Предмет: литература. Класс: 9 Тема мероприятия: «Его судьба была блистательна и трагична» (личность и судьба А. С. Грибоедова) Цели - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Булгаков м а. Булгаков и его роман «собачье сердце» 1 45.14kb.
Тематическое планирование по Музыке 7 класс 1 35.93kb.
Мария Александровна Пушкина (1832-1919) 1 86.38kb.
Исследование по литературе в 9 классе по теме «А. С. Грибоедов: личность... 1 97.71kb.
Марина Цветаева: судьба, личность, творчество 1 329.19kb.
Ломоносов и химия (нелёгкая судьба открытий ломоносова) 1 35.05kb.
Нестор Махно и гражданская война December 1st, 2006 under 1 305.74kb.
Урок литературы. 6 класс. Методические рекомендации. Предмет: Литература... 1 192.22kb.
Ф. Ф. фон Коцебу личность. Биография 1 172.75kb.
Литература. Смотреть фильм Шолохов М. «Судьба человека» 1 59.34kb.
Презентация, песни на стихи Лермонтова. «Что же мне так больно и... 1 102.64kb.
Исследовательская работа А. С. Грибоедов «Горе от ума» 1 355.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Предмет: литература. Класс: 9 Тема мероприятия: «Его судьба была блистательна и трагична» - страница №1/1

Сценарий внеклассного мероприятия
Предмет: литература.

Класс: 9

Тема мероприятия: «Его судьба была блистательна и трагична» (личность и судьба А.С. Грибоедова)

Цели

Обучающие:

- выработка на материале литературно-музыкальной композиции способов учебно-познавательной деятельности;

- развитие познавательной активности творческих способностей;

Развивающие:

- развитие элементов творческой деятельности;

- развитие эстетических представлений и художественного вкуса обучающихся;

Воспитательные:

- воспитание гуманизма и любви к прекрасному;

- воспитание любви и уважения к литературе, к личности и творчеству А.С. Грибоедова.

Задачи:

- рассказать о судьбе А.С. Грибоедова;

- инсценировать эпизоды из комедии «Горе от ума»;

- выразительно прочитать отрывки из произведений А.С. Грибоедова;

- показать фрагменты из кинофильма «Смерть вазир-мухтара», которые отражают ключевые моменты биографии поэта;

- подвести обучающихся к мысли, что судьба А.С. Грибоедова была блистательна и трагична.



Тип мероприятия: литературно-музыкальная композиция.

Основной дидактический метод: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Частные методы и приёмы: инсценировка, чтение наизусть, демонстрация, ИКТ-технологии.

Дидактические средства:

1) Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. Литература. 9 класс. «История твоей литературы» (Литературное путешествие по реке времени). Учебник в 2-х кн. Кн. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2008.

2) Грибоедов А.С. Горе от ума.

3) средства MS Office: презентация PowerPoint «Его судьба была блистательна и трагична» (личность и судьба А.С. Грибоедова)

4) кадры из кинофильма «Смерть вазир-мухтара».

Методическая литература:

1) Жизнь и творчество А.С. Грибоедова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Автор вступит. ст. Н.А. Марченко. – М.: Детская литература, 1986.

2) А.С. Грибоедов. Горе от ума: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт.-сост. Э.Л. Безносов. – М.: Дрофа, 2000.

3) Петриева, Л. И., Пранцова, Г.В. А.С. Грибоедов. Изучение в школе: Учебно-методическое пособие / Л.И. Петриева, Г.В. Пранцова. – М.: Флинта: Наука, 2001.



Ход мероприятия
Презентация PowerPoint «Его судьба была блистательна и трагична»
1-й ведущий: Существуют писатели, литературная деятельность которых проявляется в целом ряде более или менее гениальных произведений по самым различным отраслям поэзии; таковы были, например: Гёте и Шиллер в Германии, Виктóр Гюго во Франции, а у нас Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

2-й ведущий: Но есть иного рода гении, вся творческая деятельность и, можно сказать, вся жизнь, которых исчерпывается созданием одного великого произведения, которое возносит их на недосягаемую высоту и в продолжение многих веков возвышается величественным памятником человеческого гения, своего рода маятником, ярко освещающим и мысли сотен поколений.

