страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям - страница №1/2
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Цель курса - формирование у будущих журналистов системных теоретических представлений о профессиональной этике как фундаментальной, базовой основе журналистской деятельности. Ознакомление с современными взглядами на нормативно-ценностные системы, соответствующие роли, месту, функциям журналистки в демократическом обществе. Изучение основных профессионально-этических принципов и норм, существующих в зарубежной и отечественной журналистике. Получение представлений об институте саморегулирования журналистской профессии и механизмах поддержания редакционной независимости. Задачи курса:
- изучить основные этапы и тенденций в развитии профессиональной этики;
- раскрыть содержания основных профессионально-этических представлений, принятых мировым журналистским сообществом в качестве стандартов поведения; - освоить принципы и методики поиска оптимальных этических решений в типичных ситуациях, с которыми сталкивается современный российский журналист; - выработать навыки адекватной профессионально-моральной реакции на затруднения повседневной журналистской практики.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
1.3. Связь курса с другими учебными дисциплинами «Профессиональная этика» - один из основных в числе профессиональных курсов, представляет собою детальное рассмотрение системы профессионально-этической регуляции журналистского поведения. Курс призван выработать у студентов способность к самостоятельной профессионально-нравственной ориентации, сформировать у будущих журналистов системные теоретические представления о профессиональной этике как фундаментальной, базовой основе журналистской деятельности. 1.4. Методика преподавания курса Курс состоит из двух разделов. В первом разделе «Этика как наука о морали» рассматривается предмет этики, сущность морали, механизмы ее действия, а также сущность профессиональной этики. Во втором разделе «Профессиональная этика журналиста» рассматриваются конкретные, профессионально направленные темы, анализируются основные категории, принципы и нормы, определяющие профессионально-нравственную позицию журналиста. Основные темы курса: «Место этики в системе наук», «Нравственное сознание в структуре индивидуального и общественного сознания», «Политика, право и мораль», «Понятий профессиональной этики», «Ценностно-нормативная система журналистики», «Профессионально-этические принципы журналистики», «Профессионально-этические нормы, направляющие поведение журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений (журналист - адресат информации, журналист - действующие лица публикации, журналист - источники информации, журналист - внештатные авторы, журналист — коллеги, журналист - представители власти)». Изучение учебной дисциплины осуществляется в форме лекций, семинарских и практических занятий. Задача лекционных занятий – изложение теоретического материала в рамках ниже указанной программы. Задача семинарских и практических занятий – закрепление полученных теоретических знаний. Семинарские и практические занятия могут проводиться в форме дискуссий по лекционным темам, круглых столов, в форме ситуативных ролевых игр, во время которых студенты овладевают мастерством слова, интервьюирования, навыками выхода из возникающих проблемных ситуаций профессиональной деятельности. При этом особое внимание должно уделяться анализу конкретной журналисткой практики. Помимо аудиторной работы значительное внимание уделяется самостоятельной работе студента в освоении первоисточников, этических кодексов и деклараций международного журналистского сообщества. Активность на семинарских и практических занятиях имеет приоритетное значение перед посещением лекций. Дискуссии на семинарах по заранее объявленным темам проходят в свободной форме и имеют целью выявление знания, понимания проблемы и способности критической оценки различных подходов к анализу средств массовой информации и методов их изучения. Во время самостоятельной работы по усвоению курса студенты готовят эссе, рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах. Результаты самостоятельной работы оформляются в специальные папки и принимаются во внимание при выставлении оценок по результатам изучения курса. 1.5. Формы контроля и итоговая оценка Формы текущего и промежуточного контроля: написание эссе и рефератов, аналитических обзоров, выступление на круглых столах; деловые игры; разрешение проблемных ситуаций профессиональной деятельности. Дисциплина оценивается в ходе зачета. Результирующая оценка слагается из следующих составляющих:
На зачете студенту может быть предложена для осмысления проблемная ситуация, возникшая в ходе творческой деятельности, требующая при разрешении морального выбора. Студент должен предложить выход из этой проблемной ситуации и обосновать соответствующим образом свой выбор. Учебная программа подготовлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 «Журналистика».
