страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Мбоу «Сугутская сош» Батыревского района Чувашской республики Первая актриса Тани - страница №1/1
МБОУ «Сугутская СОШ» Батыревского района Чувашской республики Первая актриса Тани Юн - гордость чувашского народа. Выполнили: ученицы 7 класса Елагина Виктория, Григорьева Надежда. Руководитель: учитель истории и КРК Ксенофонтов Н.В. Сугуты-2013г. Содержание. 1. Введение 2 .А были ли чувашские фильмы? 3. Тани Юн - псевдоним Бурашниковой Татьяны Степановны, первой чувашской киноактрисы. 4. Дорога Тани Юн в киноискусстве 5. Итоги опроса школьников 7-11 классов. 6. Заключение. Выводы. 1. 28 декабря 1895 года во Франции, в Париже, был снят и показан первый кинофильм. 2. В наших краях первый кинотеатр «Патэ» появился в Алатыре в 1908 году. 3. О существовании чувашских фильмов знают всего 10% опрошенных нами знакомых. 4. Тани Юн- первая чувашская киноактриса. 28 января 2013 года ей исполнится 110 лет со дня рождения. 5. Наша республика стала первой и единственной автономной республикой, имевшей своё кинопроизводство. Это случилось в 20-30 годы 20 века. 6. «Волжские бунтари»-первый чувашский фильм, режиссер Петров - Бытов. 7. Второй фильм был постановлен по произведению «Зора» Гарина-Михайловского. 8. Тани Юн- исполнительница главной роли в фильме «Сарпике», который демонстрировали за рубежом. 9. Чувашский фильм «Аппайка» -боевик того времени (1930год). 10. А «Священная роща» об острой классовой борьбе во время коллективизации. 11. Осенью 1930 года «Чувашкино» прекратило своё существование. 12. Почти все чувашские фильмы были уничтожены в известные 37-е годы. 13. Есть надежда, что чувашские фильмы будут выкуплены из-за границы: из Германии- фильм «Волжские бунтари»,а из Америки- фильм «Сарпике»? 14. Итоги опроса школьников 8-11 классов. 15. Вера в добро и уважение к прошлому. Введение. С 2001 года директором чувашского «Дома кино» работает наш односельчан «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики» Медведев Николай Ильич. Он очень часто приезжает в наш сельский Дом Культуры с различными современными артистами, которые рассказывают о своей жизни, о кинофильмах, где они снимались Однажды мы задали вопрос Николаю Ильичу о том, были ли чувашские фильмы. И он нам рассказал о первой чувашской киноактрисе Бурашниковой Татьяне Степановне, которая снялась в фильмах «Вихри на Волге», «Ял», и другие. Мы решили сами узнать о ней, о её работе и рассказать обо всём ребятам. Так появилась наша исследовательская работа. Начали мы с того, что написали письмо в деревню Чербаи Ядринского района, где родилась будущая киноактриса. Полученные материалы мы используем в своей работе. 2) выяснить, были ли чувашские фильмы и кто является первой чувашской актрисой; 3) изучить творческий путь первой чувашской киноактрисы Тани Юн. Знаете ли вы, в каком году был снят и показан первый кинофильм? Это было 28 декабря 1895 года в Париже во Франции. Братья Огюст и Луи Жан Люмьеры засняли и показали двухминутный черно-белый фильм. Он назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота». Рассказывали, это было удивительное зрелище (когда смотрели этот фильм, некоторые зрители, увидев приближающийся поезд на экране, вскакивали с мест и бросались к выходу: они испугались, что поезд наедет на них, и они окажутся под колесами). Движущиеся фотографии впоследствии назвали «кино», от греческого - двигаю, двигаюсь. Через полгода уже в России в Санкт-Петербурге показали свои работы под названием «Коронация царя Николая Второго», и «На Нижегородской ярмарке» кинематографисты В.Санин и А.Федицкий. Вскоре после первого показа фильмов в Санкт-Петербурге и Москве «великий немой» появился и в наших краях. Впервые увидели его алатырцы. Здесь частный предприниматель Ф.Блохин в 1908 году открыл в своем каменном торговом доме кинотеатр «Патэ» по названию одноименной французской фирмы, у которой было приобретено оборудование и скупались киноленты. Кинофильмы в Чебоксарах начали показывать в 1914 году. Специальных помещений не было. Вначале фильмы демонстрировались только летом, в так называемом Летнем театре, на берегу Волги. А позже и зимой в помещении Чувашского театра в свободное от спектаклей вечера. Фильмы были как отечественные, так и зарубежные. А были ли чувашские фильмы? Этот вопрос нас заинтересовал тогда, когда мы начали более глубже изучать культуру чувашского народа. Не странно ли, мы можем долго и интересно рассказывать, особенно, по зарубежные фильмы, часто любуемся фотоснимками зарубежных артистов, благо, их теперь везде достаточно, и на обложках дневников, тетрадей. А своих-то и не знаем. И мы захотели узнать. Работу начали с небольших исследований. Составили анкеты с интересующими нас вопросами и попросили ответить на них учащихся 7-11 классов нашей школы и 6 взрослых. В опросе участвовало 40 парней, 48 девушек и 6 женщин.. 