Ernst Jünger рабочий. Господство и Гештальт der arbeiter. Herrschaft und Gestalt - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Stefan Zweig Schachnovelle Стефан Цвейг Шахматная новелла 10 4199.55kb.
Немецкий язык со Стефаном Цвейгом Stefan Zweig Schachnovelle Стефан... 1 132.74kb.
Гештальт-терапия : введение 2 973.71kb.
Der Herr Kleinerz ist schon alt (этот господин Кляйнерц уже в возрасте... 16 7786.89kb.
Гештальт — терапия контакта 11 4305.16kb.
Гештальт терапия контакта 11 4363.99kb.
О гештальт-терапии Гештальт-терапия – это экзистенциальный, экспериментальный... 1 102.01kb.
Правила хорошего тона в гештальт-терапии 1 256.19kb.
I-я Международная мультимодальная конференция по психодраме, арт-терапии... 1 86.56kb.
Учёт рабочего времени работников отдела маркетинга ООО «Виктория»... 1 8.24kb.
Практикум по гештальт-терапии abbyy fineReader 11 «Практикум по гештальт-терапии. 6 2667.22kb.
Программа курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская... 1 74.82kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ernst Jünger рабочий. Господство и Гештальт der arbeiter. Herrschaft und Gestalt - страница №1/10

Эрнст Юнгер

Ernst Jünger


РАБОЧИЙ.

Господство и Гештальт
DER ARBEITER.

Herrschaft und Gestalt

Hamburg:

Hanseatische Verlag-Anstalt

1932


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие

Предисловие к первому изданию

Часть первая

Эпоха третьего сословия как эпоха мнимого гос­подства

Рабочий в зеркале бюргерского мира

Гештальт как целое, включающее больше, нежели сумму своих частей

Вторжение стихийных сил в бюргерское простран­ство

В мире работы притязание на свободу выступает как притязание на работу

Власть как репрезентация гештальта рабочего

Отношение гештальта к многообразному

Часть вторая

О работе как способе жизни

Упадок массы и индивида

Смена бюргерского индивида типом рабочего

Различие между иерархиями типа и индивида

Техника как мобилизация мира гештальтом рабо­чего

Искусство как оформление мира работы

Переход от либеральной демократии к рабочему государству

Смена общественных договоров рабочим планом

Заключение

Обзор

Первая часть



Вторая часть

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сочинение о рабочем вышло осенью 1932 года, в то время когда несостоятельность старого и появление новых сил не подлежали уже никакому сомнению. Оно представляло и представляет собой попытку за­нять ту точку, откуда можно было бы не только понимать, но, пусть с долей риска, также и приветст­вовать события во всем их многообразии и противо­речивости.

Появление этой книги незадолго до одного из великих поворотов не случайно; и не было недостатка в голосах, которые приписывали ей влияние на него. Разумеется, признавалось это не всегда, и я сам, к сожалению, тоже не могу согласиться с этим — во-первых, потому что я не переоцениваю влияния книг на людские действия, а во-вторых, потому что моя книга вышла в свет совсем незадолго до происшедших событий.

Если бы видные действующие лица сообразовыва­лись с развитыми здесь принципами, то они не совер­шили бы много ненужного, даже бессмысленного и сделали бы то, что было необходимым, быть может, не прибегая даже к силе оружия. Взамен этого они запустили жернова, что привело к тому, чего меньше всего ожидали — к дальнейшему распаду национального государства и связанных с ним порядков. В этой перспективе проясняется все сказанное о «бюргере».

Нельзя было упускать из виду то, что творилось в других частях планеты и стоило жизни миллионам, равно как и то обстоятельство, что традиционных средств оказалось недостаточно. В противополож­ность этому вопрос о том, можно ли было вообще справиться с двойной задачей — безжалостно освобо­диться от лишнего груза, сохранив при этом субстан­циальное ядро, и ускорить марш, обгоняя движение прогресса, — и не было ли что-либо безвозвратно упущено в подготовительных мерах сначала в 1848, а потом в 1918 году, остается чисто академическим вопросом. Он касается отличия немецкой демократии от мировой и не относится к проблеме.

То, что здесь были угаданы и оценены не только национальные, экономические, политические, гео­графические и этнологические величины, но и пере­довые посты новой планетарной власти, получило с тех пор более подробное подтверждение. Некоторые читатели видели это уже тогда, хотя эпизодические и привходящие обстоятельства, ближайший политичес­кий и полемический план проблемы во все времена сильнее приковывают внимание, нежели ее субстан­циальное ядро. Однако воздействие последнего не прекращается, пусть оно и меняет непрестанно свои облачения.