РАЗДЕЛ I. ЭТИКА КАК НАУКА О МОРАЛИ Тема 1. Наука этики: предмет и задачи. Место этики в системе наук Этика вообще - как учение о морали. Особый статус ее в ряду наук. Мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Понятия "обычаи" и "нравы" Социальная сущность нравственности. Нормативные требования к человеку как представителю той или иной социальной группы, общества в целом. Главные категории этики. Нравственные принципы как основания для выбора жизненных правил и целей. "Свобода" и "ответственность" как этические категории. Понятия "гражданин", "гражданское общество" и сопряженные с ними этические понятия. Диалектика объективного и субъективного в становлении, утверждении и осуществлении нравственного закона. Этика как наука о человечности в высшем выражении добра, об утверждении в обществе основного принципа общечеловеческих отношений - гуманизма. Этика как органическая составляющая единого комплекса наук о человеке. Тема 2. Происхождение морали. Вехи истории этической мыслиВозникновение норм социального поведения. Стихийное и сознательное в становлении и развитии нравственных норм. Нравственные традиции в истории культуры. Зарождение теоретической этической мысли в Древней Индии и Древнем Египте. Разработка этической проблематики в Древнем Китае. Этические воззрения античных мыслителей. Теоретическое решение нравственных проблем в трудах "Аристотеля "Никомахова этика" и "Политика". Учение Эпикура. Стоицизм. Догматы христианского богословия и нравственный идеал. Схоластическая этика Фомы Аквинского. Этика мыслителей эпохи Возрождения. Нравственный подвиг Джордано Бруно. Критика средневековой христианской теории морали Рене Декартом. Этика Бенедикта Спинозы. Попытка французских философов-материалистов XVIII века поставить этику на научную основу. Этические концептуальные разработки представителей немецкой классической философии - И. Канта, Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Этические идеалы и социально-нравственные модели социалистов-утопистов. Возникновение марксистской этики, теоретическое обоснование морали в связи с необходимостью положительного преобразования общества. Этическая мысль в философских и культурологических течениях ХХ века. Приоритет этических и религиозных факторов в социально-философской концепции М. Вебера. Этика экзистенциального гуманизма Ж. Сартра. Аксиологический подход в философской антропологии М. Шелера. Тема 3. Нравственное сознание в структуре индивидуального и общественного сознания. Политика, право и моральРазграничение понятий "мораль" и "нравственность". Сущность нравственного сознания. Структура и функции составляющих индивидуального и общественного сознания. Обусловленность должного в нравственном сознании социальной действительностью. Закономерная связь морально-нравственных представлений с историческими потребностями и интересами людей. Народная этика, запечатленная культурно-нравственными традициями разных стран. Проблема свободы и необходимости в нравственном сознании и нравственной практике. Сознательность как высшая мера развития граждански ответственного поведения. Идейность, принципиальность. Патриотизм, космополитизм, национализм. Субъективное отношение человека к своим поступкам и социально-нравственным представлениям. Верность избранным идеалам. Нравственные мотивы целеустремленной деятельности человека. Относительная самостоятельность моральных целей. Нравственные эмоции, чувства, переживания - положительные и отрицательные (одобрение, неприятие, гнев, негодование, гордость, честолюбие, тщеславие, зависть, любовь, ревность, ненависть, сочувствие, самолюбие и др.). Нравственное самосознание. Психология нравственного восприятия. Чувство неловкости, стыда - за себя, за других. Категория "совесть". Моральное осуждение. Лицемерие в нравственной практике. Моральные факторы в системе общественных отношений, в практике социального творчества. Моральная поддержка, моральное поощрение. Солидарность как нравственная связь на основе осознания общности интересов и необходимости осуществления общих целей. Мораль и политика - генетическая взаимосвязь и различие. Влияние политики на формирование моральных качеств в обществе. Сущность политических отношений и их роль в усилении действенности нравственных принципов. Роль, в свою очередь, морального фактора в политической жизни. Мораль как орудие социальной практики. Мораль и политическая линия гражданского поведения субъекта. Проблема взаимодействия права и морали. Общее и особенное в двух надстроечных сферах. Соблюдение норм господствующего права как нравственный принцип. Правда и нравственная фальшь административно – бюрократической системы. "Гуманность" рыночной экономики и лицемерие господствующего правоприменения в условиях такой экономики. Исторические предпосылки единства права и нравственности в перспективе развития общества. Тема 4. Нравственный опыт истории и культуры РоссииИдеи гуманизма в "Слове о законе и благодати" Иллариона, "Поучении" Владимира Мономаха, "Молении" Даниила Заточника. Нравственный и духовный подвиг Сергия Радонежского. Внутренняя связь художественной культуры, искусства средневековой Руси с этической и философской мыслью. Этические идеи "Ученой дружины" Петра Великого и их последователей. "Философии сердца" Григория Сковороды. А. Н. Радищев о социальной и духовной свободе человека. Нравственное сознание и нравственная философия А.С. Пушкина. Нравственные мотивы в спорах западников и славянофилов. Идеи интернационализма во взглядах славянофилов. Революционно-демократические убеждения и нравственные установки В.