страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Ф. Л. Ратнер генезис духовно-нравственного воспитания в индии как педагогическая - страница №1/1
Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. 4 (119) — 178 — УДК 37И М. А. Мефодьева, Ф. Л. Ратнер ГЕНЕЗИС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНДИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Статья посвящена вопросам становления и развития духовно-нравственного воспитания в Индии. Пред- ставлены этапы его формирования в различные исторические периоды. Рассмотрены трансформация идеи ду- ховно-нравственного воспитания и интерес к данной сфере на государственном уровне. Ключевые слова: духовное воспитание, нравственное воспитание, саморазвитие, самопознание и са- мосовершенствование, касты, духовное и нравственное поведение, светское образование. Сегодня решение проблем духовно-нравствен- ного становления личности невозможно без обра- щения к мировому опыту. Так как история разви- тия системы духовно-нравственного воспитания в Индии богата и многогранна, то проблематика его основных тенденций является чрезвычайно акту- альной. Ранее Россия, как и вся Европа, видела в Индии страну чудес и мудрецов. Упоминания об этой стра- не на Руси связывали с духовной тематикой, они встречаются во множестве «космографий», напри- мер в «Луцидарусе», т. е. беседе учителя с учени- ком о вещах возвышенных, небесах и земле и т. п. Постепенно наша страна стала открывать для себя уникальные и самобытные индийские искусство и литературу, яркий мир необычных вещей, индий- скую мудрость. В конце XVIII в. в России уже был переведен философский трактат «Бхагавад-гита», а в XIX–XX вв. публиковались ведийские гимны, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Рос- сийские читатели знакомились с «Жизнью Будды» Ашвагхоши и произведениями крупных мыслите- лей современной Индии – Рамакришны и Вивека- нанды. Индию связывают не только со сказочностью и чудом, но и с глубокой мудростью, воспринимая ее как неоспоримого «учителя человечества». Про- фессор Окс фордского университета и востоковед М. Мюллер писал: «…из какой литературы мы, европейцы, воспитанные исключительно на идеях греков и рим лян, а также одной из семитических рас – евреев, можем почерпнуть те коррективы, которые наиболее желательны, чтобы сделать вну- тренний мир человека более совершенным, бо лее обширным, более объемлющим, в сущности, бо- лее человечным, обращенным не только к этой жизни, но и к жизни вечной, – я опять-таки указал бы на Индию» [1, c. 12–13]. Вопрос о том, чему мо- жет научить философская мысль Индии, занимав- ший мно гих искателей истины, актуален вплоть до настоящего времени. Ретроспективный анализ развития националь- ной системы образования позволяет утверждать, что она носила с самого начала семейно-сослов- ный характер, причем роль семьи была первосте- пенной. Школьное образование в долине Инда, по пер- воисточникам, дошедшим до наших дней, появи- лось в доарийский период в городах хараппской культуры (3–12 тысячелетия до н. э.), которые име- ла достаточно тесные связи с государствами Ме- сопотамии. В течение 2–1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На основе отношений коренного населения с завоева- телями – ариями возник строй, позднее получив- ший название кастового. Население было поделе- но на четыре основные касты, или варны: брахма- ны (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледель- цы, ремесленники, торговцы) и шудры (наемные слуги, работники, рабы). Кастовость наложила спе- цифический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и обучения стала религиозная идео- логия: брахманизм (индуизм) – в дравидско-арий- скую эпоху; буддизм и необрахманизм – в после- дующий период. Принимая во внимание многочисленные иссле- дования в данной области, рассмотрев и проана- лизировав историю индийского образования, мож- но выделить шесть временных периодов. 1. 