Изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, также запись этого изложения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Эккартсгаузена 5 1648.27kb.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» 1 345.96kb.
Демонстрационный вариант для 9 класса Часть 1 1 73.74kb.
Тарас Шевченко 5 1564.71kb.
1. Знайте предмет Посетите библиотеку, а также разузнайте, что за... 1 41.41kb.
От педагогической технологии к технологии предметного обучения 1 380.38kb.
Методические рекомендации для студентов всех форм обучения 2010 Выбор... 1 149.07kb.
Материал для аспирантов технологических специальностей 1 35.74kb.
Священник Александр Мень что такое иудеохристианство? 1 179.51kb.
Программа в области хореографического искусства «хореографическое... 1 243.82kb.
Учебного проекта, раскрывающее его 1 49.75kb.
Лекция сп(1) вечер 2 семестр группа фб-мн104> 25. 02. 2013 Понедельник... 1 68.05kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, также запись этого изложения - страница №1/1

Школьная лекция.

Определение: Устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, также запись этого изложения (С.И.Ожегов, Словарь русского языка).

Лекция даётся , когда:

I. Материала нет в учебнике.

2.Учебный материал является сложным для учения школьниками.

3.Либо материал является важным с точки зрения целостности его восприятия для учащихся .

Выбор типа лекции определяется в зависимости от темы и цели:

вводное, обзорная(обобщающая),текущая.


ВВОДНАЯ лекция проводится в начале изучения крупной темы, раздела учебной программы. Её цель – целостное раскрытие учащимися содержания материала, подлежащего изучению , его связей с другими науками , с практикой .

Здесь многие учителя используют идею крупных блоков , когда тема излагается сразу с выделением главного, существенного , а второстепенное пока отбрасывается. Появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче установить логические связи, легче выделить ведущую мысль. А когда основная мысль охвачена, можно спокойно работать дальше, уясняя подробности и детали.

ОБЗОРНОЙ лекцией обычно завершается изучение крупного раздела программы или курса в целом. Лекция направлена на углубление содержания полученных знаний, приведения их в чёткую логическую систему.

Продолжительность лекции: в 8 классе и в 1 полугодии 9 класса лекция проводится, как правило 45 мин., а во втором полугодии в 9 и 10 классах можно давать уроки – 90 минут.

Школьная лекция отличается от вузовской умением активизировать восприятие учащихся. Поэтому при подготовке к лекции перед учителем стоит очень важный вопрос: как организовать учебную деятельность учащихся во время лекции, вовлечь их в процесс размышлений, чтобы они не были пассивными слушателями.

Об организации лекции.

Структура лекции:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Основная задача вводной части – подготовить к восприятию: записать название темы, поставить четко цель, предложить вопросы для рассмотрения (т. е. план), дать инструктаж как слушать лекцию, что и как записать.

Чтение лекции: четко, экономно, впечатляюще изложить материал. Очень важно при этом показать эталон математического стиля изложение, математической речи. Чтобы активизировать внимание учащихся, лекцию желательно строить так, чтобы раскрыть перед учащимися свою лабораторию мышления, продемонстрировать процесс поиска путей, которыми выводятся различные формулы, доказательства теоремы, а не излагать математические факты в готовом виде. В этом и состоит главное преимущество живого слова учителя перед текстом учебника.

Вопросы: « Почему, на основании чего, В чем нужно убедиться, чтобы установить данный факт, как это сделать, с чего начать?» Диалог сам с собой.

Исходя из содержания темы, лекцию необходимо сопровождать наглядностью: моделями, таблицами, фрагментами диафильмов или кинофильмов. Все это активизирует восприятие школьников, сосредотачивает их внимание на содержание лекции, способствует более прочному запоминанию материала.

По наиболее обширным проблемам привлекаются дополнительные источники информации: материал из истории математических открытий, статистические данные, местный материал, местные факты и достижения науки, занимательный материал.

Так как учащиеся записывают то, что излагает учитель, необходимо тщательно продумывать записи на доске, уметь делать их кратко, ясно и с достаточной полнотой, выделяя наиболее важное цветным мелом.

Подумайте, какие записи останутся после вашей лекции в тетрадях у учащихся!

Темп лекции должен быть умеренным, чтобы успели записать основное.


