Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, справочные материалы по курсу «Политическая культура и ид - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Справочные материалы по учебной дисциплине Политология для всех специальностей... 1 76.3kb.
Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом... 3 643.66kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной... 1 287.25kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 2 624.22kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 10 2079.4kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 3 887.31kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 1 101.43kb.
Учебно-методические указания для самостоятельной работы. Учебно-методические... 1 247.98kb.
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов... 1 353.55kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 10 3945.49kb.
Справочные материалы «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» 1 41.61kb.
- 1 79.15kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, справочные - страница №1/4

Политическая культура и идеология

www.lekcii.in.ua


ВВЕДЕНИЕ

Политика как деятельность, тем более как профессия предполагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности. Важнейшим условием профессионального самоопределения является интеллектуальное и нравственное развитие личности, повышение уровня образованности будущего специалиста. Значительную роль в реализации такой цели призвано сыграть освоение студентами курса «Политическая культура и идеология».

Предметом изучения дисциплины является следующая тематика: теоретико-методологические основы дисциплины; эволюция теорий и парадигм политической культуры; типология политической культуры; современное состояние политической культуры в Республике Казахстан; структура и основные компоненты политической культуры; сущность политического сознания и политической идеологии.

Данное учебно-методическое пособие подготовлено с учетом государственного образовательного стандарта по специальности «Политология», требований кредитной технологии обучения и учебных программ по предмету ведущих университетов Республики Казахстан.

В пособии рассматриваются фундаментальные теории политической культуры, научные подходы и методы исследования данной категории, анализируются особенности и условия ее формирования, критерии классификации и основные разновидности политической культуры, место и роль субкультур в структуре политической культуры.

Дается характеристика структурным элементам политической культуры - политическим ориентациям, политическим стереотипам и мифам, политическим символам, анализируются особенности политической культуры современного Казахстана, сущность и основные виды политического поведения, этапы и модели политической социализации, природа политического сознания и его место в политической жизни общества.

Учебно-методическое пособие включает материалы к изучению основных тем курса: список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы, задания, тесты, тематику докладов и рефератов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, справочные материалы по курсу «Политическая культура и идеология».

Пособие предназначено для студентов и магистрантов, специализирующихся в области исследования политической культуры и идеологии.



Лекция №1. Теоретико-методологические основы курса «политическая культура и идеология».
Важную роль в развитии цивилизации, в том числе и в становлении демократического общества играет культура (от лат. «возделывание», «воспитание») - способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Принято делить культуру на материальную и духовную. Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, одежда, средства транспорта, связи и др.). Понятие «духовная культура» используется для обозначения сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, наука, литература, искусство, религия, идеология и др.).

Культура никогда не замкнута на какую-то сферу общественной жизни, но является интегральным аспектом жизни общества. Строение культуры, её дифференциальная и социальная структура соответствуют исторически определенной дифференциации самой человеческой деятельности, содержащей творческие компоненты.

Общество проявляет и осознает себя в культуре. От состояния и развития духовной культуры, от качества культурных ценностей зависит и интеллектуальный потенциал общества, и степень осознания им своих проблем, уровень их решений, в том числе и политических.

Политическая культура выступает неотъемлемой части культуры в целом. В понятии политической культуры органически выражается единство политики и её общественного осознания.

Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений представлений, моделей поведения, проявляющиеся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. В рамках политической культуры выясняется типичное в политическом процессе каждого общества, почему, невзирая на любые исторические перипетии, сохраняется содержательное ядро политической жизни каждого отдельного народа.

Политическая культура представляет собой не механическую совокупность тех или иных ценностей, установок, ориентаций, моделей поведения в отношении политических объектов. Это — специфический способ и образ действия, что, прежде всего, отражает суть понятия культуры вообще, и политической культуры в частности. Другими словами, политическая культура — это не просто распространенные в обществе ценности, но и то, как эти ценности «растворены» в тех или иных системообразующих структурах (т.е. как действуют механизмы распространения и укоренения ценностей) и какое влияние они оказывают на социально-политические процессы.

Три важнейшие стороны политической культуры определяют ее видовые формы: культуру политического мышления, правовую культуру, культуру политической деятельности и управления и т.д. А так как политическая культура это не только процесс, но и результат, то мы можем отметить такие формы бытия культуры, как «опыт политического управления», «уровень политических знаний», «зрелое политическое поведение», «наследие прошлой политической культуры» и т.д.