1500–1400 лет до н. э. – ведийский период. В эту эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспи- тание и обучение. Они основывались на идее, суть которой состояла в том, что каждый должен раз- вивать нравственные, умственные и физические ка- чества так, чтобы стать органичным членом своей касты. Цель древнеиндийского образования первона- чально была заложена Ведами – священными пи- саниями, согласно которым мир пропитан боже- ственностью, а цель каждого человека состоит в том, чтобы достичь освобождения. Следователь- но, образование в Древней Индии трактовалось как освобождение. А. С. Альтекар справедливо за- метил: «Знание – это третий глаз человека, кото- — 179 — М. А. Мефодьева, Ф. Л. Ратнер. Генезис духовно-нравственного воспитания в Индии... рый дает возможность проникнуть в суть всего и учит, как нужно действовать. В духовной жизни это ведет к спасению, а в мирской – к прогрессу и процветанию. Озарение, которое дает нам обра- зование, разрушает иллюзии и дает возможность понять истинные ценности жизни» [2, c. 1]. В Индии знания получали не ради самих зна- ний: они были средством достижения спасения. А конечной целью человеческого общества того времени считалось достижение Абсолюта (Брах- мана, Бога), которым, как утверждалось, был про- никнут весь мир. Таким образом, духовная со- ставляющая образования находилась в прямой за- висимости от знаниевой. В ведийский период было три органа образова- ния: Гурукула, Паришад и Саммелан. Гурукула, или семейная школа, создавалась вокруг семьи учителя, где ученики должны были оставаться на весь период обучения и служить учителю и его семье. Паришад был более крупной организацией, где преподавало несколько учителей. Саммелан представлял собой место, где собирались ученые для дискуссий, в основном по приглашению царя. Развернутые характеристики подобного обра- зования можно найти в таких древних эпосах, как «Бхагавата-пурана», «Махабхарата», «Бхагавад- ги та», в которых излагались образцы содержания ма териала и пути образования. Таким образом, цель ведического образования была возвышенной. Оно было направлено на то, чтобы дать возможность ученику в полной мере заниматься саморазвитием. 2. 1400–600 лет до н. э. – постведийский пери- од. В это время брахманы, высшая каста, достигли самого высокого положения в обществе, следова- тельно, значение ритуалов повлияло и на цели об- разования. Ритуальное поведение было основано на важном принципе, согласно которому соблю- дение символических, знаковых форм поведения об ладает самостоятельной и очень высокой ценно- стью: важно не столько достичь некой цели, сколь- ко реализовать определенные сакральные ценно- сти, завещанные традицией, так что ритуальное поведение будет признано ценным даже в том слу- чае, если цель окажется не достигнутой. Иными словами, именно в ритуальном поведении самым ярким образом объективируются мировоззренче- ские установки, выраженные в словах, действиях, жестах. Со v_K・ホ去5_временем подобная жертвенно-риту- альная деятельность стала ведущей формой пове- дения, которая во многом определила специфиче- ский тип индийской культуры [1]. Сформировался и взгляд на идеальное образо- вание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для на- сыщенной счастливой жизни. Оно предусматрива- ло умственное развитие (ясность суждений и рас- судочное поведение), духовность (способность к са мопознанию), физическое совершенство (зака- ливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдер- жанность. Наивысшим проявлением нравственно- го поведения считалось содействие общему благу. Если в ведийский период кастовая система строилась по профессиональному принципу, т. е. по принадлежности к какому-либо ремеслу, то в постведийский период – по родовому принципу, вследствие чего распространились различные со- циальные группы, где брахманы занимали высо- кое положение, а вайшьи и шудры еще ниже опу- стились по социальной лестнице. Для трех высших каст образование начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы. Порядок упанаямы и содер- жание дальнейшего обучения для них не были одинаковыми. В зависимости от принадлежности к касте для брахманов срок инициации приходил- ся на 8-летний возраст, для кшатриев – 11-летний, для вайшьев – на 12-летний. Программа образова- ния брахманов являлась более полной. У кшатри- ев и вайшьев – менее насыщенной, но профессио- нально направленной. Кшатрии обучались воен- ному искусству, вайшьи – сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обыч- но не превышала двенадцати лет [3]. Взаимоотношения учителя и ученика не пре- рывались и после окончания обучения: ученик должен был оказывать учителю уважение, а после смерти наставника совершать предписанные тра- дицией заупокойные ритуалы. Учителя и ученика связывали незримые, но весьма прочные и долго- срочные, по сути дела, вечные узы. Следует отме- тить, что вместе они образовывали некую сверх- личностную цельность. Каждая из сторон для са- мореализации нуждалась в другой: учитель дейст- вительно становился настоящим учителем, лишь имея ученика, и ничто не могло исказить глубоких, доверительных отношений между ними. В этом от- личие индийской системы образования от евро- пейской. Традиция, таким образом, становилась синонимом жизненного пути, а человек