Забайкальский край муниципальный район «балейский район» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Администрация муниципального образования Камышловский муниципальный... 1 266.4kb.
Россия держится глубинкой 1 98.94kb.
От 1 декабря 2010 года №844 о введении новой системы оплаты труда... 1 319.06kb.
Кировский муниципальный район код района 813-62 1 52.51kb.
Хлевенский муниципальный район Результаты II (муниципального) 1 255.63kb.
Информация о вакансиях и наличии жилья по сельхозпредприятиям Вологодской... 1 215.84kb.
Программа для детей дошкольного возраста 1 286.17kb.
Кемеровская область промышленновский муниципальный район 1 125.11kb.
1. Направление «Устойчивое развитие сельских территорий» 1 217.21kb.
8 (81375) Объекты туристского интереса 1 284.42kb.
Урюпинский район 1 75.51kb.
Решением педагогического совета моу «Удачинская сош» от 200… г. 1 51.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Забайкальский край муниципальный район «балейский район» - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН « БАЛЕЙСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14



«Рассмотрено» Руководитель РМО


Протокол № 1

От«14».09.2010

Согласовано:

зам. директора по УВР

И.Н.Кармадонова/ г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 14 /Н.Б.Газизова:





Рабочая программа элективного курса

« Русский язык» (10 класс)

Рабочую программу составила:

учитель русского языка и литературы

Юринская И.В

Вторая

квалификационная категория


Балей, 2010

Основные организационные формы проведения занятий - лекционно-практические занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия (исследовательско- экспериментальные), творческие практикумы, редакторско-аналитические практикумы.

Основными видами деятельности на занятиях элективного курса являются: Ñ выполнение заданий тестов закрытого и открытого типа;

Ñ классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников способов устранения;

Ñ лингвостилистический анализ (эксперимент); Ñавторедактирование и редактирование текстов;

Ñ продуцирование текстов разной стилистической направленности.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащегося определяются критериям оценивания ЕГЭ по русскому языку.

Требования к уровню подготовки учеников:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, стилистические и др. нормы современного русского литературного языка;

Ñосновные приемы информационной переработки текста;

Ñалгоритм лингвистического анализа текстов различных стилей и типов речи;

Ñосновные виды лингвистических словарей и справочников.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:



  • анализировать и классифицировать языковые фактов для обеспечения различных видов
    речевой деятельности;

  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей

разновидностей языка;

- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленным задачами;


  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • использовать нормативные словари и справочную литературу и др.

На речь и функциональные стили речи программой выделяется 16 часов. Главное внимание сосредоточено на задании ЕГЭ части С: жанрах сочинения - рассуждения, анализе авторской позиции и языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова - т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.

На изучение общих сведений о языке программа отводит 3 часа, выделяя работу над языковыми нормами (задания ЕГЭ: А17, А19, А20, А21) и функциями языка (А 16, А28, В2).

Далее идёт повторение - 7 часов. Закрепляются трудные случаи правописания (А10, А18, А31), пунктуации (В4, В5), лингвистический анализ текста (В2, В7, С).



Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ». Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку.

Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся - закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Формы и методы обучения.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.

Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные
виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом
предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д.
Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования,
практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного
изучения материала.

Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия - обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.


Тематическое планирование курса «Подготовка к ЕГЭ». 34 часа.

Изучаемый раздел русского языка


№ заня­тия

Тема занятия


Повторение и разбор заданий ЕГЭ по русскому языку

Синтаксис и пунктуация - 8 часов.


1-2


Роль пунктуации в |

письменном общении.

Принципы и функции русской
пунктуации. Трудные вопросы
постановки знаков

препинания.

Нормативное построение


словосочетаний и
предложений различных
типов. Интонационное
богатство русского языка.
(Сообщения учащихся, работа
в группах, практическая
работа).

Систематизация сведений о


пунктуации простого

осложнённого предложения.


Виды синтаксического

разбора. Трудные случаи


согласования подлежащего и
сказуемого. (Составление

таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.)

