Вопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия науки» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерный перечень вопросов к экзамену кандидатского минимума История... 1 29.89kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 2 767.29kb.
Методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена... 1 163.06kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия... 1 55.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история... 1 48.37kb.
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по «истории и философии... 1 74.27kb.
Требования к экзамену кандидатского минимума по философии 1 121.66kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «Философия науки и техники» 1 20.79kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 126.38kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана... 1 107.57kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 341.67kb.
Рудольф Карнап, Ханс Хан, Отто Нейрат научное миропонимание – венский... 1 272.83kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Вопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия - страница №1/1

Вопросы к экзамену по программе кандидатского минимума

по курсу «История и философия науки»

 

 



1.       Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития.

2.        Досократическая философия: основные проблемы и представители

3.       Гераклит и Парменид: различие моделей мира

4.        Сократ и софистика: гуманитарный поворот в античной философии и образовании

5.        Знание и познание в философии Платона (на материале диалога «Менон»)

6.       Структура сущего в философии Платона

7.       Источники и структура научно-философского знания у Аристотеля (на материале «Метафизики» и «Второй аналитики»)

8.       Древнегреческий атомизм

9.       Основные характеристики античной модели научно-философского знания

10.   Эпоха Возрождения: гуманизация и филологизация науки

11.   Мировоззренческий смысл работ Н. Коперника и Дж. Бруно.

12.   Модель научного познания Ф. Бэкона

13.   Р. Декарт: радикальное сомнение, научный метод и учение о субстанциях

14.   Формирование идеалов математизированного естествознания (от Г. Галилея к И. Ньютону).

15.   Картезианцы и Ньютон: полемика о проблеме «скрытых качеств» в естествознании XVII-XVIII вв.

16.   Социальные, экономические и технические условия развития науки в XVI - XVII вв.

17.   Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания.

18.   Идеология Просвещения: наука как движущая сила социального, экономического и нравственного прогресса.

19.   Обоснование значимости и проблема границ научного познания в философии И. Канта.

20.   Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма

21.   Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

22.   Стадии развития научного знания О. Конта. Взгляды Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.

23.   Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена

24.   Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней: основные этапы.

25.   Основные идеи работы «Научное миропонимание – Венский кружок»

26.   Структура научной теории. Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий.

27.   Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания.

28.   «Стандартная» концепция научной теории.

29.   Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.

30.    Понятие научного эксперимента. Виды экспериментального исследования в науке.

31.   Научный факт и его теоретическая интерпретация.

32.   Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

33.   Методы научного исследования и их классификация.

34.   Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования.

35.   История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними.

36.   Методологический фальсификационизм К. Поппера и его критика

37.   Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

38.   Методология индуктивизма и его критика

39.   Методология конвенционализма и его критика

40.   Научная революция как переломный момент в развитии научного знания.

41.   Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна

42.   Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты.

43.    Исторические типы научной рациональности.

44.    Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека

45.   Этические проблемы современной науки.

46.   Экологические принципы в современных стратегиях научного развития.

47.   Экономика науки как научная проблема.

48.   Основные проблемы социологии науки.

49.   Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов.

50.   Идеи синергетики в современной философии науки.

51.   Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.

 

 



  

Литература:

 

Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. (www.philosophy.ru)

Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. (www.philosophy.ru)

 

Степин В. С. Философия науки. М., 2004.



Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.

Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002. (www.lib.ru)

Кун Т. Дополнение 1969 года: § 1. Парадигмы и структура научного сообщества // Структура научных революций. М., 2001.

Лакатош И. История науки и ее рациональные реконструкции: § 1. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005, (http://rainstore.narod.ru/library/metodologia/Mikeshina_-_Filosofia_nauki.htm)

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999

 

Источники для изучения на семинарах (http://phil.hse.ru/philscience):



 

1. Платон. Менон

2. Аристотель. Метафизика. Книга 1, глава 1-3; Книга 4, глава 3. Аристотель. Вторая аналитика. Книга первая. Гл. 1-3.

3. Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека.

4. Декарт. Рассуждение о методе

5. Кант. Критика чистого разума. Предисловие (к 1-му и 2-му изданию), Введение. Пролегомены (§ 1-13).

6. Конт О. Дух позитивной философии.

7. Дройзен И.Г. Очерк историки (§§1-18, 37-44, 72-86) // Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004.

8. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание – Венский кружок.1929.  

9. Кун Т. Дополнение 1969 года к "Структуре научных революций" (§ 1).



10. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции (раздел 1).

11. Порус В.Н.  Людвик Флек: от сравнительной к социальной эпистемологии