страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Класс: 8 класс Предмет: информатика «Информационные процессы в обществе и технике» - страница №1/1
Класс: 8 класс Предмет: информатика «Информационные процессы в обществе и технике» Цели урока: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Тип урока: смешанный (лекция +,работа обучающихся в сети Интернет). Методы обучения: словесный, практический, демонстрация фильма, работа в группах. Вид урока: урок изучения новых знаний. Длительность урока: 45 минут. Оборудование: компьютеры (ОС Windows, браузер), доступ в сеть Интернет, средства выполнения заданий – служба www, механизмы взаимодействия – web-сервисы. Поэтапный план урока:
1. Организационный момент (приветствие, определение количества присутствующих в классе и т.д.). 2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос. Вопросы:
3. Объяснение нового материала. Используемый приём: лекция-беседа. Содержание: Мы говорили о том, что информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются сбор, обработка, хранение, передача и использование информации. На предыдущих уроках мы рассматривали информационные процессы, протекающие в живой и неживой природе, в человеческом обществе. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают окружающий мир. Но информационные процессы характерны не только для живой и неживой природы. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с информационными процессами. Как же происходит передача информации в технических системах? На этот вопрос даёт ответ наш урок. Тема урока – «Информационные процессы в обществе и технике». Используется ЭОР. C:\Users\HOME\Documents\Уроки, информатика\8 класс\Инф. процессы в обществе, технике\Инф. процессы в обществе.swf Информационные процессы характерны не только для человека и общества, живой природы, но и для техники. Н. Винер в сороковых годах двадцатого веке заложил основы новой научной области кибернетики, указал на общность информационных процессов в технике, обществе и живых организмах. Человеком разработаны технические устройства, в том числе современные компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связаны с процессами управления. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов – управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи - информация о состоянии управляемого объекта. Управление сигналами Сигнал (английский: signal, от латинского signum – знак) – это знак, физический процесс или явление, несущие сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта либо передающие команды управления, оповещения и так далее По своей природе сигнал может быть:
Сигналы могут преобразовываться (без изменения несомой ими информации) из одного вида в другой, более удобный для последующей передачи, восприятия, хранения, переработки. Сначала определим, что называют техникой. Согласно словарю, техника (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. По мере создания новых орудий труда техника освобождает человека от выполнения различных производственных функций, связанных как с физическим, так и с умственным трудом. После того, как мы поняли, что называют техникой, перейдём к вопросу о том, как протекает передача информации в мире техники. Наука, которая занимается процессами управления сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах), называется кибернетикой. С точки зрения этой науки, жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Таким образом, состояние технической системы поддерживается системой управления. Управление - процесс целенаправленного воздействия на объект, который обеспечивает требуемое поведение или работу. В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи — информация о состоянии управляемого объекта. Рассмотрим в качестве примера регулирование температуры в помещении с использованием кондиционера. Управляющим объектом является человек, а управляемым — кондиционер. В помещении может быть размещен термометр, который сообщает человеку о температуре в помещении (канал обратной связи). При повышении или понижении температуры в помещении за определенные пределы человек включает кондиционер (работает канал прямой связи). Таким образом, температура в помещении поддерживается в определенном температурном интервале. Мы можем увидеть, что системы управления встроены во всю современную бытовую технику и обеспечивают функционирование системы управления по заданной программе. Используется ЭОР. C:\Users\HOME\Documents\Уроки, информатика\8 класс\Инф. процессы в обществе, технике\Инф.процессы в технике.swf Аналогично можно проанализировать работу человека (управляющий объект) за компьютером (управляемым объектом). Человек с помощью органов чувств (зрения и слуха) получает информацию о состоянии компьютера по каналу обратной связи с помощью устройств вывода информации (монитор, акустические колонки). Эта информация анализируется человеком, который принимает решения о тех или иных управляющих действиях, которые по каналу прямой связи с помощью устройств ввода информации (клавиатуры или мыши) передаются компьютеру. Используется ЭОР. Управление технической системой может выполнять человек или встроенный в техническое устройство микропроцессор. Системы, которые функционируют без участия человека, называют автоматическими. Если человек вместе с техническим устройством участвует в процессе управления, то такую систему называют автоматизированной. Например, компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов. Учителем предлагаются для выполнения упражнения для глаз (повороты, фокус «вблизи-вдали», зажмуривания, моргания и тд), направленные на снятие напряжения глазных мышц, возникшего после записи конспекта в тетради. 5. Работа в сети Интернет. Создание и заполнение таблиц. - «Системы управления техническими устройствами» - «Роботы» - «Использование ИКТ» Класс разбивается на группы. Каждая группа работает над своей частью таблицы, опираясь на материал учебника. Используемые приёмы: самостоятельная поисковая работа в сети Интернет, коллективная работа – при коллективном заполнении таблицы, используя сервисы web 2.0. Учитель выдаёт инструкции, помогает в выполнении работы, решает возникшие проблемы, контролирует выполнение заданий. Ученики осуществляют поиск и отбор информации, заполнение таблицы.
Эффективность работы с использованием Интернета:
6. Итоги урока. Учитель обобщает и оценивает работу обучающихся на уроке Обучающиеся анализируют собственную активность и результаты деятельности; участвуют в коллективной рефлексии. 7. Домашнее задание: Повторить теоретический материал конспекта. Прочитать параграф 1.1.4, стр. 16-19, ответить на вопросы 1-3. Использованная литература:
|
|