, множество окон в классе, множество рюкзаков, множество детей в галстуках и т.д.) Учитель выставляет на доску карточки со словами: МАТЕРИКИ ВРЕМЕНА ГОДА СТОЛИЦА ЯКУТИИ ГОРОД НА ЛУНЕ - Назовите элементы этих множеств. (Дети называют.) Вывод: Количество элементов может быть разным. Бывает множество только с одним элементом. Бывает множество пустым. - А может ли быть множество с бесконечным количеством элементов? (Да) - Приведите примеры. (Натуральные числа, звезды на небе и т.д.) № 4. Назови двух учеников твоего класса. Элементами какого множества они являются? Принадлежат ли этому множеству портфели учеников? ( Они являются элементами множества учеников 3 «г» класса. Портфели этих учеников не являются элементами этого множества.) №5. Перечисли членов твоей семьи. Принадлежишь ли ты этому множеству? А твой друг? № 7. По какому признаку подобраны слова: роза, фиалка, гвоздика, василек, тюльпан? Какие еще элементы входят в это множество? Можно ли в него включить сосну, барана, ромашку, шипы от розы? Какие цветы растут на клумбах? Какие растут в поле? Какие растут на лугу? |
|