Вопросы и ответы. Некоторые типичные вопросы и ответы на них - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Шрадер Х. Экономическая антропология (Введение, с. 5-8) 1 11.57kb.
Олимпиада по истории VI класс : ответы таблица 1 23.97kb.
Примерные ответы на вопросы к экзамену По курсу: «основы психосоматики» 3 899.71kb.
Семинар реальные контракты (2 часа) Вопросы для обсуждения 1 20.29kb.
Праксеология на пороге XXI века 1 54.54kb.
Опросник по Scopus № п/п Вопросы Ответы 1 11.23kb.
5 класс задания задание phonetics match the word with the transcription. 1 34.15kb.
И мудрым словом он лечит души. На все вопросы он знает ответы 1 11.07kb.
Методическая разработка игры " The English World" Тема Культура Великобритании... 1 98.62kb.
Вопросы и ответы викторины «Знакомьтесь, Амурская область» 1 43.8kb.
Экзаменационные вопросы по истории России 11 класс. Для удобства... 36 4043.05kb.
Федеральное государственное бюджетное 1 192.28kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Вопросы и ответы. Некоторые типичные вопросы и ответы на них - страница №1/1

Глава 10.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

1. НЕКОТОРЫЕ ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ.

У читателя наверняка возникло много вопросов. На некоторые вопросы мы постарались дать ответ выше. Вероятно, многие вопросы так и остались без ответа. Мы отсылаем читателя, желающего досконально разобраться с данной темой, к другим нашим книгам по новой хронологии. Они перечислены во Введении, и в списке литературы. А в этой главе мы кратко перечисляем некоторые наиболее часто возникающие на первых порах вопросы и даем на них ответы.

ВОПРОС: Почему до вас никто не ставил проблему в таком виде?

ОТВЕТ: Это не так. Выше мы указали имена нескольких наших предшественников. Причем, наверняка нам известны имена далеко не всех ученых, в разное время пытавшихся разобраться в этой проблеме. Постановка вопроса была известна еще с XVI века.

ВОПРОС: Тогда что нового сделали вы?

ОТВЕТ: Во-первых, мы вместе с коллегами разработали и экспериментально проверили новые эмпирико-статистические методы независимого датирования. Это, как нам кажется, важное достижение. Наши предшественники пользовались, в основном, сравнительным анализом смыслового содержания источников, анализом почерка и т.п. Мы не отрицаем важность подобных исследований, но они не могут служить для независимого датирования.

Отчасти использовался и астрономический метод, но, его применение до работ Н.А.Морозова было непоследовательным. В XVIII-XX веках астрономии отоводилась лишь второстепенная роль в хронологии: ей разрешалось подтверждать (или чуть-чуть уточнять) даты, но - не менять хронологию сколько-нибудь существенным образом. А ведь именно в XVIII-XX веках астрономия стала достаточно точной наукой. Напротив, в эпоху создания принятой сегодня хронологии, в XVI-XVII веках, астрономии (в то время - очень неточной) отводилась, видимо, важнейшая роль в обосновании хронологии. Некоторые крупнейшие ошибки в хронологии Скалигера возникли из неточных астрономических расчетов той эпохи. Например - датировка Рождества Христова.

Во-вторых, из наших результатов следует, что предложенная

Н.А.Морозовым передатировка некоторых пластов древней истории явно недостаточна. Н.А.Морозов думал, что скалигеровская версия истории более или менее верна уже начиная с эпохи IV-VI веков н.э. Наши исследования показали, что это не так. Мы впервые обнаружили, что скалигеровская версия хронологии становится более или менее правильной лишь начиная с эпохи XIII-XIV веков н.э. Все события, относимые сегодня к X веку и ранее того, происходили на самом деле в эпоху XI-XVII веков. Причем от эпохи X-XIII веков до нас почти ничего не дошло.

Другими словами, наша версия хронологии отличается от морозовской примерно настолько же, насколько его версия отличалась от скалигеровской. Нами было обнаружено, что необходимо сократить хронологические рамки нашей истории еще примерно на тысячу лет. Это - новый результат, который принадлежит нам.

В-третьих, мы обнаружили слоистую структуру повторов (дубликатов) в современной версии древней истории, восходящей к Скалигеру и Петавиусу. В целом, эта структура порождается тремя основными хронологическими сдвигами (ошибками) в скалигеровской версии, действующими сразу на крупнейшие пласты истории. Величины сдвигов: на 330 лет, на 1050 лет и на 1800 лет приблизительно. Эти три сдвига и порождают грубую схему ошибок "скалигеровского учебника по истории", которым сегодня пользуются во всем мире. Существуют и другие сдвиги-ошибки в скалигеровской хронологии, но их действие более локально, кратковременно. Выявление структуры "трех сдвигов" - это тоже новый результат, ранее неизвестный.

