Лингвистика Дисциплина: Основы языкознания - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы по курсу «Основы языкознания» 1 26.05kb.
Рабочая программа учебно-производственной (переводческой) практики... 2 393.12kb.
Семантика и прагматика фразеологизмов (лингвокультурологический аспект) 3 836.39kb.
Общее языкознание 1 229.82kb.
Программа курса «История русской грамматической мысли» 1 41.03kb.
Рабочей программы по дисциплине «Полевая лингвистика» по направлению... 1 25.41kb.
Самостоятельная работа студентов 1 35.95kb.
Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные... 2 1011.72kb.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Теоретические основы беспроводной... 1 185.69kb.
1. Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы 1 62.99kb.
Рабочая учебная программа дисциплина: «Основы эргономики» 1 310.89kb.
Девиз: Пусть лакмус изменяет цвет 1 11.68kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Лингвистика Дисциплина: Основы языкознания - страница №1/1

Технологическая карта дисциплины
Кафедра: Теории и практики перевода

Специальность (направление подготовки) 035700.62 «Лингвистика

Дисциплина: Основы языкознания

Количество часов (по учебному плану всего/аудиторных) 54 / 36

Зачетных единиц (на семестр по учебному плану) 1,5

Статус дисциплины (по учебному плану) обязательная / по выбору/факультатив

Семестр: 1

Распределение часов: лекции 18, практические 18 , самостоятельная работа 18


Преподаватель Скибина Валентина Ивановна, доцент


УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Обязательные:

  1. посещение занятий

  2. активная работа на занятии

  3. выполнение домашнего задания

  4. участие в семинарском занятии

  5. письменная контрольная работа

  6. итоговая аттестация (зачет/экзамен)


БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ




Форма контроля

Минимальное для аттестации количество баллов

Максимальное для аттестации количество баллов

1

Посещение занятий

0,5

0.8

2

Активная работа на занятии

1

2

3

Проверка домашнего задания

1,5

2

5

Письменная контрольная работа

3

6

6

Зачет

10

27,6


ОПИСАНИЕ КУРСА
Цель освоения дисциплины

овладеть основами теоретических знаний по языкознанию; развить у студентов навыки лингвистического мышления; ознакомить студентов с важнейшими проблемами современного языкознания.



Задачи дисциплины

- познакомить студентов с системными свойствами языка в целом и отдельных уровней его организации;

- обеспечить усвоение базовых лингвистических понятий и соответствующей терминологии;

- развить аналитическое лингвистическое мышление



Формируемые компетенции
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих элементов компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных компетенций

- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

- понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

б) профессиональных компетенций

- владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

- имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

- владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

- владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

- умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

- владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

- обладает готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональных сферах общения (ПК-7);

- умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний (ПК-26);

- умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28);

- умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-36);

- умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


№ недели

Наименование тем, вопросов дисциплины

Занятия (часы)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Миним. для аттестации кол-во баллов

Максим кол-во баллов







ЛК

ПЗ


Содержание

часы










1

Языкознание как наука. Возникновение языкознания. Предмет и задачи. Языкознание общее и частное, синхронное и историческое. Место языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие языкознания с естественными науками. Лингвистика корпуса текстов.

2




Подготовка к занятию

1

Посещение занятий
Активная работа на занятии



0,5
1


0,8
2


2

Языкознание как наука. Возникновение языкознания. Предмет и задачи. Языкознание общее и частное, синхронное и историческое. Место языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие языкознания с естественными науками. Лингвистика корпуса текстов.




2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1


1,5

0,8

2

2



3

Понятие о знаке. Понятие о знаке вообще и языковом знаке в частности. Условный характер связи между планом выражения и планом содержания. Понятие сигнификата и денотата.

2




Подготовка к занятию



1

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


4

Понятие о знаке. Понятие о знаке вообще и языковом знаке в частности. Условный характер связи между планом выражения и планом содержания. Понятие сигнификата и денотата.




2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



5

Язык как система.

