страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Межшкольный учебный комбинат» 20011-2012 учебный год - страница №1/1
Профориентационная работа в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Межшкольный учебный комбинат» 20011-2012 учебный год На основании Концепции развития МОУ «Межшкольный учебный комбинат» как Центра профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации школьников, приказа директора МБОУ МУК, в ходе реализации Программы развития муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат», в сентябре 2011 года выделено структурное подразделение МБОУ МУК Центр профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации школьников (Центр). Основная цель деятельности Центра – формирование у школьников и молодежи от 10 до 18 лет (в том числе со специальными потребностями) обоснованных профессиональных планов и траекторий дальнейшего профессионального обучения. Основными задачами Центра являются:
В целом, профориентационную деятельность можно представить в следующей организационно-функциональной модели: Рисунок . Организационно-функциональная модель профориентационной работы Согласно данной модели на каждом возрастном этапе предусмотрены свои как традиционные, так и инновационные формы профориентационной работы. 5-7 классы На основании приказа Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска от 21.06.2011 № 472 «Об итогах проведения Коллегии Комитета по образованию Администрации города Ханты-Мансийска» МБОУ МУК и МБОУ СОШ № 6 присвоен статус муниципальной инновационной площадки в 2011-2012 учебном году по теме «Апробация профориентационных методик в 5-9 классах в целях развития осознанного выбора профильного образования на третьей ступени». В рамках данной деятельности для учащихся 5-7 классов педагогическим коллективом МБОУ МУК разработаны общеобразовательные программы художественно-эстетической, научно-технической и социально-экономической направленности. По итогам реализации общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности (элективных курсов) организована выставка творческих работ учащихся программ «Бумажное моделирование», «Квиллинг в дизайне», «Кукла своими руками», «Бумажные бусы», «Лепим из пластилина», «Волшебные зерна». Фото 1, 2, 3. Выставка работ учащихся 5-7 классов, обучающихся по программе художественно-эстетической направленности.
Также для учеников 5-7 классов проведен конкурс проектов «Древо профессий моей семьи», который поспособствовал возникновению совместной деятельности детей и родителей, расширил границы представлений ребенка о профессиональном прошлом и настоящем его семьи. Всего на конкурс представлено 25 работ из шести общеобразовательных школ города (8 учащихся МБОУ «Гимназия № 1», 1 учащийся МБОУ СОШ № 1, 5 учащихся МБОУ СОШ № 2, 6 учащихся МБОУ СОШ № 3, 2 учащихся МБОУ СОШ № 5, 3 учащихся МБОУ СОШ № 6). По результатам оценок жюри выявлены победители и призеры конкурса: I место – Седов Илья Владимирович, МБОУ СОШ № 2, II - III место – Младенцева Екатерина Анатольевна, МБОУ СОШ № 5, Фишер Дмитрий Алексеевич, МБОУ СОШ № 5. Для учащихся 5-7 классов школы № 6 организованы классные часы по темам «Моя будущая профессия», «Радуга профессий», «Мама летчик, что ж такого?»; викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; выставка рисунков «Профессии моих родителей». По окончании обучения в I полугодии 2011-2012 учебного года среди учащихся проведено диагностическое исследование уровня удовлетворенности обучением, в котором приняло участие 159 человек (53,2 %). При анализе ответов учащихся установлено, что:
Общая удовлетворенность складывалась из нескольких показателей (удовлетворенности интересов и потребностей), представленных в таблице 1. Таблица 1. Степень удовлетворенности интересов и потребностей учащихся 5-7 классов образовательным процессом в МБОУ МУК
Для оценки отношения к учебным занятиям в МБОУ МУК учащимся предлагалось воспользоваться картинками с комментариями, которые метафорично отражающие образовательный процесс на уроке. Получены следующие результаты: большинство учащихся 5-7 классов дают положительную характеристику урокам, так 66 % ассоциируют урок с «Лесной дорогой, где за каждым поворотом открывается что-то новое»; 39,6 % считают, что уроки – это «Штурм горной вершины – трудно, но интересно». Результаты представлены в диаграмме 1. Диаграмма 1. Оценка учебных занятий по общеобразовательным программам учащимися 5-7 классов за I полугодие 2011-2012 уч.г. Оценка отношения к образовательному процессу в межшкольном учебном комбинате по каждой параллели 5-7 классов представлена в таблице 2. Таблица 2.