75% мальчиков и девочек признаются, что смотрят фильмы часто. Около 79% школьников смотрят кинофильмы по телевизору, а кинотеатры посещает в Чебоксарах -21%. Зарубежные фильмы смотрят 70% , а российские - советские - 30%. Мальчики смотрят боевики, а девочки про любовь. Большинство людей смотрят взрослые фильмы, 31% опрошенных любят мультики, а 2% признались, что предпочитают эротику всем остальным жанрам, хотя этот вопрос не был включен… Основные вопросы, которые нас интересовали, были про чувашские фильмы. О существовании чувашских фильмов знают всего 10%), 40% не знают основателя чувашской киностудии - И.С.Максимова- Кошкинского - это нас огорчило. Имя первой чувашской киноактрисы правильно выбрали 80%, это нас не удовлетворило, т.к. опрашиваемые догадались по характерному для чуваш псевдониму. Мы решили сами узнать и рассказать всем про чувашских артистов. Еще большим желанием возгорелись узнать про жизнь и творчество первой чувашской киноактрисы после просмотра фильма «Вихри на Волге» или «Ял». Этот фильм, мы думаем, каждый воспринял по-своему, но главное - никто после него не остался равнодушным. Поразила героиня Марье женщина, ничуть не хуже нынешних красавиц, с серьгами и добрыми глазами, с правильными чертами лица, высокая, стройная играла правдоподобно, жизненно. Эта была Тани Юн. 28 января 2013 года ей исполняется 110 лет. Этому юбилею и посвящена наша работа. Тани Юн - псевдоним Бурашниковой Татьяны Степановны. «Юн» в переводе с чувашского означает «кровь». Кровь, которая должна течь всегда, не останавливаясь... «Кровь кипит», говорят про неутомимого человека. Такой же и была Тани Юн. Родилась Татьяна Степановна Бурашникова в Ядринском районе в деревне Чербаи. Росла трудолюбивой, проворной и выносливой девочкой. Наравне с мальчиками ходила в ночное пасти лошадей, с малых лет приучалась к труду. Отец и мать отправляют дочку в школу учиться в Ядрин. После школы Таня едет учиться в Москву и возвращается, получив специальность спортивного инструктора. А о театре мечтает с детства с тех пор как увидела первый раз спектакль в Ядрине некого драмкружка, которым руководил Николай Мордвинов (впоследствии известный артист, исполнитель ролей: Арбенина в к/ф «Маскарад», Богдана Хмельницкого в одноименных картинах). Мечта сбылась в 1924 году. Ее желание стать артисткой и талант заметил Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский, впоследствии ее муж, с кем посчастливилось прожить более 50-и лет вместе. По его советам Татьяна заканчивает студию при театре, начинает работать на сцене чувашского театра и не пропускает ни одной кинокартины, которые показывали в Чебоксарах. И когда Татьяна увидела на экране игру известной всему миру талантливой итальянской актрисы Франчески Бертини, потеряла покой: «Возможно ли такое?!». Сверлила еще голову мысль: «Снимают свои фильмы армяне, грузины и другие народы страны, а почему мы не можем? Мы что, хуже других?» Этими мыслями она поделилась со своим мужем Иоакимом Степановичем Максимовым-Кошкинским, организатором Чувашского театра и его художественным руководителем. Вначале он не придал этому особого значения, а потом, когда вопрос: «А почему мы не можем?» - стал звучать все настойчивее, тоже серьезно задумался. На такое грандиозное дело не было ни денег, ни сценариев, ни мастеров, ни актеров, но родилось огромное желание. У чувашской интеллигенции в то время желания было много - образование автономии всколыхнуло душу народа, пробудило чувство национального самосознания. Чуваши задумались и хотели знать: кто они, кем были и есть, на что способны и как выглядят среди других народов страны. И как жить дальше? Заговорило чувство национальной чести. Появились свои ученые, писатели, поэты, композиторы. Этот духовный подъем не остудил даже страшный голод 1921 года. Бросалось в глаза то, как чуваши торопливо начали изучать свой язык, историю, собирали национальные песни - как бы хотели восполнить пробел столетий. В такой обстановке и возникла мысль о создании чувашских кинокартин. Наша республика стала первой и единственной автономной республикой, имевшей свое кинопроизводство. Это случилось в середине 20-ых годов , благодаря неутомимой энергии и организаторским способностям И.