Похожие работы
|
«Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…». - страница №1/1
Урок № 35
Дата 19.10.10
Группа 1К10
Тема: «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…». ( Основные темы и идеи лирики Некрасова)
Цели:
Обучающая: по окончании урока обучающиеся смогут анализировать произведения Некрасова, написанные о народе и для народа; находить художественные приемы, используемые автором, наблюдая над текстами произведений;
Развивающая: способствовать развитию умений анализировать поэтический текст;
Воспитывающая: способствовать воспитанию здоровой , психологически зрелой личности; создать условия для воспитания сознательного отношения к процессу обучения, культуры учебного труда.
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный
Форма обучения: фронтальная, групповая
Средства обучения: распечатанные тексты стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н.А.Некрасова (Приложение 1), распечатанные тексты стихотворения «Тройка» Н.А.Некрасова (Приложение 2), групповые карточки-задания по теме: Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова (Приложение 3), карточки-задания для экспертов (Приложение 4), план анализа стихотворения Н.А.Некрасова «Элегия», распечатанные тексты стихотворения Н.А.Некрасова «Элегия», презентация к уроку по теме «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…».
Межпредметная связь: русский язык , история, обществознание
Уровень усвоения: второй
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающихся
|
Примечание
|
-
Организация начала урока
|
-
Приветствует обучающихся
-
Отмечает присутствующих
-
Создает эмоциональный настрой обучающихся.
Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной «Ты скажи, Волга-матушка». Во время исполнения на экране появляется слайд с изображением реки Волги и картиной Репина «Бурлаки на Волге». Преподаватель рассказывает отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»
Предлагает ответить на вопрос:
- Ребята, скажите, а о каком поэте мы с вами сегодня будем говорить?
-
Сообщает тему и цели урока
|
-
Слушают песню в исполнении Л.Зыкиной «Ты скажи, Волга-матушка» и отрывок из стихотворения «Волга» Н.А.Некрасова. По изображению на слайде, смыслу песни и стихотворению определяют, о ком будет идти речь на уроке.
Предполагаемый ответ: Некрасов
-
Приветствуют преподавателя
-
Дежурный докладывает о посещаемости
-
Слушают, записывают в тетрадях тему урока
|
Слайд 1,2,3
(презентации)
|
-
Актуализация знаний
|
Предлагает вспомнить обучающимся, что они помнят о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, какие произведения Н.А. изучали в школе.
|
Вспоминают жизнь и творчество Некрасова, произведения, изученные в школе.
|
|
-
Изучение нового материала
|
-
Вступительное слово преподавателя.
-
Предлагает обучающимся дать толкование слова гражданин и обратиться к словарю урока.
-
Предлагает послушать преподавателя о гражданской позиции Некрасова.
-
Народная тема была основной в его творчестве.
В 1849 году Некрасов создает стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом...", ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, "родной сестры" страдающего народа.
Предлагает рассказать стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»
Предлагает обратиться к словарю урока и ответить на вопрос:
- Кто такая муза?
Задает вопрос:
- Кто является Музой творчества Некрасова?
Предлагает проанализировать стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» по следующим вопросам:
- На сколько частей можно разделить стихотворение?
- О чем автор пишет в первой части?
- Какую картину изображает поэт?
- Как ведет себя женщина?
- Какой вывод мы можем сделать?
|
Слушают вступительное слово преподавателя
Смотрят на экран, отвечают на вопрос преподавателя.
Предполагаемый ответ:
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Слушают преподавателя о гражданской позиции Некрасова
Обучающаяся рассказывает стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», выученное наизусть.
Отвечают на вопрос преподавателя.
Предполагаемый ответ:
Муза-1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук.
2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
Отвечают на вопрос преподавателя.
Предполагаемый ответ:
Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза – крестьянка, потому что крестьянская тема – среди особо волнующих поэта. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка – сама поэзия эпохи Некрасова.
Анализируют стихотворение по вопросам преподавателя.
Предполагаемый ответ: Две части
Предполагаемый ответ: Определение времени («вчерашний день, часу в шестом…») и места действия (Сенная), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство
Предполагаемый ответ: На одной из улиц Петербурга за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку.
Предполагаемый ответ: Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно ещё и публичное. Данная картина не редкость, любой человек прошел бы мимо, а сердце Н.А. возмущается.
Предполагаемый ответ: Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Так возникает новый в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой, непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом.
|
Слайд 4 (презентации)
Слайд 5
(презентации)
Слайд 6 (презентации)
Слайд 7 (презентации)
|
-
Закрепление
|
Предлагает обучающимся выполнить работу в группах по карточкам-заданиям. Дает краткий комментарий по выполнению работы.
Предлагает представителям второй и третьей группы выйти к доске и написать на ватмане художественно-выразительные средства, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки и безрадостную картину будущего крестьянки.
Предлагает экспертам проанализировать стихотворение самим. Сверить с ответами остальных обучающихся и сделать общий вывод.
|
Работа с карточками – заданиями по стихотворению Н.А.Некрасова «Тройка».
Предполагаемый ответ:
Молодая крестьянка (пишут красным фломастером)
Эпитеты: бьется игриво, из-под брови полукруглой, смотрит бойко, лукавый глазок, взгляд полный чар (полный обаяния, пленительности);
Олицетворения: бьется лента;
Метафора: лицо вспыхнуло, зажигающих кровь;
Сравнение: черных, как ночь
Картина будущего (пишут черным фломастером)
Эпитеты: перетянешь уродливо, выражение тупого терпения, бессмысленный, вечный испуг, сон непробудный(длительный, непрерывный), муж привередник (слишком разборчивый, с капризами);
Метафора: отцветешь, не успев расцвести.
Эксперты анализируют стихотворение и делают общий вывод.
Предполагаемый ответ:
Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти ( “и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка- образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье –это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
|
|
-
Рефлексия
|
Предлагает обучающимся письменно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
|
Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.
|
Слайд 8 (презентации)
|
-
Подведение итогов
|
Предлагает вернуться к целям урока и ответить на вопрос:
- Смогли ли мы сегодня на уроке достигнуть те цели, которые были поставлены нами в начале урока.
Предлагает послушать оценки за урок.
|
Отвечают на вопрос, заданный преподавателем.
Слушают оценки
|
Слайд 2 (презентации)
|
-
Домашнее задание
|
Задает и кратко комментирует домашнее задание:
Выполнить анализ стихотворения «Элегия» по плану, прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»
|
Записывают в тетради
|
Слайд 9 -10
(презентации)
|
|