Похожие работы
|
Вопросы к зачету/экзамену по дисциплине «Основы общей психологии» - страница №1/1
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине
«Основы общей психологии»
-
Психология как наука. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.
-
Специфика психического отражения: определения психики и сознания. Основные классы психических явлений.
-
Развитие представлений о предмете психологии: история и современные тенденции.
-
Сознание как предмет психологии. Основные явления и свойства сознания.
-
Основные методы психологических исследований.
-
Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности и ограничения.
-
Основные положения, понятия и факты гештальтпсихологии.
-
Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм.
-
Проблема объективного метода в психологии.
-
Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
-
Явление установки и его исследования.
-
Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпре-тации.
-
Основные понятия и направления психоанализа.
-
Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельнос-ти.
-
Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
-
Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личнос-ти, индивида, индивидуальности.
-
Общее представление о личности и ее развитии.
-
Критерии психики. Гипотеза о возникновении и развитии психики.
-
Стадии развития психики животных.
-
Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного пове-дения животных.
-
Общее представление о научении. Навык и интеллект. Исследования интеллектуального поведения животных.
-
Сравнительный анализ психики животных и человека.
-
Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки.
-
Основные характеристики сознания.
-
Социокультурная регуляция деятельности. Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.
-
Учение Выготского о высших психических функциях.Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
-
Понятие потребности, мотива. Специфика потребностей человека.
-
Понятие деятельности в работах А.Н.Леонтьева. Строение индивиду-альной деятельности человека.
-
Проблема активности и анализ уровней построения движений.
-
Уровни построения и принципы регуляции движения (по Бернштейну)
-
Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Виды образных явлений. Классификации ощущений и рецепторов.
-
Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры экспериментальных исследований.
-
Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
-
Психофизика: законы Фехнера и Стивенса. Основные положения теории обнаружения сигналов.
-
Типы шкал. Методы измерения ощущений.
-
Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины. Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения.
-
Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории.
-
Основные результаты исследований восприятия в условиях оптических искажений.
-
Исследования восприятия в школе «Новый взгляд»
-
Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
-
Основные положения и понятия когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
-
Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
-
Метафоры памяти. Подходы к изучению памяти.
-
Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти. Функции и характеристики памяти.
-
Основные классы явлений памяти. Аномалии и нарушения памяти.
-
Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни, типы памяти.
-
Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований.
-
Понятие схем. Виды и функции схем.
-
Виды научения. Характеристики навыков и умений. Научение и понимание. Кривая научения.
-
Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению. Метапознание и метапамять.
-
Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования. Феноменальная память.
-
Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).
-
Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
-
Характеристика контролируемой и автоматической обработки информации: примеры. Эффект Струпа.
-
Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трехкомпонентная теория памяти.
-
Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней обработки информации: примеры исследований.
-
Характеристика видов памяти по Бергсону.
-
Виды амнезий. Изменения памяти при корсаковском синдроме. Закон регрессии Рибо.
-
Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований.
-
Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков.
-
Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
-
Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
-
Выготский о памяти и ее развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
-
Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).
-
Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования Истоминой и А.А. Смирнова.
-
Характеристика сенсорной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.
-
Характеристика кратковременной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.
-
Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
-
Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
-
Определение и виды внимания по Титченеру.
-
Джеймс о внимании и его механизмах.
-
Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
-
Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
-
Исследование внимания и представления о его развитии с позиций культурно-исторической концепции Выготского.
-
Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
-
Гальперин о природе внимания и путях его формирования.
-
Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании.
-
Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
-
Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
-
Характеристика функций и свойств внимания. Типы внимания.
-
Эффекты и критерии наличия внимания.
-
Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
-
Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
-
Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению.
-
Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.
-
Модель Бродбента; экспериментальные факты и комментарии.
-
Модель Трейсман; экспериментальные факты и комментарии.
-
Модели Дойчей и Нормана; экспериментальные факты и комментарии.
-
Модель Канемана; экспериментальные факты и комментарии.
-
Критика Найссером моделей селекции и единых ресурсов; внимание как перцептивное действие.
-
Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
-
Характеристика субъекта мышления.
-
Методы изучения мышления.
-
Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".
-
Творческое мышление: проблема критериев.
-
Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи.
-
Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева.
-
Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л.Рубинштейна.
-
Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я.Гальперина).
-
Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
-
Исследование мышления как деятельности личности.
-
Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности.
-
Мотивация мыслительной деятельности.
-
Мышление и целеобразование.
-
Понятие операционального смысла. Виды операциональных смыслов.
-
Эмоциональная регуляция мышления.
-
Мышление и самосознание.
-
Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
-
Типологические подходы к классификации "мыслящих личностей".