ВОПРОС: С какого века по Вашему мнению начинается "правильная хронология и история"?

ОТВЕТ: Вероятно, с эпохи XIII-XIV веков.

ВОПРОС: События каких времен описываются в дошедших до нас древних текстах? Вообще, с какого века начинается "письменная" история Европы и Средиземноморья, то есть история, известная нам по книгам, летописям, а также по расшифрованным к настоящему времени древним письменным документам?

ОТВЕТ: Примерно с X века; может быть чуть раньше, но не намного. Все известные нам сегодня "античные" и средневековые документы описывают, вероятно, события на интервале XI-XVII века. При этом эпоха X-XIII веков в версии Скалигера (изложенной в современных учебниках) состоит из двух слоев:

а) подлинные события X-XIII веков, о которых известно мало;

б) дубликат, пришедший в эту эпоху из периода XIII-XVII веков.

ВОПРОС: Нашли ли вы статистическими методами какие-нибудь повторы (дубликаты) в истории XIV-XX веков?

ОТВЕТ: Никаких неожиданных крупных хронологических сдвигов здесь мы не обнаружили. Зато обнаружили наложение империи Габсбургов XIII-XVI веков на династию русских царей-ханов XIII-XVI веков. Но здесь сдвига во времени практически нет.

ВОПРОС: Какое самое позднее (то есть наиболее близкое к нам по времени) событие "опустилось вниз" при хронологических сдвигах-ошибках Скалигера-Петавиуса?

ОТВЕТ: Отдельные события XVII века. Например, некоторые подробности биографии самого Дионисия Петавиуса, завершавшего в XVII веке историко-хронологическую версию Скалигера. На страницах истории он был изображен (может быть даже сам себя изобразил) как знаменитый хронолог VI века Дионисий Малый, якобы уже тогда вычисливший Рождества Христова. Отметим, что "петавиус" переводится как "малый"! Исследования

Г.В.Носовского показали, кстати, что вычисления Дионисия Малого в принципе не могли быть произведены в VI веке. Это - расчеты эпохи XIV-XVI веков. Время Дионисия Петавиуса - это конец той исторической эпохи, которая "уехала вниз" при сдвиге.

ВОПРОС: Можете ли вы вкратце описать "новый учебник по древней истории"?

ОТВЕТ: Лишь в грубых чертах. Здесь больше гипотез, чем ответов.

С точки зрения формальной хронологии событий, приблизительная схема такого учебника фактически заключена в системе дубликатов, обнаруженных нами внутри "скалигеровского учебника по древней истории". Нужно поднять вверх и наложить друг на друга эпохи-дубликаты, помеченные на глобальной хронологической карте одинаковыми символами. В результате хронологические рамки всех событий истории существенно сократятся. Все известные события древней истории попадут в эпоху начиная примерно с X века н.э., то есть - около тысячи лет тому назад. При этом часто оказывается, что мы уже знаем об этих событиях из истории последнего тысячелетия, только привыкли к несколько другим их описаниям. В другим стиле, под другим углом зрения, часто - с использованием других имен. Но события - те же самые. Особенно интересны случаи, когда такое "возвращение на место" древних событий помогает нам лучше понять историю средних веков, узнать важные подробности.

В общем, получается, что наша историческая память простирается в прошлое "всего лишь" на тысячу лет. Не так уж мало. Это - если говорить о летописях, то есть о достаточно насыщенной истории. Разумеется, бурные события происходили и до X века, от того времени, вероятно, остались какие-то редкие памятники и предметы. Но события тех времен стерлись из памяти человечества.

Нами, совместно с Г.В.Носовским, предложена в виде гипотезы реконструкция истории. Пока еще в общих чертах, хотя в отдельных случаях удалось восстановить некоторые яркие подробности. Здесь еще очень много работы для будущих поколений историков. С нашей реконструкцией можно познакомится по книгам [429]-[438], [488], [495].

ВОПРОС: Что вы можете сказать об истории Китая?

ОТВЕТ: Это очень интересный вопрос. Ему посвящен большой раздел нашей книги "Империя". Оказалось, что история Китая далеко не столь древняя, как это обычно предполагают.

ВОПРОС: Считаете ли вы свои исследования завершенными?

ОТВЕТ: Нет. Работы предстоит еще очень много, причем специалистам самых разных специальностей. Окончательная реконструкция подлинной истории - это задача для будущих поколений историков. В качестве гипотезы мы предложили в общих чертах концепцию древней и средневековой истории, согласованную с новой хронологией, но не рассматриваем ее как окончательную. Тут открывается широкое поле деятельности для историков, и в первую очередь для историков-архивистов, работающих непосредственно с подлинниками старых докуменатов.

