Кафедра математики и информатики - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 13страница 14
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о проведении предметной недели математики и информатики в мкоу... 1 297.83kb.
Анализ работы нмо методического объединения учителей математики,... 2 434.72kb.
Кафедра теоретической информатики и дискретной математики 1 46.68kb.
Н. А. Урок информатики в 9 классе Тема: Решение систем уравнений... 1 246.81kb.
Фундаментальной информатики 3 1105.74kb.
Кафедра: информатики и методики преподавания математики фио разработчиков... 1 50.04kb.
Кафедра исторической информатики Исторического факультета мгу: Общая... 1 108.69kb.
Кафедра прикладной информатики 1 192.73kb.
Кафедра высшей математики 7 1370.74kb.
Международный центр науки и образования IV международная заочная... 1 56.97kb.
Неделю математики и информатики 1 49.5kb.
Биография краснера Наума Яковлевича 2 472.25kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Кафедра математики и информатики - страница №1/14

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ



Серия "Математический кружок"
Л.К.Орлик

Траектория творчества: научно-исследовательская

работа студентов

Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов

Москва 2011

УДК 316.31.4

ББК 60.56

О66


Рецензенты:

Доктор физико-математических наук, профессор Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева

М.П. Чахкиев

Ведущий научный сотрудник факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент

Г.В.Новикова

О.66. Орлик Л.К.: Траектория творчества: научно-исследовательская работа студентов. Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов. М.: Союз.2011.- с.

Утверждено на заседании кафедры математики и информатики от 23 апреля 2011 года (протокол № №63)

Учебное пособие посвящено результатам трехлетней совместной деятельности студентов и руководителя научного кружка при кафедре математики и информатики.

Содержит доклады студентов по математическому моделированию социодинамики.

УДК 316.31.4

ББК 60.56

Оглавление


1.

Оглавление 3

Обучение "ремеслу" как пропедевтика творчества 6

Воликова Е (ПМИ-Д-3,2009г) 15

Моделирование эпидемий в динамике порядок-хаос 15

Гайдина О. (ПМИ-Д-3,2010г) 29

Макроскопическое математическое моделирование транспортных потоков 29

Гайдина О.(ПМИ-Д-4,2011г) 43

Математическая модель перекрёстка 43

Гончарова М.(ФМО-Д-3,2011 г) 64

Форсайт:инструмент, методология, методы и практика использования 64

Дёров В.(ФМО-Д-2, 2011г) 90

Полипарадигмальный характер образовательной эпистемы. 90

Первичный анализ 90

Миронов А.(ФМО-Д-2, 2011 г). 101

Высшее профессиональное образование в переходную эпоху 101

Поликарпова Ю. (ИНФ Д-2, 2010 г) 113

Нестандартное применение математического ожидания к решению модельных задач 113

Поликарпова Ю. (ИНФ-Д-3,2011 г) 119

Прогнозирование вероятностей индивидуального и массового проявления агрессии, индуцированных воздействием фрустрации и относительной депривации в студенческой среде. 119

Поликарпова Ю. (ИНФ-Д-3, 2011 г) 134

Теоретико-информационные меры связей между фрустрацией и относительной депривацией студентов по двум категориям ценностей. 134

Родина А.(ИНФ-Д-1, 2008 г) 143

Арифметико-геометрическая прогрессия как модель социальной мобилизации 143

Родина А. (ИНФ-Д-3, 2011 г) 163

Катастрофа «сборка» как модель структурной динамики социально – экономических систем 163

Родина А. (ИНФ-Д-3, 2011 г) 175

Социалогия в «силовом поле» математики 175

Чебан С. (ПИЭ Д-3,2009) 181

Логарифмы в обработке статистических данных 181

Щипунова А.(ПМИ-Д-3 ,2011г) 197

Модификация классической модели В.Вольтерра сосуществования двух видов на основе энтропийного подхода 197

Щипунова А.(ПМИ-Д-3, 2011 г) 208

Примеры информационно-энтропийного анализа сложных событий 208

Список опубликованных работ студентов 240


Обучение "ремеслу" как пропедевтика творчества


«Талант – это проблема для общества.

Одаренные и талантливые ученые и студенты

обладают большим потенциалом стать либо лидерами,

либо бременем для общества, поскольку могут

использовать свой талант для деструктивных целей».

Из речи сенатора Крэсли в конгрессе США1.


«Одаренность, талант играют огромную роль в умении

воплощать емкие, информативные образы. Это справедливо

для любой сферы искусства, науки, практики

Но ведь и мастеров учат! И в искусстве существует своя теория.

Есть в нем и много ремесла, то есть технологий и приемов,

которыми при желании и старании может овладеть практически каждый. И рисовать совсем даже недурные пейзажи».

Рубаник Ю.Т. Системное мышление

как искусство правдивой простоты2.

В 2008 году при кафедре высшей математики 3 РГСУ был организован научный кружок.