3-й ведущий: Таким являются перед нами Данте со своей «Божественной комедией», Сервантес – со своим «Дон-Кихотом Ламанческим», Дефо – с «Приключениями Робинзона Крузо»; – таким же является и Александр Сергеевич Грибоедов со своей бессмертной комедией «Горе от ума».

4-й ведущий: Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве 15 января 1795 года. Отец его, Сергей Иванович, в моло­дости гвардейский офицер, обыкновенно жил в деревне. Воспитанием детей, Александра Сергеевича и Марьи Сер­геевны, занималась мать, Настасья Федоровна. Грибоедов получил прекрасное образование и с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками. Позже он изучил латынь, греческий, персидский.

1-й ведущий: Восьми лет Грибоедова отдали в Московский благородный пансион, лучшее в то время учебное заведение России. Занятия в пансионе вели преподаватели университета, а после окончания пансиона Грибоедов поступил в универ­ситет. Ему было одиннадцать лет, когда он стал студентом.

2-й ведущий: Грибоедовы жили привычным московским ритмом, привольно и хлебосольно. Два вечера в неделю у них был танцкласс известного всей Москве учителя танцев Иогеля – настоящие детские балы. Весной начинались публич­ные гулянья – в Сокольниках, у стен Новодевичьего мо­настыря, под Новинским, где устраивали качели, балага­ны и прочие народные забавы, которые наблюдал с боль­шой открытой галереи родительского дома маленький Гри­боедов. В память западали веселые прибаутки балаганного зазывалы, озорные скороговорки танцоров, шум, гам, смех, праздник.

3-й ведущий: И брат и сестра Грибоедовы обладали прекрасными музыкальными способностями. Юная Маша, любимая уче­ница музыканта-виртуоза Фильда, играла на арфе и была блестящей пианисткой. Грибоедов отлично играл на форте­пьяно и был автором нескольких музыкальных произведений. Судьба обрекла его на постоянные скитания, но, как только ему удавалось хоть ненадолго осесть на одном месте, Грибоедов заботился о своем инструменте.

4-й ведущий: В 1812 году Грибоедов готовился «для возведе­ния в звание доктора прав». Он прошел курс трех факуль­тетов – словесного, юридического и физико-математическо­го. Его влекли занятия науками. Он увлекался театром и уже пробовал себя в сочинительстве: в четырнадцать лет он написал трагикомедию по случаю ссоры русских профессоров с немецкими из-за зала, в котором и те и другие хотели иметь кафедру. Получилось смешно, това­рищам понравилось. Грибоедов переписал комедию на­чисто в отдельную тетрадь, которую затем подарил своему другу Бегичеву. До наших дней эта тетрадь не дошла – Грибоедов не относился всерьез к этим литературным опытам, тогда он не собирался быть профессиональным литератором.

1-й ведущий: Всю жизнь повернула гроза 1812 года. Наполеон подступил к стенам древней Москвы. Грибоедов, движимый патриотическим порывом, добровольно записался в Москов­ский гусарский полк. Но участвовать в битвах ему не дове­лось: полк не успели укомплектовать и срочно выслали из Москвы в тыл. В 1813 году Грибоедов оказался в Поль­ше в кавалерийских резервах. Так началась его жизнь вне родного дома, вне Москвы, университета и привычных занятий. Ему было 18 лет.

Походная жизнь, удалая гусарская веселость, бесша­башная смелость нравились ему:



Чтец:

Философы в ученом заточеньи,

Защитники уединенья,

Наш посетите стан, когда вам есть досуг.

Здесь узрите вы дружний, братский круг,

Начальника, отца обширного семейства.

Коль надобно – на смерть идут;

Не нужно – праздники дают.