Понятие языковой структуры системы. Системные связи языковых единиц. Понятие о языковом уровне.

Понятие синтагматики и парадигматики в лингвистическом анализе. Синхрония и диахрония.


2




Подготовка к занятию



1

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


6

Язык как система.

Понятие языковой структуры системы. Системные связи языковых единиц. Понятие о языковом уровне.

Понятие синтагматики и парадигматики в лингвистическом анализе. Синхрония и диахрония.





2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



7

Функция языка. Коммуникативная функция языка. Искусственные языки. Познавательная функция языка. Язык и мышление.

Язык и общество. Понятие языковой картины мира. Прагматическая функция языка и средства ее выражения.

Экспрессивная функция языка средства ее выражения.


2




Подготовка к занятию



1

Посещение занятий

Активная работа на занятии




0,5

1


0,8

2


8

Функция языка. Коммуникативная функция языка. Искусственные языки. Познавательная функция языка. Язык и мышление.

Язык и общество. Понятие языковой картины мира. Прагматическая функция языка и средства ее выражения.

Экспрессивная функция языка средства ее выражения.





2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



9

Происхождение языка и историческое развитие языков. Биологические и социальные гипотезы. Гипотезы о моногенезе и полигенезе человеческих языков.

Язык племени. Языку народности. Национальный язык и его признаки.

Литературный язык и его признаки. Языковая норма. Социальные и территориальные диалекты.

Ареальная классификация языков.




2




Подготовка к занятию

1

Посещение занятий
Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


10

Происхождение языка и историческое развитие языков. Биологические и социальные гипотезы. Гипотезы о моногенезе и полигенезе человеческих языков.

Язык племени. Языку народности. Национальный язык и его признаки.

Литературный язык и его признаки. Языковая норма. Социальные и территориальные диалекты.

Ареальная классификация языков.







2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



11

Контрольная работа




2

Подготовка к контрольной работе

1

Посещение занятий
Контрольная работа



0,5

3


0,8

6


12

Фонетика и фонология. Звуки. Фонемы. Биологическая, акустическая и функциональная характеристика звука. Устройство и функции речевого аппарата.

Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные звуки, их классификация.

Взаимодействие звуков в речевом потоке. Аккомодация, ассимиляция, диссимиляция.

Понятие о фонеме. Фонетическое членение речевого потока. Понятие и виды слогов.

Ударение, его виды.

Интонация и ее элементы.



2




Подготовка к занятию



1

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


13

Фонетика и фонология. Звуки. Фонемы. Биологическая, акустическая и функциональная характеристика звука. Устройство и функции речевого аппарата.

Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные звуки, их классификация.

Взаимодействие звуков в речевом потоке. Аккомодация, ассимиляция, диссимиляция.

Понятие о фонеме. Фонетическое членение речевого потока. Понятие и виды слогов.

Ударение, его виды.

Интонация и ее элементы.






2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



14

Письмо.

Происхождение и этапы развития письма: пиктография, идеография, фонография.

Звук и буква.

Графика; алфавиты. Орфография и ее принципы. Транслитерация и транскрипция.



2




Подготовка к занятию




Посещение занятий
Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


15

Письмо.

Происхождение и этапы развития письма: пиктография, идеография, фонография.

Звук и буква.

Графика; алфавиты. Орфография и ее принципы. Транслитерация и транскрипция.






2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



16

Лексикология. Слово и его основные признаки. Понятие лексемы и парадигмы словоформ. Лексическое значение слова, предмет (денотат) и понятие. Сигнификативное и коннотативное значение.

Полисемия. Метафора, метонимия. Мотивированность значения слова.

Омонимия, синонимия, антонимия. Контекст и его типы.

Фразеология и фразеологизмы. Фразеологические сращения, единства, сочетания.

Пути обогащения словарного состава языка. Заимствование и словообразование. Основные способы словообразования. Словарная калька. Эвфемизм.


2




Подготовка к занятию

1

Посещение занятий
Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


17

Лексикология. Слово и его основные признаки. Понятие лексемы и парадигмы словоформ. Лексическое значение слова, предмет (денотат) и понятие. Сигнификативное и коннотативное значение.