В то же время, хронология, как наука, относится скорее к области прикладной математики, чем к исторической науке в ее современном понимании. В наше время история является наукой сугубо гуманитарной. Методология гуманитарных наук недостаточна для разработки хронологических проблем. Тут необходимы методы естественных наук. В частности, современная математика позволяет создавать хорошо работающие, надежные методы датирования. На основе таких методов и был создан костяк новой хронологии. В этом смысле математика и история не являются конкурентами: они дополняют друг друга.

Итак, по нашему мнению, мы лишь в начале плодотворного и интересного пути.

ВОПРОС: Думаете ли Вы, что историки когда-нибудь согласятся с Вами?

ОТВЕТ: Когда-нибудь - да, но когда именно, сказать сложно.

Вероятно, не скоро. Сегодня наши сторонники в основном - специалисты естественных и точных наук. Есть также и историки, но среди историков пока противников больше, чем сторонников. Мы отдаем себе отчет в том, насколько психологически сложно для историка склониться к мысли о пересмотре хронологии Скалигера. Безусловно, здоровый консерватизм науке необходим, он защищает ее от невежества. В то же время у любого консерватизма должны быть разумные границы. Из истории науки мы знаем, что ломка устоявшихся ложных представлений в науке иногда бывает очень и очень болезненной, длится целыми десятилетями. Почти все естественные науки в разное время прошли через такие кризисы. В связи с этим полезно привести хотя бы один пример. Мы далеки от мысли сравнивать себя с людьми, о которых пойдет речь ниже (это было бы по меньшей мере нескромно), однако нам кажется, что этот пример (как и множество ему подобных) имеет некоторое отношение к сложившейся обстановке в исторической хронологии.

"Нам кажется нынче смешным, что в течение полутора тысяч лет господства культа Галена в медицине ... люди считали, будто

артериальная и венозная кровь - жидкости суть различные и если

первая "разносит движение, тепло и жизнь", то вторая призвана

"питать органы". А смешного здесь куда меньше, чем страшного.

Инакомыслящие были нетерпимы. Мигель Сервет, замахнувшийся на догмы Галена, поплатился жизнью, и лишь три экземпляра его книги не попали в протестантский костер, который испепелил в Женеве ее

автора. Поистине семь кругов ада прошли те, кто пришел к кругу кровообращения. Их было несколько, этих мужественных

первопроходцев, которым люди поставили памятники: в Мадриде - Мигелю Сервету, в Болонье - Карло Руини, в Пизе - Андреа Чезальпино, в Англии - Вильяму Гарвею - тому, кто поставил последнюю точку... В его лаборатории уже двадцать лет тяжело, медленно, но неотвратимо

вызревает открытие, которое разорвет на куски тысячелетний догмат и его собственную спокойную благоустроенность. Он обстоятелен и

нетороплив, и лишь в 1628 году (Гарвею уже 50 лет) не дома, в Англии, а в далеком Франкфурте выходит его "Анатомическое

исследование о движении сердца и крови животных". Тоненькая книжонка

- 72 страницы - сделала его бессмертным. Что тут началось! Сначала налетела мелочь: иезуиты, дураки-схоласты, молоденький

француз Примроз, итальянец Паризани, - на их наскоки он даже не считал нужным отвечать ... Потом удар нанес "царь анатомов", личный

врач Марии Медичи - Риолан, тот самый Риолан, который здесь, в Лондоне, так мило улыбался и кивал, слушая его! За Риоланом - ...

Патен (Мольер отомстил ему за Гарвея, высмеяв в своем "Мнимом больном"), за Патеном - Гоффман, Черодини - противников было куда

больше, чем страниц в его книге. "Лучше ошибки Галена, чем истины Гарвея!" - таков был их боевой клич... Торжествуя победу, сторонники

Кромвеля грабят и сжигают дом Гарвея. В огне гибнут рукописи и записи опытов последних лет... Радость признания пришла к нему на

старости лет. 76-летнего старика избирают президентом Лондонской медицинской академии, но он отказывается от почетного кресла" [469],

с.70.


2. КТО И КАК ОСПАРИВАЛ КОНЦЕПЦИЮ Н.А.МОРОЗОВА.

ВОПРОС: Что возражают ваши противники? Что говорили противники

И.Ньютона, Н.А.Морозова, Р.Ньютона и других критиков хронологии Скалигера?

ОТВЕТ: Если описать всю историю борьбы вокруг хронологии (борьбы, начавшейся еще в XVI-XVII веках, сразу же после появления хронологии Скалигера), то получилась бы увлекательная книга.