Рассматривая политическую культуру как способ воспроизводства политической жизни, необходимо выявить ее системообразующие свойства, как в структурном, так и в функциональном плане по шкале уровней социальных субъектов. Собственно системный характер политическая культура обретает именно на уровне национальной политической культуры, который, в свою очередь, является частью совокупного адаптационного механизма конкретного народа к условиям своей жизнедеятельности.

Системообразующим началом национальной политической культуры является общекультурный генотип, который включает в себя также и устойчивые способы политической самоорганизации этнической общности. Этот специфический стержень, называемый в том числе «центральной зоной», «внутренним образом», «архетипом» или же собственно «традицией», - определяет политический менталитет каждой отдельной нации, задает ценностную легитимизацию соответствующего политического поведения. Политическая традиция обнаруживается в стереотипах восприятия политической жизни, в обычаях политического поведения, в продуцируемых схемах функционирования политических институтов.

Поскольку политическая жизнь включает в себя, с одной стороны, соперничество групп за социальные блага, а с другой – распределение данных благ государством, постольку содержательная сторона национальной политики должна определяться характером выбранных предпочтений: допустимыми рамками социального неравенства; закрепленными в обычае и праве способами политического представительства и разрешения возникающих споров; механизмом определения верховного посредника и предпочтительными методами утверждения его авторитета; ролью средних и низших слоев в принятии важнейших политических решений и т.д.

Адаптационный механизм политической традиции выявляет и интенсифицирует те модели поведения, которые предопределяют внутреннюю идентичность и комфортность национального бытия. Национальная политическая традиция постоянно видоизменяется, так как меняются внешние и внутренние условия ее существования, появляются «новые вызовы». Какие-то элементы и компоненты традиции уступают место новым ценностям и стандартам поведения, однако ядро традиции не исчезает, оно обновляет свою «внешнюю» и «внутреннюю» периферию, а при глубинном кризисе – и внутреннюю структуру ядра. Но и в последнем случае должны сохраниться важнейшие основы идентичности, иначе культурная система разрушится, что повлечет за собой разрушение собственно всех сторон общественной жизни. Таким образом, политическая культура в своем системном качестве является матрицей, то есть совокупностью укорененных базовых ценностей и норм, обеспечивающих политическое единство общества.

С точки же зрения институционального уровня политической культуры можно выделить следующие коллективные формы политической практики: способы управления политической системой, закрепленные в государственном строе; методы принятия политических решений; характер проведения их в жизнь; методы разрешения социально-политических конфликтов; тип электорального процесса; характер межпартийных отношений; способы лоббирования корпоративных интересов и т.д. Политико-культурное значение имеет и характер межинституционального взаимодействия, который выражается в иерархии прерогатив того или иного института при принятии наиболее важных политических решений, а также в ценностной легитимизации данной иерархии.

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Характерные черты политической культуры;

1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.




Лекция №2. Политическая культура как элемент политической системы
Политическая культура - это совокупность типичных для дан­ного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения.

Это ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение. Кратко политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения.

Политическая культура обусловливается в основном двумя факторами: политическими институтами и процессами и состоянием общей культуры в целом. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура в нашу эпоху - это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение - это способ существования культуры.

Понимание политической культуры как исключительно ценностно-нормативной системы, элиминирование деятельностного и институционального компонентов политической культуры фактически ведет к отождествлению ее с политическим сознанием.



Функции политической культуры отражают ее предназначение в обществе:

  • функция идентификации - реализует потребность человека в групповой принадлежности;

  • функция ориентации – помогает понять суть происходящих политических событий;

  • функция адаптации и социализации – способствует приобщению к навыкам политического поведения;

  • функция интеграции – выражается в объединении различных социальных групп вокруг определенных ценностей;

  • функция коммуникации – отражает взаимодействие субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и символов.

Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре. Элементами политической культуры являются политические представления, политические ориентации, политические ценности, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа, политические мифы и стереотипы, модели политического поведения, политические символы.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Следует разобраться в том, что политическая культура отражает троякую способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений.

Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей: во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение социальных изменений); во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.

Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности. Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Вместе с тем, неправильно будет отождествлять политическую культуру с исключительно образовательным или интеллектуальным уровнем.

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане - духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности.

При выявлении и определении политической культуры возникает естественный вопрос о ее соотношении с другими компонентами политического, прежде всего с политической системой. Еще в 1968 г. Л. Пай предпринял попытку определить взаимосвязь между политической культурой и политической структурой. Он, в частности, писал: «Если нужно эффективно использовать концепцию политической культуры, то ее необходимо дополнить структурным анализом, но трудность состоит в том, что политические структуры можно рассматривать, с одной стороны, как продукты отражения политической культуры, а с другой стороны, они составляют «данные», формирующие политическую культуру».

При поисках адекватного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь, оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Поэтому естественно, что между, например, политическим поведением и политической культурой существует тесная взаимосвязь, хотя политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы политического, они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются друг с другом и не могут существовать друг без друга.

Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участие людей в политике, а так же пограничные зоны: взаимодействие политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это позволяет рассматривать политическую культуру, как важнейший элемент политической системы любого общества, как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы

Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависят от степени соотношения и соответствия ее ценностей ценностям политической культуры. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры и принятия ею основных элементов является принятие гражданами идеи легитимности существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима.

Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. Обеспечение легитимности, или легитимизация, - это форма обоснования, которая призвана интегрировать разрозненные институциональные процессы и подсистемы значений и обоснований, тем самым придавая смысл всему социальному порядку. Это одновременно и когнитивное, и нормативное измерения. Легитимизация обеспечивает информирование, объяснение, рационализацию и обоснование сущности политической системы, принятие ее основополагающих норм, правил и ценностей большинством населения общества.


Лекция №3. Методы изучения политической культуры.
Политической культуре, как и любой другой области политики, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают свойственные политической культуре всеобщие и необходимые связи, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Основной задачей политической науки при этом является выявление основных закономерностей и тенденций функционирования политической культуры, с тем, чтобы объяснить ее сущность, рационализировать и систематизировать знания о всех ее компонентах.

Становление основных научных школ и подходов к исследованию политической культуры в определенной мере совпадает с процессом институционализации непосредственно политической науки.

В самом общем виде, периодизация развития методологии исследования политической культуры может быть представлена следующим образом:

1. классический период (до 19 века), представленный в основном логико-философским, этическим и аксиологическим подходами. Хотя в этот период категория политической культуры еще не выделена в качестве предмета самостоятельного изучения, отдельные ее элементы (такие, например, как политическое сознание, политическое поведение, политические мифы, стереотипы и т.д.) привлекают внимание исследователей.

2. институциональный период (19-начало 20 века), когда на первый план выходят нормативно-институциональный и историко-сравнительный методы. Именно в этот период появляется научная категория «политическая культура», обобщающая и систематизирующая отличия в субъективном восприятии политической действительности обществом и отдельными личностями.

3. бихевиористский период (20-70 годы ХХ века), ставший поворотным в развитии политической науки в целом и научном анализе явления политической культуры в частности. Доминирующим убеждением бихевиористов является представление о политике, как о разновидности социального поведения индивидов. Политическая культура в трактовке бихевиоризма представляет собой общественное явление, имеющее прежде всего индивидуальное измерение и определяющееся установками и мотивациями, связанными с участием во власти.

4. постбихевиористский период (начался в последней трети ХХ века) отмечен появлением новых методов исследования политических явлений, среди которых особое место занимают структурно-функциональный и системный анализ. Отличительной особенностью этого периода является возможность применения результатов научного анализа для эффективной реализации социальных задач.

Приемы, подходы и методы, используемые в политологии в целом, широко применяются в исследовании политической культуры и идеологии. Существуют два общих концептуальных методологических подхода – бихевиоризм и интерпретатизм

Бихевиоризм предполагает применение количественных методов в исследовании политической культуры и расширение предмета исследования от анализа институтов до анализа неформального политического поведения.

Отличительная черта интерпретативистских подходов в исследовании политической культуры состоит в поиске и анализе «смыслов» политической жизни. Таким образом, политическая культура предстает как смысловой аспект политики. При этом методы исследования могут быть самыми разнообразными: от необъятного описания и обобщения национальной истории до анализа образцов массовой культуры.