Полисемия. Метафора, метонимия. Мотивированность значения слова.

Омонимия, синонимия, антонимия. Контекст и его типы.

Фразеология и фразеологизмы. Фразеологические сращения, единства, сочетания.

Пути обогащения словарного состава языка. Заимствование и словообразование. Основные способы словообразования. Словарная калька. Эвфемизм.


2




Подготовка к занятию






Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


18

Лексикология. Слово и его основные признаки. Понятие лексемы и парадигмы словоформ. Лексическое значение слова, предмет (денотат) и понятие. Сигнификативное и коннотативное значение.

Полисемия. Метафора, метонимия. Мотивированность значения слова.

Омонимия, синонимия, антонимия. Контекст и его типы.

Фразеология и фразеологизмы. Фразеологические сращения, единства, сочетания.

Пути обогащения словарного состава языка. Заимствование и словообразование. Основные способы словообразования. Словарная калька. Эвфемизм.





2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2






Зачет










2
















18

18




18




42

72,4




10

27,6




52

100

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 42 балла.


Дополнительные требования:

студентам, которые отсутствовали на занятиях по уважительным причинам, необходимо выполнить и защитить самостоятельную работу по содержанию пропущенных занятий.


Преподаватель ______________________________ /________________/

Подпись ф.и.о.

Утверждено на заседании кафедры ____________________


Протокол №_____ от «___» ____________ 20__г.
Заведующий кафедрой _________________ _______________ /___________________/

Уч.степень, звание Подпись ф.и.о.




Технологическая карта дисциплины
Кафедра: Теории и практики перевода

Специальность (направление подготовки) 035700.62 «Лингвистика

Дисциплина: Основы языкознания

Количество часов (по учебному плану всего/аудиторных) 90 / 36

Зачетных единиц (на семестр по учебному плану) 2,5

Статус дисциплины (по учебному плану) обязательная / по выбору/факультатив

Семестр: 2

Распределение часов: лекции 18, практические 18 , сам. работа 27, экзамен 27.


Преподаватель Скибина Валентина Ивановна, доцент


УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Обязательные:

  1. посещение занятий

  2. активная работа на занятии

  3. выполнение домашнего задания

  4. письменная контрольная работа

  5. итоговая аттестация (экзамен)


БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ




Форма контроля

Минимальное для аттестации количество баллов

Максимальное для аттестации количество баллов

1

Посещение занятий

0,5

0.8

2

Активная работа на занятии

1

2

3

Проверка домашнего задания

1,5

2

4

Письменная контрольная работа

3

6

5

Экзамен

10

27,6


ОПИСАНИЕ КУРСА
Цель освоения дисциплины

овладеть основами теоретических знаний по языкознанию; развить у студентов навыки лингвистического мышления; ознакомить студентов с важнейшими проблемами современного языкознания.



Задачи дисциплины

- познакомить студентов с системными свойствами языка в целом и отдельных уровней его организации;

- обеспечить усвоение базовых лингвистических понятий и соответствующей терминологии;

- развить аналитическое лингвистическое мышление



Формируемые компетенции
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих элементов компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных компетенций

- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

- понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

б) профессиональных компетенций

- владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

- имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

- владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

- владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

- умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

- владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

- обладает готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональных сферах общения (ПК-7);

- умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний (ПК-26);

- умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28);

- умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-36);

- умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


№ недели

Наименование тем, вопросов дисциплины

Занятия (часы)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Миним. для аттестации кол-во баллов

Максим кол-во баллов







ЛК

ПЗ


Содержание

часы










1

Грамматика и ее разделы. Лексическое и грамматическое значение слов.

Морфема как единица языка. Членение слова на морфемы. Понятие алломорфа.

Корневые и аффиксальные морфемы. Свободные и связанные морфемы. Деривационные и формообразующие аффиксы. Префиксы, суффиксы, флексии.

Основа слова и ее исторические изменения.