Реализуемые цели:

  • выявление наиболее одаренных студентов, мотивированных на профессиональный рост;

  • приобщение к научной работе студентов, способных к исследовательской деятельности;

  • повышение уровня компетенций студентов в области современных математических моделей социодинамики;

  • освоение алгоритмов подготовки докладов и научных статей с учетом маркетингового принципа.

Формы работы:

  • тематические лекции руководителя;

  • индивидуальные консультации;

  • семинары под руководством студентов-докладчиков.

Основная тематика заседаний круглого стола связана с:

  • эволюционными моделями социодинамики с дискретным и непрерывным временем;

  • моделями переходных процессов, катастроф и хаоса в социальных системах;

  • решением нестандартных задач;

  • решением классических именных задач (Фурье, Кельвина, Гаусса, Эйлера, Наполеона);

  • решением стандартных задач нестандартными методами.

Значительная часть современного социума перешла новый порог динамической сложности, знаменующий нарушение традиционного линейного типа развития. Для него характерны неравновесность, возрастающая роль фактора случайности и ненамеренных последствий спланированных социально-политических и экономических действий. Окружающие нас экологические, социально-природные, экономические структуры и другие сложные объекты являются открытыми системами, управляемыми нелинейными законами. Эти объекты «обнаруживают невозможную в области действия линейных законов способность к самоорганизации, резонансным образом реагируют на внешние воздействия, их поведение неоднозначно определяется предшествующей историей их эволюции. Необходимость учета всех этих свойств очевидна. Но такой учет возможен только на основе перестройки мышления. Новое мышление в его техническом применении должно быть нелинейным» [1].

Фундаментом становления нелинейного характера мыслительной деятельности, включающей осознание изменчивости, противоречивости, многовариантности, структурности и иерархичности явлений и процессов действительности, является творческое мышление. Для него характерны «не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критичесть мышление, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению задач в условиях неполной детерминированности» [2].

Перечисленные свойства творческого мышления вслед за Ермолаевой-Томиной Л.Б. дополним следующими:


  • открытость опыту (умение видеть и ставить проблему);

  • широта категоризации (падающее яблоко связывается не со спелостью, а с законом всемирного тяготения);

  • беглость мышления (богатство и разнообразие идей; ассоциации, возникающие по поводу незначительного стимула);

  • гибкость мышления (способность быстро переходить из одной категории в другую);

  • оригинальность мышления [3].

Перечисленные свойства приводят к так называемому «математическому мышлению», вопрос о структуре, особенностях которого разработан Маркушевичем А.И., Колмогоровым А.Н., Гнеденко Б.В., Крутецким В.А. Среди характерных черт математического мышления они выделяют широту и гибкость; способность производить абстракцию, решать математические задачи, склонность к операциям с числами, знаками, символами и т.д.

Опираясь на понимание творчества как высшего уровня активности, самостоятельности, и проведя сравнительный анализ творческого процесса и процесса решения математических задач, убеждаемся в совпадении по своей сути алгоритмов этих процессов. В [4] выделена следующая последовательность творческой деятельности:



  1. постановка вопроса (умение увидеть проблему);

  2. мобилизация необходимых знаний (личного опыта или опыта, обобщенного в специальной литературе) для постановки гипотезы, определения путей и способов решения задачи;

  3. специальные наблюдения и эксперименты; их обобщение в виде выводов и гипотез;

  4. оформление возникших мыслей (образов) в виде математических, графических, предметных структур;

  5. проверка социальной ценности продукта.

Освоению этого алгоритма, то есть овладению «ремеслом» - базовой составляющей творчества, во многом посвящена работа научного студенческого кружка.

Творческие компетенции, на формирование которых нацелена наша совместная деятельность:

  • определять иерархию значимости проблем;

  • критично воспринимать выявленную проблему;

  • умение сочетать различные звенья знаний с целью получения множества гипотез решения проблемы;

  • охватывать многовариантность подходов к решению проблемы;

  • находить новую интерпретацию для новых и старых знаний;

  • развивать «экстраполяции специфического стиля», - предвидения;

  • связывать отдельные предметные области в междисциплинарных направлениях.

XX век резко ускорил двуединый процесс дифференциации и интеграции наук, передав его как эстафету XXI веку. Новые научные дисциплины все чаще формируются не просто как специализированные области уже сложившихся научных дисциплин, а именно как дисциплины, интегрирующие достижения разных, главным образом, смежных наук, причем часто методы и концепции одной науки оказываются эвристическими при решении проблем, возникающих перед другой научной дисциплиной [5].

В связи с успехами междисциплинарных исследований у студентов проявляется большой интерес к гуманитарному контексту их математических исследований. Это и культурологический, и психолого-педагогический, и историографический, и социально-философский аспекты.

Такой интерес к «привлеченному мышлению», в котором сотрудничают на равных рассудочное понятие, художественный образ и математические символы, описал Г. Гачев в книге «Математика глазами гуманитария (дневник удивлений математики)»: «Попытаюсь эти свои новые штудии из математики помещать в наличное уже во мне интеллектуальное силовое поле и наблюдать, как начнут естественно создаваться, притягиваться, спариваться родственные явления там и сям, и стану переводить их на язык друг друга – математические «опилки» и феномены из «гуманитарного континуума».