В то время как силы истории — причем даже там, где ими создавались империи, — иссякают, мы видим, как в масштабах мира вырастает и перерастает их нечто большее, из чего мы вначале улавливаем лишь его динамическую силу. Это свидетельствует о том, что прибыль извлекается совсем не там, где предполагалось сделкой. Частичная слепота составля­ет все же часть плана. Все действеннее проступая из хаоса, неколебимым остается только гештальт рабо­чего.

С давних пор, собственно, уже с появления в печати первого издания, меня занимают планы пере­смотра книги о рабочем. Они уже в большей или меньшей степени реализованы и варьируются от «пе­ресмотренного» и «тщательно пересмотренного» из­дания до второй или даже новой редакции.

Если, несмотря на это, нетронутый текст третьего издания (1942) был включен в полное собрание сочи­нений, то прежде всего из соображений документализма. Многое из того, что казалось тогда поражаю­щим или провокационным, сегодня стало достоянием повседневного опыта. Одновременно ушло и то, что вызывало возражения. Именно поэтому исходную си­туацию и все, что есть в ней эпизодического, можно с большей легкостью, чем прежде, связать с неизмен­ным ядром этой книги: концепцией гештальта.

И все-таки с течением лет эти наметки переросли в более или менее развернутые наблюдения. Некото­рые из них содержатся в тех томах собрания, что отведены эссеистике, другие объединены здесь, в при­ложении к книге.


Вильфлинген, 16 ноября 1963 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Замысел этой книги состоит в том, чтобы по ту сторону теорий, по ту сторону партий, по ту сторону предрассудков показать гештальт рабочего как дейст­венную величину, которая уже со всей мощью вмеша­лась в историю и повелительно определяет формы изменившегося мира. Так как здесь дело идет не столько о новых мыслях или новой системе, сколько о новой действительности, все зависит от точности описания, которая требует взгляда, наделенного пол­ной и беспристрастной зрительной силой.

В то время как здесь едва ли не каждая фраза несет на себе печать этого основного намерения, представ­ленный материал таков, каким он и является в неиз­бежно ограниченном поле зрения и в особенном опыте единичного человека. Если удалось показать хотя бы один плавник Левиафана, то читатель тем легче продвинется к собственным открытиям, что гештальту рабочего причастна не стихия скудости, но стихия изобилия.

Здесь предпринята попытка поспособствовать этому важному сотрудничеству методикой самого из­ложения, старающейся поступать по правилам сол­датских экзерциций, где разнообразный материал служит поводом для отработки одного и того же приема. Для приема важен не тот или иной повод, важна его инстинктивная безотказность.


Берлин, 14 июля 1932 г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЭПОХА ТРЕТЬЕГО СОСЛОВИЯ КАК

ЭПОХА МНИМОГО ГОСПОДСТВА
1
Господство третьего сословия так и не смогло затронуть в Германии то внутреннее ядро, которое определяет богатство, власть и полноту жизни. Огля­дываясь на более чем столетний период немецкой истории, мы вправе с гордостью признать, что были плохими бюргерами. Не по нашей фигуре было скро­ено платье, которое сносилось теперь до самой пос­ледней нитки и под лохмотьями которого просвечи­вает уже более дикая и невинная природа, чем та, чьи сентиментальные отзвуки уже и ранее заставляли ко­лыхаться занавес, за которым время скрывало вели­кий спектакль демократии.

Нет, немец не был добрым бюргером, и менее всего там, где он был наиболее силен. Повсюду, где мысль была наиболее глубокой и смелой, чувство — наиболее живым, битва — наиболее беспощадной, нельзя не заметить бунта против ценностей, которые вздымал на своем щите разум, громко заявлявший о своей независимости. Но никогда носители той не­посредственной ответственности, которую называют гением, не были более одиноки, никогда их труд не стоял под большей угрозой, чем здесь, и никогда не была более скудной пища для свободного развития героя. Корням надлежало глубоко пробиться сквозь сухую почву, чтобы достигнуть истоков, в которых заложено волшебное единство крови и духа, делаю­щее слово неотразимым. Столь же трудно было и воле завоевать иное единство власти и права, где в ранг закона возведено собственное, а не чужое.

