страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Введение в микроэкономику - страница №1/2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ раздела «МИКРОЭКОНОМИКА» Дисциплины: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Составитель: к.э.н., доцент Толмачев О.М. Тема: Введение в микроэкономику. Микроэкономика – особый раздел экономической теории, в котором изучаются экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. Необходимо вспомнить основные хозяйствующие субъекты, которые играют существенную роль в функционировании экономики, взаимодействии их в процессе образования более крупных структур. Микроэкономика помогает понять логику исторического развития отдельной отрасли промышленности и формирования национального хозяйства в целом. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в строительство крупных объектов, в развитие тех или иных отраслей и производств, сколько конкретных товаров производится ежегодно. Изучая деятельность отдельных товаропроизводителей и потребителей, микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия в других регионах. Далее, постарайтесь уяснить сущность основных субъектов рыночного хозяйства с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Напоминаем, что основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Важным моментом в изучении данного вопроса, является анализ важнейших условий возникновения рынка: общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность или хозяйственная автономия субъектов рынка, свободный обмен ресурсами. Основными категориями рынка являются: спрос, предложение и цена, которые мы выделяем во второй вопрос темы. Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ , так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность этих благ, которые им необходимы и доступны. Для этого важно уяснить сущность полезности, ее степень и размер. Помните, что оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. Думается, будет полезным рассмотреть закон убывающей предельной полезности, сформулированный немецким ученым Германом Госсеном. Спрос- это количество товаров, которые хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Далее необходимо уяснить: что отражает понятие спрос, при каких условиях возникают ограничения на спрос, что такое изменение величины спроса и неценовые факторы воздействующие на увеличение или уменьшение спроса. Что такое предложение? Это количество товаров, которые хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при возможных ценах на этот товар. Постарайтесь самостоятельно разобраться в сущности закона предложения и проанализировать факторы, которые оказывают воздействие на предложение. Из ранее изученных тем Вы уяснили, что цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг, как рыночный фактор, цена находится под воздействием рыночных законов: соотношения спроса и предложения, конкуренции, монополизации. Постарайтесь самостоятельно рассмотреть и проанализировать кривую спроса и предложения, а так же принципы формирования равновесной цены. Рассмотрение третьего вопроса « Сущность рыночного механизма и механизма рыночного равновесия» необходимо начать с поиска эффективных путей ответа на три основных вопроса: Что производить? Как производить? И для Кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом через механизм цен ,спрос, предложение и конкуренции. Важным является рассмотрение механизма действия спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне, когда спрос и предложение равны. Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия. Экономическая свобода подразумевает: свободу предпринимательства, свободу выбора продавцов и покупателей, т.е. свободу торговли, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения и свободу ценообразования. Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать на изменяющееся условия и обеспечивать как частичное так и общее равновесие. Зависимость величины спроса и предложения от соответствующей рыночной цены нуждается в более детальном рассмотрении. Этому посвящен четвертый вопрос темы «Понятие эластичности спроса и предложения. Использование эластичности в системе ценообразования» Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукта, используя концепцию ценовой эластичности спроса, как зависимость между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки. Предлагаем Вам самостоятельно рассмотреть различные варианты эластичности спроса: эластичный, неэластичный и совершенно неэластичный спрос, единичная эластичность. Анализ различных вариантов позволит Вам уяснить то, что: 1.Спрос называется эластичным, когда незначительное изменение цены оказывает существенное влияние на величину спроса. 2.Спрос называется неэластичным, когда незначительное изменение цены оказывает несущественное влияние на величину спроса. Аналогично эластичности спроса вводится понятие эластичности предложения, которое характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара и определяется отношением процентного изменения величины предложения к процентному изменению цены. Как Вы думаете: почему предложение одних товаров эластично, а других неэластично? От каких факторов зависит эластичность предложения? Следует заметить, что предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных. А почему ? И могут быть ситуации, когда предложение неэластично, тогда увеличение спроса ведет не к росту предложения, а к инфляционному росту цен .Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, которые заинтересованы в поддержании монопольно высоких цен. Чтобы разобраться в этом сложном механизме необходимо рассмотреть конкуренцию и ее виды, сущность совершенной конкуренции, ее эффективность и недостатки. Важно уяснить основные функции государства в современной экономике. С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, определяемая как величина обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения спроса и предложения на цену. Понятия эластичности спроса и предложения по цене имеют большое практическое значение и для понимания поведения потребителя на рынке, и для анализа последствий экономической политики государства. В пятом вопросе темы « Противоречия между этикой рынка и этикой общества» важно не столько выявить эти противоречия, а своевременно на них отреагировать. Данный вопрос предполагается подготовить в виде фиксированного выступления, которое готовится под руководством преподавателя. Анализируя социально-экономическую ситуацию, выявляя недостатки рыночной системы хозяйствования, необходимо помнить о поиске путей эффективного удовлетворения постоянно растущих экономических интересов как отдельного субъекта рыночной экономики, так и государства в целом. Более подробно проблемы государственного регулирования экономики в условиях рыночной системы хозяйствования будут рассмотрены в разделе « макроэкономика». Основные термины и понятия Полезность – термин, характеризующий степень удовлетворения потребителей, которое они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении деятельности. Предельная полезность – дополнительный выигрыш ( выгода, доход ), получаемый при производстве ещё одной единицы продукции или совершении ещё одной операции. Стоимость – свойство товара, определяемое затратами труда нп его производство. Спрос – то количество товара, которое могут и желают приобрести потребители при данной цене. Закон спроса - констатирует, что отношение между ценой и количеством товара, который потребители хотят и могут приобрести, таково, что, чем меньше цена товара, тем выше на него спрос. Предложение – количество товара, которое продавцы хотят и могут продать по установленным ценам. Закон предложения – состоит в том, что, чем выше при прочих равных условиях цена на товар, тем больше стремление продавцов товара предлагать его на рынке. Рыночное равновесие – существует, когда не наблюдается тенденции к изменению рыночной цены и обращающегося на рынке количества товаров. Цена – денежное выражение стоимости. Эластичность спроса по цене – процент изменения спроса на данный товар при изменении цены на 1 %.Эластичность предложения по цене – процент изменения предложения данного товара на рынке при изменении цены на !%.Конкуренция – экономическое соревнование за достижение лучших результатов в какой либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа. Вопросы для самоконтроля и повторения