Многими авторами не раз отмечалось, что при исследовании политической культуры невозможно не учитывать особенности общей культуры, национального характера, события исторического прошлого и настоящего и т.п. И если признать, что политическая культура во многом определяет особенности функционирования политической системы, то, определив сущность системы более фундаментального порядка (каковой является культура), можно выявить и специфику производной системы.

Очевидно, что все это до бесконечности расширяет не только рамки исследования, но и затрудняет сам процесс анализа, ибо невозможно учесть все многообразие факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на процесс формирования политической культуры.



В ряду основных современных методов, применяющихся при изучении политической культуры можно выделить следующие:

  • Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, правительственных программ и других средств регулирования политической деятельности, политических партий и иных общественных организаций.

  • Компаративный подход направлен на сравнительный анализ различных типов политической культуры, а также их элементов: политических ориентаций, политических стереотипов и мифов, моделей и образцов политического поведения и т.п.

  • Исторический подход основан на изучении политической культуры в процессе развитии.

  • Социологический подход направлен на выяснение зависимости политической культуры от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии, традиций и менталитета общества.

  • Нормативно-ценностный подход предусматривает выяснение значения для общества тех или иных элементов политической культуры, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.

  • Системный подход – политическая культура рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся система, состоящая из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой.

  • Структурно - функциональный анализ исходит из рассмотрения политической культуры в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами, каждый из которых выполняет свое функциональное предназначение.

  • Бихевиористский подход основывается на рассмотрении политической культуры через призму анализа мотиваций политического поведения индивида и социальных групп.

  • Антропологический подход интерпретирует политическую культуру, исходя из природы человека.

  • Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политической культуры, рассматривая политическое взаимодействие в качестве информационных потоков, главные из которых политические решения и реакция на него агентов политики.

Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок, метод политического моделирования, анализ статистического материала и т.п.

Современные концепции политической культуры сформировались в рамках сложившихся научных школ и подходов, в ряду которых следует выделить:

Психологический подход (школа Г.Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.

Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, либо сводится к политическим отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.

Объективистская (нормативная) парадигма (Л.Пай, Д.Пол). политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.

Эвристическая концепция (С. Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.

Каждый из этих подходов заслуживает внимания, поскольку дополняет имеющиеся трактовки сущности политической культуры и позволяет достичь относительного равновесия между деятельностной и ценностно- институциональной сторонами политической культуры.

Нарушение этого баланса приводит к преобладанию либо консервативной тенденции в развитии политической культуры, либо стимулирует псевдокардинальную активность, отрицающую существующие политические ценности.


Лекция №4. Типологизация политической культуры.
Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура; 4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

На основании этих и многих других оснований политическая наука предлагает различные варианты классификации политической культуры. Первая попытка систематизировать различные модели политической культуры была предпринята на основе масштабного компаративного исследования, которое проводилось американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой с 1958 по 1962г. в Западной Европе и США. Итогом исследования стала работа «Гражданская культура». В ней авторы выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.



  • Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

  • Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в СССР, начиная с 20-30-х гг.

  • Политическая культура участия (гражданская) отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Понимая, что в реальной жизни эти модели достаточно редко встречаются в «чистом виде», Г.Алмонд и С.Верба на основе своей методологии выделили также и три смешанных типа политических культур – провинциалистско-подданическую, подданическо-партисипаторную и провинциалистско-партисипаторную.

Специфика провинциалистско-подданической состоит в том, что «значительная часть населения отвергает исключительные притязания диффузной племенной, деревенской или феодальной власти и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными центральными правительственными структурами». Это тип культуры, характерный для периода перехода к единому централизованному государству.

Особенности подданическо-партисипаторного типа культуры заключаются в том, что при нем у значительной части общества появляется “специализированная ориентация” по отношению к политической системе и ее элементам, равно как и “активистские самоориентации”. Но при этом существенная часть населения продолжает ориентироваться на авторитарную правительственную структуру и придерживаться пассивной системы самоориентаций.

Провинциалистско-партисипаторная политическая культура характерна для многих развивающихся стран. Политическая система в большинстве из них характеризуется провинциалистской фрагментарностью, и проблема, по Г.Алмонду и С.Вербе, состоит в том, чтобы обеспечить активное участие граждан в политической жизни.