У вас как будто чародейство:

От книг нейдете вы на час,

Минута дорога для вас;

А мы на дней не ропщем скоротечность.

Они не истекут, доколе мы живем;

А там настанет вечность,

Так дней не перечтем.
2-й ведущий: Неизвестно, как сложилась бы судьба Грибоедова, если бы он не встретил здесь друга, нравственное влияние которого ощущал потом всю жизнь. Это был Степан Никитич Бегичев. «Ты, мой друг, поселил в меня, или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души, с того времени, как с тобою познакомился, – писал ему Грибоедов, – и, ей-богу! когда с тобою побываю вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее». Грибоедов признавался, что Бегичев заставил его всерьез размышлять о современном состоянии России, о крепостном праве, об Отечественной войне.

3-й ведущий: Как только кончилась война, Грибоедов взял отпуск и приехал в Петербург, а в конце 1815 года вышел в отставку и был определен на службу в коллегию иностран­ных дел, чиновником которой после Лицея стал и Пушкин. Так познакомились будущий великий русский поэт и будущий автор гениальной русской комедии. Оба они были моло­ды, увлечены веселой столичной жизнью, влюблены в поэ­зию, в театр. Оба уже напечатали свои первые произве­дения: в 1814 году в журнале «Вестник Европы» были напечатаны две статьи Грибоедова – «Письмо из Брест-Литовска» и «О кавалерийских резервах». Оба были приняты в кругу литераторов, много читали, прекрасно знали европейскую литературу, а каждый вечер были в театре, который страстно любили. Для Грибоедова театр был и праздником и домом:
Чтец:

Люблю толпящийся народ

Я при раздаче лож и кресел:

Кому терпенье – труден вход,

Тот получил себе – и весел,

Но вот ему возврата нет!

Стеной густеют непроломной,

Толпа растет, и ропот громный,

И голоса: билет! билет!

Как будто их рождает преисподня.

А это чудо кто творит? — Поэт!
4-й ведущий: Днем в театре на репетициях, вечером на спектакле, а после спектакля нередко отправлялись к князю А. А. Ша­ховскому, известному драматургу, знакомому Грибоедову еще со времен военной службы. Это он, прослушав стихи юного поэта, оценил разговорную живость их и посоветовал Грибоедову перевести одну французскую пьесу – так по­лучилась комедия «Молодые супруги», которая была поставлена в Петербургском театре в 1815 году.

1-й ведущий: Грибоедов написал сцены для коме­дии Шаховского «Своя семья, или Замужняя невеста»; вместе со своим приятелем А. А. Жандром комедию «Притворная неверность»; вместе с П. А. Вяземским — воде­виль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Так и создавался репертуар театра начала XIX века. Пройдет время, и Грибоедов высмеет несерьезность этого коллективного водевильного «творчества» устами востор­женного Репетилова.

2-й ведущий: Грибоедов прожил в Петербурге недолго. Весе­лая и несколько беспорядочная жизнь свела его с моло­дыми повесами. Осенью 1817 года его имя оказалось за­мешанным в громкую и скандальную историю «дуэли чет­верых». На этой дуэли Грибоедов был секундантом сво­его приятеля графа А. П. Завадовского, которого вы­звал поручик кавалергардского полка В. В. Шереметев.

3-й ведущий: На следствии о дуэли Грибоедов, как и было условлено, показал, что результат поединка ему неизвестен. Завадовскому посоветовали покинуть Петербург – прямых улик против него не было. Только Якубович не отрицал своего участия, за что был переведен из гвардейских уланов в армейский полк на Кавказ. Через год на Кавказ был переведен и Грибоедов. 23 октября 1818 года по настоянию Якубовича здесь, в окрестностях Тифлиса, состоялась дуэль секундантов. Якубович прострелил Грибоедову руку. Гри­боедов промахнулся.