Что касается хронологических исследований И.Ньютона, то волна критики со стороны защитников хронологии Скалигера спала довольно быстро, лет через десять после публикации книги И.Ньютона. Обзор высказываний его критиков дан, в частности, в книгах [158], [471], [112]. Ничего интересного и содержательного они не сказали. Возражения

И.Ньютону сводились к филологическим рассуждениям, фактически не касаясь существа вскрытых И.Ньютоном ошибок в хронологии И.Скалигера.

Существенно эмоциональней была реакция на книгу Н.А.Морозова "Христос (история человеческой культуры в естественно-научном освещении)". Появилось довольно много публикаций. Впрочем, из большого числа критических работ внимания заслуживает лишь одна - развернутое выступление проф.Н.М.Никольского "Астрономический переворот в исторической науке. (По поводу книги Н.А.Морозова "Христос", Л.,

1924)" (журнал "Новый мир", 1925, No. 1).

Н.М.Никольский реагировал лишь на 1-й том "Христа" (остальные тома еще не вышли). Этим обстоятельством объясняется ряд недоуменных вопросов

Н.М.Никольского, большинство которых получили ответ в последующих томах книги Н.А.Морозова.

После публикации статьи Н.М.Никольского, журнал "Новый мир" практически мгновенно (уже в No. 4 за этот же 1925 год) опубликовал и обширный ответ Н.А.Морозова "Астрономический переворот в исторической науке". Статья Н.А.Морозова полностью снимает все недоумения и возражения Н.М.Никольского.

В итоге никаких серьезных возражений Н.М.Никольский и другие критики хронологических исследований Н.А.Морозова выдвинуть не смогли. Типичные вопросы, которые возникали у критиков Н.А.Морозова и которые сегодня возникают у критиков наших работ, можно разделить на следующие группы.

1) Деловые и спокойные возражения. Их было немного, хотя они были самыми интересными. Все остальные высказывания были скорее выражением чувств негодования, чем возражениями по существу. Вот примеры.

2) На протяжении 400-500 лет целая армия историков честно трудилась, изучая документы. Наивно думать, что они не заметили

декларируемых вами ошибок в хронологии. Поэтому скалигеровская

хронология верна.

3) Если вы правы и хронологическая сетка ошибочна, следовательно, на протяжении нескольких сотен лет историки обманывали общественность. Это предположение нелепо, поэтому скалигеровская хронология верна.

4) Критики скалигеровской хронологии - самоуверенные люди, одержимые манией величия (оскорблениям такого сорта особенно часто подвергался

Н.А.Морозов). Поэтому скалигеровская хронология верна.

5) Чтобы получить право критиковать скалигеровскую хронологию, нужно сначала стать профессиональным историком, окончить исторический факультет, защитить докторскую диссертацию по истории и т.д. Ученые, "пришедшие со стороны", некомпетентны в вопросах истории. Поэтому скалигеровская хронология верна.

6) Никогда в истории научной мысли целая научная теория полностью не перечеркивалась; знания о мире могут лишь уточняться, не отрицая всего прошлого опыта. Поэтому скалигеровская хронология верна.

7) Политические обвинения и навешивание ярлыков. Например, во времена марксизма-ленинизма самым "весомым" ответом на наши научные публикации, посвященные хронологии, было: "эти исследования противоречат марксистско-ленинской периодизации истории, а потому являются антисоветскими". Поэтому скалигеровская хронология безусловно верна. Сегодня эти доводы уже "не работают". Но начинают появляться другие, аналогичные.

Критики Н.А.Морозова и наших работ часто повторяют, что Н.А.Морозов, и будто бы вслед за ним и мы, утверждаем, что "древнего мира вообще не было". Почему усиленно повторяется эта явная нелепость? Вероятно потому, что с ней легко спорить. Любой здравый, но не посвященный в суть дела собеседник согласился: да, действительно, какая-то глупость. В данном случае наши критики применяют весьма распространенный прием псевдонаучной борьбы. Из наших исследований совсем не следует, что "древнего мира не было". Конечно, он был.

Проблема не в этом. А в том - когда и где был этот известный сегодня "древний мир", а также - когда и где написаны известные сегодня

древние тексты? Сколько веков той древности, которая отразилась в

письменных источниках, "доживших" до наших дней?

Вернемся к обзору откликов на работы Н.А.Морозова.

В 1907 году по поводу книги Н.А.Морозова "Откровение в грозе и буре" в Москве был издан ответ В.Эрна под названием "Откровение в грозе и буре. Разбор книги Н.Морозова". Когда Эрн писал свой ответ, он был знаком только с книгами Н.А.Морозова "Откровение в грозе и буре" и "Пророки", так как книга "Христос" тогда еще не вышла из печати. Большинство вопросов и возражений В.Эрна просто не возникли бы, если бы он был знаком и с этой последней книгой Н.А.Морозова. Мы приведем несколько мыслей В.Эрна для того, чтобы показать - какие чувства возникают в душе историка при знакомстве с нескалигеровской хронологией.

