Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Пер с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 31страница 32
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) 8 4031.99kb.
Высшее профессиональное образование 10 5816.74kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Глава I теоретические основы методики развития речи 15 5488.03kb.
Краснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб... 9 2856.2kb.
Учебник для студ высш учеб заведений / А. А. Горелов. 3-е изд, стер. 1 129.52kb.
Методические рекомендации для студентов перечень основной и дополнительной... 1 227.79kb.
Лекции по частной трансфузиологии : учеб пособие / под ред. 1 43.05kb.
Литература Введение в системный анализ : Учеб пособие для студ агроном... 1 43.03kb.
Основы философии 10 5352.19kb.
Редакционный совет: В. Завадников, Дж. Дорн, Д. Лал, Б. Линдси, Я. 10 5680.42kb.
Александр Гельевич Дугин Философия Политики 24 8049.62kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Пер с англ. - страница №1/32

OCR: Ихтик (г. Уфа)

ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
ISBN 5-691-00393-3.

УДК 1(091)(075.8)

ББК 87.3я73

С42
Gunnar Skirbekk and Nils Gilje

History of Philosophy

An Introduction to the Philosophical Roots of Modernity (c) SCANDINAVIAN UNIVERSITY PRESS, OSLO

Авторы - известные норвежские философы. В краткой, доступной и увлекательной форме они описывают основные моменты и персоналии истории мировой философии - от Фалеса и Гераклита до Ж. Дерриды и Хабермаса. Драма идей обрисована крупными мазками с упором на идеи, актуальные и в наше время. Авторы раскрывают читателю лабораторию философского мышления, стили и способы философской аргументации.

Книга интересна всем, кто чувствует необходимость приобщиться к сокровищам человеческого мышления и духа. Круг ее читателей включает студентов и аспирантов, готовящихся к сдаче экзаменов по философии, преподавателей философии, желающих обновить свои знания.

(c) Перевод на русский язык, Кузнецов В.И., 1999

(c) Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1999

(c) Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие к русскому изданию..........................................................................9

Введение .................................................................................................................. 11


Глава 1. Досократическая философия с обзором индийских и китайских учений............. 19

Греческий полис: Человек-в-сообществе................................................. 19

Фалес.............................................................................................................22

Анаксимандр и Анаксимен.........................................................................29

Гераклит и Парменид..................................................................................30

Примирители: Эмпедокл и Анаксагор......................................................36

Демокрит.......................................................................................................38

Пифагорейцы................................................................................................42

Обзор индийских и китайских учений......................................................44

Предпосылки индийской философии.................................................44

Упанишады.............................................................................................46

Буддистская философия........................................................................49

Бхагавадгита............................................................................................53

Конфуций...............................................................................................54

Даосистская философия........................................................................57
Глава 2. Софисты и Сократ........................................................................59

Софисты........................................................................................................59

Протагор........................................................................................................67

Сократ............................................................................................................76


Глава 3. Платон - Идеальное государство: образование и вся власть "экспертам".............86

Знание и бытие............................................................................................88

Государство и идея добра............................................................................99
Этическая ответственность искусства......................................................111
Глава 4. Аристотель - Politeia: политика как разумная жизнь в сообществе............115

Идея или субстанция - Платон и Аристотель........................................116

Онтология и эпистемология - форма и материя; четыре причины...........121

Аристотель и экология...............................................................................129

"Праксис" - разумные действия..............................................................133

Искусство - имитация и катарсис..........................................................147


Глава 5. Поздняя античность.....................................................................152

Обеспечение личного счастья...................................................................152

Эпикуреизм - обеспечение личного благополучия...............................155

Стоики - обеспечение личного счастья..................................................157

Неоплатонизм..............................................................................................167

Науки в античности....................................................................................168

Историография......................................................................................168

Медицина...............................................................................................168

Юриспруденция....................................................................................171

Математика............................................................................................172

Физика и химия....................................................................................173

Астрономия............................................................................................174

Филология.............................................................................................175

Женщины-ученые в античности.........................................................176


Глава 6. Средние века..............................................................................177

Христианство и философия.......................................................................177

Папа и король - два правителя в одном государстве............................180

Августин..................................................................................................... 183

Августин - вера и разум............................................................................187

Скептицизм...........................................................................................188

Опровержение скептицизма Августином...........................................195

Августин как христианский неоплатоник.........................................198

Знание и воля........................................................................................201

Геласий и учение о двух властях...............................................................204

Проблема универсалий...............................................................................209