уподоб- лялся скитальцу, страннику или гостю, который способен сделать свою жизнь творчеством, прохо- дя через решающие испытания и постоянно об- новляясь. Программа традиционного обучения заключа- лась прежде всего в пересказах Вед, обучении чтению и письму. Более высокий уровень образо- вания получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили следующие пред меты: поэзия и литература, грамматика и фи- лософия, математика и астрономия. Содержание — 180 — повышенного образования было для того времени весьма сложным. Порядок обучения в доме учите- ля во многом строился по типу семейных отноше- ний: ученик считался членом семьи учителя и по- мимо приобретения образования осваивал прави- ла человеческого общежития. Он должен был слу- жить учителю и выполнять все необходимую ра- боту: пасти животных, просить милостыню, воз- делывать землю. Это воспитывало в нем кротость и щед рость. То есть он должен был вести образ жизни брахмачарии (неженатого ученика, соблю- дающего обет целомудрия; согласно Ве дам, эта первая ступень духовного развития [4, с. 639]) и выполнять определенные упражнения, чтобы со- держать характер в чистоте, а ум – спокойным и сконцентрированным на учебе. Как можно раньше ученик должен видеть и ясно представлять свой человеческий, духовно-нравственный образ [5]. Ра- зумеется, при долгой совместной жизни учитель побуж дал ученика во всем подражать ему. Речь идет о глубоком внутреннем духовном единении, которое только и могло быть настоящей основой для трансляции традиции, а потому и вся система ученичества была построена так, чтобы обеспе- чить максимальную духовную близость учителя и ученика [6]. Итак, система образования ведийского периода была направлена на саморазвитие и самосоверше- нствование личности как нравственное, так и ду- ховное. Роль учителя была столь велика, что его уважали и почитали больше, чем родного отца. Содержание образования носило, в основном, ре- лигиозный характер, но вместе с тем включало в себя такие предметы, как астрономия, геометрия, философия, математика и т. д. Следует отметить, что кастовая система построения общества огра- ничивала доступ к образованию низшим слоям населения, и это, как мы считаем, является одним из самых весомых недостатков этого периода. 3. Брахманский период, приблизительно 600– 500 лет до н. э. (точного датирования нет). После ве- дического наступила эпоха брахманского образо- вания, которое, в свою очередь, бы ло всего лишь его усовершенствованной формой. В этот период были предприняты попытки развития различных областей литературы и ма териальных знаний. Об- разование стало инструментом получения и осоз- нания духовного, физического, социального и ре- лигиозного воспитания. Мудрецы того времени говорили, что человек без знаний похож на животное. Образование свя- зывалось со всеми аспектами жизни, поэтому цель его состояла во всестороннем развитии человека, т. е. в совершенствовании физического, менталь- ного и духовного аспектов личности. Кроме того, большое внимание уделялось самоконтролю, фор- мированию характера, сохранению и передаче ин- дийских ценностей и культуры. Программа обучения зависела от принадлеж- ности к касте и системы образования в Ашрамах. Кроме Вед, которые имели первостепенную важ- ность, учащиеся изучали такие предметы, как сан- скрит, арифметика, геометрия, астрология, эконо- мика, история, политика, земледелие, военное ис- кусство и философия. Санскрит стал языком об- щения, а священные тексты были впервые записа- ны учеными того времени [7]. 4. 500 лет до н. э. – 1200 лет н. э. – буддийский период. В истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Происходят существенные изменения в экономической и духовной жизни, в сфере воспитания и обучения. Такие перемены со- здали условия для зарождения новой религии – буддизма, который оказал определяющее воздейст- вие на весь уклад жизни Древней Индии. Новое учение, выступавшее против резких кастовых раз- личий, за равенство людей по рождению, особенно привлекало торговые слои, разбогатевших вай- шьев, которым до этого брахманизм отводил весь- ма скромное место в общественной и социальной иерар хии. Буддизм нашел поддержку и среди кшат- риев, которые в это время все больше сосредоточи- вали власть в своих руках, но еще чувствовали силь- ное идеологическое давление со стороны брахманов, объявлявших себя не только наивысшей и единст- венно священной варной (кастой), но и земными бо- гами. В буддийскую общину – сангху допускались свободные представители всех каст, что значитель- но расширяло сферу влияния нового учения [8]. Согласно буддийскому учению