За последние два десятилетия теоретическое знание в области исследования процесса общественного воспроизводства и его законов пережи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к государственному экзамену по общей психологии 3 1165.23kb.
Береги свою планету 1 59.88kb.
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю... 1 17.32kb.
Актуальность исследования. Изучение эстуарных экосистем за последние... 1 108.01kb.
Территориальная концентрация науки 1 198.23kb.
Н. Н. Миклухо-Маклая московское бюро по правам человека в. К. 8 3237.78kb.
Роль культурно-исторической психологии Л. С. Выготского 1 324.88kb.
Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной... 5 725.22kb.
Санкт-Петербургская общественная организация потребителей 1 92.91kb.
Психологическое тестирование в помощь преподавателю и куратору 1 97.74kb.
Статья была представлена в секции "Философия экономики" на XX всемирном... 1 112.53kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

За последние два десятилетия теоретическое знание в области исследования процесса - страница №1/1

За последние два десятилетия теоретическое знание в области исследования процесса общественного воспроизводства и его законов пережило в нашей стране поистине драматический период. Вначале девяностых годов с исчезновением самого названия «политическая экономия» из наименований соответствующих кафедр, начался этап повсеместного чтения так называемых «авторских курсов», базирующихся, как правило, на концепции экономикса. Отметим, что за очень редким исключением в настоящее время кафедры, призванные нести теоретические знания, именуются кафедрами экономической теории, общей экономической теории, теории рыночной экономики, но не кафедрами политической экономии.

До приятия госстандартов первого поколения разночтения даже в рамках одной вузовской организации учебного курса по экономической теории были очень значительны. Автор знаком с тематическими планами занятий по экономической теории вузов нескольких регионов страны, которые были составлены в самом начале 90-х годов прошлого века. Можно с уверенностью утверждать, что различия существовали не только в методологических подходах, чрезмерном плюрализме во взглядах на экономические процессы и законы общественного развития, но в самом содержании учебных курсов. В этих условиях, когда в хозяйственной практике шли трансформационные процессы, суть которых не всегда понималась самим профессорско - преподавательским составом адекватно, началась девальвация самого высшего образования (в качестве подтверждения данного тезиса приведем массовый диссертационный поток по экономическим специальностям, появление филиальных сетей вузов на неподготовленной материальной и педагогической базе и т.п.), роль экономического образования и его теоретической компоненты резко снизилась в глазах российского социума. В качестве подтверждения можно проанализировать многие бизнес - биографии эпохи первоначального накопления капитала в современной российской истории.

Формально важное значение качественной экономической подготовки выпускников вузов признавалось двумя Всероссийскими совещаниями заведующих кафедрами социально-гуманитарного блока, но предложения по содержательной части теоретической подготовки экономистов услышаны не были. В частности, предлагалось вернуть курс политической экономии в вузы наряду с параллельно читаемыми курсами микро- и макроэкономики. Были озвучены проблемы неэкономических вузов, в которых в условиях сокращения часов на предметы социально-гуманитарного блока к преподаванию экономической теории привлекаются непрофессионалы в данной области. Не услышаны также были предложения, содержащиеся в резолюции Международного симпозиума по экономической теории, организованном экономическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова и приуроченном к 200-летию начала преподавания экономических дисциплин в нашей стране, в них также акцентировалось внимание на проблемы теоретических знаний.

Новое поколение госстандартов предполагается вводить параллельно с ориентацией на так называемый компетентностный подход. Вводятся новые аккредитационные требования к вузам, где особая роль отводится представителям региональных работодателей. В этих условиях по-прежнему актуален вопрос о роли экономической теории в современном экономическом образовании.