Тесты и контрольные заданияI. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ1. Верны ли следующие утверждения: а) с ростом дохода потребителя кривая спроса по цене на красную икру будет смещаться вправо (да, нет); б) крупный неурожай картофеля в стране приводит к сдвигу кривой cпроса на картофель влево (да, нет); в) рыночная власть монополии зависит от степени эластичности спроса (да, нет); г) спрос на мармелад более эластичен, чем. на сахар (да, нет); д) рыночное равновесие наступает тогда, когда цена, по которой продавец продает свой товар, равна цене, по которой покупатель его покупает (да, нет); е) в условиях рыночной экономики равновесная цена устанавливается всегда (да, нет); ж) спрос является неэластичным по цене, когда процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены товара (да, нет); з) уменьшение цен на пирожки приведет к сдвигу вправо кривой спроса на пирожки (да, нет); и) от менее эластичного блага потребителю труднее отказаться, чем от более эластичного (да, нет); к) если никакие условия не изменятся, рынок может находиться в состоянии равновесия сколь угодно долго (да, нет); л) закон спроса свидетельствует, что увеличение цены во всех случаях приводит к уменьшению величины спроса на данное благо (да, нет)? Выберите правильный ответ. 2. К субэлементам, то есть дополняющим благам, относятся: а) ржаной хлеб и одежда; б) фотоаппараты и пленка; в) пиво и квас; г) шашлыки и баранина. 3. «Приключения Шерлока Холмса» А. Конан Дойля и «Богатство народов» А. Смита имеют коэффициент перекрестной эластичности: а) близкий к 1; б) с отрицательным знаком; в) стремящийся к бесконечности; г) близкий к 0. 4. Перекрестная эластичность спроса характеризует влияние: а) цены одного товара на изменение цены другого товара; б) изменение цены одного товара на изменение величины спроса другого товара; в) цены одного товара на изменение предложения другого блага; г) величины спроса одного товара на изменение спроса на другое благо. 5. Уменьшение цены на котлеты приведет при прочих равных условиях к: а) росту цены на сосиски; б) снижению цены на сосиски; в) уменьшению спроса на котлеты; г) росту спроса на сосиски. а) по имеющимся ценам можно продавать любое количество сумок; б) данное количество сумок будет куплено по сколь угодно высоким в) потребители готовы купить любой объем данного блага по любой цене; г) потребители не согласятся ни на какие изменения в объемах а) повысится спрос на рыбу и повысится спрос на мясные приправы; б) понизится спрос на рыбу и понизится спрос на мясные приправы; в) повысится спрос на рыбу и понизится спрос на мясные приправы; г) понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясные приправы. 8. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к: а) росту расходов населения на предметы роскоши; б) снижению расходов населения на жевательную резинку; в) повышению спроса на жевательную резинку; г) снижению спроса на продукты питания. а) обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара; б) связь между эластичными и неэластичными товарами; в) прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара; г) меру эластичности каждого товара. а) вправо кривой предложения автомобилей; б) влево кривой предложения автомобилей; в) влево кривой спроса на автомобили; г) вправо кривой спроса на автомобили. а) смещению вправо кривой спроса на деревянную мебель; б) повышению цен на чай; в) увеличению предельных издержек по добыче сахарного тростника; г) смещению влево кривой спроса на деревянную мебель. Выберите правильный ответ. 12. Если предельные издержки монополиста положительны, то он будет производить там, где: а) эластичность спроса больше единицы; б) эластичность спроса равна единице; и) эластичность спроса меньше единицы; г) эластичность спроса равна нулю. 13. Что скорее всего не произойдет на рынке нефти России, если нефтяники Тюмени объявят забастовку: a) уменьшится эластичность спроса на нефть; б) кривая предложения сместится влево вверх; в) цена нефти возрастет; г) объем покупаемой нефти сократится? 14. Верны ли утверждения: а) средние издержки вычисляются путем деления общих издержек на общее количество продукции (да, нет); б) скрытые издержки входят в экономическую прибыль (да, нет); в) принцип рационального ведения хозяйства предполагает минимизацию издержек и максимизацию полезности (да, нет)? а) возрастают; 6) убывают; в) постоянны; г) данных недостаточно. Преподаватель экономической теории получил предложение прочитать для своих коллег ряд лекций по макроэкономике. Ему обещают за эту работу оплату на условиях «затраты + 15%». Какие из нижеперечисленных статей расходов он должен с экономической точки зрения включить в свои затраты: а) затраты на покупку зарубежных учебников для самоподготовки; б) затраты на. изучение английского языка, необходимого для чтения этих учебников; в) затраты на питание его и его семьи в период подготовки и чтения г) расходы на билеты в детский театр, чтобы его дети не мешали ему готовиться к работе; д) расходы на кооперативную квартиру, в которой происходит подготовка к лекциям; е) расходы на покупку компьютера, на котором преподаватель решает задачи к лекциям; ж) затраты на обучение высшей математике в вузе, так как она необходима для решения макроэкономических задач? II. ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ ФУНКЦИЯ СПРОСА - ФУНКЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СПРОС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЛИЯНИЯ НА НЕГО РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ Q = F(P, I, Z, W, P sub , Р coin , N, В), где Q — спрос; Р — цена; / — доход; Z — вкусы; Цена Количество ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ФУНКЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЛИЯНИЯ НА НЕГО РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ. Q = F (P, Pr, K, T, , N, В), где Q — предложение; Р — цены; Pr — цены ресурсов; К — характер применяемой технологии; Т — налоги; N — количество продавцов; В — прочие факторы. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ ПРИВОДИТ К ДВИЖЕНИЮ ПО КРИВОЙПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ ОСТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ СДВИГАЕТ КРИВУЮ ВПРАВО ИЛИ ВЛЕВО. Цена Количество III. ЗАДАЧИ 1.Функция спроса имеет Д = 30 - 5р, a функция предложения S = —5 + 2р. Определите: а) цену равновесия и объем продаж; б) как изменятся спрос и предложение, если установится цена, равная 4 единицам; в) что произойдет с объемом продаж, если цена установится на уровне 6 единиц. 2. В результате повышения цены товара с 5 денежных единиц до 7 денежных единиц объем спроса сократился с 9 млн. денежных единиц до 7 млн. денежных единиц. Определите эластичность спроса по цене. 3.Предположим, есть 2 рынка товара А. Функция спроса на первом: Д1 = 25 - р, предложения S1= - 11 + 2р; на втором, соответственно: Дn = 60 - 2р, Sn = -20 + 2р. Как изменятся цена равновесия и объем продаж, если эти рынки объединятся? 4. Задана зависимость общих издержек предприятия (ТС) от выпуска продукции (Q):