Например, говоря о сомнениях Н.А.Морозова в подлинности многих древних документов, В.Эрн пишет: <<�Они поражают. Поражают

высокомерием естественника, презирающего все другие науки (? - А.Ф.),

кроме естественных, отрицающего всякое их значение только потому, что

он с ними не знаком... Он говорит, что манускрипты дошли до нас "в

копиях средневековых монахов", что напечатаны они были только в XVI

и XVII веках. Но что он хочет этим сказать? Разве по отношению ко всей

древности, решительно ко всем древним авторам, начиная с Гомера и

кончая каким-нибудь Марком Аврелием, мы не находимся точно в таком

же положении? Усомниться в тех манускриптах, которые говорят об

Апокалипсисе, - это значит усомниться во всех манускриптах, которые нам остались от древности, ибо все критики, все филологи

единогласно утверждают, что эти манускрипты ничем качественно (в смысле сохранности текста, принадлежности к известным эпохам и

авторам) не отличаются от манускриптов других... Он объявляет поединок всем многочисленным филологам и историкам XVIII и XIX века>>.

Были не только отрицательные отызвы. Так, Н.Суханов ("Правда" от 27 мая 1928 года) высоко оценил работу Н.А.Морозова и призвал в организации широкой научной дискуссии по проблеме хронологии. В частности, он писал: <<�В сфере критики методов, критики документов, критики длиннейшего ряда утвержденных доселе "истин", Морозов силен и убедителен>>. Закончил свою статью Н.Суханов так: <<�Я отдаю себе полнейший отчет в трудности положения. Специалисты усваивают свои истины основательно и крепко. Одни занимаются всю жизнь эпохой Пунических войн, другие - эпохой Сети и Рамзеса, третьи - Вергилием и Горацием. Традиции науки, исходные точки собственных трудов, были усвоены еще в юности. До глубоких седин, преклоняясь перед авторитетами, ученые углубляли познание эпохи - в установленных границах. Надо понять, что значит для такого ученого страшный термин "пересмотреть"! Как это так - пересмотреть жизнь, которую прожил... Но если для этого возник повод, то надо это сделать. Книги Морозова - каковы бы ни были их вес и судьба - явились таким поводом.>>

Отметим также статью П.Преображенского ("Правда" от 13 мая 1928 года), статью М.Данана ("Литературная газета" от 18 июня 1929

года), обзор в сборнике "Очерки историографии Библии и раннего

христианства" Г.М.Лифшица, статью Г.Федорова "Откровения и наука"

("Новый мир", 1975 год, No. 1). Все эти отзывы не содержат каких-либо

конкретных научных возражений.

Н.А.Морозов писал: "Мне очень трудно продолжать эту часть моей работы, так как никто лучше меня не понимает, что для всякого, кто не посвятит этому предмету многих лет своей жизни, - а я занимался им, хотя и с перерывами, с 1883 года, - все, что я говорил сейчас и буду говорить далее, покажется лишь праздной попыткой сокрушить несокрушимое... Гебраист не знает египтологии с ее иероглифами, египтолог не знает ас- сириологии с ее клинописью, эллинолог не знает арабского языка, арабист не знает санскрита... А все эти форты и фронты, однако, сделаны искусно защищающими друг друга. У кого хватит смелости атаковать какой-нибудь из них, когда он знает, что на него тотчас же заремят ураганным огнем все остальные? А как атаковать все сразу, когда на каждый надо употребить несколько лет труда? Человеческой жизни не хватает на подготовку ко все- му этому, да и работа неблагодарная: разрушать что бы то ни было всегда неприятно даже и с целью созидания чего-либо лучшего на старых развалинах."

Н.А.Морозов. Христос, т.1, Л.,1924, с.409.

Отсутствием у критиков Н.А.Морозова серьезных возражений, возможно, и объясняется то показательное обстоятельство, что по мере выхода в свет все новых и новых томов "Христа" уровень критики идей

Н.А.Морозова быстро падал. Ее тон стал несдержанно скандальным, началось шельмование. Затем критики вообще смолкли и наступило мертвое

молчание на несколько десятилетий. Замалчивание научной идеи - один из способов псевдонаучной борьбы, когда все другие легальные и нелегальные средства испробованы и оказались безрезультатными. О Н.А.Морозове стали вспоминать лишь как об известном общественном и политическом деятеле, народовольце, почетном академике, директоре научного института им.Лесгафта, авторе важных работ по химии и т.п. Если где-то и проскальзывала краткая и малопонятная информация об исторических работах Н.А.Морозова, она тут же снабжалась пренебрежительным комментарием типа: "эти бредовые идеи давно выброшены на свалку истории".

