Вопросы к экзамену по курсу "Методология и методика социологических исследований" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных... 1 168.5kb.
Тематический план № Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная... 1 144.97kb.
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "Проектирование трансляторов" 1 19.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика... 3 998.89kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Философия культуры XX века» 1 13.43kb.
Программа курса «Методология и методика научного исследования» 1 44.3kb.
Примерные ответы на вопросы к экзамену По курсу: «основы психосоматики» 3 899.71kb.
Взаимосвязь социологии медицины и социологических теорий среднего... 1 581.88kb.
Вопросы к экзамену по курсу «История политических и правовых учений» 1 142.62kb.
Вопросы к зачету/экзамену по курсу «Компьютерные сети» 1 37.42kb.
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
2 Понятие и классификации психологических методов 3 Виды основных... 1 61.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Вопросы к экзамену по курсу "Методология и методика социологических исследований" - страница №1/1

вопросы К экзамену
по курсу "Методология и методика социологических исследований"

для студентов факультета социально-политических наук



  1. Объект и предмет методологии и методики социологического исследования. Различия между методологией и методикой социологических исследований и социологической теорией.

  2. Содержание и соотношение понятия «методология», «метод», «методика», «техника», «процедура» исследования.

  3. Определение социологического исследования. Общая классификация социологических исследований. Особенности панельного и лонгитюдного исследования.

  4. Сравните три типа исследований: разведывательное, описательное и аналитическое. Критерии сравнения определите самостоятельно. На основании проделанной работы составьте сравнительную таблицу. Сформулируйте основные факторы, от которых зависит выбор типа социологического исследования.

  5. Что такое вторичный анализ социологической информации? Чем он отличается от первичного анализа и для решения каких задач используется? На чем базируется принципиальная возможность вторичного анализа? Каковы источники вторичной социологической информации? Достоинства и ограничения вторичного анализа? При каких условиях он может быть эффективным?

  6. Каковы основные цели и задачи оперативных социологических исследований? Почему их проведение возможно по сокращенному варианту? В чем заключаются общие черты и различия между оперативным социологическим исследованием и экспресс опросом? Что такое общественные настроения? В чем состоит их специфика по сравнению с устойчивыми мнениями и установками.

  7. Выборочный метод в прикладной социологии. Трудности реализации. Ключевые понятия. Оценка качества выборки.

  8. Выборочный метод в прикладной социологии. Виды и методы выборки

  9. Выборочный метод в прикладной социологии. На предприятии, где предстоит проведение социологического исследования, работают 3202 человека. Расчетный объем выборки составляет 350 человек. Рассчитайте шаг отбора единиц исследования для случайной модели выборки.

  10. Метод «снежного кома»: сфера применения и методика реализации. Квотная выработка и ее практическое осуществление

  11. Структура (этапы) социологического исследования и общая логика его развертывания. Основные аналитические, методические и организационно-технические процедуры перечислены в алфавитном порядке, упорядочите их в соответствии с основными этапами и логикой научно-исследовательского процесса:

  • Апробация методического инструментария

  • Верификация гипотез исследования

  • Выписка и типологизация ответов на открытые вопросы анкеты

  • Кодировка и шифровка первичных социологических данных

  • Обработка социологической информации

  • Оформление юридических документов исследователя

  • Проведение полевых работ

  • Разработка инструментария исследования

  • Разработка плана и графика проведения исследования

  • Расчет временных затрат на проведение исследования

  • Согласование основных направлений и предполагаемых результатов исследования с заказчиком

  • Составление инструкции для анкетера

  • Составление научного отчета

  • Утверждение задания на проведение научно-исследовательских работ

  • Формулирование выводов и рекомендаций по результатам исследования.

  1. Подготовительный этап исследования. Почему на него тратится обычно до трети и более всего времени? Какие задачи решаются на организационно-подготовительной стадии исследований? Какие юридические документы должны быть подготовлены для проведения исследования?

  2. Полевое исследование, его цели и процедуры. Накануне референдума по принятию новой конституции (12 декабря 1993 года) был проведен опрос жителей г. Ярославля. Данные приводятся в таблице и сопоставлены с исходом реального голосования







Опрос

Голосование

Собираются участвовать в референдуме по принятию конституции

Не собираются

Затруднились с ответом


78,0%

16,0%


6,0%

56,9%

43,1%


-

Выскажутся «за» принятие конституции

Выскажутся «против» принятия

Затруднились с ответом


51,0%

27,0%


22,0%

64,0%

36,0%


-

Вопросы:

а) В чем причины ошибочного прогноза работников социологической службы?

б) Какие факторы могли повлиять на изменение позиций граждан?




  1. Необходимость, назначение и функции логического анализа основных понятий в исследовании.

  2. Программа исследования. Выявление проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования. Проблемная ситуация, социальная проблема и проблема исследования. Опишите проблемную ситуацию. Сформулируйте научную и практическую проблему Вашего исследования.

  3. Определение объекта и предмета исследования. Предмет исследование как проблематичное и наиболее существенное в содержании объекта. Определите объект и предмет Вашего исследования.

  4. Определение цели и постановка задач исследования. Сформулируйте цель Вашего исследования, а также его основные и вспомогательные задачи.

  5. Понятие и роль гипотезы в социологическом исследовании. Требования к гипотезам. Источники гипотез. Сформулируйте рабочие гипотезы для Вашего исследования «Материальное положение современного студенчества»

  6. Методологическая часть программы социологического исследования.

  7. Методическая часть программы социологического исследования. Основная функция метода в социологическом исследовании. Факторы выбора метода (методов) в социологическом исследовании.

  8. Метод опроса в комплексе методов сбора первичной информации. Требуется достоверная информация о причинах резко возросшей недисциплинированности студентов:

а) Какие виды опроса и на каких этапах могут быть использованы?

б) Какие показатели можно вывести на основе опроса в данном исследовании?



  1. Социологический опрос как вид социальной коммуникации. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирического социологического исследования.

  2. Виды анкетных опросов. Раздаточное анкетирование, почтовые и прессовые опросы: сравнительный анализ функциональных возможностей. Достоинства и недостатки анкетного опроса.

  3. Социологическое интервью: назначение, специфика и основные разновидности. Преимущества интервью по сравнению с анкетным опросом. Недостатки интервью.

  4. Метод почтового опроса. Каковы случаи применения почтового опроса? В чем его преимущества и принципиальные ограничения?

  5. Личное и телефонное интервью, сравнение функциональных возможностей и ограничений.

  6. Критерии выбраковки анкет. Как можно определить факт фальсификации анкет анкетером? Попытайтесь спрогнозировать наиболее типичные ошибки в анкете, составленной без программы исследования.

  7. Метод наблюдения: сфера применения, достоинства и недостатки. Виды наблюдения.

  8. Метод анализа документов. Виды документов. Отбор документов для изучения.

  9. Виды анализа документов, Что такое контент-анализ и чем он отличается от методов традиционного анализа документальных источников?

  10. Виды социологического эксперимента и методы отбора экспериментальных групп. Планирование и логика осуществления социологического эксперимента.

  11. По каким основным признакам различаются номинальные, ранговые и интервальные шкалы? Сравните операциональные возможности этих видов шкал. С помощью каких шкал должны быть измерены следующие признаки: пол, возраст, профессия, частота просмотра телепрограмм, степень выраженности интереса к политике, уровень образования, средний доход, авторитет руководителя?

  12. Методы социометрии. Социометрическая карточка.

  13. Метод экспертной оценки при сборе первичной информации.