Рассчитайте: постоянные (FC), переменные (УС), предельные (МС), средние (АС), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC) издержки; постройте их графики. Тема: Поведение потребителя в рыночной экономике. Данная и последующие темы являются продолжением рассмотрения поведения различных субъектов рыночного хозяйства. Важно уяснить сущность экономических интересов потребителя в условиях рынка и факторов, способствующих достижению экономических целей того или другого субъекта рынка. Напоминаем, что главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность – понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями является цена и доход. При рассмотрении первого вопроса: « Взаимосвязь спроса, полезности и цены. Теория предельной полезности» необходимо особое внимание обратить на то, что полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции. Необходимо рассмотреть и уяснить некоторые закономерности самого процесса потребления. Во-первых, большая часть потребностей человека постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени. Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя должна убывать по мере роста количества этого блага. Для более точного описания этого процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельной полезности, т.е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порции товара. Теперь сформулируем и рассмотрим закон убывающей предельной полезности. По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена. Во втором вопросе темы: « Потребительский выбор и равновесие потребителя на рынке благ» целесообразно вспомнить что, величина предельной полезности зависит от количества данного товара и степени потребности в нем. Однако, у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности, хотя оценка ее может быть субъективна. Но можно и объективно отделить первичные, неотложные потребности от менее насущных потребностей. Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? Приведите и проанализируйте конкретный пример. При максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины- это второй закон Госсена. Каждый товар имеет свою рыночную стоимость, поэтому человек приобретая благо на рынке, тратит разные суммы денег. Если разделить предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. А теперь сформулируйте и раскройте экономическую сущность равновесие потребителя на рынке благ. Третий вопрос: « Поведение потребителя в ординалистской концепции измерения полезности. Кривые безразличия и бюджетное ограничение» целесообразно начать с уяснения экономической сущности самой концепции. Полезно вспомнить подход кардиналистов (У. Джевонс, А. Маршалл и др.) к поиску измерителя абсолютных величин предельной полезности. Ординалисты (В. Парето, Дж. Хикс и др.) высказали идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности,было бы правильнее перейти к анализу относительному. В качестве инструмента такого анализа они предложили кривые безразличия. Вспомните неоклассическу школу исследования микроэкономических процессов: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т.д. Рассмотрите проблему оптимизации потребления с точки зрения ординалистского подхода, нарисуйте кривые безразличия, покажите их экономическую сущность. Но не забывайте что, безразличен, не означает равнодушен. « Потребительский спрос в условиях изменения цены и дохода. Эффект замещения и эффект дохода»- четвертый вопрос темы. Изучение данной проблемы предлагаем начать с анализа кривой предельной полезности,это позволит осмыслить такую важную категорию ,как излишек потребления. Напомним, что ее смысл заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А что это значит? Предлагаем Вам самостоятельно проанализировать и пояснить это графически. Это даст Вам возможность прийти к выводу, что излишек потребителя это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. Как это объясняет А.Маршалл? Для анализа, каких социально-экономических проблем может быть использована концепция излишка потребителя? Анализируя эффект замещения и эффект дохода, необходимо помнить, что существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности товара. Теория предельной полезности и теория потребительского выбора позволяют лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а также произвести более точный анализ спроса и влияние его количественных изменений на рыночное равновесие. Пятым вопросом темы, мы предлагаем обсудить проблему практического характера: « Использование производителем карт кривых безразличия и бюджетных линий при определении стратегии своего поведения на рынке». На основе задания преподавателя студент готовит фиксированное выступление. Студент на конкретном примере, взяв возможные варианты сочетания продуктов, составляет карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при различных количественных предлагаемых товаров. Исходя из норм замещения можно определить, является ли один товар относительно другого более или менее значительным для потребителя и насколько он готов отказаться от одного товара ради увеличения потребления другого. Теория потребительского выбора широко используется фирмами и предприятиями при разработке новых видов продукции и совершенствовании уже производимых. Для принятия решения об улучшении выпускаемых изделий надо учитывать не только необходимые для этого дополнительные затраты, но и потребительские предпочтения. Закон убывающей предельной полезности – утверждает, что при большем объёме используемого переменного производственного ресурса при неизменных других ресурсах и технологии предельный продукт этого ресурса будет, вероятнее всего, уменьшаться.Предельная норма замещения товара – количество одного товара, которым потребитель готов пожертвовать, чтобы получить ещё одну единицу другого товара, оставаясь на данной кривой безразличия.Кривая Энгеля – показывает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством товара, при этом доход откладывается на вертикальной оси, количество товара, приобретаемого за определенный период, - на горизонтальной оси. Предпочтения – результаты ранжирования своих альтернативных возможностей. Вопросы для самоконтроля и повторения
6. Какую зависимость отражают кривые Энгеля? Тесты и контрольные задания Верны ли утверждения?
А) уровня налогов; Б) трансфертных платежей; В) дефицита государственного бюджета.
А) эффекта процентной ставки; Б) эффекта кассовых остатков; В) эффекта импортных товаров; Г) все неверно.
спрос общества: А) рост заработной платы; Б) повышение налогов; В) рост склонности населения к сбережению Г) рост денег, находящихся в обороте; Д) сокращение скорости оборота денежной массы; Е) рост совокупной цены; Ж) рост склонности населения к потреблению.
А) равна единице; Б) больше единице; В) меньше единице.
А) факторы, вызывающие прирост ожидаемой доходности инвестиций, сместят кривую спроса вправо, то есть увеличат спрос на инвестиции (да, нет); Б) рост издержек на приобретение оборудования сместит кривую вправо (да, нет); В) снижение налогов на предпринимателя сместит кривую влево (да, нет); Г) рост инфляции сместит кривую влево (да, нет). Выберите правильные ответы.
А) рост уровня цен на каждый продукт; Б) рост цен на ресурсы; В) рост производительности труда; Г) рост налогов; Д) снижение издержек производства.
А) изменить объем производства; Б) повысить цены; В) расширить выпуск.
А) будет расти; Б) будет падать; В) не изменится.