О «дуэли четверых» ходили разные слухи. Шереметева жалели, Якубович выглядел героем. И в конце концов единственным виновником происшествия стали считать Грибоедова. А Грибоедов молчал, считая ниже своего достоин­ства опровергать порочащие его слухи. Но свои пережива­ния он не забудет: их выскажет Чацкий в «Горе от ума»:



Чтец:

Что это? слышал ли моими я ушами!

Не смех, а явно злость. Какими чудесами?

Через какое колдовство

Нелепость обо мне все в голос повторяют!

И для иных как словно торжество,

Другие будто сострадают...

О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?

Чье это сочиненье!

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют,

И вот общественное мненье!
4-й ведущий: 12 марта 1818 года судьба Грибоедова переме­нилась: он назначен секретарем персидской дипломати­ческой миссии в Тейране, как тогда называли Тегеран. Отказаться от этого «почетного назначения» не удалось, и 28 августа Грибоедов покинул столицу. Он едет к месту новой службы как в ссылку, оставляя позади столицу, театр, друзей, поэзию...

По пути на Кавказ Грибоедов заехал в Москву повидать мать и сестру. Москва не удовлетворила его. Позже, в «Горе от ума», такое же разочарование переживет Чацкий:


Инсценировка эпизода из комедии «Горе от ума»
Чацкий:

Ах! боже мой! ужли я здесь опять,

В Москве! У вас! Да как же вас узнать!

Где время то? Где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам,

Или ваш батюшка с мадамой за пикетом;

Мы в тёмном уголке, и кажется, что в этом!

Вы помните? вздрогнём, что скрипнет столик, дверь…


Софья:

Ребячество!


Чацкий:

Да-с, а теперь.

В семнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно,

И потому скромны, не смотрите на свет.

Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ,

Без думы, полноте смущаться.
Софья:

Да хоть кого смутят

Вопросы быстрые и любопытный взгляд…
Чацкий:

Помилуйте, – не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.


Софья:

Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!

Где ж лучше?
Чацкий:

Где нас нет.


1-й ведущий: Существует легенда, как у Грибоедова появился замысел комедии «Горе от ума». 17 ноября 1820 года в письме из Тифлиса Грибоедов описал вещий сон, приснив­шийся ему. Адресат письма остался неизвестен. «...Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-ни­будь для вас? Вынудили у меня признание, что я давно отшатнулся, отложился от всякого письма, охоты нет, ума нет – вы досадовали. – Дайте мне обещание, что напи­шете. – Что же вам угодно? — Сами знаете. – Когда же должно быть готово? – Через год непременно. – Обязы­ваюсь. – Через год, клятву дайте... И я дал ее с трепетом». И хотя все это был только сон, Грибоедов кончает письмо словами: «Во сне дано, на яву исполнится».

2-й ведущий: Прошла зима 1823 года, и наконец в марте Грибоедову удалось выхлопотать отпуск. В конце месяца он уже был в Москве. С Кавказа он привез два первых акта «Горя от ума». Москва 1823 года была полна жизни. В Газетном пере­улке у дальнего родственника Грибоедова Владимира Фе­доровича Одоевского собирались Веневитинов, Погодин, Хомяков, занимались философией, читали друг другу свои стихи и трактаты; имя они себе выбрали – любомудры, то есть любящие мудрость, философы. Грибоедов сразу оказался в гуще жизни.

3-й ведущий: Самое главное, с чем Грибоедов приехал в Мо­скву, это начало «Горе от ума», которое он читал толь­ко Бегичеву. Ждал суждений друга, эстетическому чув­ству которого доверял безусловно. Бегичеву не все понра­вилось. Грибоедов огорчился, задумался, сжег первый акт и написал его заново. Третье и четвертое действия писал летом 1823 года, в Тульском имении Бегичева, поверяя ему написанное, как на Кавказе читал Кюхельбекеру.

4-й ведущий: А в сентябре Грибоедов опять в Москве. Читает друзьям комедию и наслаждается успехом. Теперь он уже уверен: комедию надо печатать, ставить на сцене. Опасаясь, что московская цензура пьесу не пропустит (ведь «о Москве так грозно»), Грибоедов поспешил в Петербург.