Г. Белинского. Борьба за нравственно-гражданское достоинство человека А.И. Герцена. Вклад Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Некрасова в развитие этической мысли. Нравственный реализм Н.Е. Салтыкова-Щедрина. Поиски добра и идеала Н.С. Лескова. Нравственная рефлексия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Нравственная философия Владимира Соловьева. Марксистская этическая мысль (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин др.). Нравственное содержание литературного наследия М. Горького и советских писателей. Этические проблемы в трудах так называемого русского религиозно-философских "ренессанса" (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.К. Метнер, П.А. Флоренский и др.). Тема 5. Понятие профессиональной этики"Нравственная истина" профессиональной деятельности. Конкретизация общих морально-нравственных принципов и норм применительно к особенностям различных профессий. Печать своеобразия конкретных сфер деятельности и особенности профессиональных отношений на особенностях этических ситуаций. Не только общественное разделение труда, но и конкретно-исторические экономические отношения способствуют тенденции к корпоративности, а с нею - выработке правил поведения и особых ценностных установок тех или иных профессиональных групп. За профессиональной этикой стоят в первую очередь групповые интересы, не всегда совпадающие с коренными интересами общества в целом. По мере научно-технического и социально-экономического прогресса происходят соответствующие изменения в сфере профессионально-этических норм. Мыслители прошлого о проблеме профессиональной морали, в частности - о ее взаимосвязи с общими моральными принципами и требованиями. Виды профессиональной этики и основные особенности профессиональной морали. Исполнение профессионального долга - центральная категория профессиональной этики. Удельный вес особых нравственных аспектов в общей системе этических требований. Конкретное выполнение профессионально-нравственных требований в разных сферах общественно полезной деятельности. Недопустимость преувеличения специфики профессиональной морали, равно как и абсолютизация общих моральных принципов и норм. Специфика профессиональной этики не должна быть самодовлеющей. РАЗДЕЛ II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА Профессиональная этика как наука и проблема практики. Понятия морали и профессиональной морали, прикладной этики. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Формирование профессионально-этических взглядов и развитие этих взглядов в истории мировой журналистики. Базовые профессионально-этические принципы журналистики как отрасли духовного производства. Индивидуальное и общее в профессиональной этике труженика прессы. Моральная проблематика журналистики от зарождения данного вида деятельности до наших дней. О возрастающей ответственности публичного слова. Проблема взаимодействия журналистики и журналиста с современным обществом. Нравственная тематика на страницах печатной прессы, по радио и на телеэкране. Новые массовые аудио- и видео-средства в поле современной культуры, их роль в усилении или ослаблении морально-нравственного здоровья общества. Социальное качество массовой информации. Морально-нравственные критерии журналистского творчества и гражданское сознание публициста. Современные представления о свободе слова и ее границах. Независимость СМИ. Редакционная самостоятельность. Свобода и ответственность журналиста в демократическом обществе и в обществах, относимых к «новым демократиям». Тема 7. Ценностно-нормативная система журналистики Идеалы и ценности профессии. Современные представления о профессиональных миссиях журналиста и средств массовой информации. «Миссия» и «кредо» как базовые элементы профессионального самоопределения, основа взаимопонимания СМИ и журналиста с адресатом массовой информации. Достижительность как основа успешной профессиональной деятельности журналиста. Профессионально-моральный инструментарий современной журналистики. Категории, определяющие профессионально-нравственную позицию журналиста (профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональное достоинство, профессиональная честь). Нормативно-ценностная система демократической журналистики как институт, продолжающий развиваться. Современный профессиональный кодекс как система одобряемых принципов, норм, профессиональных правил. Заменяющие кодекс профессионально-этические документы: декларации, своды принципов, профессионально-этические стандарты. Международные принципы журналистской этики. Основные нормы современных зарубежных профессионально-этических документов (кодексы профессиональных ассоциаций США, Германии, Великобритании, скандинавских стран). Особенности формирования представлений о профессиональной морали журналиста в СССР и современной России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Хартия теле- и радиовещателей. Тема 8. Профессиональная практика: проблема повседневного воплощения базовых профессионально-этических принципов журналистики Свобода слова и массовой информации как результат взаимодействия становящейся, развивающейся профессии и «перегретого» общества. Социально-нравственные и профессионально-этические основания современных информационных конфликтов. Профессиональная практика как опыт, результат и проблема следования журналистом базовым профессионально-этическим принципам. Наиболее распространенные профессионально-этические конфликты и затруднения современной журналистской практики в мире и в России, в том