А) по кривой совокупного предложения; Б) смещают кривую вправо; В) смещают кривую влево. Общие закономерности функционирования рынков совершенной и несовершенной конкуренции проясняют механизмы поиска оптимального состояния предприятия, при котором они могут максимизировать свою прибыль. При подготовке к семинару самостоятельно изучите сущность подходов к рассмотрению природы предприятия (фирмы). Наиболее целесообразным методом изучения темы считаем семинар-практикум. Используя теоретико-методологический подход изучения проблем необходимо показать место и роль предприятий в экономике современной России. Важно понять сущность предприятия как с экономической , так и с юридической точки зрения. Кто обычно выступает как хозяйственный субъект на рынке, кто осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса? Для серьезного анализа предприятия (фирмы) необходимо рассмотреть их внутреннюю и внешнюю среду, важнейшие задачи и факторы, которые их определяют. Анализируя роль и место фирмы (предприятия) в условиях рынка необходимо помнить, что их главная коммерческая цель- достижение высокой рентабельности капитала, т. е. получение максимальной прибыли на каждый рубль средств производства. Что и как должны делать предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования для достижения поставленной цели? Рассмотреть на примере конкретного предприятия (фирмы). Второй вопрос: « Классификация организационно-правовых форм предпринимательства» предполагает изучение предприятия как самостоятельной хозяйственной единицы различных форм собственности. Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включить предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру, и предпринимательский потенциал. Необходимо подробно рассмотреть данные экономические категории. В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса предусмотренные законодательством. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяются на коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Ряд авторов используют другой подход анализа. Приведите свои примеры. Рассмотрите экономическую сущность, условия создания, преимущества и недостатки различных организационных форм предпринимательства: единоличные фирмы, товарищества, корпорации и т. д. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм. Дайте характеристику малым, средним и крупным фирмам. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые их них имеют для развития экономики. Напомним, что рыночное хозяйство представляет собой систему экономических обособленных, конкурирующих производителей, которые в своей деятельности ориентируются на рынок. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капиталы-все это определяется механизмом спроса и предложения, прибылью, курсом акции, ссудным процентом, курсом валют. Менеджмент в рыночных условиях представляет собой средство рационального управления фирмой (предприятием). Менеджмент рассматривает организацию не как технологическое звено общественного производства, а как социальную подсистему рыночной экономики. Этим определяются основные направления менеджмента:
В настоящее время менеджмент превратился в эффективную теорию социальной организации производства в рыночных условиях, которая опирается на материалы специальных экономико-социологических исследований и опыт менеджеров. На примере отдельно взятого предприятия рассмотреть вопросы внутрифирменного управления. На основе задания преподавателя, подготовить статистический материал по основным показателям экономического развития предприятия. При обсуждении проблемы обратить особо внимание на вопросы: инвестиционного и предпринимательского климата, создание условий для конкуренции, субсидирование неэффективных предприятий и передача их в другую форму собственности, степень вмешательства государства и местных органов управления в дела бизнеса, роль контролирующих и другие факторы, влияющие на эффективность предпринимательства в современных условиях. Попытайтесь ответить на вопрос, почему фирмы созданные в России в период 1991- 1995 г.г. в 1995-1998 г.г. потерпели крах, не выдержали конкурентной борьбы и разорились? Проблемы данного вопроса в большей степени относятся к таким дисциплинам как: менеджмент, психология управления, логистика, маркетинг, экономика предприятия и др., поэтому преподаватель оказывает студенту помощь в подготовке выступления. В данном выступлении необходимо при анализе основных принципов управления охарактеризовать механизм, функции и технологию управления. Обратить внимание на организационные структуры управления предприятием, дать их характеристику. Определяя эффективность управления фирмой необходимо обратить внимание на некоторые показатели механизма управления. Управляющие органы исполняют свои функции на основе заданной заранее точной характеристики протекания производственного процесса в пространстве и времени. Фактически полученные результаты необходимы для анализа экономической прибыли и прогнозирования дальнейшей деятельности фирмы. Основные термины и понятия Бизнес – предпринимательская деятельность. Фирма – организация, которая производит товары и услуги, может действовать в различных формах. Акция – бессрочная ценная бумага, закрепляющая за совладельцем право на получение дивиденда (дохода) и как минимум формальное право на участие в управлении компанией. Облигация – вид ценной бумаги на предъявителя , представляющий долговое обязательство заемщика, которое гарантирует кредитору возврат через обусловленное в облигации время нарицательной стоимости облигации и регулярное ( один или два раза в год ) получение дохода в виде процента по твердой или меняющейся ставке. Курс акции – цена покупки или продажи акции. Партнерство – форма организации бизнеса, при которой два или более лиц договариваются о владении предприятием и об управлении им. Предпринимательство – инициативная, творческая, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Полное товарищество – коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Товарищество на вере (коммандитное) – общество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут ответственность только в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участие в предпринимательской деятельности. Общество с ограниченной ответственностью – общество, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по своим обязательствам только в пределах стоимости своего имущества. Вопросы для самоконтроля и повторения
Тесты и контрольные задания