1-й ведущий: Грибоедова без конца просили читать, и он ездил по всему Петербургу со своим манускриптом, не в силах отка­заться хотя бы от устной публикации комедии. «Грибое­дов был отличный чтец,— вспоминал А. А. Бестужев, – без фарсов, без подделок он умел дать разнообразие каждому лицу и оттенять всякое счастливое выражение». А между тем слушатели далеко не всегда понимают коме­дию, и это огорчает Грибоедова, он досадует на себя за пристрастие к успеху среди толпы — этим «побря­кушкам авторского самолюбия».

2-й ведущий: До сих пор Грибоедов был известен как начинающий драматург, довольно способный автор остроумных водеви­лей в стихах и в прозе. «Горе от ума» потрясло общество. Живой, свободный разговорный язык, стихи, которые, как и предсказывал Пушкин, на лету превращались в посло­вицы, картины русской жизни, каких не было со времен Фонвизина.
Инсценировка эпизода из комедии «Горе от ума»
Лиза:

Ну вот у праздника! ну вот вам и потеха!

Однако нет, теперь уж не до смеха;

В глазах темно, и замерла душа;

Грех не беда, молва не хороша.
Софья:

Что мне молва? Кто хочет, так и судит,

Да батюшка задуматься принудит:

Брюзглив, неугомонен, скор,

Таков всегда, а с этих пор…

Ты можешь посудить…


Лиза:

Сужу-с не по рассказам;

Запрёт он вас, – добро ещё со мной;

А то, помилуй бог, как разом

Меня, Молчалина и всех с двора долой.
Софья:

Подумаешь, как счастье своенравно!

Бывает хуже, с рук сойдёт;

Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,

Забылись музыкой, и время шло так плавно;

Судьба нас будто берегла;

Ни беспокойства, ни сомненья…
Лиза:

Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья

Не жалуете никогда:

Ан вот беда.

На что вам лучшего пророка?

Твердила я: в любви не будет в этой прока

Ни вó веки веков.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он бáлы,

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.


Софья:

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, –

Мне всё равно, что за него, что в воду.
Лиза:

Да-с, так сказать, речист, а больно не хитёр;

Но будь военный, будь он статский,

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

Не для того, чтоб вас смутить;

Давно прошло, не воротить,

А помнится…



Софья:

Что помнится? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.
3-й ведущий: Мечта увидеть комедию на сцене оказалась неосущест­вимой. Даже на сцене театральной школы ее не разреши­ли поставить. И долго еще комедия не будет опублико­вана – ни в печати, ни на сцене при жизни автора это произведение полностью не появилось. Видимо, не только московское барство задел Грибоедов – всю старую Россию вывел он на сцену, и ему этого не простили. Комедия стала рукописной. Современники вспоми­нали: «Первый списанный экземпляр сей комедии распространился по России, и ныне нет ни одного малого города, нет дома, где любят словесность, где б не было списка сей комедии».

4-й ведущий: 1820-е годы ознаменованы усилением репрессий. 1821 год – начато дело по обвинению профессоров Педа­гогического института, недавно открытого в Петербурге, «в крамоле и безверьи». 1823 год – русским подданным запрещено обучаться в германских университетах. 1824 год – из программ учебных заведений вычеркнуты «излишние» политические науки. «Горе от ума» было первым произведением с такой точ­ной и быстрой реакцией на текущие события.
Инсценировка эпизода из комедии «Горе от ума»
Фамусов

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.


Хлёстов а

И впрямь с ума сойдешь от этих от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;

Да от ланкарточных взаимных обучений.