С.М.-Кошкинского и его супруги Тани Юн (Т.С.Бурашниковой), подержанных руководством республики. Создание фильма по тем временам стоило 25 тыс.рублей (при долевом участии). Сумма - огромная. Но желание иметь чувашскую картину было так велико, что Областной исполком принял энергичные меры. Трижды рассматривали вопрос. Деньги были найдены, договор подписан с киностудией «Севзапкино» (ныне «Ленфильм»). Вопрос решили очень оперативно, за 11 дней. Сценарий Максимовым- Кошкинским был уже написан и утвержден для первого фильма «Волжские бунтари». Режиссером назначен Петров-Бытов. В этом фильме основные роли исполняли русские артисты, в эпизодических ролях были заняты некоторые чувашские. Мечтавшей сыграть роль Элиме, Тани Юн роль не доверили, сказав, что нет актерского опыта. Неутомимая Татьяна ходила смотреть как снимают фильм, училась, наблюдала, помогала. И режиссер предложил ей небольшую роль матери, которая во время бунта, в сутолоке событий потеряла сына. Каратели по всей деревне рыщут, убивают, стреляют, лошади ржут, вокруг визг, стоны - очень тревожные моменты, но этого женщина не замечает - она ищет своего сына. Наконец нашла свое чадо, убитого от пули карателя. Такая нестерпимая, душевная боль в глазах, такой гнев... Дорога Тани Юн в киноискусстве С этого эпизода начинается дорога Тани Юн в киноискусстве. О фильме были самые восторженные отзывы. «Чувашская кинокартина! Легко сказать... А если вдуматься поглубже, поймешь, насколько мы шагнули вперед в своем развитии и открывается простор нашим мечтам о еще лучшем будущем!» - писал в газете «Канаш» один из зрителей. Второй фильм был поставлен по произведению «Зора» Гарина- Михайловского. Русский сюжет в сценарии был перенесен на чувашскую почву, т.к. другого литературного материала в то время не было. И.С.Максимов-Кошкинский написал сценарий, он и рассчитывал на успех фильма и не ошибся. Режиссером был Фрелих, оператор - Винклер. В главной роли «Сарпике» играет Тани Юн - уже никто не сомневается в ее таланте. Сам И.С.Максимов-Кошкинский в роли свата. В массовых сценах, их было много, снимались крестьяне из близлежащих деревень. Съемки шли скоро, с большим вдохновением. Были и приключенческие моменты. Однажды при съемках эпизода свадьбы, конь, на котором сидела Татьяна (конечно же, без седла), испугался и понесся во всю прыть. Все ахнули: не удержится Татьяна Степановна, разобьется. Но Тани Юн не зря ходила в ночное, она была отличной наездницей и сдержала коня. После этого фильма чувашские зрители начали называть ее Сарпике. В этом фильме Максимов-Кошкинский придумал приукрасить свой черно-белый фильм. Эпизод ночного луга он покрасил в сине-голубой цвет, а сцену пожара в оранжево-красный (не зря учился в Казанской художественной школе). Эффект для кинозрителей тех лет был поразительным. Фильм «Сарпике» пользовался громадным успехом, его демонстрировали и за рубежом. Но острыми критиками стали чувашские зрители. У них в голове не укладывались некоторые эпизоды: как может чувашская девушка в летнюю страдную пору разгуливать с любимым по лугам? И не могла она проявлять при людях своей любви к парню, идти за чувствами. Режиссер Фрелих и приглашенные артисты со стороны не были знакомы с национальными особенностями и строгими этическими нормами Чувашии. Для Максимова-Кошкинского это был уроком. Таня Юн исполнила главные женские роли в фильмах «Черный столб» и «Вихрь на Волге». Как сама Таня Юн вспомнила в книге «Дни и годы минувшие»: «Любила я играть девушек как Марья, очень смелые, веселые. Такие герои радовали зрителей и вдохновляли бороться с врагами. В 1930 году началась демонстрация пятого чувашского фильма «Аппайка». Героиня его простая чувашская женщина - прачка (которых презрительно называли «аппайками») Таиса. Она смелая, бойкая. Фильм назвали боевиком того времени. Тани Юн очень талантливо изобразила эту женщину, особенно в эпизодах, связанных с