Современная теория микро и макроэкономики основной акцент делает на проблему выбора в условиях ограниченности экономических ресурсов, соответственно данная проблема определяет и предмет исследования данных разделов экономической науки. Но для того, чтобы осуществить оптимальный выбор современному экономисту-практику недостаточно руководствоваться общепринятыми схемами и графиками, в российских условиях достаточно часто наиболее эффективный вариант действий предполагает определенную креативность, уход от шаблонов, которыми пронизан экономикс. Экономикс, не дополненный знаниями по общетеоретическим проблемам, формирует так называемое «клиповое мышление», сводит хозяйственную практику к набору экономических шаблонов. Поэтому необходимо для формирования диалектического экономического мышления, способного не только фиксировать ту или иную экономическую ситуацию, но и анализировать последствия текущих экономических процессов и последствия своих экономических действий, читать студентам учебные курсы по политической экономии и, что очень желательно, по философии хозяйства.

Теоретическая часть экономической теории (теоретическая экономия или политическая экономия) является фундаментальной наукой, формирующей базовый категориальный аппарат для всей системы экономических наук, дающей методологию научного познания экономических процессов, предоставляющей концептуальные обоснования для экономической политики государства.

Важной проблемой при построении и чтении учебного курса по политической экономии является его содержательная часть, которая адекватно должна отражать реальные экономические процессы, разворачивающиеся не только в рамках национального хозяйственного пространства, но и в рамках глобального пространства. Необходимо исследовать современные процессы и явления глобального хозяйства, реализуемые модели глобализации, тенденции и противоречия глобализационных процессов и их влияние на национальные хозяйственные системы.

Отметим, что можно выучить, как располагается тот или иной график, но главным в современном процессе обучения должно быть не воспроизведение материала, а его освоение, понимание. Для понимания экономических процессов важно их видение в динамике, изучение становления тех или иных экономических отношений, их развития, смены более прогрессивными. Экономикс такой возможности не предоставляет, он акцентирует внимание на существующей модели развитой рыночной экономики, как правило, в понимании неоклассического синтеза. Отметим, что у экономикса и политической экономии существенным образом различаются предмет и задачи исследования. Более подробно о соотношении экономикса, экономической теории широком смысле слова (политической экономии), прикладной экономической теории и философии хозяйства можно посмотреть в статью автора «Общественная потребность развития как объект современной экономической теории и философии хозяйства» в журнале «Экономика образования» № 2 за 2009 год (С. 108-113). Отметим, что, на наш взгляд, продуктивно разграничивать экономическую теорию в широком и узком смысле слова. Предметом исследования экономической теории в широком смысле слова выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного воспроизводства и порожденные им. При этом в поле зрения данной науки попадают различные экономические системы, в том числе системы, характеризующие переходные состояния от одного способа производства к другому, а также от одной ступени развития внутри определенной экономической системы к другой. У экономической теории в узком смысле слова объектом исследования выступает определенный способ производства, а предметом исследования – его экономические отношения. Вышеприведенное разграничение экономической теории в широком и узком смысле слова позволяет достаточно четко определить круг проблем, которые можно включить в учебный процесс с целью формирования у студентов диалектического подхода к хозяйственной практике и современного экономического мышления, способного анализировать экономические процессы и явления. Развитие аналитических способностей, безусловно, пригодится любой сфере деятельности, а специалистам в области экономики даст возможность прогнозировать динамику экономических процессов. Экономическая теория в широком и узком смысле слова, на наш взгляд, в современных условиях может рассматриваться как политическая экономия или теоретическая экономия.

Таким образом, изучение политической экономии важно с точки зрения формирования навыков диалектического мышления, обращает внимание на процессы становления, развития, смены экономических отношений, приучает отслеживать изменения в текущих экономических процессах и явлениях. В итоге освоение данных навыков будет ориентировать будущих выпускников вузов на необходимость непрерывного образования в течение всей трудовой деятельности в различным формах, в том числе в форме самообразования, что соответствует современным общемировым тенденциям.

С точки зрения формирования так называемой «умной экономики», реализации задач модернизации российской экономики для работодателей наибольшую ценность должен представлять креативномыслящий специалист, умеющий думать, анализировать экономические явления и процессы и на основании проведенной аналитической работы (а не по готовым схемам экономикса!) принимать соответствующие решения. Поэтому вышеприведенные положения в защиту теоретического знания экономических процессов не должны игнорироваться при переходе к компетентностному подходу.