Фома Аквинский - законы и человек как общественное существо..............................................................................212

Фома Аквинский - гармония и синтез...............................................217

Онтология..............................................................................................219

Эпистемология......................................................................................224

Антропология и моральная философия.............................................227

Бог и мир...............................................................................................230

Оккам - от синтеза к скептицизму.........................................................236

Лютер - волюнтаризм и номинализм: только вера...............................239

Университетская традиция.....................................................................:..244

Арабская философия и наука....................................................................250
Глава 7. Новое время и возникновение естествознания........................256

Экспериментальное математическое естествознание.............................256

Коперник и Кеплер....................................................................................265

Галилей и Ньютон......................................................................................270

Биологические науки..................................................................................273

Механическая картина мира и связь души и тела..................................275

Человек как субъект...................................................................................277
Глава 8. Ренессанс и реальная политика.................................................284

Макиавелли - политика как манипуляция............................................284

Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций).............................292
Глава 9. Гоббс - индивид и самосохранение.........................................295

Общество как часовой механизм..............................................................295

Естественный закон как норма разума....................................................305

Учение о движении.....................................................................................306

Либеральность и либерализм....................................................................307
Глава 10. Человек между сомнением и верой..........................................310

Декарт - методическое сомнение и доверие разуму.............................310

Паскаль - доводы ума и доводы сердца..................................................322

Вико - история как модель......................................................................324


Глава 11. Спиноза - рационализм и система........................................332

Субстанция и атрибуты..............................................................................332

Необходимость и свобода...........................................................................339
Глава 12. Локк - просвещение и равенство...........................................344

Эпистемология и критика познания........................................................344

Политическая теория - индивид и его права........................................355
Глава 13. Лейбниц - монады и предустановленная гармония.............365

Цель и причина - новый синтез..............................................................365

Лучший из всех возможных миров...........................................................366
Глава 14. Беркли - внутренняя критика эмпирицизма............................369

"Esse":="percipi". Идеалистический эмпирицизм.....................................369

Субстанции - нет, Богу - да!..................................................................373
Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика................................................377

Эмпирицистская критика. Представление о причинности....................377

Моральная философия: различие между "существующим" и "должным" и доверие "здравому смыслу"............................................386
Глава 16. Просвещение - разум и прогресс...........................................392

Наука и модернизация...............................................................................392

Гражданское благосостояние.....................................................................396

Монтескье - разделение властей и влияние окружающей среды.......399

Гельвеций - индивид и наслаждение......................................................401

Смит - экономический либерализм........................................................405

Руссо - реакция против философии Просвещения..............................410

Берк - консервативная реакция..............................................................417


Глава 17. Либерализм и утилитаризм.......................................................426

Бентам - гедонистское исчисление и правовая реформа.....................426

Джон Стюарт Милль - социальный либерализм; либеральность как условие рациональности............................................431

Грин..............................................................................................................437

Кейнс............................................................................................................439
Глава 18. Кант - "коперниканский переворот" в философии...............441

Кантовская трансцендентальная философия - теория познания..........................................................................................441

Кантовская трансцендентальная философия - учение о морали..........................................................................................454

Кантовская политическая теория.............................................................461

Суждение - телеология и эстетика..........................................................470

Глава 19. Становление гуманитарных наук...............................................474

Предпосылки...............................................................................................474

Гердер и историцизм..................................................................................476

Шлейермахер и герменевтика...................................................................481

Историческая школа - Савиньи и Ранке...............................................482

Дройзен и Дильтей - уникальность гуманитарных наук......................485

Распад исторической школы.....................................................................492


Глава 20. Гегель - история и диалектика.............,...................................494

Рефлексия, диалектика, опыт...................................................................494

Господин и раб - борьба за признавание и социальную идентичность......................................................................508

Традиция как разум - напряженность между универсальным и частно-индивидуальным..........511

Капитализм, бюрократия и государство..................................................514

Критика взглядов Гегеля............................................................................519


Глава 21. Маркс - производительные силы и классовая борьба............524

Диалектика и отчуждение................................,.........................................525

"Материализм"............................................................................................532

Исторический материализм.......................................................................534

Прибавочная стоимость и эксплуатация...................................................539

Производительные силы и производственные отношения...................543

Критика взглядов Маркса..........................................................................545

Энгельс - семья с марксистской точки зрения....................................551


Глава 22. Кьеркегор - существование и ирония........................................554

Непосредственная и экзистенциальная коммуникация.........................555

Три стадии жизненного пути....................................................................558