Систематизация сведений о
видах сложного предложения
и пунктуация в них.
(Сообщения учащихся,

редактирование стилистических текстов)




Практическая работа)





6

Синтаксическая синонимия и
её роль для создания
выразительности речи.
(Практикум, беседа, работа с
учебниками разных
программ).







7

Анализ синтаксической

структуры и средств|

выразительности
художественного и

публицистического текстов.










8

Правописание приставок .союз И в простом и сложном предложении

Речевые нормы , тема текста и авторская позиция. словосочетания и типы связи в словосочетаниях.Речевые нормы Знаки


препинания при однородных
членах предложения и
обособленных членах

предложения



А7; А22.А17, -А29; ВЗ ,А23, А29, А19, А25

Речь. Функцио­нальные стили речи -16 часов.


9-10

Обобщающее повторение.
Функциональные стили речи,
их основные особенности:
назначение каждого из стилей,
сфера использования.
(Сообщения учащихся,
практическая работа; семинар,
работа в группах).

АЗ, А4, А5, АЗО.





11-12

Официально- деловой стиль
речи. Его основные признаки,
назначение, сфера
использования, своеобразие
лексики, синтаксиса и
построения текста. Практика
анализа и составления
деловых бумаг, официальных
документов(Составление
таблицы, деловых бумаг и
официальных документов,
работа в группах).

А6, А8.





13-14

Публицистический стиль, его
особенности. Средства

эмоциональной

выразительности в

публицистической речи.

Жанры публицистического
стиля: устное выступление,
доклад (Практическая работа,
составление таблицы,

выступления учащихся).




Средства художественной

выразительности в текстах различных стилей - А32, ВЗ.






15

Жанры публицистического
стиля: очерк (Сообщения
учащихся, работа с

публицистическими текстами)




Задание части С (жанры сочинения - рассуждения).





16

Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк (Работа с текстами, беседа).




Задание части С анализ авторской позиции.





17

Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. (Работа с текстами).


Задание части С анализ языковых средств.





18

Жанры публицистического
стиля: эссе. (Работа с
текстами, составление алгоритма).



Задание части С - сочинение по данному тексту в жанре эссе.





19

Практикум. Выполнение
задания С по тексту
публицистического стиля.







20

Художественный стиль речи.
Общая характеристика стиля:
образность, широкое
использование изобразительно
выразительных средств.
(Сообщения учащихся, работа
в группах с текстами)

Средства художественнс

выразительности в текст; различных стилей - А8, АЗ 2, В$







21

Язык художественной

литературы. Источники

богатства и выразительности русской речи. (Анализ текстов)


А9, А13,А14.






22

Изобразительно

выразительные возможности


морфологических форм и
синтаксических конструкций.
Анализ художественного

текста. (Работа в группах, беседа)




А11,В2.





23

Основные виды тропов, их
использование мастерами
художественного слова.
(Семинар, анализ
стихотворного текста).

А12




24

Практическая работа. Анализ
художественно языковой
формы произведения русской
классической литературы.







25

Практикум. Написание
рецензии на текст
художественного стиля.




Общие сведения о языке - 3 часа.


26-27

Культура речи ' норма.

работа со справочной литературой.





28

Функции языка. Выдающиеся учёные - русисты, (Беседа, сообщения учащихся)





Повторение и

систематиза ция знаний — 7 часов.




29

Систематизация знаний и
умений по фонетике, графике
и орфографии. (Работа в
группах, беседа)







30-31

Повторение и систематизация

знаний по морфемике,


морфологии и орфографии.
Трудные случаи

правописания.

(Индивидуальная работа с последующими выводами, работа в группах, анализ текста)








32

Трудные случаи пунктуации.
Цитирование. (Практическая
работа, пунктуационный

анализ текста)




В4, В5.




33

Лингвистический анализ текста.



В2, В7, С.





34

Итоговая контрольная работа
по выполнению заданий
пробного ЕГЭ.


А10,А18,А31.

Используемый учебно- методический комплекс.



  1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-
    11 кл.

  2. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.

  3. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников е
    абитуриентов.

  4. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговое
    аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.




  1. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистической:
    анализа текста.

  2. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.

  3. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.

  4. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.




  1. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные
    измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.

  2. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».

11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки прЕ
выполнении заданий».





Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

К4

Наличие у экзаменуемого собственного мнения по предмету.







Экзаменуемый этически корректно сформулировал свое задание по одной из проблем, поставленных автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не мене 3 аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт.

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.



3




Экзаменуемый этически корректно сформулировал свое мнение по одной из проблем, поставленным автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1-2 аргумента), опираясь на жизненный или читательский опыт.

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.



2




Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы,

и/или


допущено не более 1 фактической ошибки в фоновом материале.

1




Мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»)

Или


Вообще не отражено в работе.

и/или


допущено не более 1 фактической ошибки в фоновом материале.

0

II

Речевое оформление сочинения




К5

Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.


3




Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения:

но

- допущено не более 1 логической ошибки;



- в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

2




В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но

Имеется не более 2 логических ошибок,



и/ или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.









В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

имеется более 2 логических ошибок,



и/ или

имеется более 2 случаев нарушения абзацного членения текста.






К6

Точность и выразительность речи







Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.

2




работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм,

но

средства выразительности используются неуместно.



1




Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи и неуместным использованием средств выразительности. Средства выразительности не используются.

0

III

Грамотность




К7

Соблюдение орфографических норм







Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2




Не более 1 ошибки

1




Более 1 ошибки

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм







Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2




Не более 2 ошибок

1




Боле 2 ошибок

0

К9

Соблюдение речевых норм







Грамматических ошибок нет

2




Не боле 2 ошибок

1




Более 2 ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм







Допущено не более 1 речевой ошибки

2




Не более 3 ошибок

1




Более 3 ошибок

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К10)

20

При оценке направленности (К7-К10) следует учитывать объем сочинений. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объемом 150-300 слов.

Если объем сочинения в два раза меньше нижнего придела нормы в сочинении менее70 слов), то такая работа не засчитывается вовсе оценивается нулем баллов), задание считается невыполненным.

При оценивании сочинения объемом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критерию К7 ставится при отсутствии орфографических ошибок (или если экзаменуемый допускается 1 негрубую ошибку); 1 балл по критериям К8-К10 может быть поставлен, если в работе по каждому из этих критериев допущено не более 1 ошибки.

2 балла по критериям К7-К10 за работу объемом от 70 до 150 слов вообще не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью списанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа по всем аспектам проверки (К1-К10) оценивается нулем слов.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа учебного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и поурочным планированием уроков подготовки к экзамену Е. А. Влодавской, «рекомендованным ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».

Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Цель преподавания курса «Подготовка к ЕГЭ».

Целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса. Главная задача курса - формирование и развитие трёх видов компетенций:


  • языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены
    знаки препинания в предложении);

  • лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их);

- коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить
текст)

Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ».

В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.

Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.

Планирование составлено на 34 учебных часа. Структура курса «Подготовка к ЕГЭ».

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.

На синтаксис и пунктуацию отводится 8 часов, причём главное внимание уделяется трудным вопросам постановки знаков препинания, нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.
На речь и функциональные стили речи программой выделяется 16 часов. Главное внимание сосредоточено на задании ЕГЭ части С: жанрах сочинения - рассуждения, анализе авторской позиции и языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова - т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.

На изучение общих сведений о языке программа отводит 3 часа, выделяя работу над языковыми нормами (задания ЕГЭ: А17, А19, А20, А21) и функциями языка (А 16, А28, В2).

Далее идёт повторение - 7 часов. Закрепляются трудные случаи правописания (А10, А18, А31), пунктуации (В4, В5), лингвистический анализ текста (В2, В7, С).

Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ». Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку.

Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся - закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Формы и методы обучения.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.

Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные
виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом
предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д.
Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования,
практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного
изучения материала.

Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия - обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Основные организационные формы проведения занятий - лекционно-практические занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия (исследовательско- экспериментальные), творческие практикумы, редакторско-аналитические практикумы.

Основными видами деятельности на занятиях элективного курса являются: Ñ выполнение заданий тестов закрытого и открытого типа;

Ñ классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников способов устранения;

Ñ лингвостилистический анализ (эксперимент); Ñавторедактирование и редактирование текстов;

Ñ продуцирование текстов разной стилистической направленности.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащегося определяются критериям оценивания ЕГЭ по русскому языку.