ее братом. Она тайная связистка красноармейцев, брат-офицер белогвардеец. И работает Таиса прислугой у брата, не догадываясь, что он родной. А брат это знает. Острый сюжет фильма, захватывающая игра основных исполнителей обеспечили фильму успех. В 1930 году, когда чувашская деревня встала на путь коллективизации, «Чувашкино» приступает к съемке фильма «Священная роща», о колхозном строительстве и острой классовой борьбе. Татьяна Степановна в этом фильме играла роль снохи Василия Васильевича, середняка крестьянина, со своей дочерью Изидой. Злободневность темы и своевременность выпуска на экраны сыграли большую роль в агитации крестьян в коллективное хозяйство. Этот фильм был предпоследним. Осенью 1930 года «Чувашкино» влилось в начавшую работать организацию «Востоккино» и прекратило свое существование. Последний чувашский фильм «Асту!» («Помни!») снят «Востоккино» по сценарию Н.Мранька в 1932 году. Тани Юн играла роль председателя колхоза, который борется с сектантами, вредящими колхозному хозяйству. Фильм был снят в Крыму. Главных действующих лиц - деревенских крестьян чувашей там не было. Отрыв от родной среды оказался не в пользу. Громоздкая студия, куда должны были войти на паевых началах 21 автономная республика и область, вскоре прекратила свое существование. Жизнь Тани Юн многогранна, в свое время известность была далеко за пределами. О фильмах «Чувашкино», о звезде чувашского киноэкрана Тани Юн, кроме ведомственных изданий - газеты «Кино» и журнала «Советский экран», сообщали американские, немецкие и египетские газеты. Германия закупила фильм «Волжские бунтари». По некоторым данным, американцами был закуплен фильм «Сарпике», копия которого хранится и до сих пор, но выкупить, говорят, очень дорого. Но судьба не пожалела и Тани Юн. Известные 37-ые годы...Оклеветанные были арестованы И.С.Максимов-Кошкинский, Тани Юн и обвинены в засилии в чувашском кино и популяризации себя в иностранных журналах. Страшная трагедия - смерть 34-х летней дочери Изиды в автокатастрофе - все это пришлось выдержать в жизни. Рассказывая о Тани Юн, нельзя не говорить о Максимове- Кошкинском и наоборот. Их невозможно отделить друг от друга. Эти люди, горевшие одной мечтой, 50 лет были рядом. К сожалению, из 7-ми художественных и 3-х документальных фильмов, отснятых в то время, сохранилось немногое: «Священная роща», одна часть фильма «Волжские бунтари» и документальные: «Страна чувашская» и фрагмент о И.Я.Яковлеве. Фильмы были уничтожены в известные 37 годы, когда Максимова-Кошкинского посадили за решетку и начали переписывать историю театра и кино, исключая фамилию основателей. Киноискусство, как величайшее средство духовного воздействия на людей, прошло огромный путь. «Великий немой» сменился звуковым. Вместо черно-белых появились цветные, вместо плоскостных - объемные, привычными стали широкоэкранные и широкоформатные. Появилось телевидение и интернет. Как вспоминала Тани Юн: «Про меня говорят - первая чувашская актриса. «А я спрашиваю: «А кто вторая»? Здесь хочется отметить мужество и волевой характер актрисы, бескорыстно любящей окружающих и искусство. Хочется верить, что появится и среди нас актриса, которую будут снимать на обложку российских и зарубежных журналов, будут печатать фотографии и писать о ее таланте. Может быть, вырастет богатый человек, который поможет выкупить фильм из-за рубежа. А нужны ли они вообще? Конечно, да - для истории. Чтобы мы могли гордиться достижениями своих земляков и брали с них пример для хороших, нужных, полезных дел. Итоги опроса школьников 7-11 классов В своей школе мы познакомили учащихся 7-8 классов с режиссером и создателем киностудии Максимовым-Кошкинским и с вдохновителем и участником в создании кинолент и талантливой актрисой Тани Юн. В ходе рассказа мы просили заполнять листы с вопросами. 90% признались, что им интересно было узнать своих патриотов. Многие захотели посмотреть чувашские фильмы, некоторые предлагали устраивать фестивали или дни показа чувашских фильмов. Результаты опроса
Заключение. Мы надеемся, те, кто их посмотрит, обязательно приобщится к нашей культуре, и пробудится у нас желание или зажжется огонек в душах, пробуждая в нас веру в добро и уважение к прошлому. Использованная литература
Тани Юн в роли Сарпиге в одноимённом фильме. 1927 г. Афиша кинокартины «Сарпиге». 1926 г. |
|