Но, по-видимому, глубокие научные идеи не гибнут. В 1974 году в Московском университете группа математиков заинтересовалась проблемами древней хронологии и, естественно, через короткое время перед нами всплыли имена Н.А.Морозова, Т.Моммзена, а позднее Исаака Ньютона. Первые наши научные публикации на эту тему вышли в 1980 году. С другой стороны, в 1978 году в США вышла в свет очень интересная книга Роберта Ньютона "Преступление Клавдия Птолемея", переведенная на русский язык в 1985 году.

3. КТО И КАК ОСПАРИВАЛ РЕЗУЛЬТАТЫ РОБЕРТА НЬЮТОНА.

Реакция со стороны историков последовала быстрая. На книгу

Р.Ньютона обрушились со всех сторон. Мы не будем, конечно, излагать здесь все перипетии борьбы, отметим лишь, что как и в случае

с Н.А.Морозовым, попытки критиков Р.Ньютона противопоставить что-либо серьезное его открытиям, не увенчались успехом. Тогда в ход был

пущен испытанный прием - стали говорить о "некомпетентности

Р.Ньютона", а том, что он - "неудавшийся астрофизик", ищущий острых ощущений в далеких от него областях и т.п. К такого сорта

публикациям относится, например, статья Ю.Н.Ефремова в журнале "Природа", No. 7, 1991 год. Наш комментарий по поводу этой статьи,

посланный в редакцию журнала "Природа" в 1991 году, так и не был опубликован.

Скажем здесь несколько слов о том разделе статьи Ю.Н.Ефремова, где он пытается скрыть от читателя подлинное место в истории науки,

которое заняла книга Р.Ньютона, а также создать у читателя искаженное

представление о ее авторе. Это необходимо хотя бы потому, что

Р.Ньютон скончался 9 июня 1991 года и уже не может защищаться от многочисленных нападок такого сорта.

Роберт Ньютон - крупнейший специалист в теоретической и экспериментальной баллистике, небесной механике, астрономии, в теории движения спутников, в теории и расчете траекторий дальних космических полетов. Он создал новую теорию расчетов, позволившую космической программе США добиться исключительной точности и надежности в области космической навигации, Р.Ньютон возглавлял специальную лабораторию космической навигации и был главным создателем космической навигационной сети (в 60-е годы), которая используется сегодня всеми развитыми странами для обслуживания более чем 50000 военных, коммерческих, частных судов, подводных лодок, а также международных авиакомпаний. Другое направление его исследований было связано с анализом движения спутников Земли (Луны и искусственных спутников) для определения точной формы Земли и вариаций гравитационного поля (проблема исключительной важности как для космической навигации, так и для многих теоретических разделов физики и небесной механики). В этой области знаний его имя также пользуется огромным уважением.

Р.Ньютон был непререкаемым и международно признанным авторитетом во всех вопросах, касающихся точности вычислительных алгоритмов и до 1983 года возглавлял специальную аналитическую группу в Космическом Департаменте США.

Научная, организаторская и административная активность Р.Ньютона не ограничивалась перечисленными выше направлениями. Являясь

крупным специалистом в космической навигации и небесной механике, он

обратился затем к нерешенным проблемам геофизики и использовал

наблюдения за движением спутников, записи наблюдений за древними

и средневековыми затмениями для вычисления ускорения Луны.

Полученный Р.Ньютоном результат вызвал большой интерес не только среди геофизиков, но и среди историков астрономии. Следующим крупным

исследованием Р.Ньютона был статистический и астрономической анализ знаменитого "Альмагеста" Птолемея. Результат исследования был поразителен: Ньютон обнаружил, что реальная астрономическая обстановка II века н.э., куда традиционно помещают Альмагест историки астрономии, категорически не соответствует наблюдательным данным, собранным в Альмагесте. Поскольку Р.Ньютон не ставил под сомнение скалигеровскую хронологию, он сделал отсюда вывод о подложности астрономических данных Альмагеста. Это исследование составило содержание его книги "Преступление Клавдия Птолемея". Книга вызвала бурную реакцию среди историков и историков астрономии (а отнюдь не "игнорирование", как почему-то пытается изобразить

Ю.Н.Ефремов). Мы познакомились с основными публикациями, пытающимися оспорить выводы Р.Ньютона и утверждаем, что в них не

приведено ни одного сколь нибудь серьезного возражения. Это и понятно: невозможно оспаривать факты, которые может (при желании)

проверить любой специалист по статистике, небесной механике и астрономии.