Требования к уровню подготовки учеников:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, стилистические и др. нормы современного русского литературного языка;

Ñосновные приемы информационной переработки текста;

Ñалгоритм лингвистического анализа текстов различных стилей и типов речи;

Ñосновные виды лингвистических словарей и справочников.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:



  • анализировать и классифицировать языковые фактов для обеспечения различных видов
    речевой деятельности;

  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей

разновидностей языка;

- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленным задачами;


  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • использовать нормативные словари и справочную литературу и др.




  • Тематическое планирование курса «Подготовка к ЕГЭ». 34 часа.



Изучаемый раздел русского языка


заня­тия



I Тема занятия


Повторение и разбор заданий ЕГЭ по русскому языку

Синтаксис и пунктуация - 8 часов.


1-2

Роль пунктуации в

письменном общении.

Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы
постановки знаков

препинания.




Правописание приставок - А7; союз И в простом и сложном предложении - А22




3

Нормативное построение
словосочетаний и
предложений различных
типов. Интонационное
богатство русского языка.
(Сообщения учащихся, работа
в группах, практическая
работа

Речевые нормы - А17, тема текста и авторская позиция -А29; словосочетания и типы связи в словосочетаниях - ВЗ.





4

Систематизация сведений о
пунктуации простого осложнённого предложения.
Виды синтаксического разбора. Трудные случаи
согласования подлежащего и
сказуемого. (Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.)


Речевые нормы — А19. Знаки
препинания при однородных
членах предложения (А25) и
обособленных членах

предложения (А23, А29)







5

Систематизация сведений о
видах сложного предложения и пунктуация в них.
(Сообщения учащихся,

Редактирование стилистических текстов)




А24, А26, А27, А28, А29, В6.





6

Синтаксическая синонимия и
её роль для создания
выразительности речи.
(Практикум, беседа, работа с
учебниками разных
программ).

А14,А15,А26.




7

Анализ синтаксической

Структуры и средств|

выразительности
художественного и

публицистического текстов. (практическая работа)




Средства художественной

выразительности в текстах различных стилей — А32, В8.







8

Контрольный анализ анализ

художественного текста.




А29, А30, задание С.


Речь. Функцио­нальные стили речи -16 часов.


9-10

Обобщающее повторение.
Функциональные стили речи,
их основные особенности:
назначение каждого из стилей,
сфера использования.
(Сообщения учащихся,
практическая работа; семинар,
работа в группах).

АЗ, А4, А5, А30.





11-12

Официально- деловой стиль
речи. Его основные признаки,
назначение, сфера
использования, своеобразие
лексики, синтаксиса и
построения текста. Практика
анализа и составления
деловых бумаг, официальных
документов(Составление
таблицы, деловых бумаг и
официальных документов,
работа в группах).

А6, А8.




13-14

Публицистический стиль, его
особенности. Средства эмоциональной выразительности в

Публицистической речи.

Жанры публицистического
стиля: устное выступление,
доклад (Практическая работа,
составление таблицы,

выступления учащихся).




Средства художественной

выразительности в текстах различных стилей - А32, В8.







15

Жанры публицистического
стиля: очерк (Сообщения
учащихся, работа с

публицистическими текстами)




Задание части С (жанры сочинения - рассуждения).





16

Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк (Работа с текстами, беседа).



Задание части С –анализ авторской позиции.




17

Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. (Работа с текстами).


Задание части С – анализ языковых средств




18

Жанры публицистического
стиля: эссе. (Работа с
текстами, составление алгоритма).


Задание части С - сочинение по данному тексту в жанре эссе.





19

Практикум. Выполнение
задания С по тексту
публицистического стиля.







20

Художественный стиль речи.
Общая характеристика стиля:
образность, широкое
использование изобразительно
выразительных средств.
(Сообщения учащихся, работа
в группах с текстами)

Средства художественной

выразительности в текстах различных стилей - А8, АЗ 2, В8







21

Язык художественной

литературы. Источники

богатства и выразительности русской речи. (Анализ текстов)


А9, А13,А14.





