Гносеология раздел фил знания в котором изучаются - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы... 1 183.26kb.
Введение в микроэкономику 2 922.67kb.
Раздел теор мех., в котором рассмат-ся задачи на равновесие систем сил 1 58.99kb.
Проблемы жизненного пути человека в психологии Л. В. Фомина, к фил н. 1 62.37kb.
Целочисленное и бинарное программирование 1 101.11kb.
1. Организационно-методический раздел 1 71.4kb.
Рабочая тетрадь по истории белгород 2011 Раздел Основы исторического... 6 1678.91kb.
«Стоматология общей практики» 1 раздел. Общие вопросы. 2 раздел 1 235.14kb.
Содержание: Раздел I 1 308.17kb.
Подсознание. Известно, что Сознание – это поле, в котором происходит... 1 243.22kb.
Вопросы по философии для вступительного экзамена в аспирантуру по... 1 40.59kb.
Урока: познакомить детей с понятием "истинность высказывания"; 1 24.14kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Гносеология раздел фил знания в котором изучаются - страница №1/1

Гносеология – раздел фил знания в котором изучаются природа познания, отношения субъекта и объекта познания, критерии истинности, критерии познания.

Гносеология взаимосвязана с онтологией, ТК ВСЕ ПРИНЦИПЫ ИМЕЮТ онтологическое обоснование. Она так же связана с методологией и логикой. Самостоятельное значение имеет эпистемология и ее предметом является научное познание. Поскольку субъектом познания является человек, поскольку гносеология связана с антропологией. Знание – соответствующее реальному положению дел, подтвержденное фактами и рациональными обоснованиями убеждение субъекта. Различают знание объективированное (в текстах) и знание как состояние субъекта. Различают знание-умение и знание-что (информация). Знание должно соответствовать 3 условиям:



  1. истинность (адекватность);

  2. убежденности (вера);

  3. оправданность, когда знание есть адекватное и оправданное убеждение.

Знание является также адекватной формой индивидуальной памяти, свернутой схемой деятельности и общения, деятельной формой в процессе познания. Познание – общественно исторический обусловленный процесс приобретения и развития знаний, его постепенного углубления, расширения и совершенствования. Формы познания: игровое, философское, обыденное, мифологическое и тд. В гносеологии выделяют 2 основыне позиции: гносеологический реализм (утверждается что мир познаваем), агнестицизм. Субъект в гносеологии.

Субъект, дуалистическое существо, которое часть знаний обретает за счет органов чувств, а часть от Бога. Последующая философия – эмпирики утверждали что все знание обретается с опытом и рационалисты говорили что в сознании субъекта есть часть неопытного знания и оно не сводится к опыту (Лейбниц). Кант попытался соединить эти линии в одну и утверждает что человек состоит из эмпирического и трансцендентного. Гегель развивает представление о субъекте как о соц феномене. Маркс говорит о коллективном субъекте познания. В 20 веке 2 тенденции: линия феноменологии, герменептики и экзистенциализма фокусирует свое внимание на внутреннем состоянии субъекта, причем субъект сам конструирует мир и 9наполняет его символами. Эпистемология и позитивистские направления философии элиминируют субъект из процесса познания. В постмодернизме говорят о смерти субъекта обладающего «скользящим сознанием» (Жак де Лесс, Феликс Гваттали). Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом познания в науке может быть как индивид так и социальная группа. Объект познания – это то на что направлена предметно-практическая деятельность субъекста. Это материальные и духовные явления.

Познавательный процесс осуществляется в форме чувственного и рационального познания. Существует 3 формы чувственного отражения:


  1. Ощущение – это субъективный образ отельных свойств предмета.

  2. Восприятие – целостный образ, комбинация ощущений.

  3. Представление – чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый без непосредственного влияния предмета на органы чувств.

Рациональное познание:

  1. понятие – отражает существенные свойства объекта

  2. Суждение – форма мысли в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо.

  3. Умозаключение – такая форма мысли, в результате которого выводятся новые суждения.

В научном знании добываются теории и гипотезы. Гипотеза – форма знания, содержащая предположения, на основе ряда факторов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в дальнейшем подтверждении. В процессе проверки гипотеза сташновится теорией либо отбрасывается.

Теория – форма научного знания, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория является средством объединения чувственных данных, понятий в стройную систему. На основе теории возможно предсказание определенного круга явлений. Теория – средство описания и объяснения, она имеет эвристический потенциал. Она должна отвечать определенным требованиям: непротиворечивость, полнота, независимость, аксиоматизированность, что достигается путем формализацией, аксиоматизацией и тд. Теория также должна быть фальсифицируема и экспериментально проверяема.

Элементы теории: понятия, законы, аксиомы, логика теории, идеализированные объекты, положения, аксиомы и тд.

Концепции истины и критерии научности



Цель познания – получение истинного знания в процессе освобождения от заблуждений. Заблуждение – знание несоответствующее своему предмету и его неадекватная форма. Причины: неразвитость науки в определенные периоды, которые связаны с предположениями. Получение истины имеет процессуальный характер. Истина - движение от знания относительного к знанию абсолютному. Абсолютная истина – гносеологический идеал, предполагающий полное знание о реальности. В философии выработано несколько теорий истинности: корреспондентская (классическая) когда знание понимает как истина соответствующая действительности; прагматистская – знание должно быть полезным и применимо (Джеймс); конвенциолистская – рассматривает истину как результат соглашения; когерентная – трактует истинность как согласованность мышления с самим собой (Гегель, Кант). Наиболее распространенной является первая классическая корреспондентская теория истинности. Основные свойства истины. Важнейшая характеристика – независимость от субъекта, однако истина это знание а знание привязано к субъекту, значит истина обладает долей субъективности. Значит объективное и субъективное это 2 стороны одной истины. Любое человеческое знание будет неполным, так как невозможно учесть все системы отсчета одновременно, поэтому каждая истина относительна (релятивна). При этом признание относительности не отрицает стремления к абсолютной истине. Как своеобразную систему отсчета можно рассматривать те условия объекта познания, изменение которых влечет изменении е объекта. Подобная связь истинности с условиями существования объекта – принцип конкретности истинности.

Критерии истины. Основной из них – практика. Она обладает следующими достоинствами: аппелируя к материальному началу он выводит субъекты познания за пределы рациональной деятельности, придает объективности; позволяет обосновать предельную для человека общность суждений, ибо включает весь исторический опыт человека. Но и этот критерий не пожжет быть абсолютным, тк практика ограничена местом и временем. Невозможно доказать или опровергнуть суждении, которое явно или неявно опираются на идею актуальной бесконечности («мир в себе»). В таких случаях философия говорит о принципе «бритва Оккама» (не следует умножать сущности без необходимости).Дополнительные критерии истины, на которые опираются теории. Наибольше применение они находят на подготовительном этапе, когда вопрос стоит о выдвижении гипотез: согласованность или формально-логическая непротиворечивость знаний которая обеспечивает дедуктивным способом развертывания теории; простота – в науке хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений опираясь на минимальный набор принципов; изящность, красота, гармония.