страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Аналитическая записка - страница №1/1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАОценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий, за три последних отчетных года и текущий финансовый год Оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий, за 2003-2007 гг. Одним из целевых индикаторов для оценки реализации программы реформирования региональных финансов по мероприятию «Повышение эффективности собственности Республики Карелия» является оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий. Однако статистические данные по предприятиям частной собственности в свободном доступе отсутствуют. Единственные сопоставимые сведения, которые можно использовать для проведения сравнительной оценки результатов деятельности государственного сектора экономики с предприятиями других форм собственности, содержатся в Центральной базе статистических данных (ЦБСД) на сайте Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) в разделе «Финансы предприятий», а именно данные бухгалтерской отчетности всех организационно-правовых форм и всех форм собственности, включая частную. Таким образом, сравнительный анализ результатов деятельности государственных унитарных предприятий Республики Карелия и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, с результатами деятельности предприятий и организаций Республики Карелия, в том числе частной формы собственности, проводится исходя из имеющихся в открытом доступе данных. Объектами представленного сравнительного анализа являются 2 группы предприятий: 1. Государственные унитарные предприятия РК и организации, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия. 2. Предприятия и организации Республики Карелия, относящиеся к типу «Крупные, средние, малые организации», всех видов экономической деятельности, всех организационно-правовых форм и всех форм собственности, включая частную. В качестве базы для проводимого анализа использованы данные бухгалтерской отчетности (по 1 группе предприятий) и данные статистической отчетности, содержащиеся в Центральной базе статистических данных (ЦБСД) на сайте Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) (по 2 группе предприятий). Следует отметить, что группа № 1 обладает более единообразной структурой. По данной категории предприятий применен сплошной способ наблюдения (т.е. полный учет всех единиц изучаемой совокупности.). Тогда как показатели для группы № 2 сформированы на основе статистической выборки, на основе которой сделаны заключения о генеральной совокупности. Сравнительный анализ произведен по следующим показателям, отражающим результаты финансовой деятельности предприятий:
Для проведения анализа значения указанных показателей рассчитаны в среднем на одно предприятие. Кроме того, для оценки результатов деятельности предприятий использованы 2 коэффициента.
Анализ данных по группе 1 показал, что наблюдается снижения количества предприятий государственного сектора экономики, что отражает общие тенденции в подходе к управлению и распоряжению государственной собственностью, установленные федеральным законодательством. Предполагается, что все уровни власти должны формировать свою собственность исключительно для реализации функций, возложенных на них Конституцией, федеральными законами, Конституцией и законами субъекта Российской Федерации (по предметам ведения субъекта). Все иное имущество должно быть либо безвозмездно передано на уровень публичной власти, на который возложено осуществление соответствующих функций, либо должно быть приватизировано или перепрофилировано для исполнения функций соответствующего уровня власти. Решение указанных задач осуществляется как в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в связи с чем происходит перераспределение имущества между различными уровнями власти), так и в рамках действующего законодательства о приватизации. Законом Республики Карелия от 06.06.2000 № 414-ЗРК (в ред. От 08.05.2009) «Об управлении и распоряжении государственным имуществом РК» определена система критериев сохранения государственного предприятия, акций (доли в уставном капитале) хозяйственного общества в собственности Республики Карелия. Критериями сохранения государственного унитарного предприятия являются: социальная эффективность государственного унитарного предприятия; экономическая эффективность государственного унитарного предприятия; отсутствие на территории Республики Карелия иных хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих товары (работы, услуги) в сфере деятельности государственного унитарного предприятия, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Критериями сохранения акций (доли в уставном капитале) хозяйственного общества в собственности Республики Карелия являются: социальная эффективность хозяйственного общества; экономическая эффективность хозяйственного общества. Проведенный сравнительный анализ групп оказал, что предприятия государственного сектора экономики на протяжении всего периода сравнения имеют более высокие значения показателей деловой активности, чем предприятия группы 2. Выручка от продажи товаров, работ, услуг в среднем на одно предприятие государственного сектора превышает аналогичный показатель по группе 2 от 3,63 раза в 2004 году до 6,45 в 2003 году, прибыль от продаж – от 3,38 раза в 2007 до 19,42 раза в 2003 году, нераспределенная прибыль – от 1,74 раза в 2006 году до 54,35 раз в 2003. Единственным выпадающим из общего ряда показателем является соотношение нераспределенной прибыли (убытка) отчетного периода по итогам 2007 года. Значение указанного показателя по группе 1 (госсектор) составляет 33% от суммы нераспределенной прибыли (убытка) отчетного периода в расчете на одно предприятие группы 2. Анализ финансовых результатов за 2007 год по предприятиям государственного сектора экономики показал, что в действительности в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом наблюдается снижение суммарной чистой прибыли и увеличение убытка. Основными причинами этого является снижение чистой прибыли ОАО «Кондопога» с 956 млн.