Назидательная интерпретация............................................................559

Синтезирующая интерпретация..........................................................561

Иронически-рефлексивная интерпретация.......................................562

Субъективность есть истина.......................................................................565

Демократия как демагогия.........................................................................567


Глава 23. Дарвин - спор вокруг концепции человека............................569

Естественный отбор и происхождение человека....................................570

Дарвинизм и социобиология - эпистемологический спор..................575
Глава 24. Ницше и прагматизм.................................................................581

"Бог умер" - европейский нигилизм......................................................582

Критика метафизики и христианства.......................................................584

Моральная философия...............................................................................587

Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение................................590

Эпистемология............................................................................................593

Американский прагматизм (Пирс)..........................................................596
Глава 25. Социализм и фашизм..................................................................598

Коммунизм. Ленин: партия и государство...............................................598

Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм.........................................................................................602

Социализм - экономическая и политическая власть............................604

Анархизм и синдикализм...........................................................................605

Фашизм - национализм и порядок.........................................................610

Фашизм - кризис и действие..................................................................613

Фашизм и экономика.......................................,.........................................614

Фашизм и расизм........................................................................................617
Глава 26. Фрейд и психоанализ................................................................620

Психоанализ и новое понимание человека.............................................620

Сновидения как ворота к подсознанию..................................................623

Фрейдовское учение о сексуальности....................................................626

Ментальный аппарат.................................................................................627

Вытесненная культура и чувство вины....................................................633

Психоанализ и философия науки.............................................................638
Глава 27. Развитие общественных наук....................................................645

Предпосылки...............................................................................................645

Конт - "верховный жрец" социологии...................................................645

Токвиль - американская демократия......................................................648

Теннис - общность и общество...............................................................650

Зиммель - социальная ткань....................................................................655

Дюркгейм - общество и общественная солидарность..........................658

Вебер - рациональность и героический пессимизм..............................662

Философия науки и идеальные типы................................................662

Типы действия и формы легитимации..............................................667

Протестантизм и капитализм..............................................................671

Веберовский диагноз современности: свобода и "железная клетка".......674

Парсонс - действие и функция...............................................................677

Эмоции - эмоциональная нейтральность........................................678

Универсализм - партикуляризм........................................................679

Ориентация на себя - ориентация на коллектив............................679

Предопределенное - достигнутое......................................................680

Специфичность - диффузия...............................................................680


Глава 28. Новые успехи естествознания..................................................683

Эйнштейн и современная физика............................................................683

Разнообразие наук и технологический прогресс - междисциплинарные и практические проблемы сциентизации............................................................................689
Глава 29. Обзор современной философии.................................................703

Логический позитивизм.............................................................................703

Поппер и "критический рационализм"....................................................709

Кун - смена парадигм в науке.................................................................717

Витгенштейн - философия как практика...............................................721

Феноменология и экзистенциализм - Гуссерль и Сартр......................729

Идентичность и признание - де Бовуар и феминистская философия......................................................................737

Ролз - справедливость и права человека................................................745


Глава 30. Современность и кризис............................................................752

Критика современности.............................................................................752

Хайдеггер и поэтическое............................................................................754

Аренд и vita activa.........................................................................................758

Гадамер и герменевтическая традиция....................................................764

Деррида, Фуко, Рорти - деконструкция и критика.............................770

Хабермас и аргументация..........................................................................775
Указатель имен...........................................................................................783