22

Изобразительно

выразительные возможности


морфологических форм и
синтаксических конструкций.
Анализ художественного

текста. (Работа в группах, беседа)




А11,В2.





23

Основные виды тропов, их
использование мастерами
художественного слова.
(Семинар, анализ
стихотворного текста).

Средства художественной

выразительности в текстах различных стилей – А7, А27, А32, В8.






24

Практическая работа. Анализ
художественно языковой
формы произведения русской
классической литературы.

Задание части С




25

Практикум. Написание
рецензии на текст
художественного стиля.

Задание части С

Общие сведения о языке – 3 часа.

26-27

Культура речи и языковая норма. (Работа в группах, работа со справочной литературой).

Языковые нормы: А17, А19, А20, А21.




28

Функции языка. Выдающиеся учёные - русисты, (Беседа, сообщения учащихся)


Морфология: А16, А28, В2.

Повторение и систематизация знаний – 7 часов

29

Систематизация знаний и
умений по фонетике, графике
и орфографии. (Работа в
группах, беседа, составление алгоритма к заданию А12)



А1, А2, А6, А12, В1.




30-31

Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

(Индивидуальная работа с последующими выводами, работа в группах, анализ текста)




А10, А18, А31.




32

Трудные случаи пунктуации.
Цитирование. (Практическая
работа, пунктуационный

анализ текста)




В4, В5.




33

Лингвистический анализ текста.


В2, В7, С.




34

Итоговая контрольная работа
по выполнению заданий
пробного ЕГЭ.









Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

К4

Наличие у экзаменуемого собственного мнения по предмету.







Экзаменуемый этически корректно сформулировал свое задание по одной из проблем, поставленных автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не мене 3 аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт.

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.



3




Экзаменуемый этически корректно сформулировал свое мнение по одной из проблем, поставленным автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1-2 аргумента), опираясь на жизненный или читательский опыт.

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.



2




Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы,

и/или


допущено не более 1 фактической ошибки в фоновом материале.

1




Мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»)

Или


Вообще не отражено в работе.

и/или


допущено не более 1 фактической ошибки в фоновом материале.

0

II

Речевое оформление сочинения




К5

Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.


3




Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения:

но

- допущено не более 1 логической ошибки;



- в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

2




В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но

Имеется не более 2 логических ошибок,



и/ или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.









В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

имеется более 2 логических ошибок,



и/ или

имеется более 2 случаев нарушения абзацного членения текста.






К6

Точность и выразительность речи







Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.

2




работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм,

но

средства выразительности используются неуместно.



1




Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи и неуместным использованием средств выразительности. Средства выразительности не используются.

0

III

Грамотность




К7

Соблюдение орфографических норм







Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2




Не более 1 ошибки

1




Более 1 ошибки

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм







Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2




Не более 2 ошибок

1




Боле 2 ошибок

0

К9

Соблюдение речевых норм







Грамматических ошибок нет

2




Не боле 2 ошибок

1




Более 2 ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм







Допущено не более 1 речевой ошибки

2




Не более 3 ошибок

1




Более 3 ошибок

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К10)

20

При оценке направленности (К7-К10) следует учитывать объем сочинений. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объемом 150-300 слов.

Если объем сочинения в два раза меньше нижнего придела нормы в сочинении менее70 слов), то такая работа не засчитывается вовсе оценивается нулем баллов), задание считается невыполненным.

При оценивании сочинения объемом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критерию К7 ставится при отсутствии орфографических ошибок (или если экзаменуемый допускается 1 негрубую ошибку); 1 балл по критериям К8-К10 может быть поставлен, если в работе по каждому из этих критериев допущено не более 1 ошибки.

2 балла по критериям К7-К10 за работу объемом от 70 до 150 слов вообще не ставится.



Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью списанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа по всем аспектам проверки (К1-К10) оценивается нулем слов.
Используемый учебно- методический комплекс.

  1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-
    11 кл.

  2. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.

  3. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников е
    абитуриентов.

  4. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговое
    аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.




  1. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистической:
    анализа текста.

  2. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.

  3. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.

  4. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.




  1. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные
    измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.

  2. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».

11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при
выполнении заданий».