руб. до 70,1 млн.руб., снижение показателей прибыли по дорожным предприятиям, увеличение непокрытого убытка ОАО «Судостроительный завод «Авангард» (с 64 млн.руб. до 121,2 млн.руб.). Сделать вывод о том, является ли снижение чистой прибыли (убытка) по государственному сектору изменением тенденций 2003-2006 гг., будет возможным после проведения анализа по итогам 2008 года. Уровень рентабельности реализованной продукции по предприятиям 1 группы (госсектор) в анализируемый период колеблется от 5,95% до 12,27%. При этом аналогичный показатель по группе № 2 колеблется в диапазоне от 2,2% до 13,7%. Удельный вес убыточных предприятий в группе № 1 составляет 24,6%-34,7%, в группе № 2 – 28,6%-42,4%. Следует отметить, что наименьшего значения в обеих группах данный показатель достиг в 2007 году. Проведенный сравнительный анализ результатов деятельности государственных унитарных предприятий РК и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, с результатами деятельности предприятий и организаций Республики Карелия, в том числе частной формы собственности, свидетельствует о том, что предприятия государственного сектора экономики (группа 1) в течение анализируемого периода (2003-2007 гг.) показывают более высокие финансовые результаты, чем средние результаты деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, включая частную, и всех организационно-правовых форм на территории Республики Карелия.. Таким образом, полученные итоги могут говорить об оправданности политики Правительства Республики Карелия, направленной на повышение уровня государственного менеджмента, мотивацию руководителей предприятий государственного сектора на получение высоких финансовых результатов посредством прямой зависимости уровня оплаты их труда от объема получаемой прибыли. Кроме того, в соответствии с Законом РК от 06.06.2000 № 414-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственным имуществом РК» одним из критериев сохранения предприятий в государственной собственности является экономическая эффективность деятельности ГУП или хозяйственного общества. В результате, в структуре государственного сектора начинают преобладать прибыльные предприятия. Вторая составляющая государственного сектора экономики Республики Карелия предприятия, имеющие социальную значимость для региона. Однако, на наш взгляд, низкий уровень полученных результатов по предприятиям группы № 2 объясняется неоднородностью предприятий указанной группы (предприятия и организации Республики Карелия, относящиеся к типу «Крупные, средние, малые организации», всех видов экономической деятельности, всех организационно-правовых форм и всех форм собственности, включая частную). Статистическая выборка, на основе которой сделаны заключения о генеральной совокупности, приводит к погрешности и влияет на достоверность результатов. Для проведения более достоверной сравнительной оценки результатов деятельности государственного сектора экономики с результатами деятельности частных предприятий, необходимо внесение Федеральной службой государственной статистики изменений в стандарты распространения статистических данных в свободном доступе либо заключение договора с Территориальным органом Федеральной службой государственной статистики РК для осуществления сбора и обработки статистических данных по предприятиям частной формы собственности, осуществляющим свою деятельности на территории Республики Карелия. Республики Карелия И.И. Ахокас Приложение 1 к аналитической записке «Оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий, за три последних отчетных года и текущий финансовый год» Динамика показателей результатов деятельности государственных унитарных предприятий Республики Карелия и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия (группы 1)
Приложение 2 к аналитической записке «Оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий, за три последних отчетных года и текущий финансовый год» Динамика показателей результатов деятельности крупных, средних и малых предприятий Республики Карелия (группы 2)
Приложение 3 к аналитической записке «Оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий, за три последних отчетных года и текущий финансовый год» Сравнительная таблица показателей, характеризующих результаты деятельности предприятий
Приложение 4 к аналитической записке «Оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Республике Карелия, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий, за три последних отчетных года и текущий финансовый год» Относительные показатели, характеризующие сравнение результатов деятельности предприятий 1 и 2
|
|