числе. Конфликт «права общества знать» с правом на уважение частной жизни гражданина. (Базовые представления о затруднениях профессиональной практики, связанных с покушением на честь и достоинство личности, репутацию гражданина.) Понятие «общественного интереса» и общественной значимости информации. Специфика прочтения проблемы «минимизации вреда» в сфере массовой информации. Международно одобряемые нормы взаимоотношения прессы и власти, «критичность» и «независимость позиции» как нормы позиционирования СМИ и профессионального поведения журналиста. Профессионально-этические основы доступа к информации, в том числе из официальных источников. Затруднения, связанные с выбором «законного» и «честного» способов получения информации («предписываемые законом» и «профессионально одобряемые» способы получения социально значимой информации). Защита имени конфидента как одно из оснований репутационной журналистики. «Техника безопасности» журналиста: достоверность информации. Критерии оценки и рабочая система самопроверки материала на соответствие профессионально одобряемой норме. Тема 9. Затруднения профессиональной журналистской практики. Территория «частной жизни» как территория повышенного профессионального риска. Затруднения журналистской практики в экстраординарных условиях Введение понятия «зон повышенного риска». Детальное, расширенное рассмотрение наиболее конфликтной из «зон» такого рода: территории частной жизни гражданина. Анализ наиболее часто встречающихся «типовых» ситуаций; анализ причин и мотиваций, по которым в связи с такими рекомендациями современными журналистскими кодексами предлагаются различные реакции (ориентирующая, рекомендующая, предписывающая). Формирование навыка опережающего реагирования на потенциальные конфликты в сфере уважения прав личности, невмешательства в частную жизнь. (Предотвращение конфликта, поведение в конфликте, разрешение конфликта). Введения понятия «журналистская практика в экстраординарных условиях». Принципы и нормы профессионально правильного поведения журналиста в условиях чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов, террористических актов. Тема 10. Принцип толерантности в журналистике Толерантность как принцип и как поисковая (и для журналистики, в том числе) профессионально-этическая задача. Интолерантность и проступки журналистов против чести и достоинства личности. Нарушения профессиональной этики, ущемляющие право граждан на недискриминацию по признакам расы, национальности, отношения к религии и вероисповедания. Проблема «языка вражды» в ее международном и российском проявлениях в средствах массовой информации. Конфликт «права знать» с защитой суверенитета личности и достоинства группы. Предотвращение превращения СМИ в инструмент насилия. Проблемы и затруднения, связанные с освещением в СМИ актов насилия. Допустимое, рекомендуемое, табуируемое профессиональными сообществами. Проблема сочетания в деятельности профессионала «интереса» адресата массовой информации и интересов общества. Социальная действительность как источник типовых коллизий в профессиональной деятельности журналистов. Профессионально-этические дилеммы: платить или не платить источнику информации; применять или нет скрытые методы получения информации; принимать подарки, услуги, деньги от третьих лиц или нет; работать “на заказ” или нет и т.д. Конфликт закона, общественного ожидания, профессионального предписания и личного представления о профессиональном и общественном долге журналиста. Моральный выбор журналиста как проблема и предпосылка к существованию профессии. Принципы и способы поиска разрешения этических дилемм. Саморегулирование: профессионально-общественный институт, система механизмов и инструментов формирования современной журналистики как территории ответственной свободы профессионала-корпоранта. Европейский опыт становления, развития, повседневного существования системы саморегулирования. Опыт и перспективы становления саморегулирования в России. Тема 12. Этические затруднения, характерные для системы «журналист – редактор-собственник» Современное средство массовой информации как сложный межпрофессиональный комплекс. Проблема конфликта интересов внутри СМИ и ее проекции на журналистскую «продукцию». Задача современного прочтения функций главного редактора и этики главного редактора. Проблема собственника, его ответственности и интересов. Задача и инструментарий оптимизации конфликта представлений о правах и ответственности собственника, редактора и журналиста. Перспективы локализации и оптимизации профессионально-этических конфликтов, связанных с различным прочтением журналистами и собственниками природы средств массовой коммуникации.
2.4. Примерный перечень вопросов к зачету
2.5. Рекомендуемая литература Основная 1. Закон «О средствах массовой информации» // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. – М., 1996. 2. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. – М., 1999.- Т.1. 3. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во Моск. ун-т, 2003. – 264 с. 4. Казаков Ю.В. На пусти к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. - М., 2001. 5. Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. - М., 2003. 6. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Аспект Пресс, 2006. - 240 с. 7. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. - 165 с. 8. Правовые и этические нормы в журналистике/ Сост. Е.П. Прохоров.-: Аспект Пресс, 2007. Дополнительная
Журналы Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. Журналист. Журналистика и медиарынок. |
|