Предисловие к русскому изданию


Данное издание Истории философии является переработанным вариантом шестого норвежского издания (1996 г.) и включает, помимо прочего, главы, посвященные древнеиндийским, древнекитайским и арабским философским учениям, а также современной философии.
В этой книге история философии подается в контексте развития естественных и гуманитарных наук, а также политического мышления. Благодаря такому подходу, эта история философии раскрывает также центральные аспекты исторического развития вообще.
Мы убеждены, что рассматриваемая в такой перспективе история философии может многому научить нас, живущих сегодня и вынужденных совладать с современным миром. Это верно для всех нас независимо от нашего места жительства, будь то на Западе, Востоке, Севере и Юге. Так как все мы сталкиваемся с модернизацией и ее результатами, с различными версиями "развития", то существует глубоко укорененная потребность в межкультурных дискуссиях и процессах взаимного обучения европейского Запада и Востока. Откровенно говоря, никто из интеллектуалов не может претендовать на обладание простыми решениями проблем современности (modernity). Мы должны тщательно изучать различные точки зрения на всемирный процесс изменений.
Наши слова благодарности адресуются Королевскому Норвежскому министерству иностранных дел, Бергенскому университету, включая фонд Л.Мельтцера (L.Meltzer), за всестороннюю поддержку в работе над переводами, а также Скандинавскому университетскому издательству за плодотворное сотрудничество во время написания этой книги.
9
Мы признательны коллегам, оказавшим помощь при создании этой книги. Среди них следует отметить Хермунда Слааттелида (Hermund Slaattelid), написавшего раздел о стоицизме и ряд разделов из главы о Кьеркегоре, и Халфдана Виика (Halfdan Wiik), подготовившего черновой вариант разделов об анархизме и синдикализме.
Мы хотели бы также выразить благодарность Рональду Уорли (Ronald Worley), исполнительному секретарю философского факультета Бергенского университета, за перевод с норвежского на английский и полезные обсуждения, а также Джудит Ларсен (Judith Larsen), исполнительному секретарю Центра исследований естественных и гуманитарных наук Бергенского университета, за литературное редактирование английского перевода.
Мы рады случаю выразить нашу признательность Владимиру Кузнецову и Шиджун Тонгу (Shijun Tong) за плодотворное сотрудничество и многочисленные обсуждения, без чего никогда не стали бы реальностью переводы книги, соответственно, на русский и китайский языки, а также Сергею Крымскому за научное редактирование русского перевода.
Нам важна реакция заинтересующегося этой книгой русского читателя. Мы будем рады любым комментариям, вопросам и замечаниям. С нами можно связаться по следующим адресам: Nils Gilje and Gunnar Skirbekk, SVT, Allegaten 32, N-5020, Norway. Fax: + 47 55 58 96 65; E-mail: nils.gilje@svt.uib.no или gunnar.skirbekk@svt.uib.no
Нилс Гилье и Гуннар Скирбекк