-
Концепции интеллекта и различные представления о его структуре.
-
Интеллект и креативность.
-
Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
-
Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы.
-
Мышление и знания. Роль прошлого опыта в решении задачи.
-
Условия и факторы, влияющие на успешное решение задачи.
-
Классификация видов мышления: критерии и типология.
-
Практическое и теоретическое мышление.
-
Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятийное мышление.
-
Образное, визуальное и пространственное мышление.
-
Эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое мышление.
-
Речевое мышление. Основные подходы к его исследованиям.
-
Интуитивное мышление.
-
Язык, речь и мышление.
-
Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
-
Значение слова как единица анализа речевого мышления.
-
Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.
-
Изучение образования искусственных понятий.
-
Этапы развития значений.
-
Сравнительное исследование развития научных и житейских понятий.
-
Психологическая структура значения. Методы исследования.
-
Виды и функции речи.
-
Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи.
-
Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
-
Филогенез мышления.
-
Зарождение мышления в трудовой деятельности человека. Предметно-практическая деятельность и мышление.
-
Особенности примитивного мышления.
-
Культурно-сопоставительные исследования мышления.
-
Онтогенез мышления.
-
Теория интеллекта Ж.Пиаже.
-
Культурно-историческая теория развития высших психических функций и психология мышления.
-
Мышление и общение.
-
Мышление в условиях совместной деятельности.
-
Изучение мышления человека в диалоге с компьютером.
-
Интерактивные процедуры эксперимента в исследованиях мышления.
-
Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека.
-
Философский и психологический подходы к изучению мышления.
-
Личностно-деятельностный подход к изучению мышления.
-
Изучение мышления в когнитивной психологии: информационный подход.
-
Психология мышления и работы в области создания "искусственного интеллекта".
-
Ассоцианизм в психологии мышления.
-
Вюрцбургская школа и исследования мышления.
-
Проблематика мышления в психоанализе.
-
Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
-
Проблема мышления в гештальтпсихологии.
-
Проблематика мышления в гуманистических и экзистенциальных теориях.
-
Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
-
Воображение и его связь с другими психическими процессами.
-
Проблема образа и смысла. Функции образов. Виды образных явлений
-
Виды воображения и специфика творческого воображения.
-
Основные характеристики творческого продукта. Основные подходы к изучению творческого воображения.
-
Исследования мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
-
Проблема мотивации в школе К.Левина.
-
Проблема мотивации в глубинной психологии.
-
Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
-
Проблема мотивации в психологии деятельности.
-
Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
-
Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
-
Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний регулятор деятельности.
-
Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе.
-
Унаследованная биологическая мотивация: инстинктивное удовлетворение потребностей.
-
Опредмечивание биологических потребностей. Импринтинг и обусловливание.
-
Психологическая интерпретация инстинкта и обусловливания.
-
Специфика мотивации человека. Психологические основы воспитания.
-
Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
-
Базовые потребности познания, общения, агрессии.
-
Базовые потребности в размножении, защищенности.
-
Базовая мотивация и высшие потребности человека. Базовые основы эстетической мотивации.
-
Основные этапы развития мотивационной сферы человека.
-
Мотивационная сфера личности, ее формирование.
-
Виды мотивационных образований человека.
-
Ситуативное развитие мотивации.
-
Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов.
-
Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации
-
Влияние мотивации на качество деятельности. Законы Иеркса-Додсона.
-
Типы конфликтов. Исследования когнитивного диссонанса.
-
Динамика уровня притязаний.
-
Мотивация достижений.
-
Исследования мотивации помощи.
-
Исследования мотивации власти.
-
Мотивация аффиляции.
-
Исследования агрессии. Гипотеза «фрустрации –агрессии».
-
Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
-
Учение об эмоциях Б.Спинозы.
-
Учение об эмоциях В.Вундта.
-
Теории эмоций в отечественной психологии.
-
Теории эмоций в зарубежной психологии.
-
Проблема критерия эмоциональных явлений. Классы и разновидности эмоций.
-
Условия возникновения эмоций.
-
Эмоции и процессы познания.
-
Функции эмоций.
-
Динамика эмоций.
-
Исследования выражения эмоций.
-
Физиологические показатели эмоций, их надежность.
-
Проблема стресса.
-
Проблема тревоги, два аспекта ее изучения.
-
Исследования радости, симпатии и любви.
-
Аффекты, их психологическая характеристика.
-
Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
-
Чувства, их психологическая характеристика.
-
Проблема произвольных и волевых процессов.
-
Проблема воли в психологии. Произвольная и волевая регуляция.
-
Основные подходы к изучению воли. Воля и личность.
|