А) одежда; Б) ремонт автомобиля; В) участие в городском субботнике; Г) консультация юриста; Д) жилье; Е) потребность фирмы в автотранспорте; З) благотворительность; И) удаление аппендикса; К) посещение филармонических концертов; Л) посещение лекций по архитектуре города. 2. Определите типы предпринимательства по видам деятельности: а) купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг; б) соединение по интересам заинтересованных во взаимной сделке сторон; в) возмещение страховых сумм в случае наступления обусловленного договором случая; г) производство товаров, информации и других услуг; д) операции по перепродаже товаров и услуг. 3. Какие из предположений справедливы: а) если застраховаться по всем рискованным мероприятиям, то размер ожидаемой прибыли возрастет; б) страховка не позволит получить прибыль, удастся лишь избежать убытков; в) страховка позволит получить гарантированный размер прибыли; г) рискованные варианты никогда не принесут прибыль, независимо, от наличия страховки; д) если при страховании поведение людей меняется и вероятность наступления неблагоприятного события возрастает, то страховая компания перекладывает часть такого риска на страхующегося? Страхование является прибыльной деятельностью, так кака) предотвращает риск; б) объединяет риск большого числа клиентов; в) суммарные взносы по страховым полюсам превышают убытки клиентов; г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки. 5. Верны ли утверждения: а) не расположенный к риску потребитель желает уплатить (во избежание риска понести убытки) меньшую сумму, чем ожидаемая величина проигрыша б) риск в действиях экономического агента объясняется ограниченным доступом к информации. Приток информации позволяет снизить риск (да, нет); в) наличие продавцов, стремящихся выдать свой некачественный товар за качественный, приводит к повышению рыночной цены (да, нет); г) студент Рисков покупает лотерейные билеты. Является ли их покупка рискованным для него мероприятием (да, нет)? б) деление прибыли между собственниками фирмы; в) выплата дивидендов; г) использование наемного труда? 7. Верны ли утверждения: а) главное преимущество корпорации над иными формами бизнеса — возможность привлекать значительный капитал (да, нет); б) предельные издержки о краткосрочном периоде всегда больше или равны предельным издержкам в долгосрочном периоде (да, нет); в) переменными издержками выступают расходы, связанные с оплатой рабочих (да, нет); г) если владелец фирмы не арендует помещение, а использует собственную квартиру, то он увеличивает внутренние издержки, но снижает внешние (да, нет); д) в долгосрочном периоде постоянных издержек несуществует (да, нет)? 8. Короткий период в микроэкономический теории — это отрезок времени, в течение которого: а) все факторы переменны; б) все факторы постоянны; в) фирма не может изменить размеры своих сооружений, но может изменить количество используемых машин и оборудования; г) фирма не может изменить ни размеры своих сооружений, ни количество используемых машин и оборудования. а) собственник фирмы, организованной как партнерство, несет, в отличие от собственника индивидуальной фирмы, ограниченную ответственность за действия фирмы (да, нет); б) частнопрактикующий врач не является фирмой (да, нет); в) когда владелец фирмы работает в ней менеджером и получает зарплату, то эта зарплата должна рассматриваться как элемент внешних издержек (да, нет); г) в долгосрочном периоде все факторы производства фирмы рассматриваются как переменные (да, нет)? а) не влияющие на спрос на данный товар; б) фиксированные при различном выпуске продукции; в) с постоянной ценой; г) определяемые размерами фирмы. а) электроэнергия; б) сырье; в) верно а) и б); г) все перечисленные ответы неправильны. а) максимизация прибыли обозначает минимизацию общих издержек на единицу выпуска продукции (да, нет); б) если цена равна средним переменным издержкам, то в краткосрочном периоде фирма должна прекратить свою деятельность (да, нет); в) равновесие отрасли в долгосрочном периоде устанавливается при условии, что происходит ликвидация экономической прибыли у всех фирм, занятых в отрасли (да, нет); г) если для олигополиста цена оказывается меньше средних издержек, ему следует уйти из отрасли (да, нет)? а) равенства спроса и предложения; б) максимизации выпуска; в) равенства взвешенных предельных производительных факторов производства; г) минимизации расходов производственных факторов. 14. Фирма обладает властью, если она: а) устанавливает цену на уровне предельных издержек; б) следует за ценой, которую устанавливает лидер на рынке; в) устанавливает цену на уровне средних переменных издержек; г) устанавливает цену исходя из кривой спроса. а) в условиях совершенной конкуренции фирмы не получают экономической прибыли в долгосрочной перспективе (да, нет); б) в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы на эластична (да, нет); в) в условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию отрасли представляет собой горизонтальную линию (да, нет); г) ценовая дискриминация невозможна, если все потребители одинаковы (да, нет); д) если рыночная цена выше средних издержек монополиста, он может получить больше прибыли, увеличивая выпуск (да, нет); е) олигополист максимизирует прибыль, когда его предельные издержки равны его предельной выручке (да, нет); ж) в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль (да, нет)? а) создали бы партнерство с обладателем опыта, заключив договор с обладателем денег; б) создали бы свое собственное предприятие, заключив контракт с обоими; в) создали бы партнерство с обоими; г) создали бы предприятие в форме закрытой корпорации? Составьте таблицу и график общего дохода.
19. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют 2 денежные единицы, 6 единиц продукта — 3 денежные единицы, 7 единиц продукта — 5 денежных единиц. Определите отраслевой выпуск в месяц, если рыночная цена единицы продукта равна 3 денежным единицам. Тема: Издержки и прибыль. После изучения теории рынков и формирования равновесия цен следует ознакомиться с тем, как формируются издержки производства, что такое прибыль, какие факторы влияют на величину прибыли, при каких условиях происходит максимизация прибыли. Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы (выручку) с издержками которые предстоит понести. В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов. При подготовке к практическому занятию предлагаем вам изучить самостоятельно основные вопросы: 1.Современные концепции издержек производства. 2. Виды издержек и особенности их динамики при изменении объемов производства. 3. Предпринимательство как фактор минимизации издержек. 4. Экономическая природа и функции прибыли. 5. Экономическая и бухгалтерская прибыль. При изучении предложенных проблем просим обратить особое внимание на такие положения как: равновесие фирмы в краткосрочном периоде и равновесие фирмы в долгосрочном периоде, их тенденция и условия. Напомним, что закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяет фирме правильно выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет производство, то на начальном этапе сказывается положительный эффект масштаба и издержки на единицу продукции снижаются. Это происходит за счет преимуществ специализации труда работников, возможности использования более производительного оборудования и т. д. Однако при дальнейшем увеличении размера предприятия эффект масштаба становится отрицательным, средние издержки увеличиваются. Экономия от масштабов производства в разных отраслях достигается при различных размерах предприятий. В некоторых случаях максимальная экономия может быть достигнута при существовании нескольких или даже одного очень крупного предприятия. Деятельность фирм в отраслях так называемой естественной монополии регулируется государством. Практическая работа по решению комплексной задачи Имеются следующие данные о выпуске продукции и валовых издержках: Выпуск продукции (Q) 0 1 2 3 4 5 6 Валовые издержки (ТС) 60 100 130 155 190 245 335 Н е о б х о д и м о Во-первых, рассчитать:
Результаты расчетов оформить в следующей таблице: ТС FC VC MC AC AFC AVC 0 1 2 3 4 5 6 - на первом графике кривые ТС и FC в следующих координатах и масштабе:
0 2 4 6 8 - на втором графике построить кривые MC , AC , AVC , AFC в следующих координатах и масштабе: 100- 90- 80- 70- 60- 50- 40- 30- 20- 10- 0________________________________________Q 0 1 2 3 4 5 6 В-третьих, определить:
В- четвертых, определить объем производства, максимизирующий прибыль. Сформулируйте основные направления минимизации издержек и максимизации прибыли. Основные термины и понятияИздержки – денежное выражение используемых производственных ресурсов, с помощью которых осуществляется производство и реализация продукции. Явные издержки – альтернативные издержки, которые принимают форму непосредственных денежных платежей поставщикам факторам производства и промежуточных товаров. Неявные издержки – стоимость ресурсов, используемых в производстве, не являющихся покупными. Переменные издержки – те издержки, общая величина которых в данный период находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Бухгалтерские издержки – фактические расходы факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения. Экономические издержки – альтернативная стоимость любого ресурса, выбранного для производства товара, равная его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования. Прибыль – разница между продажной ценой и издержками производства. Экономическая прибыль – разница между валовым доходом и экономическими издержками выпуска данного объема продукции.Нормальная прибыль – вознаграждение предпринимателя, достаточное для поддержания выбранного направления деятельности. Равновесие потребителя – сочетание приобретаемых товаров и услуг, при котором полезность для потребителя максимизируется и одновременно выполняется его бюджетное ограничение. Равновесие производства – состояние, при котором любое производство достигает цели максимизации прибыли. Вопросы для самоконтроля и повторения
Контрольные задания Задание 1. Предположим, что вы решили заняться индивидуальной трудовой деятельностью – вязать и продавать свитеры. Стоимость шерсти составляет 2000 руб. в месяц, вязальная машина обошлась вам в 6000 руб., однако вы предполагаете ее использовать в течение двух лет. Выручка от месячной реализации продукции – 3300 руб., налог на прибыль – 30%. Вам предлагают пойти на работу на фабрику (заработная плата – 700 руб. в месяц без учета 12% подоходного налога). Рассчитайте ваши явные и альтернативные издержки, а также вероятную экономическую прибыль. Каково будет ваше решение: начать собственное дело или пойти работать на фабрику? Задание 2. Рассчитайте и начертите кривые средних (постоянных, переменных, валовых) и предельных издержек фирмы, исходя из следующей информации: Количество изделий, тыс. шт. ……1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Переменные издержки, тыс. руб. ..9 17 24 30 37 45 54 65 78 93 Постоянные издержки составляют 3000 рублей. Задание 3. Как повлияют на издержки фирмы следующие изменения:
Т Е С Т Ы:
А) доход новаторов; Б) плата за риск и неопределенность результатов предпринимательской деятельности; В) вычет из продукта труда рабочего; Г) доход от всех факторов производства; Д) превращенная форма прибавочной стоимости, созданной наемным трудом; Е) разница между ввезенным и вывезенным из страны деньгами в результате внешней торговли.
А) можно ли ограничиться определением прибыли как стоимости в движении (да, нет); Б) справедливо ли связывать прибыль лишь с капитализмом или рыночной экономикой (да, нет); В) возможно ли общество без отчуждения части созданного продукта в распоряжение государства (да, нет)?
А) бухгалтерская прибыль отличается от экономической издержками производства (да, нет); Б) Экономическая прибыль – это разница между валовыми доходами и экономическими издержками (да, нет); В) если валовые доходы фирмы равны ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается «нулевой», то есть «нормальной» (да, нет). А. Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. денежных единиц. Предприятие платит заработную плату работникам – 300 тыс. денежных единиц. Кроме того, затраты на сырье и материалы составляют 100 тыс. денежных единиц. Неявные издержки предприятия составляют 150 тыс. денежных единиц. Определите бухгалтерскую и чисто экономическую прибыль предприятия. Б. Выпуск продукции потребовал следующих общих издержек: сырье-300 тыс.ед., топливо-100 тыс. ед., вспомогательные материалы-50 тыс.ед., заработная плата рабочих-200 тыс., износ зданий и сооружений-80 тыс., износ станков-40 тыс., заработная плата служащих-30 тыс., административные издержки-40 тыс.единиц. Какова сумма постоянных и переменных издержек? Рассчитайте средние издержки, если объем производства составил 20 тыс. штук. Продукция фирмы продается по цене 63 единицы за штуку. Какова прибыльность каждого изделия? Общая прибыль? Как она изменится, если цена возрастет до 70 единиц? Упадет до 40 единиц? Тема 9. Поведение производителя в рыночной экономике. На поведение каждой фирмы влияет характер и тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т. д. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции, а также олигополии. Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определение объема выпуска, который обеспечивает максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция – явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным. Данная тема является продолжением, предлагаемые проблемы для обсуждения дают возможность определить некоторые пути эффективного функционирования производителя в рыночной экономике. Фирма - юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности. Фирма по отношению к входящим в ее состав единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно- технического прогресса. Внутренняя среда предприятия (фирмы) – это люди, средства производства, информация и деньги. Что является результатом их взаимодействия и какова роль факторов производственной деятельности в создании и функционировании субъекта рыночного хозяйствования? Внешняя среда, непосредственно определяющая эффективность работы предприятия: ее сущность, структура и социально-экономические последствия на состояние предпринимательской деятельности. Обозначьте, раскройте сущность основных задач действующего предприятия (фирмы). Необходимо при этом учесть, что задачи предприятия определяются: интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия и внешней средой. При рассмотрении проблем сравнительного преимущества и поведения производителя необходимо подвергнуть серьезному анализу системообразующие факторы хозяйствующего субъекта, которыми являются: кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота капитала (ресурсов). Конкуренция, структурные изменения, изменения технологий и мобильность финансирования - факторы, которые существенным образом влияют на динамику предпринимательской структуры. Второй вопрос: «Закон убывающей предельной доходности и предельные издержки» необходимо рассматривать с учетом того, что в одной и той же отрасли действуют совершенно разные фирмы с разными масштабами, организацией и технической базой производства, что приводит к разным уровням издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке. С учетом полученных знаний, на конкретном примере проведите анализ. Это даст возможность выявить «внешний предел» и состояние фирмы при этом. Напомним, что составной частью постоянных издержек является нормальная прибыль, как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства. Если средние издержки ниже цены, то фирма при определенных объемах производства получит среднюю прибыль (наверное, более высокую, чем нормальная прибыль – почему?). И что будет, если средние издержки фирмы выше рыночной цены? Ответ на данный вопрос дает возможность понять сущность, источники и параметры предельных издержек и предельного дохода. Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует провести различия в рассматриваемых временных интервалах. Важно понять сущность краткосрочного и долгосрочного периодов вхождения новых производителей в отрасль и проанализировать разницу между валовым доходом и валовыми издержками. Однако на практике, когда фирма уже занимается производством, перед ней встает вопрос: что ей даст производство еще одной дополнительной единицы продукции? В какой пропорции расширение производства увеличит доход и издержки? Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска. Исходя из данных посылок, на конкретном примере проанализировать экономическую сущность предложения фирмы. Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях конкуренции. Четвертый вопрос: «Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции». Совершенная конкуренция-тип ранка, характеризуемый наличием продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный. Дайте характеристику основных признаков совершенной конкуренции. В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную структуру», подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремится. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Как вы думаете, почему? Условие равновесия фирмы можно сформулировать следующим образом: МС=МR MC – предельные издержки MR - предельный доход. Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене. На конкретном примере из современной экономической ситуации формирования рыночных отношений в России рассмотрите сущность равновесия фирмы по производству и реализации сельскохозяйственной продукции. Соотношение предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Постройте графики предельных издержек фирмы; равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции; прибылей и убытков фирмы на рынке совершенной конкуренции и рассмотрите их социально-экономическую сущность с точки зрения производителя. Пятый вопрос: «Производственная функция и технологический выбор фирмы» целесообразно подготовить в виде фиксированного выступления, подготовку которого осуществляют под руководством преподавателя. При рассмотрении данной проблемы необходимо исходить из задач достижения безубыточности работы предприятия. Это зависит от многих факторов, в том числе от основных производственных функций, технологии производства, совершенствования кадрового состава фирмы (предприятия), от выбора оптимального объема производства и целесообразных темпов развития предприятия. При подготовке выступления требуется вспомнить сущность и структуру издержек фирмы, проблемы ценообразования и выбор оптимального объема производства, использование и распределение ресурсов фирмы, и анализ безубыточности предприятия (фирмы). Основные термины и понятияАнтимонопольное законодательство – законы, запрещающие деятельность и укрепление монополий. Амортизация – постепенное перенесение стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт. Долгосрочный период – настолько длительный период, что у производителей есть достаточно времени для изменения всех факторов производства, используемых для изготовления продукта. Избыточное предложение – разность между количеством товара, предлагаемым на рынке, и его объёмом, пользующимся спросом, когда предлагаемый товарный объем при данной цене превышает требуемый. Издержки производства предприятия – денежные затраты прежприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы. Кривая спроса на производственные ресурсы – кривая, показывающая, как изменяется объём требуемых производственных ресурсов с изменением цены на них при постоянстве всех прочих факторов спроса на эти ресурсы. Метод « затраты – выпуск » - метод, который используется при анализе и прогнозировании процесса производства. Несовершенная конкуренция – такой вид конкуренции, когда два или более продавца, каждый из которых имеет определенную степень контроля над ценой, конкурируют за продажи на рынке. Предельный доход – изменение дохода в результате продажи дополнительной единицы товара. Производство – процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения растущих потребностей и развития общества. Равновесие производства – состояние, при котором любое производство достигает цели максимизации прибыли. Совершенная конкуренция – такое состояние, когда много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену.Свободный вход (выход) – характеристика рынка, когда фирмы могут в любой момент начать (прекратить) операции на рынке. Структура рынка – число покупателей и продавцов на рынке, доля их в объёме покупаемого и продаваемого товара, степень контроля за рынком и ценами. Факторы производства – производственные ресурсы, включают природные, людские ресурсы, капитал и предпринимательство. Функция издержек – отношение между объемом производства и его минимально возможными издержками. Экономический человек – основной творческий субъект рыночной экономики, который имеет свободу выбора и принимает рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий , возможностей и информации в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями, интересами и целями. Вопросы для самоконтроля и повторения 1.Назовите характерные черты совершенной конкуренции. 2.Какие существуют способы определения оптимального объема производства? 3.Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является важным при определении объема выпуска продукции фирмой в условиях всех рыночных структур? 4.Почему в условиях совершенной конкуренции графики цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают? 5.Когда достигается долгосрочное равновесие для фирмы в условиях совершенной конкуренции? 6.Какая главная задача предпринимателя? 7.В чем экономический смысл фирмы, предприятия? 8.Постоянные и переменные издержки производства, в чем смысл такого деления? 9.Назовите основные условия максимизации прибыли. 10.Каким образом эффективность производства связана с равновесной ценой? 11.Отражены ли издержки производства в кривой предложения? 12.Отражает ли равновесная цена альтернативные варианты использования ресурсов? 13.Опишите ситуацию равновесия, то есть рационального поведения потребителя в отношении спроса на факторы производства. 14.В чем сущность закона убывающей предельной доходности? 15.Предложение фирмы: сущность, виды, основные факторы влияющие на него. 16.Основные условия равновесия фирмы при совершенной конкуренции. 17.Что такое материальные блага и услуги? 18.Какова роль факторов времени в деятельности фирмы? Тесты и контрольные задания
Выпуск продукции, ед……1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Переменные издержки, руб. 90 170 240 300 370 450 540 640 750 870 Постоянные издержки составляют 200 руб. на ед.
А) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет); Б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой ( да, нет)?