10

Введение


Зачем нужно изучать философию?
Известно нам это или нет, но философия является частью нашего жизненного мира. Вот почему мы должны хорошо знать ее!
Проиллюстрируем это следующим примером. Допустим, некто обладает двумя убеждениями (или, если угодно, принципами, или нормами). Согласно первому, он не должен убивать. Согласно второму, он обязан защищать родину. Как ему поступать в случае войны? Ведь, с одной стороны, став солдатом, он окажется в состоянии конфликта со своим убеждением о недопустимости убийства. С другой, отказавшись присоединиться к вооруженным силам, он войдет в противоречие с гражданским долгом по защите родины.
Как разрешить эту дилемму? Является ли одна из этих норм более фундаментальной, чем другая, и если да, то почему? Мыслящий человек должен понимать, в какой мере его участие или неучастие в вооруженных действиях будет вести к минимальным жертвам и насколько его возможные поступки в подобных ситуациях согласовываются с его принципами. Чем дальше мы углубляемся в такие вопросы, тем больше мы философствуем, то есть мыслим по-философски.
Осознаем ли мы это или нет, но философские размышления пронизывают всю нашу повседневную жизнь. Если их выявление и уточнение осуществляется отдельным человеком, то они носят личностный характер. Однако одновременно они являются и всеобщими, поскольку с их помощью открывается все более глубокое и единое понимание человеческого мира. Такого рода деятельность является философской по своей природе и можно многому научиться, зная, что думали и говорили по поводу различных жизненных вопросов философы. Вот почему необходимо "изучать философию".
11
Однако в связи со сказанным возникает и такой вопрос: чему может научить философия? Разве современные науки не учат нас всему, что мы можем знать? Если же они не в состоянии обосновать нормы и ценности, то можно апеллировать к действующему законодательству. Скажем, согласно нашим законам расовая дискриминация запрещена. Стоит ли философски обосновывать этот запрет?
Но тут возникает следующий вопрос. Была бы расовая дискриминация юридически законной и обязательной, если бы мы жили в обществе, где она установлена в законодательном порядке? Читатели, возражающие против положительного ответа на этот вопрос, могут сослаться на международные соглашения по правам человека, запрещающие расовую дискриминацию. Но как обосновывать ее незаконность для тех, кто не признает эти соглашения? Можно и дальше продолжить подобные рассуждения и обратиться в поисках обоснования к религиозным убеждениям или фундаментальным нормативным принципам, которые рассматриваются нами как самоочевидные. Однако будет ли эта аргументация убедительной для людей, которые исповедуют иные религиозные убеждения или исходят из самоочевидности других принципов?
Для разрешения подобных проблем необходимо разграничение знания и мнения. Различные между человеком, который знает нечто, и человеком, который верит, что знает нечто, состоит в том, что первый имеет достаточные основания для утверждения некоторого знания в качестве истинного и правильного, а второй - не имеет. Тогда вопрос о том, в какой степени можно быть уверенными, что наши нормы являются универсально обязательными, преобразуется в вопрос о том, имеются или нет у нас достаточные основания для утверждения их универсальности. Такие основания не могут быть только личностными. Если основание общезначимо (is valid), то оно имеет силу и для вас и для меня. Оно является общезначимым независимо от того, кто его впервые сформулировал. Основание, которое дает право утверждать, что мы знаем нечто, является основанием, которое должно выдержать критическую проверку и направленные против него возражения. Только утверждение, которое в состоянии пройти свободную и открытую проверку со стороны людей, придерживающихся иных
12
точек зрения, может считаться обоснованным. Сказанное указывает на смысл, в котором утверждения считаются обоснованными, и этот смысл может включать философские (в нашем примере этические) вопросы.
В настоящее время принято различать существующее (то, что есть) и должное (то, что должно быть). При этом говорят, что естественные науки описывают и объясняют существующее, но не могут объяснить, почему нечто должно быть в качестве некоей ценности. Сделаем несколько разъяснений по поводу этого различия. Например, наука может описать, как мы учимся, но не то, почему мы должны учиться. Конечно, она может ответить на вопрос, почему мы должны учить то или это, если мы стремимся достичь некоторой частной цели, скажем, получить наилучшие шансы для сдачи экзамена. Но если мы хотим приобрести определенную специальность и заняться соответствующей деятельностью, то мы можем объяснить, почему мы должны сдавать экзамены. Такие вопросы о должном связаны с относительными целями, которые являются средствами для достижения других целей. Однако естественные науки не отвечают на вопрос, почему в подобной последовательности целей и средств мы должны предпочесть определенную окончательную цель.
Вместе с тем науки, проясняя существующее положение дел, могут оказывать огромное влияние на наши позиции и наши действия. Они могут раскрыть наши действительные побудительные мотивы, последствия наших поступков и возможные альтернативы. Более того, естественные науки могут выяснить, что люди, согласно их словам и делам, считают правильным и хорошим. Они могут также раскрыть, как нормы функционируют в обществе. Однако из всей этой информации о нормах не следует вывод об обязательности (binding) некоторых норм.
Если социальный антрополог описывает, например, нормы некоторого общества, то его описание предполагает их "обязательность" для этого общества. Однако из этого не следует их обязательность для нас, живущих в другом обществе. Не означает это и того, что эти нормы, фактически осознаваемые в качестве обязательных людьми, живущими в исследуемой культуре, на самом деле должны быть поняты как обоснованные. Достаточно упомянуть, например, принесение в некоторых культурах ритуальных человеческих жертв в честь бога дождя. Скажем, мы можем понять нормы, требующие изгнания физически и психически ненормальных детей, но при этом не считать их общезначимыми. Таким образом, рассмотрение некоторых функционирующих норм в качестве обязательных не означает признания их общезначимости.
13
Дальнейшее углубление в эти проблемы потребовало бы написания еще одного учебника. Мы лишь стремились показать, каким образом проблематика норм нашей повседневной жизни ведет нас в область философии и других дисциплин и что для ее прояснения может сделать философия.
Сделаем еще одно замечание относительно такой сложной темы, как взаимоотношение между наукой и философией. Научное понимание явлений зависит от совокупности концептуальных и методологических предпосылок, на которых базируется научный проект их исследования. Это особенно очевидно, когда предмет научного обсуждения, например развитие гидроэнергетики, можно анализировать с экономической, экологической, технологической, социологической и корпоративной точек зрения. Они высвечивают разные аспекты одного и того же предмета обсуждения, в отношении которого отдельная точка зрения не дает истинной картины. Таким образом, чтобы понять, "чем же является на самом деле предмет обсуждения", будь то развитие гидроэнергетики или централизация системы школьного образования, необходимо знать и осмыслить совокупность относящихся к нему различных точек зрения. Размышления по их поводу можно назвать философской рефлексией, и при наличии множества отдельных наук она оказывается весьма уместной. Именно философская рефлексия помогает нам приблизиться к общему их пониманию в условиях цивилизации, которой угрожает расщепление на автономные, не связанные между собой части.
Надо заметить, что, стремясь указать, как возникают подлинные философские проблемы, мы руководствуемся определенным видением того, что является центральным для философии. (Другие авторы, возможно, остановились бы на иных темах и способах мышления.) Это важный момент, так как сделанный нами выбор определил форму и содержание этой книги. Она представляет собой введение в историю европейской философии в контексте проблематики естественных прав (natural rights) и экспансии естествознания и научной рациональности. Если представить себе историю философии в виде яркого гобелена, основу которого составляет множество проблем-нитей, то эти две, несомненно, являются самыми длинными и важными.