Данное разделение на практике весьма условно, поскольку политическая культура любого общества представляет собой сложную комбинацию различных типов культур, соотношение которых зависит от уровня развития общества. Развитому обществу, демократической индустриальной политической системе при этом соответствует гражданская политическая культура, отличительными чертами которой являются: консенсус относительно легитимности политических институтов, толерантность по отношению к другим ценностям и интересам, политическая компетентность.

В современной политологии получили достаточно широкое распространение и другие варианты типологизации политической культуры. Так, например, в основу типологизации, разработанной У. Розенбаумом, положен характер взаимоотношений между субкультурами. На этой основе он выделяет интегрированные и фрагментированные типы политических культур.

Интегрированный тип предполагает согласие большинства общества по базовым ценностям.

Фрагментированная политическая культура отличается острой конфликтностью различных субкультур по отношению друг к другу, присуща нестабильной политической системе с неустойчивыми политическими институтами.

Более подробный вариант типологизации на основе взаимоотношения различных субкультур предложил английский ученый Д. Каванах. в его концепции выделяются гомогенная, фрагментарная, смешанная и искусственно гомогенная политические культуры.



Гомогенная политическая культура характеризуется толерантностью и единством общества по основополагающим ценностям.

Фрагментарную политическую культуру отличает конфликтная оппозиционность различных субкультур.

Отличительными характеристиками смешанной политической культуры являются наличие ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима. Искусственно гомогенной политической культуре присуща апатичность и мобилизованное политическое участие.

Особый подход к классификации политических культур был предложен Р. Шварценбергом. В качестве критерия классификации исследователь предлагает использовать степень восприимчивости политической культуры к инновациям, возможности адаптировать политический опыт других стран к сложившимся социально-экономическим и политическим условиям. На основании данного подхода Р. Шварценберг выделяет открытую и закрытую политическую культуру.

Еще одним критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа политической культуры.



Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока степень активности участников политического процесса.

Элитарная политическая культура. Базовая политическая ценность - власть или властные структуры (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита.

Архаическая политическая культура. Главная ценность - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

Достаточно интересен и эффективен подход к классификации политической культуры, который учитывает влияние государства и рынка как двух универсальных цивилизационных феноменов и, соответственно, позволяет говорить о множественных модификациях двух основных ее типов – рыночной и этатистской.



Рыночная культура ориентирует людей на понимание политических процессов и явлений как актов свободного, плюралистического обмена продуктами политической деятельности, как средств, реализующих, по словам М.Дюверже, “интеграцию всех граждан в общество и создание справедливого государства”. Это – культура, где конкурентная борьба понимается как универсальный принцип функционирования и развития общества.

Напротив, этатистский тип культуры обусловливает течение и развитие политических процессов в условиях жесткого государственного регулирования, когда интересы государства ставятся выше других интересов, а социальные конфликты в случае необходимости могут быть упорядочены силовыми методами

Альтернативную типологию предложил польский социолог Е.Вятр. Взяв за основу связь политических культур с политическими системами и лежащими в их основе общественно-политическими формациями, он выделил в качестве основных три разновидности: традиционную, буржуазно-демократическую и политическую культуру социалистической демократии, которые дополняются второстепенными: политической культурой сословной демократии, автократической и реликтовой автократической.

При этом буржуазно-демократическая культура выступает в виде или консервативно-либеральной, или либерально-демократической: первая признает в качестве главных ценностей гражданские права и свободы, но в то же время отрицает общественно-реформаторский аспект политической культуры, тогда как для второй характерны социальные реформы, осуществляемые государством. В либерально-демократической модели важное место занимает проблема соотношения свободы, равенства и справедливости. В целом зачастую предпочтение отдается равенству возможностей, с которым отождествляется справедливость, перед социальным равенством, равенству стартовых условий перед равенством результатов.

Авторитарная политическая культура, по Е. Вятру, признает в качестве идеала сильную власть, включающую развитые демократические права и свободы граждан, однако не ориентирует людей на активное участие в политической жизни, нацеливая их на послушное поведение.

Тоталитарная политическая культура «объединяет культ лидера, сильной власти с активным привлечением граждан к участию в политической жизни в соответствии с принципами, установленными лидером». В этих условиях внешняя политическая активность граждан не означает демократической свободы выражения своих мнений, плюралистской выработки политических ориентаций.