Тема: Несовершенная конкуренция и рыночная власть. Ранее изученная модель рынка совершенной конкуренции позволяет говорить о том, что далеко не всегда её предпосылки реализуются на практике. Многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм. Поэтому более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции1, полнее охватывающая экономическую систему общества. При изучении первого вопроса: «Степень развитости конкуренции и основные типы рыночных структур» прежде всего необходимо усвоить понятие, виды субъектов и источники (причины) несовершенной конкуренции. Её характерным признаком, в отличие от условий совершенной конкуренции, является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы. Обдумайте положение о том, что несовершенная конкуренция не уничтожает интенсивного соперничества на рынке, которое может принимать множество различных форм. Ответьте на вопрос: почему при характеристике совершенной конкуренции ничего не говорится о соперничестве? Изучению особенностей несовершенной конкуренции может способствовать таблица 10.1 «Структурно-логических схем» к теме. Поскольку монополистическая конкуренция и олигополия являются предметом следующей темы курса, сосредоточьте внимание на уяснении проблем функционирования фирмы-монополиста. Началом этому как раз и призвано служить изучение и обсуждение второго вопроса нынешнего занятия - «Содержание и основные черты чистой монополии». Для чего необходим анализ чистой монополии, если она встречается достаточно редко? Так же как и в отношении совершенно конкурентной фирмы, важно понимать, как может вести себя фирма в двух крайних случаях: при очень большом числе конкурентов и при полном их отсутствии. Реальные же рыночные структуры оказываются в промежуточном положении между этими двумя крайними ситуациями, находясь ближе либо к совершенной конкуренции, либо к чистой монополии. Уясните понятие и основные признаки чистой монополии, когда один продавец полностью контролирует отрасль. Другими словами, он является единственным производителем в данной отрасли и, кроме того, не существует отрасли, производящей близкие товары-заменители. В данном случае говорят о расширении границ фирмы до масштабов отрасли. Отсюда выпуск продукции монополистической фирмой необходимо сравнивать с выпуском продукции отрасли в условиях совершенной конкуренции. При этом кривая спроса на продукцию монополиста является рыночной кривой спроса на его товар. Остановитесь на рассмотрении категорий «монопсония» и «двусторонняя монополия». В работе над самым большим по содержанию третьим вопросом «Рыночная власть: ее источники и способы измерения. Равновесие фирмы-монополиста» целесообразно исходить из того, что монополия (чистая) выступает выражением самого крайнего случая несовершенной конкуренции, исключающего возможность вхождения в рынок данного товара другим производителям. Поскольку кривая спроса на продукцию, допустим, алмазодобывающей компании является убывающей, то: а) чем больше алмазов компания будет поставлять, тем ниже будет цена, которую она получит за каждый экземпляр; б) сокращая продаваемое количество алмазов, компания может повышать рыночную цену своей продукции: она обладает рыночной властью. Уяснение этих процессов помогает раскрыть основные недостатки несовершенной конкуренции, это – снижение объемов выпуска продукции и назначение высоких цен. Далее необходимо перейти к изучению монополистических рынков и выяснить, каким образом монополии выбирают объем выпуска, позволяющий им максимизировать прибыль. С помощью анализа таблицы издержек и доходов или графического построения убедитесь в верности утверждения: монополист максимизирует прибыль при таких значениях цены и объема выпуска, при которых предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC), а валовая прибыль (TP), как разница между общим доходом (TR) и общими издержками (TC), достигает максимума. При этом монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена – количество на эластичном отрезке. Поскольку цена превышает предельные издержки, фирма-монополист устанавливает более низкий уровень объема выпуска, нежели субъект совершенной конкуренции. Соответственно, излишек потребителя уменьшается, а излишек производителя возрастает. Учитывая сказанное, нужно, однако, избежать неправильных представлений о поведении монополии. С этой целью заметьте: монопольная цена - не самая высокая цена; монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции; чистая монополия не гарантирует экономических прибылей и вполне может столкнуться с убытками в краткосрочном периоде. В завершение подготовки к обсуждению третьего вопроса следует уяснить показатели (индексы), применяемые для характеристики монопольной власти, наиболее известными из которых являются индекс Лернера и индекс Герфиндаля. Рассматривая четвертый вопрос «Ценовая дискриминация в условиях рыночной власти монополии», проанализируйте сущность, формы проявления и последствия ценовой дискриминации (ценовой диверсификации), не обусловленной издержками производства, в том числе на примерах транзитивной экономики России и г. Москвы. Важным аспектом этой проблемы является выяснение условий, при которых возможна ценовая дискриминация, а также определение отраслей, наиболее восприимчивых к ценовой дискриминации. И наконец, логическим завершением всестороннего освоения темы является изучение пятого вопроса «Анализ общественных издержек господства монополии», который на семинаре-практикуме предполагается обсудить на основе подготовки одним из студентов группы фиксированного выступления. Как и в работе над предыдущими вопросами, сначала обратитесь к уяснению его узловых проблем, освещенных на лекции по теме, а затем приступайте к углублению знаний на основе изучения рекомендованной к занятию учебной и научной литературы. Важно убедиться в том, что социальные издержки, связанные с ограничением производства продукции монополиями, равняются накопленной сумме превышения предельной ценности над предельными издержками при движении от монопольного объема выпуска к конкурентному. При поиске ответа на возникающий здесь вопрос: почему же существует монополия (?), сосредоточьте своё внимание на рассмотрении таких явлений, как: экономия от масштаба производства продукции (естественная монополия); обладании одной фирмой контролем над редкими ресурсами или знаниями, защищенными патентами; государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Разумеется, нельзя забывать и об антимонопольной политике государства. В этой связи рассмотрите меры административно-правового, административно-экономического и экономического регулирования государственными органами хозяйственной жизни общества (комплексное раскрытие этой проблемы см., например, в: Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М., «Юристъ», 2001. – С. 196). Входные барьеры Монополия Двусторонняя монополия Монопольная прибыль Достоинства и недостатки Монопольная власть монополии Естественная монополия Монопсония Индекс Лернера Несовершенная конкуренция Индекс Герфиндаля Чистая (абсолютная) монополия Монополистическая конкуренция Ценовая дискриминация Вопросы для самоконтроля1. Перечислите основные свойства совершенной и несовершенной конкуренции и укажите их отличительные особенности. Почему существует несколько разновидностей несовершенной конкуренции? 2. Почему кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы горизонтальна, а кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон? 3. докажите, что пересечение кривых MR и МС обеспечивает максимизацию прибыли. 4. Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи чистым монополистом? Как можно добиться монопольной власти? 5. Может ли монополистическая фирма перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек? 6. Всегда ли результатом существования монополии являются более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению со свободной конкуренцией? 7. Объясните, в силу каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке существовать конкуренция? 8. Будет ли монополия производить товар на неэластичном участке кривой спроса? 9. В чем проявляется неэффективность монополии? 10. В чем смысл и значение антимонопольного регулирования? Какие антимонопольные законы вы знаете? Тесты и контрольные задания1. Из перечисленного ниже на рынке совершенной конкуренции отсутствует: а) однородность продукции; б) мобильность ресурсов; в) реклама; г) большое число покупателей; д) большое число продавцов. а) единовременный налог на монополию; б) фиксированный налог на единицу выпуска; в) установление максимальной цены на рынке. Рассмотрите эти предложения с точки зрения цели, т. е. повышения эффективности производства и недопущения чрезмерно высоких прибылей. а) запрета монополий; б) преимуществ покупателей; в) конкурентных преимуществ фирм; г) регулирования цен; д) максимального выигрыша общества. 7. Патентная система США предоставляет изобретателям монопольные права на 17 лет. Выиграло бы общество, если бы срок патента был сокращен до 10 лет? Обсудите издержки и выгоды данного изменения. Различные виды рыночных структур
Основные направления антимонопольной политики государства
Административно-правовые
Запрет монополий в какой-либо отрасли Установление максимальных цен (Рm = МС) политики Поощрение выпуска товаров-субститутов Расширение импорта товаров Экономические Роспуск существующих монополий
следующая страница >> |
|