Для привлечения внимания к содержанию лекции в начале лекции может быть дано задание по составлению плана лекции. Чтобы облегчить учащимся поставленную задачу, необходимо самому учителю расчленить материально-логические части, в конце каждой части повторить основные положения, между частями сделать небольшую паузу.

По ходу лекции можно привлекать на учащихся-содокладчиков, например, по краеведческому, местному материалу, по истории математики.

Во время лекции используются устные контрольные или проблемные вопросы, помогающие сосредоточить внимание на глубоком осмыслении содержания. Даётся несколько минут на обдумывание, потом разбор их и продолжение лекции.

Достижение более эффективного конечного результата способствуют элементы первичного контроля и оценки усвоения содержания лекции. Для этого часть учебного времени отводится на выполнение задания (письменный ответ на вопрос по теме, или выполнение небольшой практической работы, или заполнение пропусков в карточке-задании).

В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬОЙ ЧАСТИ подводятся итоги лекции: выделяются ещё раз главные вопросы, подчёркивается новизна рассматриваемых вопросов, оценивается работа содокладчиков, внимание всего класса.

Комментируется домашнее задание, даётся пояснение, как будет вестись опрос на следующем уроке, какие вопросы лекции войдут в зачёт. Даётся список и краткий комментарий дополнительной литературы по теме лекции.

Лекционная форма занятий способствует развитию у школьников теоретического мышления, формированию представлений о значении математических методов в науке, производстве, народном хозяйстве.

Методика подготовки и проведения

урока – лекции.

Чтобы лекция не стала приемом работы, где уч-ся пассивно воспринимают готовые знания, при подготовке к уроку учитель должен учесть:

1.Лекция представляет собой развернутое рассуждение, поэтому она не должна быть проникнута духом догматизма.

2Учитель-лектор вовлекает учащихся в размышление о писателе книги.

2.Готовясь к лекции, учитель отбирает такие факты, чтобы лекция позволила четко, экономно, впечатляюще изложить материал: в лекции прозвучат голоса деятелей того времени, строки писем, дневников, мемуаров, художественных

произведений.

3.Лекция нуждается в предметной и изобразительной наглядности (плакаты, плакаты-цитаты, номера газет, журналов, выставки книг, фотозаписи). Хорошо оформленная учебная доска.

4.Учебная лекция должна сочетаться с самостоятельной работой учащихся. В лекцию вводятся доклады учащихся: главное в подобных выступлениях -демонстрация художественного материала (выразительное чтение отрывков из произведений, книг серии «Жизнь замечательных людей» ,материалов краеведения и т. д.)

Необходимо учить уч-ся годовиться к докладу, отбирать главное, рекомендовать литературу.

5.Учебная лекция требует активного восприятия её слушателями, необходимо учить фиксировать содержание

лекции (усложняя задачу).

В ФОРМЕ ПЛАНА:

А) предварительно записывается на доске или объявляется учащихся.


б) предлагается в процессе прослушивания лекции записать план самостоятельно.

в) записать план по памяти после прослушивания лекции.

Составление конспекта лекции с последующей отработкой дома (сдать на проверку учителю).

Составление плана – ответа с учётом изложенного в учебнике и прослушанного на лекции.


ПАМЯТКА


КАК СЛУШАТЬ ЛЕКЦИЮ.

  1. Предварительно приготовь тетрадь:

А) раздели страницу на 2 части: на большей части- делай запись содержания, на меньшей – запиши вопросы, которые у тебя возникли при работе;

Б) запиши тему лекции;



  1. Внимательно выслушай учителя, определи свои задачи.

  2. Вдумайся в тему лекции.

  3. Соотнеси с нею план, который даст учитель.

  4. Если что-то непонятно, уясни до начала работы.

  5. При записи содержания лекции:

А) не торопись, пиши разборчиво;

Б) сокращай слова, но так, чтобы потом понять, что записано;

В) обращайся к данному плану: выделяй каждый новый вопрос как пункт в абзац, главное - подчеркни;

Г) если что-то пропустил, не успел записать, не отвлекай других, оставь место, потом спросишь и запишешь.



  1. Закончи работу, выясни возникшие вопросы.

  2. Ответь, пользуясь записью, на вопросы учителя.

  3. Дома:

А) ещё раз внимательно прочти записи;

Б) сделай исправления;

В) при необходимости дополни материал из других источников

(учебник, материал из дополнительной литературы)



10.При подготовке к семинару используй данный материал.