Другое дело - как интерпретировать "теорему Ньютона" о несоответствии наблюдений, собранных в Альмагесте, с "реальным

небом" II века н.э. Р.Ньютон считал это свидетельством подложности.

Возможна и другая точка зрения: все это свидетельствует лишь о том, что Альмагест следует поместить в другую историческую эпоху. Это

снимает все проблемы. Но только надо выбрать не эпоху Гиппарха, как предлагал Р.Ньютон, а средние века.

4. НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ВОЗРАЖЕНИЙ ПРОТИВ НАШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПО ХРОНОЛОГИИ.

Мы не можем дать полный список всех публикаций, появившихся после выхода наших статей, так как откликов, неожиданно для нас, оказалось

очень много. В нашей книге "Библейская Русь" мы привели довольно

обширный список известных нам откликов, вместе с нашими комментариями.

Здесь же ограничимся лишь кратким описанием ситуации.

Характерно, что историки в своих отрицательных отзывах сразу

же обрушиваются на наши гипотезы и реконструкцию. Не упоминая ни о

критической части исследований, ни о результатах применения

математических методов к хронологии. А между тем следовало бы ожидать,

что историки начнут свои статьи С ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРАВИЛЬНОСТИ

СКАЛИГЕРОВСКОЙ ХРОНОЛОГИИ, КОТОРОЙ ОНИ ПОЛЬЗУЮТСЯ НА КАЖДОМ ШАГУ. ВЕДЬ

ИМЕННО ИСТОРИКИ СКАЛИГЕРОВСКОЙ ШКОЛЫ (А НЕ ЕЕ КРИТИКИ) ПРЕПОДАЮТ СВОЮ

СКАЛИГЕРОВСКУЮ ВЕРСИЮ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ШКОЛАХ, УНИВЕРСИТЕТАХ, ТО

ЕСТЬ ИМЕННО ОНИ ИЗБРАНЫ ОБЩЕСТВОМ, ЧТОБЫ ОБУЧАТЬ ВСЕХ ИСТОРИИ. ИМЕННО

ИСТОРИКИ СКАЛИГЕРОВСКОЙ ШКОЛЫ ОБЯЗАНЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: КАК ВЫ

ДОКАЗЫВАЕТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ СВОИХ ДАТ?

Исследования критиков скалигеровской хронологии (Н. А. Морозова, И. Ньютона, Э. Джонсона и др.) показали, что надежных обоснований у нее нет. Не потому ли историки стараются уклониться от необходимости доказывать свою скалигеровскую версию? Делают вид, будто бы это <<�не нужно, неинтересно>>. И сразу переходят на критику гипотез и реконструкций оппонентов. Хотелось бы все-таки услышать ответ ПО СУЩЕСТВУ, то есть ответ на вопрос: откуда все-таки вы берете обоснование "древних" дат?

К сожалению, ответ историков на этот вопрос услышать, по-видимому, не удастся. Тем не менее, ответ известен. Он следует как из исследования основ хронологии Скалигера -- Петавиуса, предпринятого нашими предшественниками, так и из наших работ в этой области. Многими независимыми способами получено одно и тот же: эта хронология ошибочна. Нельзя не отметить удивительный факт: в современной исторической науке вопросами основ хронологии практически никто не занимается. Нет ни одной современной исторической монографии, в которой было бы от начала и до конца было изложено, как и на каком основании получены основные даты древней истории, какова "кухня" вычисления дат древности. По сути дела скалигеровская хронология принимается за аксиому. Опираясь на нее, проводят все остальные хронологические исследования. Но скалигеровская хронология -- это не аксиома. Конечно же, люди, принимающие эту хронологию на веру, за аксиому, не могут воспринять противоречащие ей результаты.

В этом, как нам кажется, причина отсутствия взаимопонимания между критиками хронологии и историками. Критики указывают на ошибки в скалигеровской хронологии, а в ответ слышат, что "эти даты МОЖНО восстановить". А когда задается вопрос: Кто именно и как это сделал в том или ином конкретном случае? -- в ответ либо молчание, либо общие слова, либо (в лучшем случае) ссылки на Скалигера -- Петавиуса.

Стоит сказать также следующее. Часто раздающиеся утверждения о том, что "хронологию можно восстановить" (например, на основе дошедших до нас хозяйственных документов, археологических данных и т. п.), в общем-то правильны. Другое дело -- сделано ли это. Ситуация такова, что на самом деле в исторической науке этого не сделано. Но всегда молчаливо подразумевается, что если это все -таки сделать, получится независимое подтверждение скалигеровской хронологии. Это не так. Как показали наши исследования, хронология, восстановленная на основе применения математических методов к письменным источникам, оказывается не скалигеровской. Хотелось бы услышать от наших оппонентов: кто, как и где (в какой книге) восстановил хронологию древности на основе, например, хозяйственных документов, причем НЕЗАВИСИМО от скалигеровской хронологии.