14
Мы стремились избежать недостатков, присущих некоторым изложениям истории философии. Большинство из них несет отпечаток особенностей научной и педагогической карьеры авторов, их научных интересов, области исследований и культурной ориентации. Поэтому изложение истории обычно дается с некоторой продуманной ранее точки зрения. Каждый автор неминуемо выделяет в историческом многообразии то, что считает наиболее уместным и важным. Вряд ли кто-то способен прочитать, сохраняя нейтральное отношение, труды Макиавелли, Маркса или Хайдеггера. Поэтому было бы иллюзией полагать, что история философии или другой дисциплины может быть написана с точки зрения вечности или с позиций Господа Бога. Любое обсуждение предшествующих философов будет иметь "современный" характер. Это присуще каждому историку философии, хочет он этого или нет. Историк не может быть бароном Мюнхгаузеном, который, как известно, сумел вытащить себя за волосы из болота. Историк не может извлечь себя из собственного научного и культурного окружения. К тому же заранее продуманная позиция, которой придерживается автор, может затруднить для него понимание идей других философов. Все эти обстоятельства иногда придают изложению истории философии оценочно своевольный оттенок. Даже великие философы, исследовавшие историю философской мысли, охотно принимали на себя роль школьного учителя, ставящего оценки предшествовавшим мыслителям. Так, прочитав Историю западной философии Б.Рассела, легко прийти к выводу, что Гегель и Ницше виноваты в серьезных интеллектуальных ошибках.
В своей книге мы стремились не выступать в роли "всезнающих учителей" или "интеллектуальных надзирателей".
Как и наши современники, философы прошлого утверждали, что говорят истину. В этом смысле они бросают вызов нашему времени точно так же, как они бросали его своему. Вот почему мы серьезно отнесемся к Аристотелю и Платону, только заняв определенную позицию по отношению к сказанному ими. Это предполагает вступление с ними в диалог, позволяющий сопоставить и испытать наши и их точки зрения. Именно в этом состоит одно из отличий философствующей (philosophizing) истории философии от вторичной реконструкции идей прошлого.
В нашей книге мы уделяем особое внимание изучению взглядов каждого философа в контексте его времени, чтобы понимать предшествующих философов в свете их собственных представлений. Но в то же время мы стремимся и к диалогу с ними. Мы желаем не только слушать, но и отвечать голосу, который говорит из прошлого.
15
Наше изложение истории философии несет на себе следы времени, а именно конца двадцатого столетия. Хотя вряд ли мы находимся в более привилегированном положении по сравнению с предшествовавшими авторами, но оно, конечно же, является исторически особым. Это не значит, что в книге отражены какие-то модернистские причуды. Подходя непредвзято к различным книгам по истории философии, мы обнаруживаем, что они удивительно похожи друг на друга. Все они содержат некоторый основной перечень философов и способов изложения философских проблем. Современные философы и их предшественники не выражают полного несогласия по большинству обсуждаемых предметов. Они единодушны относительно того, каковы существенные вопросы и обсуждаемые ответы, будь они сформулированы Платоном, Декартом или Витгенштейном. Такое же единодушие характерно и для различных изложений истории философии. Данная книга также разделяет фундаментальное согласие касательно того, что является задачей философии.
Однако некоторые особенности отличают нашу Историю философии от других работ. Общепризнанно, что научная революция начала Нового времени бросила вызов существовавшей картине мира и породила новые эпистемологические и этические вопросы. Именно поэтому анализ идей Коперника, Кеплера и Ньютона содержится в любом обзоре истории философии. Разделяя этот подход, мы вместе с тем считаем, что становление гуманитарных наук (the Humanities или die Geistwissenschaften) и революция в социальных науках также поставили аналогичные вопросы [1]. В этом смысле наша книга идет на шаг дальше, чем традиционные учебники, которые обычно ограничиваются обсуждением следствий классического естествознания для современной картины мира и понимания природы человека. Науки, ассоциируемые с именами Дарвина, Фрейда, Дюркгейма и Вебера, также породили важные философские проблемы. Поэтому в этой книге читатель найдет достаточно детальное рассмотрение гуманитарных и социальных наук, а также психоанализа.
Данная книга создавалась нами в течение достаточно долгого времени. Один из авторов (Н.Гилье - В.К.) использовал ее первое издание как учебник по введению в философию! В результате,
1 В данном контексте под гуманитарными науками имеются в виду науки о человеке, которые не причисляются к экспериментальным (например, история, классическая филология, культурология), а термином "социальные науки" характеризуют поведенческие дисциплины (типа социологии и психологии). - С.К.
16
эта книга, имеющая свою собственную историю, неизбежно сохранила некоторый "отпечаток" семидесятых и восьмидесятых годов нашего века. Но это также значит, что настоящее издание прошло много испытаний. Понятно, что дидактические и педагогические соображения и предпочтения сыграли свою роль в выборе и изложении содержания книги. Много проб и ошибок скрывается за нашим пониманием того, что является самым важным для сообщения студентам и как это следует передать. Ни один учебник не бывает завершенным произведением. Поэтому мы постоянно открыты для предложений, касающихся его изменения и улучшения.
Следуя традиции, мы вели изложение в хронологическом порядке. Однако структура книги позволяет начать ее чтение с конца, то есть с изложения философии науки и современной проблематики рациональности и теории норм, скажем, с глав, посвященных Попперу, Витгенштейну, Хайдеггеру и Хабермасу.
При чтении этой книги независимо от того, будет ли она читаться с начала или с конца, полезно иметь в виду, что философский текст может быть прочитан по-разному.
1) Прежде всего читатель должен попытаться понять, о чем говорится в тексте. Здесь важно подчеркнуть значение оригинальных источников. При этом следует видеть в оригинальном тексте составную часть всего корпуса работ автора, одновременно рассматривая его в связи с общей историей идей.
2) Кроме того, текст существует в определенном обществе. Это общество детерминирует текст и, в свою очередь, само же детерминируется текстом. Поэтому полезно рассматривать текст в историческом контексте. Подобный подход также может включать социологический и психологический анализ текста. Его примером является выяснение того, каким образом семейное окружение, социальный статус или политические интересы могли влиять, возможно, в скрытой форме, на автора и его современников.
3) Главная цель философского текста заключается в выражении того, что в том или ином смысле является истинным. Поэтому понять его философскую суть можно, лишь выяснив, в какой степени вещи действительно являются таковыми, каковыми они представлены в тексте. Это выяснение возможно лишь в ситуации диалога с текстом. Здесь наилучшим способом аргументации выступает проверка и испытание своего мнения перед лицом точки зрения и аргументов, содержащихся в тексте. При этом философу мало выяснить, что, например, говорил Гегель (иногда это до-
17
статочно трудно), или понять, как его идеи были обусловлены современным ему обществом (что также не просто). Для философа исключительно важно выяснить и то, в какой степени гегелевские идеи являются общезначимыми.
Вопрошание продолжает оставаться наиболее важным для понимания того, что такое философия. Изучающий ее должен сам задавать вопросы, пусть даже вначале и прибегая к помощи других. В философии не существует "окончательных" ответов, которые легко отыскать в перечне готовых решений. Поэтому, только начав задавать вопросы, можно прийти к ее лучшему пониманию.