главной зада- чей воспитания является совершенствование ду- ши человека, которую следует избавить от мир- ских страстей через процесс самопознания и са- мосовершенствования. В данный период создавались образовательные центры, аналоги современных университетов, ку- да принимали учащихся не моложе 16 лет. В это время происходят изменения в учебной програм- ме. Большое внимание стали уделять обучению грамматике санскрита, ведущему языку Северной Индии. Создается древнейший индийский слого- вый алфавит – брахми. Позже бы ло распростране- но несколько систем алфавитно-слогового письма, что заметно повысило результативность образова- ния. При этом следует иметь в виду, что система образования в древней Индии была основана на устной традиции, заучивании священных текстов, которые передавались из поколения в поколение. Кроме священных текстов, в программу входили такие предметы, как медицина, земледелие, жи- вотноводство, стрельба из лу ка, прядение, ткачест- во, портняжное дело, рисование и т. д. — 181 — Как и в ведийский период, здесь при поступле- нии в школу мальчики проходили обряд посвяще- ния – пабаджа. Они учились с восьми лет, срок обу чения составлял двенадцать лет, а в двадцати- летнем возрасте юношей посвящали в монахи (об- ряд – упасампада), после чего они навсегда оста- вались в монастыре. Несмотря на то, что теоре- тиче ски в монастырь допускались люди всех каст, прак тически там обучались только дети высших сословий. Однако существовал ряд условий, огра- ничивавших возможность поступления в монас- тырь. Одним из обязательных условий являлось согласие родителей, также не принимались боль- ные тяжелым или инфекционным заболеванием, уличенные в серьезном нравственном поступке и рабы [2]. Следует отметить, что брахманская и буддий- ская системы образования не подавляли, а допол- няли друг друга, образуя единую систему. 5. 1200–1700 лет н. э. – мусульманский период. В результате сближения брахманской и буддий- ской систем образования сложилась единая куль- турно-образовательная система, которая пришла в упадок, когда значительная часть Индии оказа- лась под властью мусульман. Большинство му- сульманских и монгольских правителей внесли большой вклад в образование, открывая школы, медресе и библиотеки. Одной из самых значимых фигур того времени считается правитель Акбар. Именно во время его правления большое внима- ние уделялось развитию литературы, культуры и цивилизации в целом. Он хотел реорганизовать систему образования и поставить ее на новую, бо- лее высокую ступень. Будучи либералом в рели- гиозных делах, Акбар настаивал на том, чтобы ин дусы и мусульмане получали образование, изу- чая свою религию. Образование в этот период зависело от прави- телей, их желаний и амбиций. Именно они опре- деляли цели обучения. Одной из основных целей мусульманского периода в образовании Индии яв- лялось повсеместное распространение ислама. Счи- талось, что знания божественны и без них невоз- можно спасение души. Детей учили различать хо- рошее и плохое, что часто пересекалось с религи- озным и нерелигиозным. К тому же материальное благополучие играло немаловажную роль. Знания получали не ради самих знаний, а как средство подготовки человека к жизни в обществе. Таким об разом, цели образования помогали правителям укреплять свои позиции в социальной и полити- ческой сферах [7]. Мусульманская педагогическая концепция то го времени состояла в том, чтобы человек достиг вер- шины воспитанности, активно используя знания (ис- тинные идеи). Предполагалось, что усвоению ис- тинных идей мешают два препятствия: неточность слов и неясность мысли. При воспитании и обуче- нии необходимо находить адекватные слова и мыс- ли для понимания истинных идей. Среди наук, обязательных для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась логика. Непре- менным условием обучения и воспитания мусуль- манина было изучение Корана на арабском языке. Образовательный процесс осуществлялся в шко лах и медресе, которые существовали при ме- четях. В них дети получали начальное образова- ние: наряду с изучением религии они учились чи- тать, писать и считать. Большое внимание уделя- лось изучению арабского и персидского языков. Дети богатых родителей школ не посещали, а по- лучали образование в домашних условиях. К ним бы ли приставлены наставники, выполнявшие роль домашних учителей. Что касается взаимоотношений учителя и уче- ника в мусульманский период, то они значительно различались от тех, какими были в ведический период. Не было отношений отца и сына, хотя уче- ники слушали и уважали своих учителей со всей преданностью. Таким образом, можно утверждать, что образо- вание мусульманского периода отличается от си- стемы образования предыдущих периодов: свет- ское образование стало преобладать над духовным, хотя оно и занимало не последнее место. Каж дый правитель был вправе сам выбирать, что важнее на данном этапе – знания духовные или светские. 