8-9 классы С 2010-2011 учебного года в МБОУ МУК реализуется «Модель предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов»: 1 этап для учащихся 8-х классов МБОУ СОШ №№ 2, 5, 6, 8 включает в себя
Диагностическая работа позволяет учащимся 8 классов изучить свои познавательные и личностные особенности, для этого использовались апробированные профессионально-ориентированные диагностические методики: опросник «Тип мышления», «Определение типа будущей профессии» Е.А.Климова, «Опросник профессиональных склонностей» Йовайши, «Профиль» (модификация «Карты интересов»). В ходе диагностики получены следующие результаты. На основе проведенного исследования по методике Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» установлено, что большинство опрошенных проявляют интерес к типу профессий «Человек – человек» (см. Диаграмму 2). Диаграмма 2. Общие результаты исследования учащихся 8 классов по методике Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» Результаты исследований по школам несколько отличаются от представленной в диаграмме, так учащиеся школы № 6 выявили наибольший интерес к профессиям типа «Человек – техника», а учащиеся школы № 2 «Человек – природа» (см. таблицу 3). Таблица 3. Результаты диагностического исследования учащихся 9-х классов по методике Климова.
Результаты проведенного исследования учащихся 8 классов по методике Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» показали, что менее всего школьники склонны заниматься исследовательской деятельностью. Наибольшее количество восьмиклассников проявляют склонности к экстремальным видам деятельности и работе с людьми (см. Диаграмму 3). Диаграмма 3. Общие результаты исследования учащихся 8 классов по методике Л. Йовайши В таблице 4 представлены результаты исследования профессиональных склонностей у восьмиклассников по каждой школе, участвовавшей в диагностике. Таблица 4. Результаты диагностического исследования учащихся 8-х классов по методике Л. Йовайши
Склонность к экстремальным видам деятельности можно объяснить возрастными особенностями подростков: преобладанием «доминанты романтики», т.е. стремлением к неизвестному, к приключениям, героизму, риску. Результаты проведенного исследования по методике «Тип мышления» показали, что большинству учащихся 8 классов присущи наглядно-образный и предметно-действенный типы мышления. Менее всего школьникам характерен словесно-логический типы мышления (Диаграмма 4). Диаграмма 4. Общие результаты исследования учащихся 8 классов по методике «Тип мышления» Как показало исследование 34,1 % опрошенных школьников обладают креативным мышлением. Таблица 5. Результаты диагностического исследования учащихся 8-х классов по методике «Тип мышления»
На основании результатов проведенного исследования учащихся 8-9 классов по Методике «Профиль» установлено, что из общего количества выбранных видов деятельности преобладают: предпринимательство и домоводство 114 человек (43%); спорт и военное дело 91 человек (34,3%). Меньше всего учеников интересует физика и математика (см. Диаграмму 5). Диаграмма 5. Общие результаты исследования учащихся 8 классов по методике «Профиль» Таблица 6. Результаты диагностического исследования учащихся 8-х классов по методике «Профиль»
Результаты исследований учащиеся вносят в Дневник профессионального самоопределения. Занятия по курсу «Твоя профессиональная карьера» (разработанный на основе программы курса «Твоя профессиональная карьера» под общей научной редакцией С.Н. Чистяковой, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора и рекомендованного Министерством образования РФ), позволили учащимся получить представление о богатстве своего внутреннего психологического мира и многообразии мира профессий, что обеспечило им возможность непосредственно характеризовать образ «Я». Информационная работа направлена на знакомство учащихся с муниципальной образовательной картой: учреждениями дополнительного и профессионального образования, базовыми предприятиями и организациями города. В рамках данного направления деятельности для учащихся 8-х классов организованы экскурсии в «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» (учебно-производственный корпус), «Ханты-Мансийский центр занятости населения». Экскурсии проведены для всех классов, обучающихся в межшкольном учебном комбинате.. Предполагается закончить обучение восьмиклассников смотром творческих проектов «Фестиваль профессий», положение которого находится в разработке. на 2 этапе (в 9-м классе) организованы:
Диагностическая работа на основе компьютерного тестового комплекса «Профориентатор», разработанного на в МГУ им. М.В. Ломоносова. доктором психологических наук, профессором А.Г. Шмелевым. Представленный комплекс предназначен для проведения профориентационной работы с учащимися 7-11-х классов и абитуриентами с целью определения профессиональной направленности, формирования профильных классов, выбора средних специальных и/или высших учебных заведений, факультетов (специальностей) вуза. На данный момент в исследовании приняли участие 163 человека. Полученные предварительные результаты показали, что большинство респондентов выявили склонность продолжать обучение в следующих направлениях: естетвенно-технологическом – 27,6 %, творческом – 25,8 % и лингвистическом – 24,5 %) (см. Диаграмму 6). Диаграмма 6. Профессиональные пробы предоставили возможность учащимся 9-х классов познакомиться с различными профессиями на практике, узнать их особенности и перспективы своей реализации в профессии. В рамках программ организованы экскурсии:
Социальные практики проводятся в двух формах: с марта 2012 года МБОУ Межшкольный учебный комбинат начал совместную работу с Технолого-педагогическим колледжем по реализации программы предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов, в процессе изучения которой учащиеся познакомятся с профессиями: электромонтер, судоводитель, строитель, автомеханик, учитель начальных классов, воспитатель детского сада и др. (см. фото)
Предпрофильная подготовка для 9 классов МБОУ СОШ №№ 1, 3 реализуется 1 год по направлениям:
В соответствии с программой курса «Твоя профессиональная карьера» информационная работа осуществляется через организацию экскурсий:
Участие школьников в экскурсиях ведет к расширению кругозора о деятельности различных организаций, предприятий и учреждений города, когда непосредственно на практике можно увидеть все то, что слышал на занятиях. 10-11 класс Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов ведется в двух направлениях: профессиональная подготовка и профильное обучение. На занятиях профессиональной подготовки учащиеся не только знакомятся со спецификой деятельности представителей рабочих профессий, но и приобретают начальные профессиональные компетенции. Для учащихся 10-11 классов мастерами производственного обучения организованы экскурсии:
Профильное обучение осуществляется в рамках окружного проекта «Азбука бизнеса», организованного совместно с ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор», Фондом поддержки предпринимательства Югры, Департаментом образования Администрации города Ханты-Мансийска. Реализация проекта ведется на основе учебной программы, утвержденной Приказом № 690 от 01.09.2011 Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О проведении еженедельных профориентационных курсов по основам предпринимательской деятельности». Программы построены по модульному принципу и содержат по 6 модулей: «Ключевые качества предпринимателя», «Эффективное личное лидерство», «Профессия предприниматель», «Я живу в Югре», «Введение в бизнес», «Бизнес – это люди». При реализации программ используется коучинговый формат взаимодействия ведущего и аудитории, т.е. методы консультирования и тренинга, мастер-классы, деловые игры и т.д. Курс рассчитан на 136 часов (2 года обучения, по 2 часа в неделю), причем более 60% учебного времени отведено на практические занятия. В рамках занятий проводится серия однодневных стажировок на рабочем месте действующих предпринимателей в различных отраслях экономики (торговля, сфера услуг). По данной программе обучаются учащиеся социально-экономических классов средних общеобразовательных школ города №№ 2, 5, 8, в количестве 124 человека из них 67 учеников 10 класса и 57 учеников 11 класса. Социальная практика для учащихся 10 классов профильного обучения организуется в рамках «Летней проектной школы». Основной целью «Летней проектной школы» является овладение старшеклассниками и применение в учебной и внеучебной деятельности технологии создания проекта. В процессе функционирования школы учащиеся выявили интересные для себя проблемы, на основе которых сформулировали цели и задачи проектов, провели социологические исследования. На публичной защите были представлены проекты на темы: «Зараженность рыб семейства карповых личинкой Opisthorchis felineus в водоёмах Югры»; «Аксессуар для интерьера квартиры»; «Растения Сибири»; «Байконур-земля-вселенная»; «Сон»; «Здоровый образ жизни»; «Экологический след человека»; «Модный клатч»; «Создание музея «История вычислительной техники»; «Сумка для ноутбука в технике пэчворк»; «История ФК «Ливерпуль»» и др. К публичной защите представлено 14 проектов, 3 проекта приняли участие в муниципальном этапе научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», 2 из них заняли призовые места. Инновационной формой профориентационной работы, представляющей собой детско-взрослые объединения, способствующие формированию у обучающихся профессионально значимых компетентностей, являются профориентационные лаборатории. Цель работы профориентационной лаборатории МБОУ МУК – проектирование образовательной среды через гибкую систему педагогических событий, профессионально-технологических проб, направленных на оказание помощи школьникам в профессиональном самоопределении, воспитание у них осознанной мотивации выбора профессиональной сферы с учётом реальных возможностей дальнейшего трудоустройства. В настоящее время функционируют следующие лаборатории:
В соответствии с планами работы лабораторий на год проведены мероприятия: «Абитур-класс»
«Правовая академия»
«Студия арт-дизайна»
«Школа бизнеса»
«Профессиональная этика»
«IT-профи»
«Home-мастер»
|
|