Задания для семинарских занятий Тема Классический и неклассический идеалы рациональности. Рациональность как «онтология ума» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
5 Планы семинарских (практических) занятий 1 111.46kb.
Коммуникативная рациональность 1 41.61kb.
Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая... 1 182.68kb.
Семинарских занятий по дисциплине «Профессиональная этика и этикет» 1 17.38kb.
Планы семинарских занятий для II курса. (1 семестр) Тема Экономическая... 1 52.31kb.
Научная рациональность как фактор современного образования 1 29.38kb.
Задания для семинарских занятий Тема Предмет и история возникновения... 1 108.4kb.
Планы семинарских занятий и коллоквиумов для аспирантов Тема № Начала... 1 95.3kb.
В. С. Швырев рациональность в спектре ее возможностей 10 3422.77kb.
Программа и планы семинарских занятий Петрозаводск 1999 1 586.9kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 2 830.06kb.
А. Л. Никифоров Понятие истины в теории познания 1 64.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Задания для семинарских занятий Тема Классический и неклассический идеалы рациональности. - страница №1/1

Онтология и теория познания



Составитель: М.А. Корецкая
Семестр 6.

Гносеологическая проблематика в современности
Задания для семинарских занятий
Тема 1. Классический и неклассический идеалы рациональности.
1. Рациональность как «онтология ума».

2. Основание и границы классического типа рациональности.

3. Континуум бытие-сознание как основание неклассического типа рациональности.

4. Многомерность феномена сознания и символический элемент рациональности.


Литература:
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.В., Швырев В.С. Классическая и современная буржуазная философия // Мамардашвили МК. Необходимость себя. М.- 1996.

Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте, М.- 1995.

Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. / под. ред. Тульчинского Г. Л., Уварова М. С., СПб., 2001.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Философия», М.- 2006.

Воронина Н. Ю. Что значит «быть в сознании»? // Философия: в поисках онтологии: Ежегодник Самар. гуманит. акад. Вып. 1. — Самара: Самар. гуманит. акад., 1994. — С. 110—139.

Воронина Н.Ю. Предпосылочность мысли: М.Мамардашвили и М. Хайдеггер// Историкофилософская персоналия, сборник РГГУ, М.- 1998.

Воронина Н.Ю. Судьба некоторых идей трансцендентализма в контексте поисков неклассической рациональности (Мамардашвили и Кант) // Философия: в поисках онтологии: сборник трудов Самарской гуманитарной академии, Самара, 1998.


Тема 2. Постмодерн как состояние знания.
1. Знание в информационных обществах.

2. Прагматика нарративного и научного знания.

3. Проблема легитимации знания.

4. Постмодернистская наука как поиск нестабильности.


Литература:
1.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

2. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое Постмодерн? // Ad Marginem`1993, М.-1994.

3. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук., М.- 2004

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.- 2000.

5. Блинов Д.С, Корецкая М.А. Интеллектуальная собственность и кризис новаторства // Mixtura verborum, 2006; Самара, изд-во СаГА, 2007

6. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век, Минск - 2002


Тема 3. Критика цинического разума в контексте критики Просвещения.


  1. Замысел «Критики цинического разума» П. Слотердайка в контексте проблемы знания в постклассическую эпоху.

  2. Просвещение просветителей: борьба с предрассудками и ее итоги. Цинизм как просвещенное ложное сознание.

  3. Фундаментальный опыт тела (разум и телесность) и поворот от цинизма к кинизму.

Литература:


1. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург 2000.

2. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Сочинение на немецком и русском языках. М.- 1994

3. Фуко М. Что такое просвещение? // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью, часть 1, М.- 2002.

4. Корецкая М.А. Эффект реальности и пустыня реального. Цинизм и тоска на обломках онтологии.// Вестник Самарской гуманитарной академии, Вып. «Философия, филология», 2006 №1.



Тема 4. Критика трансцендентального субъекта.
1.«Смерть Бога» и распад самотождественности субъектных структур

2. Проблема агента мышления: функция автора.

3.Децентрация субъекта: от субъекта к субъективации. Субъект как эффект власти дискурса у М. Фуко.
Литература:
1.Барт Р. Смерть автора // Барт Р.Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

2.Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

3.Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году, СПб.- 2007.

4. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью, часть 3, М.- 2006.

5. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности, СПб.- 2002

6. Кузин И.В. Маски субъекта: стратегии социальной идентификации. СПб.- 2004

7. Разинов Ю. Я как объективная ошибка, Самара, 2002.

8.


9.Савенкова Е.В. К истории субъекта. Искусство видеть себя. // Вестник Самарской гуманитарной академии, Вып. «Философия, филология», 2006 №1.

10. Иваненко Е.А, Корецкая М.А., Савенкова Е.В. Зеркало и субъективность или рефлексы рефлексии.// Mixtura verborum, 2007. Сила простых вещей; Самара, изд-во СаГА, 2007


Тема 5. Истина в постклассическую эпоху.
1. Недоверие к истине как метанарративу в современной культуре.

2. Истина власти и власть истины у М. Фуко. Истина как эффект властных отношений и порождение дискурсивных практик.

3. Истина и превращенные формы сознания и практики. С. Жижек: истина как узнанный симптом.
Литература:
1. Фуко М. Забота об истине // Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

2. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью, часть 1, М.- 2002.

3. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью, часть 3, М.- 2006.

4. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М – 1999

5. Мамардашвили М.К. Превращенные формы // Мамардашвили М.К. как я понимаю философию, М.- 1992

6. Разинов Ю. Я как объективная ошибка, Самара, 2002.



7. Корецкая М.А. Власть: метафизическая тема в неметафизическом контексте // Вестник Самарской Гуманитарной Академии. Серия философия. Филология. №1 2007, Самара, изд-во СаГА, 2007

Вопросы к экзамену.



  1. Теория познания как философская критика.

  2. Проблема рационального. Рациональное и иррациональное.

  3. Основание и границы классического типа рациональности.

  4. Поиск неклассического понимания рациональности. Редукция как метод обнаружения континуума бытие-сознание.

  5. Многомерность феномена сознания и символический элемент рациональности.

  6. Знание в постклассическую эпоху. Проект Просвещения и основные направления его критики в современной философии.

  7. Состояние Постмодерна по Лиотару: кризис метанарративов.

  8. Легитимность нарративного и научного знания.

  9. Легитимность в постмодернисткой науке.

  10. Проект археологии знания М. Фуко. Эпистемические структуры и дискурсивные практики.

  11. Критика цинического разума как задача постпросвещенческой философии в концепции П.Слотердайка.

  12. Цинизм как просвещенное ложное сознание.

  13. Фундаментальный опыт тела и поворот от цинизма к кинизму.

  14. Субъект в постклассическую эпоху. От «смерти Бога» к «смерти автора».

  15. Децентрация субъекта: от субъекта к субъективации. Проблема Другого и структура опыта.

  16. Знание и власть. Проблема истины в постклассическую эпоху.

  17. Превращенные формы сознания и практики.

  18. Мысль и язык. Современная философия о роли языка.

  19. Понятие “произведения” в современной философии. От произведения к гипертексту.

  20. Вопрос о перспективах мышления в современности. Проблема оснований мысли и формирование критической дистанции.