Глава 1. ДОСОКРАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ С ОБЗОРОМ ИНДИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ УЧЕНИЙ


Греческий полис: Человек-в-сообществе
Философия в широком смысле этого слова может быть обнаружена во всех цивилизациях. Однако в некоторых из них, таких как древние Индия, Китай и Греция, философия развивалась более систематически. Поскольку в этих странах философские мысли издавна облачались в письменную форму, мы, живущие в настоящее время, можем напрямую ознакомиться с ними. Письменность также давала возможность собирать философские мысли и обмениваться ими иначе, чем в цивилизациях, основанных только на устном слове. То, что написано, длится во времени. Фиксация в письменной форме позволяет возвращаться к ранее сформулированным мыслям, ставить вопросы по их поводу и прояснять их содержание. Таким образом, с использованием письменности анализ и критика философских положений приобрели совершенно новые возможности.
Сжатое изложение истории философии всегда сопряжено с определенным выбором. В этой Истории философии мы начнем с первых греческих философов и проследим развитие европейской философии вплоть до наших дней. Что касается персоналий, то по большей части наш выбор включает мыслителей - представителей высших классов из центральных районов Европы. Среди них мало женщин, выходцев из низших сословий и представителей культурной периферии. Такова история! Мы ставим задачу, во-первых, понять, что утверждали эти философы, и, во-вторых, выяснить ценность положений, которые они нам оставили. Нашим исходным пунктом будет Греция приблизительно шестого века до Р.Х.
19

Вначале полезно бросить взгляд на общество, в котором возникла ранняя греческая философия. Для наших целей достаточно охарактеризовать только ряд его главных особенностей.