Княгиня

Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверьи

Профессоры!! – у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник.
Скалозуб

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;

А книги сохранят так: для больших оказий.
Фамусов

Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:



Забрать все книги бы да сжечь.
1-й ведущий: В Петербурге поначалу Грибоедов поселился в гостинице. Возвращаться на Кавказ он не торопился: А. П. Ермолов, при котором поэт состоял секретарем «по дипломатической части», продлил ему отпуск, и Грибоедов собирался прямо из столицы отправиться за границу. Уже был обдуман план путешествия: Париж, потом Южная Франция, Италия, оттуда через Дарданеллы, Босфор в Чер­ное море и на Кавказ, к месту службы.

2-й ведущий: В гостинице Грибоедов прожил недолго. Его беспокоило бесконечное количество посетителей, вторгавшихся в его комнаты, часто даже почти ему незнакомых, но привлечен­ных рассказами о комедии. Слава оказалась достаточно беспокойной гостьей. Грибоедов переехал к своему двоюрод­ному брату, молодому поэту Александру Ивановичу Одоев­скому.

3-й ведущий: Друзья поселились в доме на углу Исаакиевской пло­щади, из окон их квартиры хорошо была видна Сенат­ская. К этому времени Грибоедов уже знаком со многими будущими декабристами – и благодаря общительному ха­рактеру Александра Одоевского, недавно принятого в тай­ное общество, и по Вольному обществу любителей рос­сийской словесности, членом которого Грибоедов только что избран.

4-й ведущий: 26 декабря 1825 года вместе с сослуживцами на Кавказе Грибоедов принимал присягу императору Николаю I. 26 декабря в Петербурге шло уже девятое заседание Следственного комитета по делу о тайных об­ществах. На этом заседании было решено взять под арест несколько новых лиц, «оказывающихся по показаниям соучастниками в обществе мятежников». Среди них зна­чился «служащий по дипломатической части у генерала Ермолова» А. С. Грибоедов.

1-й ведущий: Не было доказательств, что Грибоедов был членом тайного общества. Не было наверное известно, существо­вало ли такое общество в Грузии. Царь боялся Ермолова: этот генерал, которого в случае победы декабристы пред­полагали ввести в правительство, был слишком независим, обладал умом государственного человека, железной волей и реальной военной силой. После 14 декабря в столице ходили слухи, будто Кавказский корпус двинулся на Петербург. Арест Грибоедова оказался в цепи событий, связанных с прокон­сулом на Кавказе А. П. Ермоловым, с одной стороны, и списками комедии, которые находили в бумагах аресто­ванных декабристов, с другой.

2-й ведущий: 22 января 1826 года посланный за Грибоедовым на Кавказ фельдъегерь Уклонский прибыл в крепость Гроз­ную. Было уже поздно, когда в комнату, где квартировал Грибоедов с другими офицерами, вошли дежурный по отря­ду полковник, адъютант и прибывший из Петербурга фельдъегерь. «Александр Сергеевич, – излишне громко произнес полковник, – воля государя императора вас аре­стовать. Где ваши вещи и бумаги?» Вещи помещались в двух переметных чемоданах, которые стояли тут же на полу, в головах походной постели. Чемоданы вскрыли. Бумаг там оказалось немного (Грибоедов успел уничтожить все, что могло его скомпрометировать), их зашили в холст, опечатали и отдали под расписку Уклонскому.

3-й ведущий: Доказать причастность Грибоедова к тайному обществу не удалось, и 2 июня 1826 года его освободили «с очисти­тельным аттестатом». Грибоедов на месяц задержался в Петербурге, чтобы немедля узнать об участи друзей. Наконец в июле была опубликована «Роспись государственным преступникам, приговором Верховного суда осуждаемых к разным казням и наказаниям». Свыше ста фамилий: родные, близкие, друзья, почти все — знакомые. Тяжелое чувство бессилия: помочь Грибоедов ничем не мог. Он поспешил уехать из Петербурга. Кавказ казался ему теперь краем вольности.