6. 1700–1947 гг. – период Британского колониа- лизма. Он характеризуется вторжением англичан, повлиявших на развитие современной системы об- разования в Индии. Следует отметить, что до по- явления британцев в Индии уже побывали порту- гальцы, французы, голланд цы, которые пытались установить торговые связи с Индией. Именно тог- да появились первые миссионеры, хотевшие рас- пространить христианство и открывшие первые школы, проповедуя свою религию и обучая всех детей независимо от кастовой принадлежности. На- пример, мис сионеры римской католической церк- ви открыли начальные школы португальского и ла- тинского языков, школы для детей-сирот, иезуит- ские колледжи и теологические образовательные центры. История британского колониализма начинает- ся с 1757 г., когда Британская восточно-индийская компания установила свою власть на большей территории Северной Индии. Была совершена по- пытка организовать обучение для британских и англо-индийских семей. Компания продолжила тра- диции местного образования и обучала детей ин- дийского высшего общества, готовя их к работе на ответственных должностях в Компании. К этому — 182 — времени необходимость изучать английский язык стала очень велика, а книги на санскрите и араб- ском языке больше не пользовались спросом. В 1835 г. вышла резолюция, в которой англича- не утвердили английский язык как средство обу- чения, а поддержка всем институтам восточного направления (т. е. там, где обучение шло на род- ном языке) была сведена к минимуму. Учебники для этих учреждений перестали печатать. Все деньги предполагалось потратить на продвижение английской литературы и науки [9]. 1901–1920-е гг. – это время подъема индийско- го национализма. В данный период возник вопрос о бесплатном и обязательном начальном образова- нии, и индийцы особенно четко осознали его не- обходимость для всех. Национальные лидеры бы- ли против того, чтобы европейцы контролировали индийское образование. В последующие годы законодатели провинций и министры разрабатывали программы по усовер- шенствованию начального, профессионального и технического образования, образования для взрос- лых и отдель но для женщин. Ситуация в стране накалялась, и до 1947 г. у правительства не было достаточно времени зани- маться вопросами образования. Таким образом, свободная Индия, ставшая независимой респуб- ликой в 1947 г., унаследовала систему образова- ния, лишенную организации, идеологии и управ- ления, и одна из ее основных задач состояла в ре- организации системы образования [10]. Изучив и проанализировав генезис индийской системы образования от ведийского и до современ- ного периодов, можно сделать вывод, что духовное и светское образование выступали как равные, со- ставляя образовательно-воспитательный процесс. Список литературы 1. Альбедиль М. Ф. Индия: беспредельная мудрость. М.: Алетейа, 2003. С. 416. 2. Sharma R. N., Sharma R. K. History of education in India. New Delhi: Atlantic, 1996. 343 p. 3. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учеб. пос. для вузов. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М,1998. С. 272. 4. Бхактиведанта Свами Прабхупада Шримад Бхагаватам: вторая песнь. М.: Бхактиведанта Бук Траст,1992. С. 750. 5. Витрук Е. Е. Духовно-нравственное развитие личности учащегося как основа гуманизации школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 8 (24). С. 20–22. 6. Альбедиль М. Ф. Зеркало традиций: человек в духовных традициях Востока. СПб.: Азбука – классика, 2003. С. 208. 7. Chand T. Development of education system in India. New Delhi: Anmol Publications, 2000. 220 p. 8. Антонов К. А. и др. История Индии. М.: Мысль,1973. С. 558. 9. Chaube S. P. Recent philosophies of education in India. New Delhi: Concept Publishing Company, 2005. 228 p. 10. Sharma S. History and development of higher education in India. New Delhi: Sarup and Sons, 2002. Vol. 4. 326 p. Мефодьева М. А., соискатель, преподаватель. Ул. Кремлевская, 18, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420008. E-mail: anjali@inbox.ru Ратнер Ф. Л., доктор педагогических наук, профессор. Казанский (Приволжский) Федеральный университет. Ул. Кремлевская, 18, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420008. E-mail: Faina.Ratner@ksu.ru Материал поступил в редакцию 31.05.2010__ |
|