страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Вопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия - страница №1/1
Вопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»
1. Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития. 2. Досократическая философия: основные проблемы и представители 3. Гераклит и Парменид: различие моделей мира 4. Сократ и софистика: гуманитарный поворот в античной философии и образовании 5. Знание и познание в философии Платона (на материале диалога «Менон») 6. Структура сущего в философии Платона 7. Источники и структура научно-философского знания у Аристотеля (на материале «Метафизики» и «Второй аналитики») 8. Древнегреческий атомизм 9. Основные характеристики античной модели научно-философского знания 10. Эпоха Возрождения: гуманизация и филологизация науки 11. Мировоззренческий смысл работ Н. Коперника и Дж. Бруно. 12. Модель научного познания Ф. Бэкона 13. Р. Декарт: радикальное сомнение, научный метод и учение о субстанциях 14. Формирование идеалов математизированного естествознания (от Г. Галилея к И. Ньютону). 15. Картезианцы и Ньютон: полемика о проблеме «скрытых качеств» в естествознании XVII-XVIII вв. 16. Социальные, экономические и технические условия развития науки в XVI - XVII вв. 17. Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания. 18. Идеология Просвещения: наука как движущая сила социального, экономического и нравственного прогресса. 19. Обоснование значимости и проблема границ научного познания в философии И. Канта. 20. Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма 21. Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера. 22. Стадии развития научного знания О. Конта. Взгляды Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания. 23. Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена 24. Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней: основные этапы. 25. Основные идеи работы «Научное миропонимание – Венский кружок» 26. Структура научной теории. Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий. 27. Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания. 28. «Стандартная» концепция научной теории. 29. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. 30. Понятие научного эксперимента. Виды экспериментального исследования в науке. 31. Научный факт и его теоретическая интерпретация. 32. Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. 33. Методы научного исследования и их классификация. 34. Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования. 35. История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними. 36. Методологический фальсификационизм К. Поппера и его критика 37. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 38. Методология индуктивизма и его критика 39. Методология конвенционализма и его критика 40. Научная революция как переломный момент в развитии научного знания. 41. Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна 42. Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты. 43. Исторические типы научной рациональности. 44. Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека 45. Этические проблемы современной науки. 46. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития. 47. Экономика науки как научная проблема. 48. Основные проблемы социологии науки. 49. Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов. 50. Идеи синергетики в современной философии науки. 51. Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.
Литература: Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006. Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002. (www.lib.ru) Кун Т. Дополнение 1969 года: § 1. Парадигмы и структура научного сообщества // Структура научных революций. М., 2001. Лакатош И. История науки и ее рациональные реконструкции: § 1. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005, (http://rainstore.narod.ru/library/metodologia/Mikeshina_-_Filosofia_nauki.htm) Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999
Источники для изучения на семинарах (http://phil.hse.ru/philscience): 1. Платон. Менон 2. Аристотель. Метафизика. Книга 1, глава 1-3; Книга 4, глава 3. Аристотель. Вторая аналитика. Книга первая. Гл. 1-3. 3. Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека. 4. Декарт. Рассуждение о методе 5. Кант. Критика чистого разума. Предисловие (к 1-му и 2-му изданию), Введение. Пролегомены (§ 1-13). 6. Конт О. Дух позитивной философии. 7. Дройзен И.Г. Очерк историки (§§1-18, 37-44, 72-86) // Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004. 8. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание – Венский кружок.1929. 9. Кун Т. Дополнение 1969 года к "Структуре научных революций" (§ 1). 10. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции (раздел 1). 11. Порус В.Н. Людвик Флек: от сравнительной к социальной эпистемологии |
|