Достаточно близка типологии Е. Вятра классификация политической культуры по типу политических режимов. В самых общих чертах это выглядит следующими образом:

тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осуществляется по принципу: «Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть». В тоталитарном политическом режиме политическая культура репрессивна, консервативна, бюрократична, поддерживает культ власти (вождя, партии), многолична (невозможен диалог с властью). В ней заложен тотальный контроль над всеми сферами общества (цензура, контролирующие органы, действующие как легально, так и нелегально) над личной жизнью людей.

Такая политическая культура противоположна индивидуализму. Возводя коллективизм в высший принцип при отсутствии условий для социального согласия, она постоянно воспроизводит сознание, основывающееся на вере в абсолютное единство власти и народа, могущество и справедливость строя, вождя.

Принцип тоталитарного сознания - слияние с властью. Оно догматично, агрессивно по отношению к инакомыслящим (формирует образ врага), мифологично. Место религии и социальной науки такая культура заполняет идеологией, потому что в данной культуре невозможна критика существующей действительности, критика власти;

При всей этой противоречивости и парадоксальном сочетании противоположных, начал определяющими в тоталитарном сознании являются конформизм, усредненность, самодовольство и удовлетворенность жизнью и т.д., составляющие в совокупности характерологическую матрицу посредственности как социально-политического типа человека массы.



авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании политического опыта. В ней действует принцип: «Разрешено всё, кроме политики». Авторитарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм;

демократическая политическая культура. Ей свойственен принцип: «Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом». Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни.

Демократическое сознание предполагает равную ответственность всех граждан за действия своего правительства. Оно критично и ответственно. Его идеалы: свобода, равенство, справедливость, торжество закона, осуществление прав человека.

Демократическая (плюралистическая) политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом плюрализме.

Важнейшими параметрами современной демократической политической культуры являются плюрализм (от лат. «множественный») и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению).

Фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры.

Таким образом, при анализе политической культуры необходимо исходить из факта существования многих региональных и национальных вариаций политической культуры, которые обусловлены общественно-историческими, национально-культурными, географическими, религиозными и иными особенностями.

Для содержательного анализа политической культуры значительный интерес представляют также способы ее типологизации, разработанные Р. Такером, И. Градинаром, Д. Элейзаром, У. Блюмом, Э. Баталовым, К. Гаджиевым и др.


Лекция №5. Политические ориентации.
Разрабатывая модель политической системы, Г. Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя и была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение».

Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию - истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; б) аффективную ориентацию - чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов; в) оценочную ориентацию - суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.

В приведенной дефиниции можно выделить две характерные особенности. Во-первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).

Важными индикаторами политической культуры Г. Алмонд считал также ориентации на структуры «входа» а политическую систему и «выхода» из нее, а также ориентации индивида относительно своего места в политическом процессе и возможностях политического участия.



СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИИ

Ориентация

Операциональное определение

Политическая идентификация


Нация граждан; политические образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые индивид вовлечен наиболее глубоко

Политическая вера


Готовность сотрудничать с различными группами в различных социальных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.п.

Ориентация относительно режима

вера в легитимность режима, оценки и чувства по поводу политических учреждений, включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режиму

правила игры

отношение индивида к нормам, регулирующим политические отношения в обществе

политическая действенность

вера в то, что власть ответственна за свои действия, в важность гражданской активности

политическая компетентность

частота политического участия, информированность о политических событиях, интерес к политике

Input- Output

удовлетворенность политикой власти, вера в эффективность «входов» и «выходов» политической системы

Исследование структуры политических ориентации было продолжено У. Розенбаумом, который выделил три типа ориентаций относительно политических объектов.

Первый тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат:

а) оценки индивидом государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них - ориентация относительно режима;

б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них - ориентация относительно «входа», оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них - ориентации относительно «выхода».

Второй тип включает ориентации относительно «других» в политической системе:

а) политической идентификации - ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;

б) политических верований (убеждений), отражающих отношение к другим политическим группам в интервале «хорошее - плохое»;

в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы - о «правилах игры».



В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие в себя:

а) политическую компетентность - оценки индивидом собственных политических «ресурсов», позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека;

б) политическую действенность - представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.
следующая страница >>