2




Подготовка к занятию

2

Посещение занятий
Активная работа на занятии



0,5
1

0,8
2


2

Грамматика и ее разделы. Лексическое и грамматическое значение слов.

Морфема как единица языка. Членение слова на морфемы. Понятие алломорфа.

Корневые и аффиксальные морфемы. Свободные и связанные морфемы. Деривационные и формообразующие аффиксы. Префиксы, суффиксы, флексии.

Основа слова и ее исторические изменения.







2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


2

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



3

Части речи. Принципы классификации слов по частям речи.

2




Подготовка к занятию



2

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


4

Части речи. Принципы классификации слов по частям речи.




2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


2

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



5

Синтаксис. Словосочетания. Основные виды подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.

Фразеологизмы как особый вид словосочетаний



2




Подготовка к занятию



2

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


6

Синтаксис. Словосочетания. Основные виды подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.

Фразеологизмы как особый вид словосочетаний






2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


2

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



7

Предложение как лингвистическая единица. Основные признаки предложения с точки зрения функции, фонетики, структуры, синтаксиса и семантики.

Актуальное членение предложения. Тема и рема.

Типы предложений. Простые предложения. Сложное предложение и его типы.


2




Подготовка к занятию



2

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


8

Предложение как лингвистическая единица. Основные признаки предложения с точки зрения функции, фонетики, структуры, синтаксиса и семантики.

Актуальное членение предложения. Тема и рема.

Типы предложений. Простые предложения. Сложное предложение и его типы.





2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания

2

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



9

Типология языков. Морфологический тип языка. Языки фузионные, агглютинирующие, изолирующие, инкорпорирующие.

Аналитический и синтетический строй языков.



2




Подготовка к занятию



1

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


10

Типология языков. Морфологический тип языка. Языки фузионные, агглютинирующие, изолирующие, инкорпорирующие.

Аналитический и синтетический строй языков.






2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



11

Синтаксический тип языка. языки номинативного и эргативного строя. Языковые универсалии. Вероятностный характер языковых универсалий.


2




Подготовка к занятию

1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



12

Синтаксический тип языка. языки номинативного и эргативного строя. Языковые универсалии. Вероятностный характер языковых универсалий.





2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



13

Генеалогическая классификация языков и сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие и методы изучения родства языков.

Семья, группа. Ветвь родственных языков. Понятие макросемьи.



2




Подготовка к занятию


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


14

Методология языкознания. Теория и методика. Классификация методов – философские методы, общенаучные методы, лингвистические методы.

Методы сравнительно-исторического и типологического языкознания.



2




Подготовка к занятию



1

Посещение занятий

Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


15

Методология языкознания. Теория и методика. Классификация методов – философские методы, общенаучные методы, лингвистические методы.

Методы сравнительно-исторического и типологического языкознания.






2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1

1,5



0,8

2

2



16

Методы ареальной лингвистики.

Методы структурного языкознания.

Психолингвистические и социолингвистические методы


2




Подготовка к занятию

1

Посещение занятий
Активная работа на занятии



0,5

1


0,8

2


17

Методы ареальной лингвистики.

Методы структурного языкознания.

Психолингвистические и социолингвистические методы





2

Подготовка к занятию
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение домашнего задания


1

Посещение занятий

Активная работа на занятии


Проверка домашнего задания



0,5

1


1,5

0,8

2

2



18

Обобщающая контрольная работа по курсу




2

Подготовка к занятию

2

Посещение занятий
Контрольная работа



0,5

3


0,8

6








18

18




18




42,5

72,4




Экзамен










27













10

27,6

Всего

52,5

100

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 42,5 баллов.


Дополнительные требования:

студентам, которые отсутствовали на занятиях по уважительным причинам, необходимо выполнить и защитить самостоятельную работу по содержанию пропущенных занятий.


Преподаватель ______________________________ /________________/

Подпись ф.и.о.

Утверждено на заседании кафедры ____________________


Протокол №_____ от «___» ____________ 20__г.
Заведующий кафедрой _________________ _______________ /___________________/

Уч.степень, звание Подпись ф.и.о.