Греческий город-государство (греч. polis) во многом отличался от современных государств. В частности, полис был малым обществом как по числу жителей, так и по величине территории.
В V в. до Р.Х. Афинский полис, например, насчитывал около 300 тысяч жителей. Из них, по некоторым данным, около 100 тысяч были рабами. Если исключить женщин и детей, то получается приблизительно 40 000 свободных афинских граждан мужского пола [1]. Только они обладали политическими правами.
1 В Афинах было три группы жителей: собственно афиняне, свободные чужеземцы и рабы. Афинское гражданство переходило по наследству, и чужеземцы не могли автоматически получить его, даже если они (или их родители) родились в Афинах. Афинские женщины, точно так же, как рабы и чужеземцы, исключались из политики.

Географически греческие полисы были разделены горами и морем. Сам полис состоял из собственно города и его окрестностей. Путешествие между фаницами полиса и центром города обычно не занимало более одного дня. Ремесла, торговля и сельское хозяйство являлись самыми важными видами деятельности.


Греческий полис представлял собой тесно связанное сообщество, что отражалось как на его политических институтах, так и на политических теориях. Одно время в Афинах существовала непосредственная демократия, при которой в управлении полисом могли принимать участие все свободные мужчины. Политические идеалы характеризовались гармонией равных в политической сфере индивидов, законом и свободой. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом, а несвобода - как жизнь в состоянии бесправия или под властью тирана. Считалось, что в управляемом законами, гармоничном и свободном обществе возникающие проблемы должны решаться путем открытого и рационального обсуждения.
Поэтому неудивительно, что фундаментальными положениями греческой философии (начиная с первофилософов V века до Р.Х. вплоть до Аристотеля) являлись идеи гармонии и порядка, которые обнаруживают себя и в природе, и в обществе. Для политических теорий Платона и Аристотеля исходным было понятие "человек-в-сообществе", а не понятие изолированного индивида или понятие вознесенного над индивидом уни-
20
вереального закона и государства. Например, не считалось, что человек обладает какими-то "прирожденными правами". Права определялись функцией человека и его ролью в обществе. Под добродетелью (arete) в основном понималась не способность жить в соответствии с некоторыми всеобщими отвлеченными моральными нормами, но скорее реализация индивидом предназначения быть человеком, нахождение соответствующего места в обществе. Закон считался порядком, который обеспечивал функционирование общества, причем, как правило, он не содержал множество формальных запретов, игнорирующих конкретное общество и универсально применимых ко всем обществам.
Сразу отметим, что Платон и Аристотель творили в условиях греческого полиса, и для них, скажем, рабы были столь же естественны, как для нас служащие и работодатели.
Географические факторы способствовали тому, что греческие города-государства часто были политически независимыми. Однако экономически они зависели от хозяйственной кооперации, благодаря которой получали необходимые товары и продукты (например, зерно), которыми не могли обеспечить себя сами.
После заселения Пелопонесского полуострова, что произошло приблизительно в IX веке до Р.Х., начался период экспансии греческих полисов. Нередко территории, окружавшие собственно город, были мало плодородными, а население росло в большей пропорции, чем они могли прокормить. Выход из сложившейся ситуации был найден в VIII веке до Р.Х., когда часть избыточного населения стала основывать колонии (например, в южной Италии). Расширяющаяся торговля вела как к стандартизации мер и весов, так и к чеканке монет. Стало ощутимым социальное расслоение. Вместо натурального обмена, скажем, козьих шкур на зерно, сельские производители начали менять козьи шкуры на деньги, не всегда понимая их реальную меновую стоимость. Стал возможным денежный заем для покупки зерна и даже для того, чтобы расплатиться за исходный заем. Возникла практика исчисления процентов за предоставленный кредит. В результате всего этого появились очень богатые, тогда как многие оказались в глубокой нужде.
Возникшая социальная напряженность привела в VII веке до Р.Х. к общественным беспорядкам. Простой народ требовал экономической справедливости. Обычно под лозунгом ее установления появлялся сильный человек (греч. тиран), который захватывал власть.
следующая страница >>