И потому это время изобиловало великими серд­цами, последний протест которых состоял в том, что они прекращали биться, изобиловало высокими умами, которым казалась желанной тишина мира теней. Оно было богато государственными мужами, лишенными доступа к источникам современности и вынужденными черпать из прошлого, чтобы действо­вать ради будущего; богато битвами, где кровь пове­рялась иными победами и поражениями, нежели дух.

Получилось так, что все позиции, которые смог за это время занять немец, оказались не удовлетвори­тельны, однако в своих наиболее важных пунктах они напоминают те боевые стяги, назначение которых состоит в том, чтобы упорядочить выдвижение пока еще отдаленных армий. Эту раздвоенность можно в деталях показать повсюду; причина ее в том, что немец не знал, какое применение найти той свободе, которую всеми способами — как мечом, так и угово­рами — пытались ему навязать и которая была учреж­дена провозглашением всеобщих прав человека: эта свобода была для него орудием, не имевшим связи с наиболее глубинными его органами.

Поэтому там, где в Германии начинали говорить на этом языке, не составляло труда угадать, что дело не шло дальше плохих переводов, а недоверие со стороны мира, обступившего колыбель бюргерской нравственности, было тем более оправданным, чем настойчивее заставлял себя услышать исконный язык, чье опасное и инородное звучание не подлежало никакому сомнению. Закрадывалось подозрение, что столь дорогие и столь чтимые ценности здесь не принимались всерьез, за их маской угадывалась не­предсказуемая и неукротимая сила, почуявшая свое последнее прибежище в исконных, ей одной свойст­венных отношениях, — и эта догадка оказалась вер­ной.

Ибо в этой стране неосуществимо такое понятие свободы, которое как некую фиксированную и саму по себе бессодержательную меру можно было бы прикладывать к любой подводимой под него величи­не. Напротив, испокон веков здесь считалось, что мера свободы, которой располагает сила, в точности соответствует отводимой ей мере связанности, и что объемом высвобожденной воли определяется объем ответственности, наделяющей эту волю полномочием и значимостью. Это выражается в том, что в нашу действительность, то есть в нашу историю в ее на­ивысшем, судьбоносном значении, не может войти ни что из того, что не несет на себе печать этой ответст­венности. Об этой печати нет нужды говорить, ведь поскольку она налагается непосредственно, на ней вырезаны и те знаки, которые непосредственно умеет прочесть тот, кто всегда готов к послушанию.

Дело обстоит так: наиболее мощно наша свобода всюду открывается там, где есть сознание того, что она является ленным владением. Это сознание крис­таллизовано во всех тех незабвенных изречениях, которыми исконное дворянство нации покрывает гер­бовый щит народа; оно правит мыслью и чувством, деянием и трудом, искусством управления государст­вом и религией. Поэтому мир всякий раз оказывается потрясен в своих устоях, когда немец узнаёт, что такое свобода, то есть, когда он узнает, в чем состоит необходимое. Торговаться здесь не приходится, и пусть даже погибнет мир, но повеление должно быть исполнено, если услышан призыв.

То качество, которое прежде всех остальных счи­тают присущим немцу, а именно порядок, — всегда будут ценить слишком низко, если не смогут усмот­реть в нем отражение свободы в зеркале стали. Пос­лушание — это искусство слушать, а порядок — это готовность к слову, готовность к приказу, пронзаю­щему подобно молнии от вершины до самых корней. Все и вся подчинено ленному порядку, и вождь узна­ется по тому, что он есть первый слуга, первый солдат, первый рабочий. Поэтому как свобода, так и порядок соотносятся не с обществом, а с государством, и образцом всякой организации является организация войска, а не общественный договор. Поэтому состо­яния предельной силы мы достигаем только тогда, когда перестаем сомневаться в отношении руководст­ва и повиновения.

Нужно понимать, что господство и служение — это одно и то же. Эпоха третьего сословия никогда не понимала удивительной власти этого единства, ибо достойными стремления казались ей слишком деше­вые и слишком человеческие удовольствия. Поэтому все высоты, которых немец за это время оказался способен достичь, были достигнуты им вопреки об­стоятельствам: во всех областях ему приходилось дви­гаться в чуждой и неестественной стихии. Казалось, действительной почвы можно было достичь только под защитой водолазного шлема; решающая работа осуществлялась в смертоносном пространстве. Честь и слава тем павшим, что были сломлены ужасающим одиночеством любви и познания или повержены сталью на пылающих холмах битвы!

Однако назад пути нет. Кто сегодня в Германии жаждет нового господства, тот обращает свой взор туда, где за работу взялось новое сознание свободы и ответственности.




следующая страница >>