4-й ведущий: События на Кавказе развивались бурно. Гри­боедов оказался в центре их. 28 марта 1827 года Паскевич назначен командующим Отдельным кавказским корпусом и главнокомандующим Грузией. Борьба старших генералов окончилась поражением Ермолова. 4 апреля 1827 года Паскевич поручил Грибоедову веде­ние дипломатических дел с Турцией и Персией. Поэт вынужден был стать дипломатом. Он принимал участие в военном походе на Эривань.

1-й ведущий: Грибоедов — человек долга. Все, что он делает, он делает добросовестно. Грибоедов человек гениальный — свои способности он вкладывает и в дела дипломатические. Но уже давно прошло время, когда его могла увлечь деятельность дипломата и война казалась романтическим приключением.

2-й ведущий: 10 февраля 1828 года между Россией и Персией был заключен Туркманчайский мирный договор. В подготовке этого договора большую роль играл Грибоедов, который вел дипломатические переговоры. Его миссия удалась блестяще. И среди этих успехов, когда ему все удавалось и судьба, казалось, была к нему благосклонна, Грибоедов мечтал об одном: уехать «или совсем бросить службу, которую я ненавижу от всего сердца, какое бы будущее она мне ни сулила».

3-й ведущий: 14 марта 1828 года Грибоедов привез в Петербург текст Туркманчайского мирного договора. В столице он был принят как победитель. Самые именитые сановники торопились оказать ему внимание. Чествовали посла, дип­ломата, но не автора гениальной русской комедии. Грибое­дову-дипломату пророчили блестящую карьеру. А в его письмах по-прежнему звучит желание уйти в отставку и отдаться целиком занятиям литературным.

4-й ведущий: В Тифлисе, как называли тогда Тбилиси, все было по-старому и лето в самом разгаре, когда Грибоедов вернулся. В Тегеран ехать не имело смысла. Отсюда министр мог диктовать условия и требовать выплаты контрибуции с большим успехом – так считал Грибоедов. А тем временем подготовить свой приезд в Персию.

1-й ведущий: Мирная передышка поэту была необходима «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе, все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь необыкно­венно важной, или что другое придало мне решитель­ность необычайную» – так описывал Грибоедов приятелю обстоятельства своей женитьбы. Юная очаровательная Ни­на Чавчавадзе была его ученицей в игре на фортепьяно, теперь она стала его женой.
Кадры из кинофильма «Смерти вазир-мухтара»
2-й ведущий: Он сам изумляется своей способности безоглядно, молодо любить и быть счастливым. А между тем его бес­покоят все обстоятельства, связанные с положением жена­того человека, который должен обеспечить семью, заботить­ся о будущих детях. Кончилась холостая беззаботная жизнь: «А независимость! которой я такой был страстный любитель, исчезла, может быть, навсегда, и как ни мило и утешительно делить все с прекрасным, воздушным созда­нием, но это теперь так светло и отрадно, а впереди так темно! неопределенно!!»

3-й ведущий: Его тревожит предстоящая служба в Персии, тягост­ные и опасные обязанности чрезвычайного посла: «Ка­жется мне, что не очень я гожусь для своего поста, здесь нужно больше умения, больше хладнокровия... Нет, ничего я не стою для службы, и назначение мое вышло неудач­но».

4-й ведущий: 30 января 1829 года персы напали в Тегеране на русское посольство. Горстка русских сражалась отчаянно. Грибоедов возглавил свой маленький отряд. Его удивительное мужество, хладнокровие позволили рус­ским продержаться некоторое время, но наступающих было слишком много... Обезображенный труп Грибоедова привез­ли в Тифлис, где он был похоронен. По дороге траурную арбу встретил Пушкин, направляющийся в Арзрум, к театру военных действий.
Кадры из кинофильма «Смерть вазир-мухтара»
1-й ведущий: Итог жизни Александра Грибоедова замечательно подвел Александр Пушкин: "Его рукописная комедия "Горе от ума" поставила автора наряду с первыми нашими поэтами... Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась русско-персидская война, открыло ему новое поприще... Приехав в Грузию, он женился на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна".
Обучающиеся танцуют вальс.