Показателен в этом смысле следующий факт. Обращение к картине Строцци Б. «Аллегория математики» в мультимедийном варианте лекции, посвященной аксиоматическому методу, побудило студента Антонова М.В. – СОЦ-З-3, - написать следующее эссе.

«Итальянская школа живописи, Строцци Бернардо (1581-1644), поздний стиль Барокко: хорошо видна игра формы и оттенков; контраст света и тени.

Заметно, как взгляд старца (предположительно, ученого-математика Евклида) внимательно смотрит на руку женщины, которую художник изображает в виде Минервы – богини мудрости (характерный наряд и алый лат указывают на это). Рука женщины лежит строго параллельно руке мужчины, возможно – бога Сатурна, хранителя времени, расположившегося между ними. Это явно задает математическую загадку или намек от автора картины.

Сомкнутая в кулак рука с древних времен символизировала силу и власть. И, может быть, художник благодаря этому математическому приему пытается нам рассказать, что сила мысли и духа сильнее грубой физической силы. Очень бросается в глаза тот факт, что рука женщины четче и ярче параллельной руки мужчины, что может символизировать надежность духовной силы и мудрости, в отличие от силы тела, которая со временем идет на убыль (время ассоциируется с цифрами, окружностями, градусами и т.д., уход силы на убыль, параболу).

Если внимательно вглядеться, можно заметить между кулаком женщины, локтем мужчины и кистью старца незримый четкий равнобедренный треугольник (по замерам практически равнобедренный). Треугольник одна из математических фигур. Возможно, автор картины намекал на единство трех составляющих: Силу, Красоту и Ученость. Ну и конечно, лоб ученого, тело женщины и мышцы мужчины явно написаны исходя из набросков идеальной окружности.

Циркуль как инструмент математики, который, несмотря на то, что расположен в углу, играет немалую роль на этой картине, которая заставляет легким сумеречным стилем, игрой пропорций втягиваться и вглядываться в нее по-новому».

Воликова Е., будучи студенткой 2-го курса, подготовила доклад «Математические модели распространения эпидемий», занявший 1-ое место на факультете информационных технологий в рамках недели студенческой науки в 2008 году, был представлен на международной конференции в Польше (г. Плоцк, 9-14 сентября, 2008). Сценарное изложение проблем роста инфекционной патологии, анализ стратегических концепций ВОЗ, США и НАТО по борьбе с биотерроризмом, выполненные Воликовой Е., вошли в монографию «Терроризм: проблемы, модели, сценарии», опубликованной МПИ ФСБ России в 2009 году.

Гайдина О. в ходе подготовки доклада «Математические модели дорожного движения» проанализировала особенности проблемы дорожного движения в Москве. Результаты составили основы ее дипломной работы в 2011 г.

Поликарпова Ю., участвуя в разработке оригинальной математической модели «RDF-эффекта» и ее апробации, изучила концепции эмоциональной атмосферы общества, основанные на идеях Г. Тарда и К. Левина; модели Дэйвиса Дж., Гарра Т. фрустрационных процессов современной политологии; анализ зависимости между склонностью общества к токвилеву, или стрессовому, процессу и развитостью в нем достижительного поведения по Урнову М.Г.

Родина А., занимаясь информационно-математическим моделированием социальной динамики, реализовала неожиданную, оригинальную интерпретацию модели социальной мобилизации как формулу общего члена арифметико-геометрической прогрессии (АГП). Не прошла мимо историографии понятия АГП, проследив его развитие от Древней Греции до наших дней. В другом исследовании, посвященном моделям структурной динамики, Родина А. проанализировала типологию нелинейностей социума с точки зрения социальной синергетики.

Гончарова М., изучая методы количественного анализа информации, полученной от экспертов, обратилась к современному инструменту прогнозирования – Форсайту. Изучила его методы, методологию и приложения. Поскольку Форсайт носит междисциплинарный характер и объединяет статистические, микро- и макроэкономические, маркетинговые, эвристические и социологические методы, он позволяет перейти от прогнозирования будущего к его формированию с учетом экспертной точки зрения.

Информационно-энтропийный подход к анализу и моделированию сложных событий реализован в оригинальных работах Щипуновой Н. и Поликарповой Ю.

Проблемы современного высшего профессионального образования в «социальном измерении», перспективы его модернизации нашли отображение в докладах Дёрова В., Миронова А.

Литература:


  1. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. – Киев: Лыбедь, 1990. – 150 с.

  2. Волков Н.Г. Социология науки. – М.: Наука, 1968. – 328 с.

  3. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей// Вопросы психологии, 1975, №5. – С. 166-175

  4. Дрозина В.В., Дильман В.Л. Механизм творческтва решения нестандартных задач. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2008. – 255с.

  5. Ашин Г.К. Элитология. – М.: МГИМО – Университет, 2005. – С. 544
следующая страница >>