В некоторых откликах нам приписывают многое такое, чего не только мы не говорили, но что никак не следует из наших работ. Иногда за этим скрываются попытки дискредитации наших результатов.

Возражения, носившие научный характер (или видимость таковых), мы тщательно анализировали и давали на них ответ в наших

книгах и статьях. Например, одним из таких возражений, была попытка

оспорить наши (и Н.А.Морозова) результаты астрономического характера, в

частности, новую датировку античных затмений и нашу датировку

звездного каталога Альмагеста. "Астрономические возражения" были

опубликованы Голубцовой Е.С., Завенягиным Ю.А. в статье "Еще раз о

"новых методиках" и хронологии древнего мира" (Вопросы истории, 1983,

No. 12), а затем Ефремовым Ю.Н., Павловской Е.Д. "Датировка

"Альмагеста" по собственным движениям звезд" (ДАН СССР, 1987, т.294,

No. 2). В нашей книге [430] дан ответ на эти публикации. Оказалось, что наши критики в данном случае допустили серьезные математические

ошибки, а иногда даже прибегали к фальсификации исходных данных.

Если говорить о критических отзывах историков, то нельзя не отметить, что наши критики не задерживаются подолгу на математических или астрономических вопросах, ограничиваются здесь скороговоркой и иногда даже допускают элементарные ошибки. Наскоро "уплатив дань" астрономии и математике, они с облегчением покидают эту неуютную сферу и переходят к аргументам иного рода - "исторического характера". Здесь они чувствуют себя уверенно и переходят в наступление, обвиняя нас в том, чего мы никогда не говорили: "Археологи и эпиграфисты выступили против их (то есть против якобы нашего - А.Ф.) утверждения о том, что все "древние" предметы, обнаруженные в настоящее время при раскопках, были кем-то закопаны нарочно в средние века... Например они считают, что пирамиды были построены в средние века, затем закопаны и найдены в новое время, равно как римский Колизей и греческий Парфенон."(Голубцова и Кошеленко, "Вопросы истории", 1982, No. 8).

Надо ли говорить, что эти приписываемые нам нелепые высказывания существуют лишь в воображении наших критиков. Надо полагать,

уважаемые авторы статьи в "Вопросах истории" были совершенно уверены,

что журнал "Вопросы истории" откажется публиковать наш ответ на эти

домыслы. Так и произошло.

Приведем еще примеры обвинений в наш адрес, показывающие уровень "научной" критики.

1) Математики "по существу выступают против

марксистской концепции смены социально-экономических формаций"

(В.Г.Трухановский, "Вопросы истории", 1984, No. 1).

2) "Необходимо очень умело использовать количественные методы, чтобы избежать применительно к исторической науке грубых ошибок",

допущенных математиками, "которые, слепо доверившись

математическому анализу, и не зная исторического процесса,

попытались зачеркнуть античную историю".(З.В.Удальцова; там же).

3) "К сожалению, имеют место попытки самостоятельного обращения математиков к историческим сюжетам, что иной раз приводит к некорректным построениям и даже ошибкам. Так, погоня за сенсационностью и абсолютизирование математических методов привели к тому, что одни математики пытаются доказать, что источники по античной истории являются средневековыми подделками..." (С.Тихвинский, журнал "Коммунист", 1986, No. 1, с.105).

Или вот, например, статья И.Дьяконова "Откуда мы знаем, когда это было" ("Наука и жизнь", 1986, No. 5). Вместо обстоятельного

рассказа об основаниях хронологии, следует пересказ ученических

сведений о хронологии из исторических учебников.

Завершив пересказ учебников, Дьяконов кончает статью так: <<�И не надо сочинять небылицы, делающие нас безродными людьми без прошлого, даже если для этих небылиц привлекаются ЭВМ. Машина она и есть машина, и когда ей задают нелепые вопросы, она естественно выдает нелепые ответы. Итак, у нас есть достаточные основания, чтобы "знать, когда это было">>

Обзор остальных известных нам откликов, вплоть до конца 1998 года, см. в нашей книге "Библейская Русь".



Несмотря на указанные трудности, мешающие восприятию новой хронологии многими традиционными историками, хотелось бы надеяться, что вопросы хронологии вскоре окажутся в центре внимания исторической науки. Они этого заслуживают. Сотрудничество историков и математиков в области хронологии даст много нового и интересного.